- Что такое бюст в скульптуре?
- Типы бюстов
- Из чего делают бюсты
- Бюсты древнего мира
- Античные бюсты
- Бюсты в Средние века
- Эпоха Ренессанса
- Барочные бюсты
- Знаменитые бюсты
- Бюсты в России
- Коллекционирование бюстов
Благодаря искусству скульптуры и бюста мы имеем представление о том, как выглядели древние египтяне, древние греки и римляне, люди средневековой эпохи и эпохи Возрождения. Отличительной чертой скульптурных портретов была детальность, и сегодня они передают самые разные эмоции, показывают характер людей, живших сотни и тысячи лет назад. Как правило, такие скульптурные произведения изображали конкретного человека, но иногда могли представлять собой собирательный образ, например атлета, героя или амазонки.
Что такое бюст?
В классическом понимании, бюст – это скульптурный портрет, изображающий грудь, плечи и голову. Бюст был одним из самых популярных направлений скульптурного портрета, распространенным видом мемориальных скульптур, многие из них создавались при жизни изображаемых в камне личностей. Бюсты – это круглые скульптуры. Слово «бюст» произошло от французского buste, которое, в свою очередь, берет корни от бытовавшего в средневековой латыни bustum, «обжигаю, жгу». Bustum в Древнем Риме называлось место, где сжигались тела умерших – это объясняется исследователями тем, что происхождение бюста связывают с традицией римских погребальных масок.
Классификация бюстов
Существуют различные классификации бюстов. По жанру выделяют:
- Аллегорические бюсты (иносказательные со скрытым, тайным смыслом) - такие бюсты могли олицетворять времена года, планеты и небесные тела, эмоции и пороки. Например, на территории усадьбы Кусково можно найти уникальные скульптуры XVIII века, среди которых бюст «Аллегория Солнца» — персонифицированный образ Солнца, которое представлено в виде прекрасного юноши, а на верхней части лба у него находится солнечный диск с лучами;
- Мифологические бюсты – многие скульпторы стали черпать вдохновение и сюжеты из легенд и мифов. Богатая мифология Древних Греков подарила миру множество персонажей, существ и историй о любви, дружбе, предательстве. Многие герои мифов были увековечены в портретной скульптуре, и в первую очередь, это казалось изображений Богов и Героев. В собрании Государственного Эрмитажа есть бюсты Афродиты, Диониса, Париса. Так как никто не знал, как выглядят Боги и Богини, их узнавали по специальным атрибутам: Диониса по фруктам, Афину по шлему;
- Исторические бюсты – в те времена, когда не было фотоаппаратов, а художники еще не овладели мастерством написания портретов, единственным, кто мог сохранить образ человека был скульптор. Начиная с первых портретных изображений их главным преимуществом была детальность и реалистичность. Благодаря древним мастерам мы знаем, как выглядели Нефертити, Калигула, можем представить себе образы древних греков и римлян. В скульптуре увековечены не только древние личности, но и выдающиеся поэты, композиторы, политики эпохи Возрождения, Средневековья, вплоть до 20 века и наших современников.
По способам изображения бюстов также различают реалистичный портрет и стилизованный. Реалистичные портреты были более характерны для Древнего Рима и Древней Греции, для эпохи Возрождения, а для стилей ампир или модерн художники часто использовали различные приемы стилизации.
Материалы
Для изготовления бюстов используются все те же материалы, что и при создании скульптур: мрамор, гипс, терракота, дерево, бронза, воск и т.д. Камень и глина были самыми первыми материалами для создания скульптуры. В Древнем Египте скульптуры и бюсты создавали из терракоты, известняка, кварцита, дерева реже из мрамора. В Древнем Риме и Греции всем материалам предпочитали мрамор. Мраморные скульптуры создавали и в эпоху Возрождения, а в Средние века популярным материалом для создания скульптурных изображений стала бронза.
