Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) или Ленинградский завод фарфоровых изделий – это крупные фарфоровые производства, которые имеют широкую известность. Однако, на территории Санкт-Петербурга в период существования советского государства находились и другие предприятия, выпускавшие изделия из фаянса и керамики. Об одном из них и пойдет речь в данной статье.
История ленинградской артели «Прогресс»
Артель «Прогресс» - это необычное явление в истории советского фарфора. Предприятие было создано в 1946 году с целью трудоустройства людей, ставших инвалидами в ходе Великой Отечественной войны. Такой подход позволял героям войны найти свое место в теперь уже мирной жизни, не становясь обузой для своих близких, а, наоборот, являться полноценными членами общества. Именно их руками изготавливались предметы из фарфора, которые были необходимы советскому обществу в послевоенный период. Ленинградской артелью производилось не только большое количество фарфоровых изделий, но и, например, продукция из бытовой пластмассы и многое другое.
Возглавлял артель старателей «Прогресс», не поставленный на это место директор, а избранный членами артели председатель. Для рабочих предприятия было построено общежитие. На базе артели работали ювелирный, пластмассовый и, конечно, фарфоровый цеха. Первый изготавливал продукцию в виде украшений, например, сережек и брошей. В пластмассовом цехе артели производились гребни для волос и мыльницы. Основным видом деятельности последнего подразделения предприятия стало изготовление посуды и фарфоровых статуэток. Последние считаются особенно ценными в среде коллекционеров.
Просуществовала артель «Прогресс» всего полтора десятилетия. Уже к концу 1950-х гг. предприятие начало приходить в упадок, а производство изделий сократилось. В результате, помещения артели взял под свое руководство ювелирный завод. Фарфоровое производство, в лице мастеров-керамистов, в свою очередь перешло в ведение завода «Стройфаянс». При этом интересно, что никаких документов, которые могли бы подтвердить факт слияния двух этих предприятий, нет. Согласно одному из источников, сотрудников артели в личных делах просто появились отметки нового учреждения. Кроме того, изготовление фарфоровых статуэток, которым ранее занималась артель, продолжилось и на новом предприятии.
Затем в начале 1960-х гг. производство «Стройфаянса» вошло в «Ленинградское объединение по производству фарфоровых изделий имени М.В. Ломоносова». В 1960-х гг. структура бывшей артели постоянно усложняется. Под эгидой Завода ювелирных изделий, фарфоровые статуэтки создавались мастерами вплоть до 1965 г. Наступает новый этап в развитии производства, когда оно входит в состав Завода металлической и пластмассовой галантереи. Произведения малой пластики при этом продолжают выпускаться, однако, теперь маркируются иначе. Количество пластмассовой продукции начинает превышать число фарфоровых изделий. Параллельно на предприятии идут работы по огранке драгоценных камней. Постепенно следы артели «Прогресс», существовавшей всего несколько лет, теряются.
Художники ленинградской артели «Прогресс»
Среди художников, создававших произведения для артели «Прогресс», работало много известных и талантливых мастеров. Среди них можно назвать Георгия Николаевича, Александра Георгиевича и Валерия Георгиевича Трауготов, а также Юрия Павловича Смирнова и В.И. Соколова.
Семья Трауготов, отец и двое сыновей, - это художники, наиболее известные своими достижениями в области книжной графики. Под общей подписью «Г.А.В. Траугот» они создавали иллюстрации совершенно в разных жанрах для более чем 200 книг. Особенно известны их статуэки по произведениям Ханса Кристиана Андерсена, Шарля Перро, Эрнста Теодора Гофмана и Александра Сергеевича Пушкина.
В артели Трауготы активно работали в сотрудничестве с мастерами-керамистами. Благодаря этому была создана, например, известная серия статуэток под названием «Золотой ключик». В нее вошли фигурки: «Арлекин», «Буратино, «Мальвина и Артемон», «Папа Карло». Другим не менее известным произведением стала работа «Чиполлино» по мотивам сказочной повести Джанни Родари. Как и в случае с книжными иллюстрациями, семья Трауготов изготавливала свои фарфоровые фигурки в результате совместного труда. Моделировал статуэтки в основном Александр Георгиевич. Росписью же готовых моделей занимался преимущественно Валерий Георгиевич.
Среди работ мастера, Юрия Павловича Смирнова, произведения малой пластики, в основу которых легли сюжеты русской сказки «Конёк-Горбунок». Одной из самых известных его художественных работ является фигурка под названием «Лисёнок» (которая известна так же, как «Лисичка»). Другим важным произведением в творчестве мастера стала скульптурка «Зайка-зазнайка». Она была одобрена для массового производства на художественном совете живописно-скульптурного комбината Ленинградской области в 1955 г.
Клейма артели «Прогресс»
Основным источником, к которому обращаются исследователи и коллекционеры для атрибуции произведений из фарфора, включая предметы ленинградской артели «Прогресс», стал каталог клейм «Марки советского фарфора, фаянса и майолики 1917-1991гг.», Насонов С. М., Дворкин Г. Л.
Основная позиция исследователей фарфоровых изделий состоит в том, что предметы с маркировкой в виде литер «ПА» черного цвета относятся к периоду работы самой артели в 1946-1960 гг.
Около 1960 г., после слияния предприятия с Заводом ювелирных изделий, клеймо трансформируется, приобретая форму ограненного драгоценного камня, подчеркнутого двумя параллельными, изогнутыми линиями. В этот период оно обычно красного цвета.
Затем, после того, как в 1965 году артель вошла в состав Завода металлической и пластмассовой галантереи, маркировка вновь изменилась. Теперь она представляла собой литеры «М» и «З», заходящие друг на друга и заключенные в квадратную рамку. Это клеймо было выполнено в синем цвете.
Если вы хотите продать антикварные фарфоровые изделия, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку изделий из фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить их и предложат выгодную цену.