- Древняя свистулька как предшественник глиняной игрушки
- История дымковской игрушки
- Как создаются дымковские игрушки
- Чем дымковская игрушка отличается от прочих
- Виртуозы глины из Дымково
- Дымковская игрушка в наши дни
Дымковская игрушка в виде ярко раскрашенных глиняных фигурок давно уже приобрела мировую известность и стала одним из символов России. Сейчас трудно поверить, что на её месте могла оказаться каргопольская свистулька, городецкая глиняная игрушка или их аналоги из других регионов. Ведь история расписных глиняных игрушек из Дымково несколько раз оказывалась у последней черты, однако очередной поворот снова выводил эти необычные фигурки на первый план среди прочих художественных промыслов нашей страны. Игрушка Дымковской слободы перестала ассоциироваться со свистульками и стать своеобразной картинкой быта нескольких поколений Российской империи, а затем и страны Советов.
Предпосылки появления дымковской игрушки
Почему же фундамент дымковской игрушки зиждется на свистульках? Потому что издаваемые ими звуки – это один из способов разговора людей с высшими невидимыми силами. Для жителей древнего мира любое происшествие связывалось с действиями духов или прочих могущественных созданий. Уже тогда стали цениться предметы, из которых потоками воздуха можно извлекать звуки: рога животных или камни с дырками. А затем люди и сами начали их создавать. Примером служит китайский сюнь – яйцеобразный инструмент с отверстиями, возраст которого превышает семь тысячелетий. Племена славян тоже применяли свистульки во время языческих праздников, придавая им причудливые формы, схожие с обликом зверей или птиц. Схожая манера известна даже у обитателей адриатического побережья, ведь не зря же инструмент окарина в переводе с итальянского означает «гусёнок». На Руси глиняные птички-свистульки ласково именовались «утушка».
Но чем среди прочих глиняных расписных предметов примечательны фигурки из Дымково? Их история – это цепь счастливых случайностей. И одна из них – легенда о Хлыновском побоище. По ней в конце XIV или начале XV века Хлынов осаждали новгородцы (по другим данным, монголы под предводительством царевича Бекуты), а дружественные устюжане отправили осаждённым отряд в помощь. Под покровом темноты посланникам Устюга удалось проскользнуть мимо врагов, однако их атаковали хлыновцы, которые приняли во мраке союзнический отряд за неприятельское войско. Когда недоразумение выяснилось, с обеих сторон уже погибло немало воинов. Спрашивается, как подобное событие можно назвать счастливой случайностью? Оказывается, сейчас большинство учёных считает, что Хлыновское побоище – не более, чем легенда (на это указывает хотя бы тот факт, что в описываемый период нынешний Киров звался Вяткой, его жители – вятичами, а деревянный крепостной кремль, получивший имя Хлынов, и вовсе возвели лишь во второй половине XV века). Но легенда, к которой долгое время относились, как трагическому факту, не дала в этих местах уйти в забвение старинным языческим обрядам, связанным со свистульками. Они превратились в поминальный праздник Свистопляска или Свистунья, для которого свистульки остались частью ритуала. Следовательно, ежегодно к празднику готовили необходимое число глиняных свистулек, а для этого требовались умельцы.
Дымковская игрушка: возникновение и эволюция
Ныне разросшийся Киров поглотил Дымковскую слободу, ставшую частью Первомайского района. Историки связывают образование этого поселения с выходцами из Устюга, обосновавшимися здесь в 16 столетии. Сама же Вятка находилась на другом берегу, поэтому Дымково вятичи часто именовали «заречный посад». В половодье разливавшаяся река часто отрезала Дымково от большого мира. Оно и сейчас по больше части застроено деревянными домами, словно прошедшие века никак не коснулись этих мест.
