- Древний сикль (шекель)
- Ветхий Завет и весовые единицы
- Монеты Ветхого Завета
- Монеты Нового Завета
- Деньги современного мира с названиями из Библии
Даже тот, кто ни разу не читал Библию, скорее всего, наслышан о ней. А общий уровень культуры современного человека обязательно содержит пару-тройку поучительных историй, корни которых ведут к библейским притчам. Ещё недавно все типографии нашей планеты каждый день печатали более тридцати тысяч Библий. Приведёт ли переход на электронные носители к падению тиражей, пока неясно. К 2013 году общее количество отпечатанных Библий уже превышало шесть миллиардов экземпляров. К 2016 году библейские тексты были переведены почти на три тысячи языков народов мира.
Библейские сюжеты многие века вдохновляли людей искусства на создание великих произведений. Одним из мировых шедевров живописи считается полотно Тициана «Динарий кесаря». Динарий (или денарий) – не единственная монета, упомянутая в Писании. Древние деньги служили не только описанием быта того времени, сопровождая важные сделки или покупку предметов обихода. Часто они становились инструментом, помогающим высветить мораль проповеди или притчи особенно остро и ярко.
Сикль (шекель) в качестве основы веса и денег в библейских сказаниях
Чтобы понять соотношение монетных единиц, упомянутых в Библии, друг с другом, нам понадобится ориентир. Возьмём в качестве основы серебряный сикль (шекель). Несмотря на то, что иудейские шекели в виде монет впервые были отчеканены лишь в годы Первой Иудейской войны (восстания 66-71 годов нашей эры), то есть позже большинства событий, описанных Ветхим Заветом, понятие «шекель» известно ещё с третьего тысячелетия до нашей эры. Первое упоминание шекеля в хрониках Аккадской империи датируется 2150 годом до н.э. Шекель фигурирует и в Кодексе Хаммурапи. В древний период он представлял собой весовую единицу, о чём говорит сходство со словами древнееврейского языка «shaqal» («взвешивать»), «mishqal» («вес») и «shiqqul» («проверка» или «рассмотрение»). В аккадский период шекель равнялся 11 граммам. Мерой веса шекель стал не только для евреев, но также для моавитян, эдомитян, финикийцев и ряда других народов. В разное время и на разных землях шекель обозначал вес от 7 до 17 грамм. Наиболее распространённые значения этой единицы веса – 14, 17 и 11 грамм. Последнее засвидетельствовано найденной археологами недалеко от храма в Иерусалиме гирькой в два шекеля, весящей около 23 грамм. Изготовили её в период Первого Храма (примерно 950-586 гг. до н.э.).
В монету серебряный шекель превратился достаточно поздно. Первые шекели были просто слитками серебра определённого веса, на которые ставилось клеймо, подтверждавшее их ценность. Так как в сделках шекель фигурировал достаточно часто, превращение его в монету было почти неизбежно. Он стал денежной единицей в древнем Тире (Финикия) и древнем Карфагене. На иллюстрации выше приведён тирский шекель весом 8,87 грамма, отчеканенный в период 349-311 гг. до н.э. За чёрную работу платили два шекеля в месяц, что считалось невысокой оплатой. Ежегодное содержание городского домохозяйства обходилось примерно в 22 шекеля. Считается, что широко известные тридцать сребреников, которые Иуда Искариот получил за предательство Иисуса Христа, были тридцатью тирскими шекелями. В Финикии использовали как лёгкий шекель (7,3-7,7 грамма), так и тяжёлый шекель, весивший вдвое больше (14,5-15,3 грамма).
В Карфагене серебряный шекель сменил драхму. Первоначально он весил 9,4 грамма, но постепенно его вес упал до 7,6 грамма. В Карфагене чеканили и более крупные номиналы – двойной, тройной и даже шестерной шекель (последний весил около 44 грамм). Выше показана монета в пять шекелей весом 37,35 грамма, отчеканенная Пуническим монетным двором около 264-255 гг. до н.э. Серебро для чеканки поступало из завоёванных рудников, располагавшихся на юге Испании, пока там не создали местные монетные дворы. Чем трагичней становилась судьба Карфагена в его борьбе с Римом, тем легче был вес карфагенского шекеля.
