Барановский фарфоровый завод (БФЗ) СССР

Raritetus
Поделиться

  1. Барановка при Мезерах
  2. Барановский фарфоровый завод при Грипари
  3. Барановский фарфоровый завод после революции 1917 года
  4. Клейма барановского фарфора по годам

Судьбу городка Барановка Житомирской области, впрочем, как и многих других близлежащих поселений Волыни, определило открытие богатого месторождения каолина. Каолин – это особый сорт белой глины, из которой изготавливают фарфоровую посуду. Свое название каолин получил от местечка Гаолинг (Gaoling) в провинции Цзянси в Китае. Секрет китайского фарфора европейцы пытались открыть до тех пор, пока многочисленные опыты в начале XVIII века в Саксонии не увенчались успехом. Для изготовления фарфора главным образом требуется качественное сырье. Месторождения Украины по своим запасам уступают лишь залежам в Китае, США и Великобритании, а по свойствам сравнимы с лучшими образцами. Благодаря большим сырьевым запасам фарфоровое производство зародилось в Полесье уже в XVIII веке.

Каолинит

Создание фарфоровой фабрики в Барановке братьями Мезер

В 1802 году братья Михаил и Франтишек Мезер подписывают с владельцами Барановки магнатами Любомирскими-Валевскими соглашение о создании фарфоровой фабрики. Выбор места был не случаен, здесь, на берегу реки Случи обнаружили неглубокие залежи белой глины. У братьев Мезер к тому времени был накоплен опыт работы с фарфором на Корецкой фабрике Чарторыйского. Трудиться на фабрику приглашают местное население. Среди мастеров завода были и крепостные крестьяне, которые также исполняли сложные работы по росписи.

Сохранив классическую стилистику и опираясь на образцы фабрики Чарторыйского, в Барановке запустили производство фарфора с изысканной пейзажной росписью, красивыми растительными орнаментами. О барановском фарфоре стало известно и при дворе. Две парадные вазы, выполненные в подарок императору Александру I, так ему понравились, что он разрешил заводу ставить на фарфоровых изделиях государственный герб с двуглавым орлом в качестве маркировки продукции.

Дело возглавил Михаил Мезер. Барановская фабрика превратилась в процветающее предприятие. После смерти Михаила в 1820 году завод перешел в руки наследников, которые сумели не только поддержать, но и существенно расширить дело. Покупатели ценили качество фарфора и неповторимый яркий полесский стиль росписи, в котором преобладали золотистые, красные и голубые оттенки. Для росписи чайных сервизов и столовой посуды – кувшинов, салатников, супниц, соусников и ажурных корзиночек использовали цветочные узоры из васильков, незабудок и ромашек. Любимыми мотивами росписи были колосья, дубовые листья или камыши.

Тарелка 19в

Парадные наборы и декоративные вазы украшали утонченным рифленым узором, миниатюрами по сюжетам польских гравюр, на которых изображали портреты исторических деятелей, пейзажи, архитектурные памятники. Изделия выполняли по индивидуальному заказу с нанесением монограммы или герба заказчика, оформляли значимыми для него подписями. Сложная технология многократного обжига и нанесения редких красок определяла высокую ценность декоративно-прикладных изделий Барановки.

Тарелка 1820

Пользовались успехом и отдельные предметы сервировки - чайные пары изысканной формы, наборы на двоих для завтраков «тет-а-тет». Фарфоровые чашки выпускали разной формы: цилиндрические, высокие на ножке, развальцованные, низкие. Барановские моделисты разрабатывали формы для аптекарской посуды. Ассортимент был широк, барановский завод считался одной из крупнейших фарфоровых фабрик.

В 1845 году фабрика в Барановке передана в аренду. Новые управляющие не смогли поддерживать уровень качества фаянсовых изделий, закрепившийся при Мезерах. Сокращалось количество работников, фабрика постепенно приходила в упадок, на барановскую продукцию перестали ставить герб, так как она не соответствовала стандартам. Новой владелицей фабрики стала графиня Казимира Грохольская в 1884 году. Ей не удалось улучшить положение фабрики, и в 1895 году дело покупает выходец из греков, купец из Севастополя Николай Грипари.

