Первыми бумажными деньгами России считаются выпущенные в 1769 году ассигнации (период правления Екатерины Второй). Причины их появления довольно просты: расчёт крупными суммами в медных монетах становился весьма затруднительным. К примеру, если набирать сторублёвую сумму медными монетами номиналом пять копеек, то вес этой кучи составил бы более шести пудов. Качество первых ассигнаций было на низком уровне. Походила эта бумага скорее не на денежный знак, а на расписку ростовщика.
Бумажные деньги 1769-1843 годов
Первая российская ассигнация
Ассигнации быстро наводнили рынок. Случился даже их переизбыток, что привело к снижению их курсовой стоимости (68,5 медных копеек за бумажный рубль в конце правления Екатерины Второй). Умелые руки на Руси всегда были в большом количестве. Поэтому подделывать ассигнации начали сразу же после их появления, в результате чего доверие к бумажным деньгам резко снизилось. Тем не менее, эксперимент по внедрению в денежный оборот бумажных расчётных знаков был признан успешным. А от подделок защитились выпуском новых ассигнаций в 1786 году. Большие номиналы 100, 50 и 25 рублей ходили в узком кругу очень обеспеченных людей. А вот пятёрки и десятки ушли в народные массы, где им тут же дали прозвища "синенькая" и "красненькая". Прозвища оказались устойчивыми и продержались века (синий основной цвет пятирублёвки и красный на десятирублёвке был даже на купюрах СССР периода 1961 - 1991 годов).
"Синенькая" и "красненькая" образца 1786 года
Появление фальшивок, тем не менее, не прекратилось и шло на всех уровнях народонаселения. Их рисовали и в деревнях. Их печатали и фавориты двора в тайных комнатах дворцов и усадеб. Ощутимую лепту в это дело внёс и Наполеон, привезя с собой массу поддельных ассигнаций. Интересным фактом является то, что Наполеон печатал подписи на ассигнациях, тогда как на подлинниках их ставили вручную. Эксперты говорят, что наполеоновские фальшивки встречаются куда чаще, чем купюры официальных выпусков. За период с 1813 по 1817 было выявлено подделок на устрашающую сумму в 5,6 миллионов рублей. Результатом явилось сокрушительное падение курса бумажных денег. Рубль на бумаге обменивали не более чем на двадцать копеек монетами.
"Синенькая" и "красненькая" образца 1819 года
В начале 1818 года заканчивалось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, основанной Августином Августиновичем Бетанкуром. К осени уже была отпечатана партия двадцатипятирублёвок. Управляющим Александр Первый назначил князя А.Н. Хованского, который занял должность и управляющего Ассигнационным банком. При Хованском качество исполнения выпускаемых бумажных денег значительно возросло. Достаточно увидеть, как различаются бумажные деньги 1819 и 1840 годов (начало и конец тридцатидвухлетнего правления князя работами Экспедиции).
Кредитные билеты 1840 года
После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумажный рубль приравнен к серебряному рублю с обязательным обменом кредиток на благородный металл или другую монету. По качеству выпущенные деньги заметно превосходили ассигнации, но гравёрные работы по-прежнему оставались не на должной высоте. Поэтому в обороте снова появились фальшивки. Каковы цены на государственные ассигнации 1769-1843 годов? Очень высокие, так как экземпляров того времени сохранилось не очень много.
Бумажные деньги 1843-1896 годов
Кредитные билеты периода 1843-1865 годов
Для улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок Ф.Ф. Винберг отправился в командировку по Западной Европе, чтобы перенять опыт передовых производств той эпохи. По возвращении следует его назначение управляющим Экспедиции. Новинкой явилась пара бумагоделательных машин. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. Тогда и появились в оформлении красивые узоры большой сложности, что заметно затруднило подделку денег.