Однако в Библии упоминается не только шекель серебром, но и шекель золотом. Чеканились ли такие монеты? В качестве примера снова обратимся к Карфагену, который выпускал сначала шекели из электрума (природный сплав золота и серебра), а затем и из чистого золота. Выше показан шекель из электрума, отчеканенный в Зевгитане (западная область Северной Африки) около 310-290 гг. до н.э. На лицевой стороне запечатлён профиль Танит – небесной покровительницы войны и супруги Баал-Хаммона. Также на монетах Карфагена часто встречается портрет его основательницы Дидоны (Элиссы) или богини Астарты (Иштар). Золотой шекель в разные эпохи меняли на сумму, равную от 10 до 15 серебряных шекелей.
Кроме уже упомянутых двух финикийских вариантов этой единицы встречаются ещё и три версии вавилонского шекеля: классический (около 8,4 грамма), тяжёлый (22-23 грамма) и лёгкий (11-11,5 грамма). Более того, к шекелю применялись также некие «отраслевые» стандарты, о которых мы можем узнать из той же Библии («четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов», «волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому», «серебряными сиклями по сиклю священному» и т.п.).
Весовые единицы Ветхого Завета
«Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями», - так Глас Божий описывал Моисею создание священного семисвечника – меноры. Сколько же драгоценного металла надлежало пустить на будущую реликвию? В Ветхом Завете указано и общее количество денег, собранное Моисеем на все принадлежности будущего святилища: «Всего золота, принесенного в дар, было двадцать девять талантов и семьсот тридцать сиклей, сиклей священных. Серебра же от исчисленных лиц общества сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять сиклей, сиклей священных». Очевидно, что шекель здесь выступает разменной единицей, и в таланте шекелей явно больше 1700. Исследователи считают, что в одном таланте содержалось 3000 шекелей. Теперь мы можем представить примерный вес царской короны, которую Давид унёс из захваченного города («И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень»). Даже если подразумевался лёгкий финикийский семиграммовый шекель, то венец этот весил около 21 килограмма. Также можно просчитать налоговый доход легендарного царя Соломона («В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых») – почти четырнадцать тонн, если для расчёта брать тот же лёгкий финикийский шекель. Из этого металла Соломону выстроили его легендарный трон: «…к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; двадцать и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве».
Мина - ещё одна весовая единица, периодически упоминаемая в Библии. Сама священная книга проводит такое соответствие между весовыми единицами: «В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину». Получается, что в одной мине собрано шестьдесят шекелей. Но с этим не согласен ряд исследователей, указывая на другой перевод этой фразы («…пять шекелей пусть будут равны пяти шекелям, десять — десяти, а в одной мине — пятьдесят шекелей»). Поэтому в ряде источников указывается, что мина состоит из полусотни сиклей. Половину мины составляет фарес, упоминаемый также под названиями «перес» и «упарсин». Вместе с шекелем мина и её половинка фигурируют в библейских сказаниях, описывающих крушение царства Валтасара, когда на царском пиру невидимая рука начертала на стене слова «Мене, мене, текел, упарсин», ставшие в поздних переводах крылатым выражением «мене, текел, фарес». В буквальном смысле это означает «мина, шекель и полмины», но здесь важны не сами единицы измерения веса, а скрытые в них символы (мы, например, часто говорим «ни грамма» или «ни копейки», подразумевая «ничего»). Тогда послание Бога расшифровывается так: «мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; текел – взвешен ты на весах и найден очень лёгким; фарес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам». Или, если кратко, «взвешен, измерен, оценён». При этом последнее слово ещё означает и «признан недостойным» (или «легковесным», если переводить на весовые единицы). В современном языке эта фраза чаще всего подразумевает грядущую и неизбежную катастрофу.