- Дерево. Привлекательность древесины по сравнению с другими материалами заключается в том, что ее очень легко обработать. Деревянные скульптуры создавались во многих частях Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии, Южной Америки. Главный недостаток древесины – ее недолговечность. Именно поэтому, количество деревянных бюстов, дошедших до наших дней, не так уж велико;
- Мрамор. Этот материал – самый сложный для обработки и очень дорогой. Учитывая ценность самого материала, многие скульпторы создавали сперва несколько глиняных или терракотовых моделей (боццетто), чтобы найти правильные пропорции и текстуры, прежде чем начать работу с цельным куском мрамора;
- Металлы. Технология создания бюста из цветных металлов практически не отличается от процесса изготовления скульптуры или других изделий, выполненных методом литья. Это позволяло быстро отлить несколько одинаковых изделий. После отливки бюст можно было доработать при помощи ручной ковки. Распространенным металлом была бронза. Бронзовый бюст стоил меньше мраморного, но был не так долговечен;
Древний мир
Самыми древними примерами портретной скульптуры можно считать египетские погребальные маски. До нас также дошло огромное количество древнеегипетских скульптурных голов (очень большая коллекция хранится в собрании Государственных Музеев Берлина). Доподлинно неизвестно, создавались ли эти бюсты как отдельные произведения искусства, или как части ростовой скульптуры, так как египтяне часто использовали разные материалы для разных частей тела. Самый знаменитый бюст – голова Нефертити (около 1350 до н. э.). Он выполнен из известняка, покрыт слоем гипсовой штукатурки и цветной росписью. В том же собрании хранится голова мужчины из песчаника, также известная как «зеленая берлинская голова». Черты лица мужчины проработаны детально вплоть до складок вокруг глаз.
Античность
В Древней Греции и в Древнем Риме искусство портретной скульптуры получило очень широкое распространение. Портретный бюст изначально появился в Древней Греции, но до наших дней дошло очень мало оригинальной греческой скульптуры, зато сохранилось множество римских копий. Чаще это были даже не бюсты, а фрагменты мраморных скульптур или целых композиций. Полноценная традиция бюста как портрета возникла уже в Риме. Это было связано с усилением интереса к конкретному человеку и его индивидуальности, а не к идеализированному образу, как это было в Древней Греции. Римские скульпторы пытались передать не только внешность определённого человека, но и особенности его характера. Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Скульптуру этого периода называют «августовский классицизм». В этот период женский портретный бюст стал самостоятельным направлением в скульптуре, также впервые появляются детские портреты.
Средневековье
В эпоху раннего Средневековья создание «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица» не было первоочередной задачей скульпторов. В отличие от мастеров Древнего Египта, античности или позднейшего Нового времени, средневековые художники не преследовали задачу живого сходства образа с оригиналом. В их творчестве большую роль играл канон – выработанный конкретной школой стиль изображения человека. Одной из разновидностей бюстов были реликварии – вместилища для сакральных реликвий. Они изготавливались из ценных металлов, украшались драгоценными камнями. Самый знаменитый бюст-реликварий - бюст Карла Великого из золота (ок. 1350 г.), который хранится в сокровищнице Ахенского собора. Период поздней готики характеризовался более реалистичными портретными изображениями. Особо стоит отметить серию бюстов в пражском Соборе св. Вита, выполненных Петером Парлером и его мастерской в 1379-86 гг.
Возрождение
Жанр скульптурного портрета стал очень популярным в эпоху Возрождения. Это произошло благодаря тому, что итальянские художники и скульпторы познакомились с древнеримскими бюстами, обнаруженными при раскопках. В жанре скульптурного портрета работали многие выдающиеся скульпторы: Донателло, Антонио Росселино, Андреа Верроккьо, Мино да Фьезоле, Пизанелло. Во второй половине XV века появилась краткосрочная тенденция создания бюстов с руками, но от этой идеи быстро отказались. Такие скульптуры требовали гораздо больше временных затрат и стоили в разы дороже. В Италии эпохи Ренессанса бюсты часто устанавливали на фасадах зданий, внутри помещений над дверью или над камином.
Барокко
Развитие скульптурного портрета в эпоху барокко связано с именем выдающегося скульптора Джан Лоренцо Бернини. Бюсты перестали казаться застывшими в вечности, в них появилось движение и экспрессия, которые отвечали эстетическим запросам и барокко, и классицизма. Эффект движения, создавался за счет драпировок, необычных поворотов головы, пышных причесок, изображенных в камне. Ярким примером является мраморный бюст Людовика XIV, хранящийся в коллекции Версальского дворца. (1665 г.). Еще одна выдающаяся работа Бернини – мифологический бюст Медузы Горгоны. Мастера эпохи барокко часто обращались к мифам и легендам. Бернини отошел от канонов и создал бюст-портрет Горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения из прекрасной девушки в чудовище.