Отправьте фото удобным вам способом

    Грипари – новые владельцы Барановского завода

    Николай Петрович Грипари длительное время служил в Севастополе в должности греческого консула, за свою деятельность был награжден орденами. В 1895 году он стал владельцем фабрики в Барановке, которая к этому времени находилась в полуразрушенном состоянии после пожара. Предпринимательский талант, вложение собственных средств позволили Грипари реконструировать завод и восстановить выпуск фарфоровой и фаянсовой посуды. Помимо посуды предприятие выпускало канализационные трубы и огнеупорный кирпич, что позволило получать хорошую прибыль. Развитие производства в Барановке поддержали пятеро детей Николая Петровича.  Сын владельца завода Петр обучался в Англии, Бельгии, стажировался в Лиможе. Петр Грипари возглавил предприятие в 1901 году. Формы, которые он разработал, использовали даже в советское время.

    Грипари

    На заводе применяли новые технологии, провели установку газовых печей. К сотрудничеству пригласили опытного французского мастера по моделям Филиппона, художника Батио. Модернизация позволила изготавливать фарфоровые изделия высокого уровня, которые участвовали в международных выставках в Италии, Испании, России. Фарфоровые предметы с нежнейшей росписью отличались белизной, прозрачностью и тонкостью. Грипари осуществляли престижные поставки фарфора к императорскому двору, а также для нужд Черноморского флота. Барановский фарфор считался одним из лучших на территории Украины.

    Барановский фарфоровый завод в советский и постсоветский период

    Семья Грипари, оценив сложную обстановку 1917 года, эмигрировала в Швейцарию. С собой они забрали оборудование, формы, часть готовой продукции. Поэтому после национализации Барановского завода, заново производство восстанавливали при нехватке технической базы, готовых форм, образцов.

    Изделия советской фабрики, конечно, не могли конкурировать с известным фарфором Грипари. Но у нее были другие задачи – наладить выпуск продукции для хозяйственного использования, отдать приоритет производству фарфора для дома.

    Чайная пара

     В поддержку нового строя требовался выпуск агитационного фарфора. Мастер Мусий Романюк в 1922 году создает сервиз в подарок В.И. Ленину. В лучших традициях на белоснежном фарфоре был изображен золотой вензель с инициалами "В.Л". Предприятие становится государственным фарфоровым заводом и ему присваивают имя Ленина.

    ВИЛ чашка

    Постепенно переходят к производству художественных изделий. Важным направлением работы было изготовление фаянсовых тарелок с агитационной тематикой.  Над агитационной темой работали художники М. Котенко и П. Мусиенко. На тарелках и вазах сияли пятиконечные звезды, жизнеутверждающе смотрели в будущее вожди, бодрые лозунги призывали трудиться на благо страны.

    ВАза агитационная

    Барановский завод был в числе фарфоровых заводов, которые принимали участие в государственных поставках по соглашению с Турцией и Египтом, что позволило заводу выйти на высокий производительный уровень.

    В 1930-е годы намечается тенденция к упрощению форм, отказ от сложного декора, изделия должны были производиться массово, стоить недорого. Примером таких изысканий стал сервиз «Восьмигранный». Он был лишен декора и выигрывал лишь за счет пропорций и гармоничной формы.

    Во время Великой Отечественной войны завод сильно пострадал, но после её окончания был восстановлен в первую пятилетку. Барановский завод производит фарфоровые сервизы, вазочки, сахарницы, молочники и соусники, баночки для специй, наборы тарелок и чашек.

    ВАза

    В бытовой керамике утонченность европейского стиля сменила аутентичность. В винных наборах, штофах, кувшинчиках и массивных кружках наблюдается подражание старинной бытовой посуде.

    Сахарница

    Молочник

    Отправьте фото удобным вам способом

      1950-1960-е годы отмечены художественным подходом к изготовлению фарфоровых изделий и развитием скульптурного направления. М. Криворукая, И. Величко, В. Сергеев, Л. Ивковская и другие художники и скульпторы трудились над созданием замечательных работ интерьерной пластики. Мелкая пластика этих лет высоко ценится коллекционерами.