В библейских текстах также упоминаются и фракции шекеля. Это может быть пим – две трети шекеля («Чтобы заточить лемех, мотыгу, трезубец или топор либо починить воловий рожон, нужно было заплатить один пим»). На фото выше показана одна из восьми известных каменных полированных гирек с надписью «пим» весом 7,8 грамма. Ещё встречаются в Ветхом Завете весовые единицы бэка (половина шекеля), а также треть и четверть шекеля без особых именований («И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего» или «И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш»). Треть шекеля в виде ежегодного пожертвования на нужды храма впоследствии увеличилась до половины шекеля и стала неким особым понятием (в русском языке схожий смысл имеет слово «десятина»). На момент утверждения изменённого размера взноса половина шекеля составляла примерно семь грамм серебра. В дальнейшем этот налог собирался только полушекелевыми монетками. Сейчас считается, что истинный верующий должен делать такой же взнос. Но не обесценившейся и далёкой от серебра монетой в ½ нового шекеля (на сентябрь 2022 года за новый израильский шекель давали 16 с половиной рублей), а в сумме, равной семи граммам серебра.
Денежные единицы Ветхого Завета
Но в библейских текстах встречались и упоминания не только о суммах, выражаемых весом золота или серебра, но и о реально существовавших на тот момент монетах. Одной из них был дарик – персидская монета из высокопробного золота, получившая название по имени царя Дария I, изображённого на её лицевой стороне. Но придирчивый исследователь, перелиставший все страницы современной Библии, гневно опровергнет, что в её тексте упоминаются дарики. Оказывается, при составлении Синодального перевода дарик превратили в более понятную верующему человеку драхму – весовую и денежную единицу Древней Греции. Эта монета используется, чтобы показать значительность суммы пожертвования. Поэтому в трёх случаях фигурирует тысяча драхм (дариков), а ещё в одном – целых десять тысяч («И дали на устроение дома Божия пять тысяч талантов и десять тысяч драхм золота, и серебра десять тысяч талантов, и меди восемнадцать тысяч талантов, и железа сто тысяч талантов.»). Как соотносился шекель и дарик? Считается, что за один дарик давали десять тяжёлых или двадцать лёгких шекелей из серебра. Тем интереснее читать, что один дарик составлял 1/3000 персидского таланта в 25,92 килограмма. То есть дарик по сути равнялся тому же шекелю, но в данном случае не серебряному, а золотому.
«И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба», - говорится в Библии. Мы уже знаем, что «в сикле двадцать гер», то есть гера должна быть мелкой монеткой в двадцатую часть шекеля. Но гера – это весовая единица. Оказывается, в изначальном тексте была не гера, а агора. Но это большей ясности не вносит. К современной разменной агоре, составляющей сотую часть нового израильского шекеля, та агора отношения не имеет. Некоторые исследователи сопоставляют библейскую агору с мелкими серебряными монетами, на которых отчеканена арамейская надпись «Йехуд» (буквы «YHD»). Они появились в начале четвёртого века до н.э. и приравнивались к пятой части денария. На иллюстрации выше показана монета весом в 0,58 грамма. Символически библейская агора обозначает самую мелкую мелочь, а в русском языке ей будет соответствовать понятие «грош».
«Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу». Кесита фигурирует не только в описании благословений, возданных Иову после того, как он успешно прошёл все обрушившиеся на него испытания. Но что это была за монета, и как её соотнести с шекелем или какой-либо другой из древних денежных единиц, пока никому выяснить не удалось. Мелочью её считать нельзя, так как за сотню кесит Иакову удалось выкупить часть поля, чтобы раскинуть шатёр и поставить жертвенник. В переводах название «кесита» часто заменяют словом «монета» без прочих уточнений. Можно найти упоминание, что кеситой называли плитку серебра с изображением овцы. То есть она представляла собой не олицетворение конкретных денежных значений, а некий домонетный расчётный знак, используемый при сделках со скотом.