Среди прочих промыслов слободы Дымково развивалось и гончарное, ведь глиняная посуда – предмет хрупкий, и везти его издалека на телегах нецелесообразно. А где горшки, миски и корчаги, там и глиняные свистульки, как побочный продукт из отходов производства. Кажется, что изготовление поделок из глины развивалось здесь изначально, но сколько же на самом деле лет дымковской игрушке? Дату основания городов учёные часто назначают по первому упоминанию о них в летописях. Если идти по этому пути, то дымковская игрушка не так уж и стара. Впервые о ней написали в 1811 году, когда генерал-майор Н.З. Хитрово делился воспоминаниями о празднике, посетители которого активно катали расписные глиняные шары и раскупали яркие, местами позолоченные глиняные куклы. Поэтому ряд историков датирует зарождение дымковского промысла лишь началом XIX века, хотя многие кировчане с этим категорически не согласны.
Как Земля, по мнению древних, держалась на трёх китах, так и традиция изготовления поделок из глины здесь базировалась на трёх предметах: шары в яркую крапинку (чаще их называли «шарыши»), свистульки в виде зверей и птиц, а также фигурки с причудливой росписью. Это мнение подтверждают записи 1817 года из дневника старшего учителя вятской гимназии Баженова. Шары в изготовлении были проще всего, но и стоили они дёшево: за ведро продавец просил гривенник или полтора. В ту же сумму обходилась всего лишь одна глиняная куколка, богато расписанная в дымковском стиле. Если же мастер применял сусальное золото, её стоимость могла вырасти до рубля.
Фабричное производство погубило множество кустарных промыслов. Та же судьба могла постигнуть и дымковскую игрушку. Впервые угроза её существованию появилась в середине XIX века. Наряду с глиняными фигурками на рынок стали завозить аналоги из гипса и алебастра. Отливка из формы обеспечивала простое массовое производство, а выглядела такая фигурка порой куда аккуратнее вылепленных из глины. Часть мастеров перестала заниматься лепкой, но костяк Дымковской слободы продолжил изготовление игрушек, выставляя их по цене от копейки до восьми. Нововведением стало то, что теперь глиняные «барыни» расписывались согласно столичной моде (хотя и с запаздыванием). По подсчётам ежегодный объём промысла тогда достигал 500 рублей (значительные деньги на тот момент). Помимо ярмарок в самой Вятке фигурки уходили по реке в другие губернии, где на них сохранялся хороший спрос. Популярность дымковской игрушке добавляли всероссийские выставки.
Однако фабрики завоёвывали рыночное пространство всё активнее. Кроме глины и алебастра на рубеже веков стали появляться игрушки из других материалов. Например, из жести принялись создавать заводные устройства со скрытой механикой. И фигурки из глины рядом с таким техническим совершенством начали выглядеть архаикой. Спрос постепенно упал, а вслед за этим снизилось и число мастеров. Роль личности в истории здесь проявилась благодаря Алексею Ивановичу Деньшину, с ранней юности увлечённому деталями создания дымковской игрушки. Сам будучи художником, Деньшин не только везде популяризирует угасающий промысел, но и создаёт серьёзный художественный альбом, посвящённый дымковской игрушке.
И всё же это время для глиняных игрушек надо назвать периодом нисхождения, а не взлёта. Свою роль сыграла Первая мировая война, когда многие мастера гончарного дела оказались в окопах. История дымковского промысла не оборвалась только благодаря Анне Афанасьевне Мезриной, упорно продолжавшей лепить фигурки сначала в одиночку, а затем и с подросшими дочерями. В первые годы советской власти глиняные игрушки стали считаться дореволюционным пережитком. Свистунью отменили, а часовню, когда-то возведённую в память о Хлыновском побоище, взорвали. И вновь благодаря Деньшину эти фигурки не забылись, а стали предметом жарких споров между искусствоведами. Казалось, итоговую черту под промыслом подвело закрытие в 1937 году единственной художественной школы, где ему обучали.
В очередной раз игрушку спасла Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. К её открытию в 1939 году зал Кировской области решили оформить в народном стиле, пригласив дымковских умельцев. Это коренным образом изменило судьбу местных игрушек из глины. Помимо внимания к ним со стороны всесоюзной прессы, яркие фигурки привлекли внимание зарубежных гостей. Дымковская игрушка оказалась в числе товаров на экспорт. С этого момента мастерам не приходилось думать о реализации (готовый товар забирала артель «Вятская игрушка»), а каноничные сюжеты разбавились реалиями новых лет: среди привычных «барынь» и «кавалеров» появились фигурки красноармейцев и колхозников, школьников и физкультурников.
