- Академические успехи и путешествие в Германию
- Создание фарфоровой мануфактуры в Санкт-Петербурге и зарождение русского фарфора
- Первые опыты
- Успехи и достижения Дмитрия Виноградова
- Ранняя смерть
- Фарфор Виноградова
- Клейма
Зарождение фарфорового дела в России связывают с именем Дмитрия Виноградова. Выдающийся специалист, талантливый ученый и большой друг Михаила Ломоносова, Виноградов внес неоценимый вклад в развитие производства отечественного фарфора. Среди его заслуг не только многочисленные эксперименты и исследования, но также создание первой порцелиновой мануфактуры. После скоропостижной смерти Виноградова его дело получило развитие благодаря Михаилу Ломоносову. По приказу Екатерины II фабрику расширили с целью налаживания массового производства, а в 1765 году она была переименована в Императорский фарфоровый. Сегодня он известен как Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ).
Знакомство с Михаилом Ломоносовым и учеба в Германии
Дмитрий Иванович Виноградов родился в 1720 году в Суздале. С ранних лет преподаватели отмечали его успехи в учебе, и в числе 12 отличников он был отправлен в Санкт-Петербург, где получил дальнейшее образование. Там он и познакомился с Михаилом Ломоносовым. Дмитрий старался ни в чем не отставать от товарища, и вскоре молодые люди были удостоены чести продолжить обучение в Германии в университетах Марбурга и Фрайберга. В Германии Виноградов изучал горное дело, физику, химию, много путешествовал и знакомился с устройством шахт и механизмов, получив ценные практические навыки. После возвращения в Россию в 1744 году Дмитрий Виноградов блестяще сдал экзамены и получил чин бергмейстера, который позволял ему управлять работами на рудниках. По приказу Императрицы Елизаветы Петровны, которая узнала об успехах талантливого юноши, ему было поручено выполнение секретной государственной миссии. Цель тайного задания заключалась в том, чтобы создать в Российской Империи первое настоящее фарфоровое производство. Разгадать рецепт тонкого белого фарфора.
Истоки появления фарфора в Российской Империи
Петр I мечтал о создании фарфоровых заводов в Российской Империи. Во время своих путешествий он посетил множество европейских мануфактур и вдохновился бело-голубой керамикой делфтских мастеров. Импортный европейский и китайский твердый фарфор высоко ценился в России – его называли «белым золотом», так как стоил он дороже настоящего золота. Императрица Елизавета Петровна исполнила мечту отца, пригласив в Санкт-Петербург выходца из Тюрингии Христофора Гунгера. Владелец тайны изготовления настоящего саксонского фарфора должен был управлять первой фарфоровой фабрикой, которая в 1744 году получила название «Невской порцелиновой мануфактуры».
Эксперименты по созданию фарфора
В том же 1744 году Дмитрий Виноградов поступил под начало Гунгера, чтобы помогать ему в исследованиях. Отношения между ним и Д. Виноградовым не сложились. Гунгер отказался передавать подмастерью рецепты изготовления европейского фарфора, а вскоре был уволен, так как результаты его работы были неудовлетворительными. Сам Виноградов так описывал вид неудачных фарфоровых изделий своего учителя: «...только полдюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены».
Молодой специалист возглавил фарфоровое предприятие и начал проводить опыты, чтобы получить формулу изготовления порцелина, достойного быть представленным Ее Величеству. Д.И. Виноградов тщательно анализировал свои исследования, менял соотношение материалов, режим и температуру обжига изделия, создавал проекты печей для обжига, а все данные записывал, используя специальный шифр. В ходе экспериментов Виноградову очень пригодились знания химии и физики, которые он получил в Германии. Он использовал их для поиска рецепта изготовления фарфора и специальных красок для росписи фарфоровых изделий.
Первые успехи Виноградова в фарфоровом деле и «признание» Императрицы
За те годы, пока Д. Виноградов управлял мануфактурой, он сумел с нуля организовать полноценное фарфоровое производство. Помимо опытов по вычислению формулы идеального белого фарфора, Дмитрий Иванович занимался подготовкой специалистов и подмастерий, которые в дальнейшем занимались изготовлением и росписью фарфора. Изначально производство было штучным. Первые образцы фарфоровой мануфактуры в Санкт-Петербурге представляли собой небольшие изделия: колокольчики, пуговицы, набалдашники для тростей, трубки, сувенирные пасхальные яйца. Особой популярностью пользовались фарфоровые табакерки, которые Императрица часто использовала в качестве сувениров и дарила гостям и приближенным. Табакерки были самых разнообразных форм: их делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин, а внутреннюю сторону крышек зачастую расписывали романтичными или комичными сюжетами - для этого Виноградов часто привлекал учеников Императорской академии художеств.
