- Развитие плаката в дореволюционный период
- Плакаты в период Гражданской войны и первых лет Советской власти
- Плакаты времен индустриализации и коллективизации
- Плакаты военного времени
- Плакаты времен хрущевской «оттепели» и периода «застоя»
- "Перестройка" на плакатах
Истоки возникновения политического плаката следует искать в далеком прошлом. Еще в Древней Греции и Древнем Риме вывешивали объявления в людных местах для привлечения внимания. А в России предшественником плаката можно считать лубок, зародившийся в XVI веке.
Так что же такое плакат? Советский художник В.С. Иванов дал ёмкое ему определение: «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения». Именно поэтому в данном виде изобразительного искусства используются контрастные цвета, лаконичность, возможность быстрого считывания информации и концентрация на одном главном персонаже. Язык плаката должен быть обращен к каждому зрителю, донося до него призыв к действию, наглядную информацию или рекламу.
Принято выделять несколько плакатных жанров:
- политический, который устойчиво ассоциируется с агитационным искусством советской пропаганды;
- информационно-рекламный, жанр, превалирующий в современных реалиях;
- учебно-инструктивный, являющийся неотъемлемой частью школьных, высших учебных заведениях и проч.;
- дизайнерский, возникший с яркой вспышкой поп-арта, который сделал из плаката украшение интерьера;
- зрелищный плакат, неразрывно связанный с цирковыми, театральными и киноафишами.
Но вернемся к истории. Развиваясь из лубочных картинок, близких к народному духу, плакат к началу ХХ века закономерно стал видом массового искусства. Он превратился в доступное средство информации, рекламы и инструктажа. Таким образом плакат выполнял все те функции, которые сейчас берут на себя телевидение и интернет. И потому он не мог не стать средством наглядной политической агитации, в тяжелые суровые времена выливавшимся в серию пропагандистских плакатов.
Дореволюционный плакат
Начало было положено в Русско-Японскую войну. Первой ласточкой агитационных плакатов были похожие на лубки картинки, рассказывающие о боевых действиях, героях «Варяга» и карикатурно высмеивающие врага.
С выстрелом Гаврилы Принципа 28 июня 1914 года в Сараево, одновременно с началом Первой мировой войны развитие отечественного политического плаката стало набирать обороты. Появилась острая необходимость в формировании общественного мнения. В ход пошли так любимые народ героические и сатирические лубки. Как и в русско-японскую через плакаты общество информировали о ходе боевых действий, появились новые герои и полководцы, разоблачался и высмеивался неприятель. Впервые прозвучал призыв: “Всё для фронта, всё для победы!”.
Особый отклик у населения вызывала благотворительность. На эту тему были выпущены агитационные плакаты о военном займе, о помощи инвалидам, детям-сиротам.
Над плакатами работали художники-мирискусники Д. Митрохин и О. Шарлеман, с их немного наивными произведениями. А также творившие в издании “Сегодняшний лубок” - К. Малевич, А. Лентулов, В. Маяковский.
С февраля 1917 года начинается новый этап, по сути, время рождения политического плаката в хрестоматийном виде. В сумбуре новых веяний, в калейдоскопе рождения новых партий происходит постепенный уход от лубка. К октябрю 1917 года плакат становится мощным рупором пропаганды, достигая небывалых высот благодаря художественному воплощению.
Гражданская война и первые годы Советской власти
В Гражданскую войну родились новые аллегории и символы. Мир раскололся на “красное” и “белое”. Плакат уверенно и победоносно вышел на улицы городов. Как всегда, на разломе эпох в произведениях искусства зазвучал рупор эпохи. По обеих сторон идеологически непримиримых врагов художники бросились в борьбу за свои идеи. Но… но как порой похожи между собой их произведения! Примером могут служить два плаката “Борьба красного рыцаря с темной силой” художника Б.В. Зворыкина и “За Единую Россию!” неизвестного автора. И там и там на плакате изображена битва воина света со злом. И там и там герои бьются за свои идеалы, за будущее своей Родины. В истовом порыве, в искренней вере в Победу.