Война с фашистской Германией на время прервала выпуск игрушек, ведь государство перестало поддерживать промысел. Впрочем, возобновившееся вскоре производство сумело вернуть внимание к себе: глиняные изделия из Дымково получили первую премию на Всесоюзном конкурсе. И снова яркие фигурки стали экспортным товаром, а к старшему поколению мастеров добавились юные ученики. Тем не менее, то, что начиналось, как новый прорыв, быстро заглохло. Массовое производство привело к ухудшению художественной составляющей, а среди новых мастеров оказалось мало тех, которые горели желанием продолжать прежние традиции. Плохо повлияли и административные реформы, когда глиняный промысел отдали курировать промартели «Игрушка», выпускавшей по большей части мягких набивных зверюшек.
От угасания дымковскую игрушку планировали спасти включением в систему Художественного фонда СССР. Но на этом этапе её история чуть не оборвалась в очередной раз. Дело в том, что тогда в моду вошла Гжель, а её опыт решили распространять и в других местах. Уже отправили мастерицу Екатерину Косс-Деньшину на Гжельский керамический завод обучаться искусству обливной керамики, но в рядах правления фонда возникли разногласия. Поэтому дымковский промысел оставили на «старых рельсах». Усилить его помогло строительство кировского Дома художника с выделением помещений под лепку и роспись, а также набор новых учеников в количестве почти ста человек, из которых выросла целая плеяда мастеров следующего поколения. Закрепили место дымковского промысла среди народных искусств Советского Союза участие в выставках, а также развитие внутреннего туризма и последовавший в связи с ним сувенирный бум. Редко кто уезжал из Кирова без «барыни» или свистульки-барана. Сыграло свою роль и возвращение на кировскую землю праздника Свистунья. В новое время кировчане его впервые провели в 1979 году, вернув Дню города элементы былых народных гуляний.
Этапы изготовления дымковской игрушки
Все изделия дымковского производства имеют два основных этапа изготовления: лепка и роспись. Традиционно лепят фигурку мужские руки, что видно по примеру аналогичной Бабуринской глиняной игрушки. Исследователи зафиксировали, что её примерно с середины октября и до конца июня лепили именно мужчины, не задействуя для этого женский или детский труд. А вот работа с красками – это уже удел остальных домочадцев. Угасание дымковского промысла внесло коррективы в распределение обязанностей. В трудные годы мужчины занялись более тяжёлыми работами, приносящими ощутимую прибыль. А лепкой игрушек и росписью их пришлось заниматься женщинам. С той поры и сложилось мнение, что глиняная игрушка – исключительно женская работа. И даже в советское время постигать секреты этого вятского народного промысла приходили, в основном, девушки, а не парни. Двух одинаковых игрушек здесь просто не найти, ведь до сих пор и лепят, и раскрашивают их вручную.
Лепка дымковской игрушки
Кажется, что проще всего лепить шарыши: скатай комок и придай ему форму сферы. Однако дымковский шарыш – вовсе не комок глины. Его назначение – катиться с горы во время праздника, чтобы у основания холма добычу поймали ловкие руки. Для уменьшения веса шарыш делают полым, а такое вылепят уже не каждые пальцы. Кроме того, внутрь шарыша засыпают горох или мелкие камешки, и по склону катится весёлая погремушка.
Слепить свистульку – уже целое искусство. Если окарина – это просто камера со свистком, стенки которой снабжены несколькими отверстиями, то свистульке ещё требуются канал воздуховода, небольшое окошко и язычок, рассекающий струю воздуха. Неправильно сделанная «утушка» будет не свистеть, а раздражающе сипеть или похрипывать. У каждого мастера свой секрет того, как рождается мелодичный свист его инструмента. Часто это связано с сечением отверстия: круг, овал, квадрат или прямоугольник дадут разный звук. А причудливое сечение, чья форма меняется, может внести свои коррективы. Исконно на Руси делали свистульки с внутренней полостью. Но филимоновские мастера приспособились прилепливать свисток к отдельно изготовленной фигурке. Кроме того, известны и водяные свистульки, а также свистульки с дополнительным предметом, который под напором воздуха тоже вносит свой вклад в общую симфонию.