Денежные единицы Нового Завета
За сто лет до наступления новой эры на иудейских землях сложилась следующая система денежно-весовых единиц: 1 талант = 60 мин = 3000 статеров = 6000 драхм; 1 статер = 2 драхмы (дидрахма) = 12 оболов = 96 халков. То есть прежний сикль (шекель) соответствовал пришедшему ему на смену статеру. Не все денежные единицы получили монетное воплощение. Монетные дворы различных городов и государств выпускали в качестве основных расчётных единиц драхмы (дидрахма, тетрадрахма и пр.) и статеры, а для их размена – оболы, халки, гекты (1⁄6 статера). Для крупных сделок использовались монеты, кратные драхме, с большими номиналами, но их чеканка производилась эпизодически. После того, как Иудея превратилась в провинцию Рима, существовавшие там счётные денежные единицы привели в соответствие с денежным обращением метрополии: 1 ауреус = 25 денариев = 100 сестерциев = 400 ассов = 1600 квадрансов. При этом младшие номиналы до Иудеи не добирались, а денежное обращение осуществлялось мелкой разменной монетой из серебра различной пробы, меди и её сплавов.
Если анализировать библейские тексты Нового Завета, то среди названий серебряных монет будет лидировать денарий. Из текстов можно узнать, что денарием расплачивались за день работы в винограднике. Известное выражение «кесарю – кесарево» родилось из фразы Иисуса, которую он произнёс, глядя на денарий с портретом кесаря. Монету поднесли Христу в качестве провокационного испытания фарисеи, чтобы подловить проповедника на коварном вопросе «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги Кесарю (римскому императору)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел». Но Иисус, указав на монетный портрет кесаря, добавил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». После этого удивлённым фарисеям пришлось удалиться.
Так как во времена Христа правил Октавиан Август, на монете должен быть отчеканен его портрет. По тексту Библии известно, что на другой стороне показанного Иисусу денария было изображение какого-то божества, поэтому для иллюстрации мы выбрали монету, реверс которой украшен фигурой Аполлона Кифарета. На то, что это именно денарий, указывает римская цифра «Х», также расположенная на реверсе. Денарий отчеканен в римской колонии Лугдунум (ныне французский город Лион) около 15 года до н.э.
«Как тебе кажется, Симон? – спросил Иисус своего ученика, когда к ним подошли собиратели дидрахм. – Цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?» И когда Симон ответил, что с посторонних, то был он послан на берег морской, чтобы поймать первую попавшуюся рыбу и извлечь из неё статер для подаяния. Так как статер по мнению того, кто записывал библейские сказания, равнялся четырём драхмам или двум дидрахмам, подаяние было внесено за обоих. Почему же обозначена именно дидрахма? Потому что статер соответствовал шекелю, а дидрахма в данном случае равнялась ½ шекеля – тому самому храмовому сбору, о котором мы говорили выше. На иллюстрации приведена отчеканенная в Антиохии тетрадрахма, соответствующая библейскому статеру. На лицевой стороне портрет Октавиана Августа. На обороте богиня Тихе возносит пальмовую ветвь над речным богом Оронтом, проплывающим мимо неё.
Драхмы – это не только денежные единицы Греции, но и своеобразная общая валюта Древнего мира. Монета достоинством в драхму фигурирует в Писании всего один раз. Она встречается в притче о потерянной драхме: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Притча ушла из древних времён в Средневековье, превратившись при переводах просто в серебряную монету. Этому сюжету Джон Эверетт Милле посвятил картину «Найденная драхма».
Изначально чеканившийся из серебра дупондий после монетной реформы Августа превратился в монету из аурихалка (латуни). В Евангелии от Луки эта монета фигурирует под именем «два ассария» («Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога»). В Елизаветинской Библии монету назвали «пенязь», а в современных переводах её заменяют два гроша, что означает малую сумму. Во времена Иисуса Христа дупондий – это 1/32 часть шекеля. Интересно, что о более распространённом тогда сестерции в библейских текстах упоминаний нет.
В Евангелии от Матфея вместо пятёрки птиц продаётся всего пара, зато за вдвое меньшую сумму: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий?» Ассарием в Иудее называли асс – медную монету Древнего Рима (также это название закреплено за литой бронзовой монетой греческой колонии Ольвия и небольшими бронзовыми монетками в грекоязычных провинциях Римской империи). Скорее всего, в Иудее ходили не римские монеты, а их региональные аналоги местной чеканки. Поэтому ни их вес, ни точное соотношение с римским ассом неизвестно. Стандартный ассарий – это 1/64 часть шекеля. В современных изданиях вместо ассария фигурирует грош, как более понятное название мелкой монеты. Смысл притчи от этого ничуть не меняется. Семис, представлявший вдвое меньшую денежную единицу, в Библии не упоминается.