В это время плакат становится не только символом искусства, не только историческим источником, но прежде всего – символом эпохи. На Юге России, оплоте «белого» движения, рупором пропаганды стал ОСВАГ (Отдел Осведомления правительства вооруженных сил Юга России). Тем временем как производителем «красных» агитационных материалов с более ясной, сильной идеологией было издание ВЦИК. К яростной борьбе с врагами призывали А. Апсит, В. Дени, Д. Моор и Л. Лисицкий. А из “Окон РОСТа” звучал мощный голос В. Маяковского.
В воззваниях к людям с агитационного плаката звучало рождение нового мира, союза крестьянства и пролетариата. Земной шар наконец-то сбрасывал с себя тяжкие оковы, являя миру могучую поступь молодой Республики.
Три страшных года Гражданской войны, интервенция, голод, эпидемии. Советская Россия восставала из крови братоубийственной бойни. И ужас того времени воплотился в великом произведении Д. Моора “Помоги”.
Советы победили. И как никогда нуждались в рупоре пропаганды. В.И. Ленин высказал очень правильную мысль “Важнейшим для нас искусством является кино…” и конечно, плакат. Советской политической системе был необходим агитационный плакат, который бы поддерживал и продвигал идеи нового строя. Появились художественные объединения, которые взяли на себя эту работу: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ) и Объединение московских художников (ОМХ). В их произведениях поднимались главные на тот момент темы, и окончательно сформировались принципы и задачи агитационного плаката. Освещались восстановление хозяйства, ликвидация безграмотности, новая межполовая и гендерная политика. На плакатах и в реальной жизни шла борьба с враждебными элементами и религией, рассказывалось о НЭПе и продналоге. Не забывали и о новых праздниках: годовщине Октябрьской революции и 1 мае.
Молодое государство искало новые пути в решении художественных задач. И оттого 1920-ые годы ознаменовались стилевым многообразием, в которым переплелись и лучизм, и фовизм, и конструктивизм, а также не сдающий своих позиций реализм. В это же время зарождается и развивается метод “романтического монтажа”, громко заявившего о себе в киноафишах.
Индустриализация и коллективизация на плакатах
Последующие годы с 1928 года по 1940 год прошли под девизами индустриализации и коллективизации. В это время в изобразительном искусстве уже сформировался образ идеального советского человека. Героями агитационного плаката становятся шахтеры, полярники, летчики, женщины-депутаты. Стахановское движение, охватившее весь Советский Союз, подарило благодатные темы для художников-плакатистов.
Сложная и тяжелая тема коллективизации также нашла отображение в политическом плакате, служившим главным инструментом в создании рекламной компании колхозам, пришедшим на смену прежним крестьянским хозяйствам.
Будет нелишним упомянуть и множество рекламных плакатов того времени. рекламировалось всё: туристические походы, парфюмерия, мороженое, папиросы и пиво и многое-многое другое.
В 1932 году произошло знаменательное событие - создание Союза советских художников, и одновременно с этим появляется издательство ИЗОГИЗ (“Изобразительное искусство”), ставшее едва ли не главным рупором пропаганды в плакатном искусстве. И главное, официальным художественным языком советского искусства становится “социалистический реализм”, а авангардные течения, бывшие столь популярными в 1920-х годах, объявляются “формалистскими” и “вредными”.
С середины 1930-х годов среди знатных хлеборобов, среди героических летчиков и “простых русских баб” появляется непременный атрибут плакатного искусства той поры - “Великий вождь и учитель” И.В.Сталин. Один из интереснейших образов создал “отцу народов” Б.Е. Ефимов. На плакате изображен Иосиф Виссарионович крепко держащий штурвал корабля Страны Советов.
Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В 1941 году на долю нашей страны выпало величайшее испытание, унесшее миллионы жизней, разрушившее города, покалечившее многие судьбы. И одновременно с этим период Великой Отечественной войны - наивысший расцвет советского плакатного искусства. Лучшие художники своей эпохи работали над плакатами той эпохи: Л. Лисицкий, П. Соколов-Скаля, Б. Ефимов, В. Корецкий, В. Иванов, Н. Ватолина.
На второй день войны, 23 июня 1941 года улицы Москвы были увешаны плакатом художника А. Кокорекина «Бей фашистского гада!». Художником В. Дени было выполнено сильное мотивационное произведение “Каждый удар молота – удар по врагу!”. Лаконично, в красно-черной гамме высказались и Кукрыниксы: “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”.