Если же говорить о крупных игрушках, то их в Дымково лепят по частям. Исходный вариант для лепки – смесь песка и красной вятской глины. Всё задаёт основа, для которой берут подходящий кусок глины (например, для игрушек типа коня сначала лепят торс). Далее из раскатанного глиняного пласта формируют детали помельче и присоединяют к основе. Чтобы скрыть швы, их заглаживают мокрыми тряпками. На начальном этапе зрителю абсолютно непонятно, какое животное получится в итоге. Ведь облик рисуют мелкие элементы: конская грива, крутые бараньи рога, бородка и вытянутые рожки для козлика. И уже потом мастер решает, останется ли животное само по себе или его оседлает всадник.
Женские образы предполагают пышную юбку-колокол. Этот элемент мастера лепят так, чтобы внутри он получался пустым. От задаваемого образа формируется высота юбки и её фасон. Если юбка ставится под основу, то венчает куклу голова-шарик. Однако и здесь у мастера полная свобода действий, ведь «причесать» глиняную девицу можно по-разному. Сбоку добавляют руки-дужки, а к ним прикрепляют элементы, которые нам расскажут о самой героине: для кормилицы это малыш, для торговки – корзинка, для деревенской девицы-водоноски – вёдра и коромысло. Когда вся фигурка в сборе, её отправляют на сушку, занимающую несколько дней. После просушки игрушка обжигается в печи при температуре от 700 °C до 900 °C.
Роспись дымковской игрушки
Шарыши обычно красят в немаркий чёрный цвет, а потом кропят яркими красками или наводят цвет мелкими мазками контрастных цветов. В свистульках и куклах уже используют оформление посложнее. Общий фон наводится побелкой, которой игрушку покрывают в несколько слоёв. Изначально для этого брали мел, разведённый на молоке, а позже темперные белила. Чёрным цветом выступала сажа, а красный цвет создавали фуксином и суриком. Кроме того, применяли зелёный цвет (кроны и Поль-Веронез) и жёлтый (кроны). Синеву наводили либо синькой, которой можно было получить небесную голубизну, либо мрачным ультрамарином. При этом цвета могли нести тайные послания, определявшие скрытую суть образа, формирующие его характер. Ведь белый – это посыл к чистоте души, красный мог обозначать и красоту, и силу, и буйный дух. А доминирование чёрного цвета говорило о горе или беде.
Глядя на арсенал современного художника, трудно поверить, что крупные мазки на фигурки наносили кистями из рваных тряпок, а мелкие чёрные элементы дорисовывали обыкновенной лучиной. Очень интересно исследовать разноцветные узоры юбки, разгадывая древний смысл традиционных орнаментов. То, что воспринимается цветными кружками, происходит от знаков, обозначающих солнце и луну, а также всевозможных символов плодородия. Для кукол подороже в раскраске применяли поталь (тонкая медно-цинковая фольга) или сусальное золото.
У продолговатых свистулек-«утушек» сформировалась своя последовательность росписи. Симметрию здесь часто задавала широкая полоса, которую вели по всей спине, а затем и через грудь. От неё устремлялись полоски потоньше. Их пересекали линиями, создавая клетчатый узор. А на птичью грудку порой лепили, словно орден, квадратик или ромбик потали. При этом соблюдался контраст ярких красок: тёмно-лиловый цвет разбавлял оранжевый, а синие и зелёные элементы соседствовали с жёлтыми. Свистульки-«кони» уже украшались сложнее: на них присутствуют как кружки-горошины, так и солярные символы. Иногда в центре конской груди красовался крупный круг, а от него убегали по бокам полосы.
Художественные особенности дымковской игрушки
Помимо своеобразной школы росписи, чем-то похожей на вологодскую или каргопольскую игрушку, дымковские мастера придают предметам самобытные черты, у которых можно отметить несколько характерных особенностей.
Для дымковской игрушки абсолютно нехарактерны полутона. Цвет присутствует в ярком однотонном мазке. Объяснить это можно нехитрым инструментом (например, теми же тряпичными кисточками). Однако и в советский период учеников наставляли следовать старым традициям, хотя у каждого из них в доступности уже был набор всевозможных кисточек.
