Открытки советского периода - самый распространенный вид печатной продукции, встречающийся при разборе “бабушкиного сундука”. Практически в каждой семье есть альбомы с любовно собранной коллекцией открыток. Но всё ли, бережно сохраненное нашими мамами и бабушками, представляет ценность для коллекционеров и антикваров?

Открытки раннего советского периода, периода ВОВ, послевоенного периода и позднего советского периода

Условно, открытки делятся на временные периоды. Казалось бы, эти периоды и обределяют ценность печатной продукции, но всё так просто.

  1. Период Гражданской войны (1918-1921 гг.) – наиболее редко встречающиеся открытки и потому наиболее ценные. Говоря о печатной растиражированной продукции того времени, мы всегда подразумеваем острую политическую агитацию. Поэтому на открытках того времени мы чаще всего видим призыв к борьбе за новую жизнь.
  2. Довоенный период - острая политическая составляющая сохраняется, но авторы открыток начинают обращаться к кинематографу (фотопортреты звезд экрана), изобразительному искусству (репродукции картин), туризму (виды всесоюзных здравниц и тд). В конце 1930-х гг. вновь появляются едва ли не позабытые поздравительные открытки. Из всего этого многообразия особый интерес представляют изображения советской символики, “вождя и отца народов” И.В. Сталина, а также агитационные открытки, призывающие прийти на выборы.
  3. Период Великой отечественной войны - ценность открыток этого страшного времени очевидна. Несмотря на огромные тиражи, выполненные в кратчайшие сроки, стоимость открыток иногда превышает пять тысяч рублей. Острая сатира направленная против врага, репродукции плаката “Не болтай!” (выпущена в первый месяц войны огромным тиражом в 200 000 экземпляров), портреты Героев Советского Союза, новогодние фронтовые поздравления, Ленинградская блокады, тяжелый труд в тылу - вот сюжеты отраженные на небольшом плотном листе бумаги. Особый интерес представляют заполненные почтовые карточки.
  4. Послевоенный период - послевоенные советские открытки становятся еще более растиражированными, более массовыми. Возвращаются виды советских городов, актеры театра и кино, репродукции картин, поздравления с 8 марта и проч. праздниками. За редким исключением открытки позднего советского периода не представляют особого интереса.

На что обратить внимание при оценке советских открыток?

  • дата выпуска открытки
  • тираж открытки
  • состояние открытки
  • тематика (агитационная, поздравительная, рекламная, виды городов, фотопортреты деятелей искусства, анималистика)
  • штампы, печати, марки, надписи

Как правильно сфотографировать советскую открытку для оценки экспертом

  • фотографии должны быть четкими
  • общая фотография лицевой стороны, дающая представление об открытке в целом
  • более крупные фото деталей, состояния уголков
  • общая фотография оборотной стороны
  • более крупные фотографии печатей, штампов, марок, надписей
  • фотографии входящих данных: год выпуска, тираж, издательство, автор

Правильно сделанные фотографии помогут эксперту оперативно провести оценку печатной продукции онлайн.