Известные бюсты в мировой культуре
Помимо таких общепризнанных шедевров как бюст Нефертити, реликварий Карла Великого или голова медузы Горгоны, существует еще множество выдающихся примеров портретной скульптуры, созданных в разные века:
Бюст Антиноя. Римская империя, эпоха Адриана. 130–138 гг. н.э., Эрмитаж
Этот скульптурный портрет фаворита и возлюбленного римского императора Адриана Антиноя в образе бога Диониса с венком из виноградной лозы. Бюст считается одним из лучших экспонатов античного собрания Эрмитажа. Он был выкуплен императором Александром II в 1861 году и передан в Эрмитаж. Когда бюст был обнаружен, головного убора на нем не было, но были специальные просверленные отверстия для крепежа. В XIX века реставраторы добавили бюсту бронзовый венок из виноградной лозы.
Донателло, Бюст Никколо да Уццано, 1430-е г.
Принято считать, что именно Донателло создал первый скульптурный портрет - бюст Никколо да Уццано. Никколо да Уццано был банкиром, общественным деятелем, лидером партии, которая составляла оппозицию могущественному семейству Медичи. Сегодня скульптура хранится в Национальном музее Барджелло во Флоренции. Бюст вырезан из терракоты и раскрашен в классическом римском стиле.
Пабло Пикассо «Голова женщины (Фернанда)»
Бюсты встречаются и в современном искусстве. Пабло Пикассо создал женский бюст в Париже осенью 1909 года - «Фернанда» появилась сразу после того, как художник провел лето в Орта-де-Эбро в Испании, где написал многочисленные портреты своей спутницы Фернанды Оливье. Скульптура сохраняет основную форму головы, но ее выступающие и углубленные плоскости разбивают твердую массу на разные объемы. Идеи, над которыми работал Пикассо при создании «Фернанды» впоследствии станут центральными для кубизма.
Бюсты в нашей стране
Бюсты играли важную роль в развитии отечественной станковой скульптуры. после реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя из нее жанры и иконографии, в том числе, моду на бюсты. В начале июля 1723 года скульптор Бартоломео Карло Растрелли получил устное распоряжение Петра выполнить царский «поясной портрет». Еще в 1719 году скульптор снял с лица царя прижизненную восковую маску и выполнил на ее основе гипсовую отливку головы. Затем было создано одно из самых знаменитых скульптурных изображений Петра. Порывистая эмоциональность, свойственная петровской натуре, выявлена в сложном повороте головы, в смелом взлете горностаевой мантии, в живописном силуэте и усложненном контуре бюста.
Впоследствии придворные художники создавали портретные изображения Императоров и Императриц, выдающихся придворных деятелей, ученых, писателей. Большое количество бюстов было создано русским скульптором Федотом Шубиным (1740 – 1805 гг.). Благодаря работам Шубина мы имеем представление о том, как выглядели крупнейшие деятели Российской империи второй половины XVIII века: Екатерины II, Павел I, Александр I, князь Г. А. Потёмкин-Таврический, М. В. Ломоносов, братья Орловы и многие другие.
В Советском Союзе бюст, изображающий партийного лидера играл огромное идеологическое значение наравне с монументальными скульптурами. Памятники В.И. Ленину и И.В. Сталину, которые часто исполнялись именно в форме бюстов, устанавливались в разных городах, сопровождали различные мероприятия, стояли в кабинетах партийных деятелей, директоров предприятий, в залах домов культур, школах и многих других публичных местах.
Коллекционные бюсты
Сегодня многие занимаются коллекционированием скульптурных портретов из мрамора, фарфора, бронзы. На крупных аукционах среди лотов встречаются античные бюсты, их более поздние копии, а также скульптурные работы художников XIX-XX веков. Разумеется, для того, чтобы собирать коллекцию древних бюстов, потребуется не один миллион долларов. Сегодня многие занимаются коллекционированием бюстов по темам/ материалам: скульптуры композиторов, писателей, ученых из бронзы, фарфора или мрамора. К примеру, многие фарфоровые фабрики СССР выпускали фарфоровые бюсты. Например, сегодня можно купить бюст П.И. Чайковского, Л.Н.Толстого или В.И.Ленина производства ЛФЗ.
Если вдруг вы хотите выгодно продать бюсты, но не знаете, как лучше это сделать, то вы можете обратиться в компанию по оценке и выкупу антиквариата «Raritetus». Мы готовы провести оценку по фото и будем рады предложить хорошую цену за каждый бюст. Так вы сможете избавиться от старых вещей и получить денежную компенсацию. Мы также можем предложить услуги выезда эксперта, либо оценить антиквариат прямо у нас в офисе.