В конце июня 1941 года, когда враг неумолимо шёл по Советскому Союзу, был создан известнейший плакат великой отечественной войны “Родина-мать зовет!”. Произведение И.Тоидзе безусловно стало символом мужества, стойкости и героизма. Плакат выполнен всё в том же лаконичном цветовом решении, мощно воздействующем на зрителя.
Основными темами агитационного плаката становятся призывы к борьбе и обороне, прославление солдат-героев, ненависть к врагу. Образ последнего выставлялся в карикатурном виде. Над захватчиками и их пособниками зло и едко смеялись художники-карикатуристы. Смешным и жалким предстает Адольф Гитлер на плакате Кукрыниксов, посвященному Сталинградской битве.
Рассматривая плакаты последнего, победного года войны, мы можем наблюдать, как меняется настроение, как на передний план выходит основной персонаж - Воин-освободитель – солдат Красной армии.
Главным лозунгом послевоенной эпохи становится: “Победили в боях, победим и в труде!” Страшная разруха городов и сёл, тяжелая послевоенная жизнь на продовольственные карточки, необходимость восстановления страны – всё это требовало подвига. Плакат снова пришел на помощь советской пропаганде. Наполнив праздником и ликованием свои произведения искусства художники-плакатисты прославляли союз науки и труда, строительство канала, выборы в местные советы. Тревога и напряженность сменились искренней верой в светлое будущее.
Плакаты хрущевской «оттепели» и эпохи «застоя»
С 1956 года до середины 1980-х происходит не только развитие плакатного искусства, но и его деградация.
После ХХ съезда КПСС давление государственной пропаганды уменьшилось. Как следствие фигура товарища Сталина исчезла из произведений искусств. Реабилитация коснулась не только невинной обвиненных жертв репрессий, но и агитационного искусства 1920-х, которое в 1930-х годах клеймилось как ранее “формалистское”. Дуновение ветерка свободы проникло в агитационные плакаты.
1950-1960-ые годы полны энтузиазма к новым свершениям. Пришло время покорителей космоса, целинных земель, открывателей новой сельскохозяйственной культуры и гостеприимных хозяев Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Плакаты полны юношеского порыва, свежести и надежд на великие свершения.
К 1970-м годам меняется художественные средства выражения. Плакат от ярких красок, многообразности и детализации приходит к большей лаконичности и плоскостности. Большая тема строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) ещё призывает к стремлению к светлому будущему, однако… Резкий контраст между идеологией и реальностью становился всё более очевидным. Агитация, всё так же мелькающая на стенах домов и учреждений, уже не имеет прежнего отклика у населения.
Создание плаката превратилось в простую формальность, художник не видел стимула к поиску новых творческих путей для воздействия на сознание зрителя. В Советском Союзе наступила стагнация, в полной мере отразившаяся на изобразительном искусстве.
Плакаты Перестройки
Совершенно обоснованно позднюю советскую эпоху 1985-1991 годов отождествляют с новым всплеском интереса к политическому плакату. В это время происходят кардинальные изменения в обществе и политической жизни страны. Переосмысление своего прошлого, новые большие надежды, борьба с системой и значение отдельной личности в текущей истории государства – вот острые темы повестки дня. Новый курс в будущее не мог обойтись без помощи плакатного искусства.
Казалось бы, плакаты 1980-х годов мало отличаются стилистики 1970-х. Художественное выражение и даже посыл остаются прежними. Однако с 1987 года с ростом накала политических дискуссий и критики системы художники начали проявлять больше творческой свободы. В приоритет становятся политические острота и значимость. Помимо критики власти на передний план выступают и социальные проблемы: рост наркомании и алкоголизма.
Дальнейшее развитие плакатного искусства идет по пути попыток удивить и поразить зрителя. Художнику становится важно выразить личную позицию. В изобразительном языке мы наблюдаем стелевую полифонию, где смешиваются монументальность, брежневский лаконизм, образность авангарда 1920-х и пестрота лубка. В это же время осуществляется попытка создать новые стандарты.
Можно с уверенностью сказать, что плакат вновь обрел политическую востребованность. Однако он утратил своего основного заказчика в лице государства.
Агитационное искусство всегда вызывало интерес коллекционеров. И потому политический плакат ценится на рынке антиквариата и винтажа и как предмет коллекционирования, так и предмет интерьера.
Антикварный клуб “Raritetus” может приобрести Вашу подборку советских плакатов и бесплатно произвести экспертную оценку онлайн.