- История возникновения открыток
- Первая коллекция пасхальных открыток
- Художники, работавшие над пасхальными открытками
- Издательства и типографии, выпускающие открытки
- Сюжеты дореволюционных пасхальных открыток
- Европейские пасхальные открытки
- Возрождение традиции пасхальных открыток
La Belle Époque (Прекрасная эпоха) - короткий период с конца XIX в. до начала Первой мировой войны, оставила нам в наследство прелестное свидетельство минувших дней в виде пасхальных открыток. В старых бабушкиных альбомах мы с замиранием сердца рассматривали трогательные поздравления со светлой Пасхой.
Первые открытки
История открытки начинается в XVIII веке. По крайней мере, именно французский гравер Демезон в 70-ых годах восемнадцатого столетия изобрел карточки, где одна сторона была украшена изображением, а вторая предназначалась для письменного послания. Европейцы изобретение не оценили, посчитав его компрометирующим. А вот в Российской империи, напротив, гравированные картинки прижились, хотя их не спешили отправлять по общественной почте.
Считается, что самая ранняя открытка, английская самодельная «Penny Penates», имеющая открытое почтовое хождение, появилась в 1840 году. А официальное предложение по повсеместному употреблению почтовых карточек сделал Генрих фон Стефан в 1865 году на германо-австрийском конгрессе. Однако это инициатива не получила никакой поддержки всё по той же причине - излишней открытости.
Прошло еще несколько лет прежде, чем открытка завоевала повсеместную любовь и популярность.
Причиной тому послужило далеко не радостной событие - Франко-прусская война (1870-1871 гг.) с ее нехваткой бумаги для писем. Выход нашелся. По одной из версий, француз Леон Бенардо заменил почтовую бумагу на небольшой кусок картона. В принципе, уже можно было говорить о классической почтовой карточке, где на одной стороне располагался адрес, а на другой место для письма. Чуть позже к адресным строкам добавились рисунки. Так Бернадо выпустил открытку, украсив её лицевую сторону виньеткой с патриотической символикой. Другая версия, приписывает создание первой открытки А.Шварцу - книготорговцу из Ольденбурга. Как бы то ни было, уже в 1874 году появился международный стандарт открытки 9 х 14 см, который позднее был заменен (в 1925 году) на 10 х 15 см.
Оборотная сторона первых открыток предназначалась исключительно для адреса, и потому послание адресату писалось на лицевой иллюстрированной стороне. Ситуация изменилась в 1904 году, когда на обороте стали выделяться места для письма и адресных строк.
Первоначально иллюстрированные почтовые карточки были монохромными. Со временем, при применении техник хромолитографии и автотипии, открытки обрели цвет.
Тематика изображений старинных открыток более чем обширна. Репродукции картин (особенной популярностью пользовались полотна, представленные на Парижских салонах), виды городов, “головки” (изящные рисунки с изображениями красивых девушек), фотопортреты блистательных дам полусвета Belle Époque, а также писателей и актеров. Но наиболее популярными и любимыми у населения оставалась поздравительная тематика: Рождество, Пасха, день Ангела.
Первые пасхальные открытки Российской империи
Когда мы говорим о поздравительных открытках Российской империи нужно не забывать об одном нюансе - из всех традиционных христианских праздников в русской традиции той поры наибольшее значение имела именно Пасха. И потому открытки, посвященные празднику Пасхи, имели большой успех у населения.
Первые иллюстрированные почтовые карточки на пасхальную тематику принадлежат Московской православной общине Св. Евгении, известному дореволюционному издательству. В 1898 году были выпущены четыре “весенние акварели”, выполненные художником и писателем Н. Каразиным. Издательство общины приурочило их выход именно к светлому празднику Пасхи.
Эти иллюстрированные почтовые карточки имели потрясающий успех. Оказалось, что выпуск поздравительных открыток - предприятие крайне выгодное. Ажиотаж вокруг маленьких карточек из плотной бумаги был невероятным. Открытки не только раскупали и отправляли с поздравлениями со светлым праздником, но также использовали для украшения интерьера и старались сохранить, пряча в специальных альбомах.
Авторы пасхальных открыток
Художник Н. Казарин еще не раз в своем творчестве обращался к пасхальной тематике. Помимо него среди авторов дореволюционных пасхальных и рождественских открыток встречаются имена Елизаветы Бем, Ивана Билибина, Ильи Репина, художников из круга “мирискусников”.
Наиболее любимыми, очевидно из-за своей трогательной наивности и доброты, были открытки, выполненные Елизаветой Меркурьевной Бем. Ее детские сюжеты являются наиболее востребованными на рынке антиквариата, и каждый коллекционер-филокартист имеет в коллекции нежные акварели этой выдающейся русской художницы.
Главный православный праздник в работах Е. Бем передается через картины старорусской крестьянской жизни, о которой Елизавета Меркурьевна знала не понаслышке. Точная в деталях быта, виртуозно стилизуя допетровскую эпоху, она сумела создать свой уникальный мир, полюбившийся разным слоям населения Российской империи
Говоря о старинных пасхальных открытках нельзя не упомянуть великого стилизатора, человека, чье имя прочно связано с направлением “а ля рюс”, Ивана Билибина. Для издательства Общины св. Евгении он создал несколько открыток, которые ценятся коллекционерами. Знаменитый “Пасхальный дед” - жемчужина одной из московских коллекций. Это пробный контурный оттиск с авторской раскраской. Финальный вариант, пущенный в тираж, имеет с ним некоторые расхождения.