Также дымковским куклам удалось оторваться от изначальных свистулек, что не получилось в этот же период расцвета глиняной игрушки в других регионах. Например, в Абашево местные умельцы тоже наладили выпуск глиняных кукол, подобных дымковским. Но раскупали здесь этот товар неохотно. Детвора привыкла к свисткам, и без них игрушка не доставляла радости. Абашевские мастера вышли из положения тем, что в руки большой кукле начали крепить птичку-свистульку. Дымковская же игрушка сумела стать полноценной, даже утратив изначальное предназначение - свисток.
Окончательно помог сформироваться дымковскому стилю узнаваемый «модельный ряд», в котором обычно называют «барыню», воплощающую стремление к богатству, «кавалера» (иногда здесь выделяют группу «всадников»), индюка, пёстрым оперением способного соперничать с павлином, златорогого барана и козлика, как персонажей народных сказок, и девицу-водоноску. Хотя сюжетные композиции Дымково порой заимствованы (в числе таких называется доение коровы, явно пришедшее из Гжели, а также фигурка «Охотник в лодке с собакой», взятая от фарфорового аналога), но дымковский облик и местная роспись быстро сделали их местной классикой. Мотивы дымковской композиционной игрушки восходят к традициям вятской Свистуньи: хороводы и народные гулянья. Также популярны ярмарочные и свадебные сюжеты.
Мастера дымковской игрушки
Среди нескольких поколений дымковских умельцев обычно выделяют тех, благодаря кому сохранилась местная глиняная игрушка, причисляя к ним мастеров, сумевших добавить к фигуркам нечто своё, новое, но постепенно превратившееся в канон. Из достаточно большого состава профессионалов изготовления глиняных игрушек мы выбрали три имени.
Мезрина Анна Афанасьевна
Её смело можно назвать тем фундаментом, который помог дымковскому промыслу удержаться от окончательного угасания. Творческому пути Анны Афанасьевны успех сопутствовал с юных лет. Достаточно вспомнить каталог позапрошлого века Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, в котором отмечено почти два десятка её глиняных игрушек. То было суровое время соперничества между глиной и гипсом, и в самом Дымково имелись мастера и по тому, и по другому материалу.
Мезрина выбрала глину, хотя временами продолжать следовать своим путём было неимоверно трудно. Сама она так вспоминала о нелёгких годах жизни: «Работаешь, работаешь до упаду и голодом насидишься, и поплачешь другой раз - всё денег нету. За тридцать копеек свистульку сдаёшь скупщику, а потом и находишься двадцать раз, никогда сразу не отдаст за всю работу». Когда Деньшин после Октябрьской революции активно продвигал местные традиционные народные промыслы, он опирался на её работы из-за отсутствия в то время других достойных мастеров. Повернись колесо истории чуть иначе, и вятская игрушка из глины сейчас именовалась бы не дымковской, а мезринской. Для глиняных изделий Анны Афанасьевны характерны изящество и живые позы, а также грозно-удивленное выражение лица. Исследователи отмечают грацию и мягкий юмор её фигурок, что сформировало общий посыл доброты дымковской игрушки, ярко раскрывшийся уже в следующих поколениях.
Кошкина Елизавета Александровна
Умение лепить глиняные игрушки и разукрашивать их передавалось в Дымково из поколения в поколение. Ребёнок ещё мал, но уже приспособлен к общему делу. Елизавета Александровна прошла этим путём с восьми лет. Как и многие другие мастера канонов дымковского производства, Кошкина сначала детально копировала чужие удачные работы, но после начала вырабатывать свой стиль, окончательно сформировавшийся к середине 1930-х гг. Выделяют её работы набор своеобразных чёрточек, бросающихся в глаза знатокам. Среди них нос – не нарисованный точкой, а выполненный защипом пальцев.
