563
21.07.2023
4.7
Поделиться
Почти два столетия назад началась история французского ювелирного бренда Christofle. Основная деятельность фирмы связана с производством столовых приборов и посуды из серебра, которые отличает высокое художественное мастерство, а также великолепное качество.
История бренда Christofle
Фирму Christofle в 1830 г. основал французский ювелир, Шарль Кристофль (Charles Christofle), происходящий из семьи парижских промышленников. Его отец специализировался на обработке драгоценных металлов. Оттого неудивительно, что сын очень рано пошел по стопам отца. Уже в возрасте 15 лет, в 1820 году, Шарль стал подмастерьем у ювелира, Хьюго Кальметта, который приходился родственником. В 1830 году он начал самостоятельно управлять небольшой семейной ювелирной мастерской в Париже. Она располагалась на улице Мориас.
Около двенадцати лет Шарль Кристофль занимался развитием своего предприятия, специализируясь в основном на произведениях ювелирного искусства. К 1842 г. он приобрел патенты на применение методов золочения и серебрения путем электролиза у французского и английского химиков, Анри де Руольца и Джорджа Ричардса Элкингтона. Изобретенная этими учеными техника нанесения серебра на поверхность другого металла стала началом использования серебрения во Франции. К тому же, она проложила дорогу использованию метода гальванопластики при изготовлении посуды. В 1844 г. фирма Christofle начала выпускать наборы столовых изделий по собственным моделям.
Использование инновационных технологий и высокий уровень выпускаемых изделий позволили фирме стать одним из официальных поставщиков французского королевского двора. Посеребрение Christofle обрело такую популярность, что в 1851 г. император Наполеон III повелел заказать у компании огромный столовый сервиз, состоявший из 4000 предметов, для своего дворца, Шато-д'Э. Предметы сервировки, созданные ювелиром Шарлем Кристофлем, так понравились монарху, что предприниматель получил сразу же титулы «Ювелир короля» и «Поставщик императора». Благодаря новому статусу, фирма Christofle не только обрела известность, но и получила возможность снабжать столовым серебром правителей других стран, например, русского императора, правителя Австро-Венгрии, султана Османской империи и др.
После смерти Шарля Кристофля в 1863 году, управление французской компанией Christofle перешло к его сыну, Полю, и племяннику Анри Буйе. Они продолжили развивать фирму. Это касалось в первую очередь использования последних достижений в технологии серебрения, гальванопластики, а также эмали, патинирования и т.д. Кроме того, в этот период открываются новые предприятия, в Сен-Дени и в Карлсруэ. В результате, фирма Christofle стала одним из крупнейших производителей посеребренных столовых приборов, посуды и ювелирных изделий в XIX столетии.
Французская фирма успешно развивалась и в XX столетии. Ее практически не затронули две мировые войны и экономический кризис 1929 г. Сразу же после 1945 г. компания Christofle продолжила расширяться. В 1951 г. фирма купила ювелирную мастерскую Cardeilhac, и начала сотрудничать с новыми мастерами и выпускать новые модели изделий. Кроме того, новые производства открылись и за границей – в Аргентине и Бразилии.
Christofle успешно существовала на протяжении всего XX века, за исключением последнего его десятилетия. После войны в Персидском заливе производство предметов роскоши начало приносить убытки. Однако, грамотный подход к управлению компанией спас Christofle от поглощения и предприятие начало восстанавливаться. В 2012 г. годовой оборот фирмы по примерным подсчетам составлял 3,6 миллиардов евро. В этом же году фирму приобрела группа компаний Chalhoub, дилер бренда на Ближнем Востоке.
Изделия компании Christofle
Изделия Christofle создаются с использованием различных технологии обработки металла. Они включают формовку, ковку, чеканку, гравировку, патинирование и тиснение. В качестве декора также используются поливная и перегородчатая эмали и др. Самой главной, конечно, в изделиях Christofle является технология серебрения путем гальванопластики.
С момента создания в компании работали ведущие дизайнеры и ювелиры своего времени. Среди мастеров, стоявщих у истоков развития фирмы Christofle можно назвать Матюрена Моро, Альбера-Эрнеста Карьер-Бельеза, Эмиля-Огюста Рейбера и др. Затем к ним присоединятся такие известные художники, как Альфонс Муха и Жан Кокто.
Со второй половине XIX века компания Christofle специализировалась в основном на серебряных изделиях. Она производила не только наборы столовых приборов, но также посуду, украшения, предметы малой пластики, а также призы для различных соревнований и монументальную скульптуру.
Монументальная скульптура Нотр Дам де ла Гард Эжен Луи Лекеном позолоченная в мастерских Кристофле ок 1869 г
Одним из самых масштабных проектов этого периода стала созданная в 1869 году для базилики Нотр-дам-де-ла-Гард, скульптором, Эженом-Луи-Лекеном, статуя Девы Марии с младенцем Христом. Согласно большинству доступных источников, это была монументальная медная статуя высотой более 9 метров, изготовленная методом гальванопластики. Медная скульптура была позолочена сусальным золотом в мастерских Christofle в Париже.
Другим интересным проектом второй половины XIX века стало создание фирмой монументальных деталей декоративного оформления крыши парижской Оперы Ганрье.