Кредитные билеты периода 1863-1864 годов
Результатом полученного опыта и проведённой модернизации был выпуск в 1866 и 1867 году кредитных билетов нового образца. Революцией было наличие металлографической (металографской) печати, водяные знаки с использованием полутонов, гильоширные розетки. С 1861 года Экспедиция стала коммерческим предприятием, получившим право выполнения частных заказов. На вырученные средства проведено широкое переоборудование производственных площадей.
Кредитные билеты образца 1866 года
В 1881 году Экспедиция подключена к электрическим сетям. Знаковым событием стало изобретение печати многокрасочного рисунка с одного клише ("Орловская печать"). Метод разработал Иван Иванович Орлов. В Экспедиции он оказался почти случайно. Планировался выпуск купюр на шёлковой ткани. Под этот проект и пригласили Орлова с ткацкой фабрики, где он работал мастером. Печатную машину Иван Иванович сконструировал сам. Но несомненной является заслуга и слесаря И. Стружкова, благодаря которому машина стала ротационной. Важное дополнение внёс и мастер-печатник А. Щербаков, обеспечив возможность к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно было подделать обычным типографским способом. Первыми в ряд бон, отпечатанных по новой технологии, встали кредитки достоинством в 25 рублей (1892 год) и 10 рублей (1894 год). Каковы рыночные цены государственных кредитных билетов 1843-1895 годов? Они достаточно высоки. Конкретная цена варьируется от множества параметров, одним из которых является востребованность боны для того, кто готов за неё заплатить.
Государственный кредитный билет 1894 года
Бумажные деньги 1898-1917 годов
Период устойчивого денежного обращения начался с эпохой золотого монометаллизма в 1897 году, когда по инициативе министра финансов С.Ю. Витте провели денежную реформу, приравняв курс рубля к золоту (полное золотое обеспечение бумажных денег). Кредитные билеты обрели полноценность и уважение всех слоёв населения, заняв главенствующую роль в денежном обороте, тогда как серебро и медь в виде разменных монет стали лишь вспомогательным средством. Сколько стоят бумажные деньги царской России этого периода? Цена зависит от сохранности купюры, от её встречаемости и от подписи. Например на рубле, датированном 1898 годом, может встретиться четыре варианта автографа: Плеске, Тимашев, Коншин или Шипов (и цена на билет с росписью Коншина может превышать стоимость точно такого же рубля, на котором расписался Шипов, раз в пять). Почему менялись подписи? Потому что (в отличие от монет) на купюрах не менялась дата. И это правило постепенно стало традицией печатного дела.
Фрагмент графического поля кредитного билета 1898 года
Трёхрублёвки прошли модификацию в 1905 году. Для большинства номиналов дизайн поменялся в 1909 году. Крупные номиналы изменили свой вид позже всех (1910 год для сторублёвки и 1912 год для купиры достоинством пятьсот рублей). Завершился период благополучия вступлением России в первую мировую войну. Многочисленные эмиссии пошатнули доверие к бумаге. Финальную точку поставил закон от 27 июня 1914 года, отменяющий обязательный размен бумажных денег на золото. Золотые монеты мигом исчезли из оборота. Вслед за золотом попряталось по кубышкам и серебро. А бумажные деньги печатались и печатались, выходя даже в виде почтовых марок.
Государственный кредитный билет 1909 года
Историю печати бумажных денег царской России, как ни странно, завершил не отрёкшийся от престола император Николай Второй, а Временное правительство, которое продолжило выпуск денег, неотличимых от прежнего дизайна, пока не скатилось к крохотным бумажным квадратикам - казначейским знакам в двадцать и сорок рублей. К октябрю 1917 года положение бумажных денег в России было плачевным. Да и сама денежная политика оставляла желать лучшего, ведь инфляция приравняла рубль к шести или семи копейкам в довоенной покупательной способности.
Фрагмент графического поля кредитного билета 1912 года
Маленькая статья не может в полной мере рассказать о расцвете и закате производства бумажных денег царской России. В качестве неплохого пособия по данной теме рекомендуем книгу "Бумажные деньги России" (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенную к 175-летию Гознака, из которой позаимствованы представленные здесь иллюстрации.