В 1756 году на мануфактуре появился большой горн для обжига, который был спроектирован лично Д.И. Виноградовым. Это технологическое нововведение позволило расширить ассортимент изделий и увеличить их размер. В это время специально для личного пользования императрицы Елизаветы Петровны был создан первый полноценный сервиз на 24 персоны, получивший название «Собственный решетчатый сервиз». Сервиз был украшен позолотой, росписью, лепными цветами и розовой сеткой, которая считается прообразом знаменитой синей кобальтовой сетки, ставшей визитной карточкой ЛФЗ. Императрица Елизавета Петровна не только не удостоила мастера чести лично преподнести ей сервиз, но и полностью проигнорировала его труды.
Смерть Дмитрия Виноградова
Д. Виноградов скончался в 1758 году Санкт Петербурге в возрасте 38 лет. Причиной такой ранней смерти стали изнуряющая работа и тяжелые условия жизни. Боясь, как бы рецепты фарфора не стали известны конкурентам, управляющий Иван Черкасов запрещал Виноградову покидать стены фабрики и фактически он был вынужден жить там вдалеке от семьи и родного города Суздаля. В отличие от своего товарища по учебе Михаила Ломоносова, Дмитрий Виноградов не получил похвалы или звания за свой титанический труд и не был принят при дворе – его имя не разглашали. Создатель русского фарфора подвергался постоянным мелким унижениям, слежке, а за неудачи его наказывали плетью или лишали жалования. В своем дневнике он писал: «Ныне меня угнетает тяжесть трудов понесенных. Краткая младость прошла, рано я стал стариком». Не выдержав морального и физического давления, ученый ослаб, его здоровье не выдержало. Дмитрий Иванович Виноградов умер в полном одиночестве. В последние несколько недель перед смертью он завершил масштабный научный трактат о керамике «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» – результат многолетней работы и исследований.
Изделия «виноградовского периода»
Чаша с виноградной лозой, 1749 г.
До наших дней дошло лишь очень небольшое количество изделий «виноградовского» периода. Встретить их на антикварном рынке практически невозможно, а в случае продажи фарфора, изготовленного до 1758 года, цена будет баснословной. Сегодня эти изделия являются ценными экспонатами в музеях или частных коллекциях.
Среди первых фарфоровых творений, созданных Виноградовым, была небольшая чаша с рельефным полихромным виноградным узором. Она отмечена личным клеймом мастера. Чаша неидеальна по форме, а в фарфоровом тесте проглядываются темные вкрапления, но ее считают одним из самых ценных экспонатов фарфора елизаветинской эпохи в Государственном Эрмитаже.
«Пакетовая» табакерка на имя Императрицы Елизаветы Петровны, 1753 г.
Большую роль в период правления Елизаветы Петровны играли табакерки. Их коллекционировали или дарили друг другу в качестве сувениров. Под руководством Дмитрия Виноградова на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали под заказ табакерки разных форм и размеров. Одной из распространенных форм была «пакетная» табакерка – в форме запечатанного конверта. На них часто воспроизводили почерк владельца, имитировали сургучную печать. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится плоская табакерка на имя основательницы российского производства, с надписью: «Ее Iмператорскому Величеству Елисавете Петровне Самодержице Всероссiйской Гдрне Всемилостивiйшей» (1753).
Сувенирное пасхальное яйцо с цветочной росписью, 1750-й г.
Фарфоровые пасхальные яйца были популярным атрибутом при дворе в 18 веке. Их дарили друг другу на Пасху, подвешивали их на ленты. Всего известно три пасхальных яйца елизаветинского периода, и одно было изготовлено на фабрике Виноградова. Оно отмечено маркой в виде двуглавого орла, вдавленного в фарфоровое тесто. В яйце есть два отверстия, в которые можно продеть ленту.
Шахматные фигурки
В собрании Эрмитажа хранится 9 шахматных фигур из набора, созданного в «виноградовский» период: пешки, конь, ладья, ферзь и слон. Фигурки отличает тонкая проработка и прорисовка самых мелких деталей.
Клейма виноградовского фарфора
Как только на порцелиновой мануфактуре под руководством Виноградова стали производить фарфор высокого качества, мастер начал ставить на изделия именное клеймо. Оно представляло собой латинскую буквы W и год изготовления. Известны фарфоровые предметы с синей подглазурной и золотой рельефной маркой.
Если вы хотите выгодно продать фарфоровые изделия, но не разбираетесь в клеймах, производителях и не можете самостоятельно оценить фарфор, то обратитесь к специалистам Антикварного клуба «Раритетус», которые проведут быструю и экспертную оценку антикварного фарфора по фото.