После Первой мировой войны компания Christofle перешла к обновлению своих коллекций. Большая часть предметов, выпущенных в это время, созданы в стиле модерн и ар-деко, а также вдохновлены японскими мотивами. Новые коллекции были представлены публике на Всемирной выставке 1925 года. Они располагались в одном павильоне с одной из самых известных марок по производству хрусталя во Франции – Baccarat. Произведения Christofle для этого события были созданы преимущественно по моделям дизайнеров и ювелиров, Люка Ланеля и Кристиана Фьердингстада. В итоге, это оказалось не последнее сотрудничество мастеров с фирмой. Именно у Люка Ланеля впоследствии Christofle закажет серию предметов, предназначенных для оснащения трех крупнейших океанских лайнеров судоходной компании «Compagnie Generale Transatlantique». Это сотрудничество будет успешно продолжаться более полувека. Christofle являлся основным поставщиком столового серебра большинства крупных суден первой половины XX века. Только для лайнера «Нормандия» в 1935 году компанией было создано более 40 000 предметов посуды.
Кроме того, в 1920-х – 1930-х гг. происходит подъем буржуазии и расширение областей ее влияния на повседневную жизнь. В результате, изменяются и основные гастрономические предпочтения публики. Christofle, чуткий ко всем изменениям во вкусах общества, начинает выпускать новые типы предметов. Среди них можно назвать, например, тарелки для яиц, вилки для дыни и тележки для вина. Эти изменения хорошо видно на примере посуды, которой Christofle оснащала в это время крупные отели, в том числе Ritz, а также железнодорожные и морские транспортные компании.
После возобновления производства после Второй мировой войны и приобретения в 1951 году компании Cardeilhac, фирма приобрела также новые модели столовых приборов. В этот же период были выпущены известные коллекции Christofle - Formes «Nouvelles» в 1959 году, а позднее «Christofle contemporain» в 1989 году. Они представляют собой по-настоящему авангардные произведения искусства, созданные ювелирами Лино Сабаттини, Джио Понти и Тапио Вирккала.
В конце XX века Christofle начинает выпускать серии изделий из стали, хрусталя и фарфора. Это не только столовые приборы, но также украшения и малая пластика.
С 2005 года компания Christofle активно выпускает ювелирные изделия в сотрудничестве с такими дизайнерами, как Ора Ито, Аделина Каше, Пегги Хьюн Кинь, Андре Путман и Арик Леви. Этот подход фирмы стал символическим возвращением к собственным истокам. В это время были созданы коллекция «Idole» (Андре Путман), а также «Silver Story» (Пегги Хьюн Кинь) и «Pleine Lune». Другими известными мастерами, с которыми сотрудничает Christofle в настоящее время, являются Марсель Вандерс, Эрик Шмитт Ричард Орлински и Сара Эспеут.
Цены на изделия фирмы Christofle зависят от времени изготовления предмета, серии, материала и т.д. Например, набор столовых приборов из серии Boréal, дизайн которых был разработан Люком Ланелем в 1920-е гг., может обойтись примерно в 750 евро. Посеребренные подсвечники, созданные в 1880-х гг. по проекту Луи Дюперье, в антикварнома магазине стоят от 1000 евро. Цена на чайник в стиле ар-нуво из серии «Gallia» конца XIX века начинается от 350 евро. Супница 1880-х – 1900х гг. в стиле ар-деко может обойтись от 550 евро. Стоимость чайно-кофейного сервиза 1880-х гг. может составлять более 9000 евро. Если вы хотите продать антикварные или винтажные металлические изделия, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку изделий из металла, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить их и предложат выгодную цену.
Клейма изделий Christofle
Клейма
Первое клеймо ювелирной фирмы Christofle было зарегистрировано в «Garantie de Paris» в 1853 году. Оно представляло собой пчелу, увенчанную тремя звездами и окруженную литерами «CC», расположенными в шестиугольнике. С 1935 года на торговой марке Christofle используются те же символы с литерами «CC» и ромбовидной окантовкой.
С 1935 года буквы «CC» были заменены на «OC» (Orfèvrerie Christofle). С 1935 по 1983 гг. клеймо серебряных и золотых изделий Christofle представляло собой квадратное клеймо с шахматным конем в центре и буквами «OC».
С 1983 года по настоящее время клеймо «Chess Cavalier» было изменено. Шахматный конь был перемещен в правую часть маркировки, а литры «ОС» в левую. Кроме того, в клейме появился знак качества - римские цифры I и II.
Особенным было клеймо изделий, созданных для коллекции «Gallia». Произведения серии начали выпускаться Christofle в 1898 году. До 1942 года клеймо предметов этой серии представляет собой геральдического петуха на щите, дополненного различными надписями: «Gallia metal», «Orfèvrerie Gallia» или «Gallia». С 1942 по 1974 гг. петуха начали помещать в квадратную рамку с надписью «GALLIA», а затем «COLL.GALLIA».
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Похожие статьи
Чешский фарфор «Thun»: посуда и сервизы «Тхун», история бренда «Thun», клейма по годам
04.07.2023 в 12:25
Дрезденский фарфор: история, клейма, статуэтки из дрезденского кружевного фарфора
04.07.2023 в 01:18
Октябрьский фарфоровый завод: клейма по годам, история башкирского фарфора, посуда
04.07.2023 в 04:05
Полтавский фарфоровый завод: клеймо по годам, сервизы и статуэтки из полтавского фарфора
04.07.2023 в 03:44
Японская посуда Yamatsu: история бренда, клейма Yamatsu (Japan) на фарфоре
04.09.2023 в 12:14
Польский фарфор Chodziez: клеймо по годам, история фарфора Ходзеж, изделия
04.09.2023 в 12:53