Мелкую монету с названием «прута», составлявшую всего 1/256 часть от шекеля, мы повстречаем в Библии под разными именами. Из Нагорной проповеди мы узнаём: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Здесь под именем «кодрант» явно скрывается квадранс – монета весом в три унции и достоинством в четверть асса (буквы «SC» на этих денежных единицах, как на примере выше, означали «Senatus Consulto» - «одобрено Сенатом»). Как две лепты прута фигурирует в притче о количественно малом пожертвовании, но великом по своей духовной ценности: «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое». Часто названия монеты и вовсе исчезали при переписывании Библии (например, халк), оставляя лишь суть: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе».
И, наконец, наименьшая из самых мелких единиц – это библейская лепта (половина пруты или 1/512 часть шекеля). Она фигурирует в уже известных нам проповеди о примирении, заменяя квадранс, и в притче о жертвующей вдове, уменьшая размер её подаяния до единственной лепты. В современных изданиях жертвенную лепту заменила «последняя полушка» – как наименьший номинал, получивший распространение в Российской империи (древнее медное пуло или полполушки Петра I здесь не в счёт).
Талант и мина во времена Иисуса Христа оставались исключительно счётными понятиями, используясь для измерения денежных значений. Монет таких не существовало. Талант фигурирует и в Новом Завете, обычно обозначая либо внушительное количество денег, либо наивысшую из возможных денежных сумм. Более всего известна притча о рабах, которых благоразумный хозяин наделил суммами в один, два и пять талантов, чтобы они это богатство преумножили. Рабы, отдавшие деньги в рост, в задании преуспели. А тот, что зарыл талант в землю, был сурово наказан. Из притчи выросло современное понятие таланта – уже не монеты, а способности творить. Но, как и прежде, в землю его закапывать не рекомендуют. В Евангелии от Луки тот же сюжет использует иную счётную единицу – мину. Интересно, что если бы раб, получивший серебра на пять талантов, обменял его на медные пруты, то стал бы обладателем почти пяти миллионов мелких монет. Суммой в десять тысяч талантов обозначен невыносимо большой долг в притче о немилосердном должнике, составлявший в переводе на шекели пятнадцать миллионов. Мораль притчи состояла в том, что должник, с которого списали эту громадную сумму, в свою очередь не смог простить приятеля, задолжавшего ему сотню денариев.
Современные валюты с библейскими названиями
После того, как греческая драхма с 2002 года ушла в историю, сменившись общеевропейской валютой, действующих денежных единиц из тех, что упоминались в библейских сказаниях, почти не осталось (разменная единица современной Греции – лепта – вышла из обращения ещё раньше). Однако в мире существует множество национальных валют, названия которых произошли от тех денег, которые фигурировали в текстах Писания. Наибольшее распространение получил динар, название которого происходит от денария. Сейчас динар – это название современных денежных единиц Алжира, Бахрейна, Ирака, Иордании, Кувейта, Ливии, Сербии и Туниса. Разменной единицей динар номинально остаётся в Иране. Основную единицу Северной Македонии именуют «денар». Драхма также дала название армянскому драму. От неё же произошли дирхам (разменные денежные единицы Ливии, Катара и Иордании, а также имя основных денежных единиц Марокко и ОАЭ) и дирам (название разменных монет Таджикистана).
Но, конечно же, ближе всего к ряду библейских денежных единиц сейчас находится израильский шекель и его разменная единица – агора. Правда монеты в одну агору покинули оборот ещё в 1992 году, а в период с 2008 по 2010 год из обращения вывели и монету достоинством 5 агор. Теперь эта денежная единица представлена единственным номиналом – 10 агор. Денежные единицы Израиля при разработке их дизайна получили оформление, схожее с монетами Древней Иудеи. Поэтому одна из сторон монеты в 1 новый шекель позаимствовала элементы от старинной монетки с надписью «Йехуд». Той самой, для которой мы в данной статье проводили соответствие с библейской агорой.