Как упоминалось выше, выдающиеся художники из “Мира искусств” также принимали участие над созданием иллюстрированных почтовых карточек. А. Бенуа был автором целой ретроспективной пасхальной серии, посвященной дворянскому быту.
Словно в противовес ему Б. Зворыкин обращается к нео-русскому стилю, выполняя свои работы в традициях русского лубка.
Дореволюционные издательства
До октября 1917 года российской дореволюционной печатной промышленностью выпускалось множество открыток различной тематики. Так, например, издательство “Ришар” имело монополию на театральную тематику, а после него это исключительное право перешло типографии “К.А.Фишер”.
Издательское товарищество «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг», со множеством подразделений (одно из них “Слава”), известнейшее издательство Абрикосова, ефимовское издательство в Москве - вот краткий перечень тех, кто удовлетворял постоянно растущую потребность населения Российской империи в почтовых карточках.
Выпускали пасхальные и прочие поздравительные открытки “Отто Ренар”, “Шерер, Набгольц и Ко”, а также Акционерное общество “Гранберг” (шведская фирма, работающая преимущественно на российский рынок).
Но все же… все же именно издательство Общины св. Евгении остается лучшим из тех, кто печатал карточки с пасхальными поздравлениями. Именно здесь пасхальная открытка поднялась на небывалые высоты, достигнув уровня серьезного искусства, когда справедливо можно говорить о создании шедевров.
Основные сюжеты пасхальных открыток
Сюжеты дореволюционных пасхальных открыток многообразны, как и стили художников, по оригиналам которых они и печатались. Мы встречаем церковные обряды с торжественным крестным ходом, непременное христосование, гуляния по случаю светлого праздника, изображения пасхальных яиц, куличей, “пасхи”. И всегда иллюстрация сопровождается радостной надписью “Христос Воскресе!”. Крестьянские румяные детишки, красавицы-боярышни, рынды и изящные кавалеры несут поздравление с главным православным праздником.
Первая мировая война внесла свои коррективы в изображения. Появляются новые агитационные сюжеты. Главными действующими лицами становятся солдаты и сестры милосердия. Открытки начинают нести благотворительный характер.
Революционный год отметился последними открытками Общества св. Евгении с расписными пасхальными яйцами. В 1918 году открытка с красным яйцом - символом нового мира, закрыло собой историю пасхальных поздравлений старого миропорядка.
В Петрограде еще печатались открытки, тиражи не успевали распродаваться, и потому наряду с атеистической пропагандой по Советской ходили идеологически не выдержанные и даже вредные поздравительные открытки. Постепенно они вышли из оборота, как чуждые советскому человеку. И лишь в эмигрантских кругах поздравления с христианскими праздниками находили отображения в печатной продукции.
Пасхальные открытки Европы
Помимо дореволюционного российского рынка печатной продукции существовал и европейский, который также примечателен поздравительными открытками, связанными с христианскими праздниками. Эти иллюстрированные почтовые карточки были в ходу в Российской империи, и многие из них выпускались для нашего потребителя.
Примечательно, что изображения на таких открытках отличались от русской православной традиции. Обилие зайцев и кроликов, как символов плодородия, несущих огромные разноцветные яйца, игривых красавиц, умилительных цыплят - подобная атрибутика забавно соотносилась с надписью “Христос воскресе!”
Подобные карточки интересны с точки зрения культурологического феномена, как пример слияния двух культурных парадигм.
Возвращение пасхальной открытки
Классическая пасхальная открытка после Октябрьской революции и Гражданской войны сохранилась только в кругах “белой эмиграции”. Познакомится с образцами можно обратив внимание на коллекцию, полученную от Библиотеки Университета Калифорнии. это открытки, выпущенные 1950-1960 гг. парижскими и нью-йоркскими издательствами. На них мы видим изображения полные ностальгии по утраченной жизни, тоску по празднованию светлого чистого праздника.
Казалось бы, с утратой духовной и религиозной составляющей советского общества, поздравительные открытки христианской тематики ушли в небытие. Однако после Великой Отечественной войны начались робкие попытки восстановить некогда утраченный культурный феномен.
Церковные издательства начали выпускать рождественские и пасхальные открытки небольшими тиражами, которые можно было увидеть только в лавках при церквях.
О полномасштабном возрождении почтовых карточек с христианской символикой можно говорить только начиная с 1980-х годов ХХ века. И в основном это были переизданные дореволюционные образцы.
В 1990-х годах началось полномасштабное издание пасхальных открыток. Однако, увы, до художественного уровня дореволюционных образов им далеко.
Поздравительные открытки дореволюционной эпохи прочно занимают лидирующие позиции на антикварном рынке печатной продукции.
Компания “Raritetus” производит экспертную оценку и выкуп как коллекций, так и единичных экземпляров открыток, выпущенных до 1917 года.