      Оксана с зеркалом

      В это время в Барановке работает один из известнейших украинских скульпторов Владислав Щербина. Позднее он станет работать в Киеве, но его работы составляют «золотой фонд» барановского фарфорового завода. Фарфоровые статуэтки с ярко выраженным национальным колоритом отличает динамичный силуэт, округлые формы, нежные тональные переходы цветов, с преобладанием красных оттенков. Они охватывают жанры – украинский фольклор, литературные персонажи, танцы народов мира, анималистика.

      ТАрас Бульба

      Супруга В. Щербины – Оксана Жникруп также начинала свой творческий путь на Барановском заводе. Среди ее работ, выполненных в Барановке, выразительные скульптуры на лирические темы балета, народного танца, цирка. В декоре ее скульптур использовались элементы народного искусства, орнаменты вышивок, выражен интерес костюму.

      Жникруп

      Работы Валентины Покосовской хорошо известны ценителями украинского фарфора. Скульптура на тему народов мира выполнена с учетом культурных особенностей, деталей одежды, черт лица и с традиционными предметами, характерными для той или иной народности.

                                                       Негритянка  Якутка

      На Барановском заводе одними из первых применяли инновационные технологии. Использование конвейерных печей, вакуумирования фарфоровой массы, ускоренного обжига фарфора, метода прессования из полусухих масс позволяло мастерам экспериментировать с формами и декором.

      Полная механизация процессов способствовала производству чайных, кофейных и столовых сервизов, статуэток, декоративно-прикладных изделий. Предприятие выпускало посуду на экспорт, а художественный фарфор участвовал на международных выставках.

      чайная пара

       

      Завод успешно работал в 80-е годы. В последующие десятилетия, после объявления независимости Украины, экономическая ситуация стала меняться. В 2007 году БФЗ стал собственностью чешской компании "Manufaktura Pirkenhammer". Повышение цен на газ и появления на рынке европейских изделий, недорогой китайской продукции усложняли финансовое положение завода.  На волне интереса к классическому или наоборот, необычному дизайну, статуэтки и сервизы в национальном стиле стали менее востребованы.

      НАбор

      К 2013 году многие из фаянсовых фабрик Украины были закрыты. Производственная база Барановского завода была распродана и вывезена, выпускать конкурентную продукцию уже было невозможно. Завод был объявлен банкротом.

      Клейма БФЗ

      За более чем двухсотлетнюю историю, клейма завода менялись несколько раз. Сначала это были клейма Мезеровского периода и Грипари. В советское время на маркировке отражалась принадлежность завода к государственному объединению ВСЕУКРТРЕСТ. Послевоенные клейма содержали стилизованную надпись на украинском языке «Баранiвка».

      Клеймо до совет

      Клеймо

       

      Если Вы желаете продать фарфор Барановского завода, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Оставить комментарий

         

        Комментарии (всего: 0)



        Похожие статьи
        Медные монеты Александра 2: 1, 2, 3, 5 копеек, полушка, денежка Александра 2, цены 26.12.2022 в 06:20
        Фарфор Volkstedt: клейма по годам, история фарфора Фолькштедт, статуэтки и сервизы 29.12.2022 в 10:43
        Фарфор Веймар: клейма по годам, история, фарфор Weimar Porzellan 29.12.2022 в 09:30
        Фарфор Розенталь: клеймо по годам, антикварный фарфор Rosenthal 27.12.2022 в 07:37
        Рижский фарфор: история Рижского фарфорового завода и каталог клейм RPR по годам 27.12.2022 в 06:36
        Лиможский фарфор (Limoges): клеймо по годам, история фарфора Лимож Франция 30.12.2022 в 06:43
        Минский фарфоровый завод: клеймо МФЗ по годам, история минского фарфора 30.12.2022 в 09:45
        Конаковский фаянс: клейма по годам ЗиК Конаково, история Конаковского фаянсового завода 14.01.2023 в 07:52
        Фарфор Валлендорф: клеймо Wallendorf, статуэтки Валлендорф, вазы, Германия 23.01.2023 в 03:51
        Никольский (Бахметьевский) хрустальный завод - история бахметьевского хрусталя, клеймо 24.01.2023 в 02:01