Антикварный клуб «Раритетус» интересуется как экземплярами денежных знаков древней Иудеи, так и редкими монетами современного Израиля. Стоимость экземпляров шекелей и агор последнего столетия вы можете самостоятельно узнать из нашей базы аукционных проходов. Древние монеты требуют индивидуальной оценки, но антикварный клуб «Раритетус» проводит её бесплатно. Если цена вас устроит, мы готовы купить как отдельные экземпляры, так и полноценные коллекции. Кроме указанных монет мы приобретём подборки монет Российской империи и Советского Союза, а также редкие позиции Российской Федерации. Мы выкупаем иностранные монеты из драгоценных металлов от обиходных экземпляров минувших эпох до инвестиционных линеек. Продавайте монеты вместе с нумизматическим порталом «Раритетус».
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Последние цены по аукционам на монеты в российских рублях
Фото | Описание монеты | G | VG | F | VF | XF | AU | UNC | Proof |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 драхма (драхмн, drachma) 1976
от
38
до
57
руб.
| - | - | - | 38 | 57 | - | - | - | |
1 новый шекель (new sheqel) 1985
от
26
до
64
руб.
| - | - | - | 64 | 26 | - | - | - | |
1 агора (agora) 1988
от
17
до
56
руб.
| - | - | - | 17 | 56 | - | - | - | |
1 лепта 1834 Ионические острова
от
478
до
1 574
руб.
| - | - | 478 | 963 | 1 574 | - | - | - | |
1 обол 1819 Ионические острова
около
2 317
руб.
| - | - | - | 2 317 | - | - | - | - | |
статер (stater) 310-270 до н. э. Карфаген | - | - | - | - | - | - | - | - | |
статер (stater) 58-55 до н. э. Галлия
Амбианы
около
24 341
руб.
| - | - | - | - | 24 341 | - | - | - | |
дарик (daric) 360-343 до н. э. Древний Египет
Нектанеб II | - | - | - | - | - | - | - | - | |
тетрадрахма (tetradrachma) 246-238 до н. э. Парфия
Андрагор | - | - | - | - | - | - | - | - | |
тетрадрахма (tetradrachma) 126 до н. э. - 65 н. э. Тир
Тирский шекель
около
60 536
руб.
| - | - | - | - | 60 536 | - | - | - | |
денарий (denarius) 161–180 Римская империя
Марк Аврелий
от
333
до
2 731
руб.
| - | - | 333 | 1 164 | 2 731 | - | - | - | |
2 обола 1819 Ионические острова
от
2 844
до
2 888
руб.
| - | - | 2 888 | 2 844 | - | - | - | - | |
обол (obol) 350-300 до н. э. Писидия
Писидия, город Сельге | - | - | - | - | - | - | - | - | |
статер (статир, stater) 359-336 до н. э. Македония | - | - | - | - | - | - | - | - | |
дупондий (dupondius) 98–117 Римская империя
Траян | - | - | - | - | - | - | - | - | |
денарий (denarius) 161–169 Римская империя
Луций Вер | - | - | - | - | - | - | - | - | |
тетрадрахма (tetradrachma) 95-56 до н. э. Великая Армения
Тигран Великий | - | - | - | - | - | - | - | - | |
обол (obol) 285-246 до н. э. Птолемеи
Птолемей II | - | - | - | - | - | - | - | - | |
статер (stater) 50-25 до н. э. Дакия
от
49 578
до
82 673
руб.
| - | - | - | - | - | 49 578 | 82 673 | - | |
статер (статир, stater) 336-323 до н. э.
Александр Македонский | - | - | - | - | - | - | - | - | |
денарий (denarius) 193–211 Римская империя
Септимий Север
от
855
до
2 473
руб.
| - | - | 855 | - | 2 473 | - | - | - | |
денарий (denarius) 117–138 Римская империя
Адриан
от
662
до
5 000
руб.
| - | - | 662 | 5 000 | 5 000 | - | - | - | |
денарий (denarius) 98–117 Римская империя
Траян
около
816
руб.
| - | - | 816 | - | - | - | - | - |