Из деталей росписи здесь узнаваемы чёрные точки глаз, пронизывающе глядящие на зрителя, и крутые дуги бровей. Оформлению юбок сопутствует конический узор, да и сам наряд выглядит чрезвычайно пышно из-за оборок, воланов и широких рукавов. Чтобы понять суть образа игрушки, созданной Кошкиной, надо внимательно изучить аксессуары (веер, сумочку, зонтик и прочие мелочи). Начав с мелких элементов, Елизавета Александровна пришла к сюжетным композициям, где главную героиню дополняют отдельные предметы или маленькие фигурки. Тут проще всего назвать «Продавщицу игрушек», представляющую некий срез многообразия самого дымковского промысла. И вместе с тем по фигурке и её окружению можно сочинить историю или сказку.
Пенкина Елизавета Ивановна
Жизненный путь Елизаветы Ивановны весьма извилист. Она уже в семилетнем возрасте принялась за глиняные игрушки, помогая старшему поколению. Однако наращивала мастерство росписи не на глине, а на гипсе, работая у И.П. Караваева. Как только юные годы миновали, дороги дымковской игрушки и Пенкиной надолго разошлись. Однако в середине 1930-х гг. Елизавета Ивановна снова занялась лепкой, пытаясь отразить в своих глиняных игрушках впечатления ушедшего детства. Композиции получались столь выразительными, что их заимствовали и другие дымковские мастера (здесь уместно вспомнить «Самоеда на олене»).
Квинтэссенцией наработанных ей приёмов называют довоенную «Кобылицу с жеребёнком», где связь малыша и матери ловится направлением взгляда последней. Для специалистов интересны здесь также тёмные чёрточки, складывающиеся в гриву, и чередование двухцветных горошин. Если говорить о глиняных куклах, то они выделяются среди работ других мастеров приземистостью и короткими ногами, что ничуть не портит общее впечатление от игрушек. Сформировалась и целая трудовая династия Пенкиных: работы Елизаветы Ивановны органично продолжили Зоя Васильевна Пенкина и следующее поколение – Римма Эдуардовна Пенкина.
Современные дымковские игрушки
После распада Советского Союза народные промыслы переживали тяжёлые времена. Если близкие к Москве или Санкт-Петербургу комбинаты ещё могли рассчитывать на частичное государственное финансирование или богатых меценатов (как это произошло с Хохломой или Гжелью), то дальним регионам оставалась лишь самоокупаемость. В период гиперинфляции на дымковскую глину с яркими узорами резко упал спрос. Её не покупали ни музеи, ни туристы. Сложностью оказались и жилищно-коммунальные счета, которые теперь приходилось оплачивать с прибыли. Более трёх десятков мастеров ушли в другие специальности. Над вятской глиняной игрушкой вновь возник призрак исчезновения. И снова помог счастливый случай: игрушки начал заказывать разбогатевший предприниматель, которому срочно требовались необычные деловые подарки. Однако здесь сюжеты целиком зависели от заказчика, поэтому трудовой коллектив не очень любит вспоминать те времена и надеется, что они никогда не вернутся.
Тем не менее, на предприятии продолжал действовать художественный совет, благодаря которому процесс создания глиняных игрушек оставался на должном уровне. Часть мастериц взялась за надомное производство. Проводились местные выставки, способствовавшие общению умельцев. Всё это помогло продержаться до того, как государство начало уделять развитию народных промыслов должное внимание, а дымковская игрушка превратилась в «визитную карточку» региона. В составе других промыслов фигурки из Дымково попали на олимпийскую символику, когда атлеты всего мира собрались в Сочи. Пригодилась сувенирная продукция современных мастериц из Дымково и во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который Россия принимала в 2017 году.
Сейчас дымковская игрушка увековечена в бронзе: возле Кировского театра кукол в 2010 году появилась скульптурная композиция «Семья», персонажи которой представлены в виде вятских глиняных кукол. А в мае 2024 года к 650-летию Кирова Банк России выпустил серебряную монету, на переднем плане которой запечатлена сюжетная игрушка «Место встречи». Проект трёхмерной оцифровки российских музейных фондов позволил создать виртуальный 3D-музей дымковской игрушки. Поэтому смело можно отметить, что глиняная игрушка из Кирова остаётся в когорте самых известных народных промыслов России. Редкие игрушки дымковского происхождения разыскивает и нумизматический клуб Raritetus. Если вы хотите продать игрушки СССР или более раннего периода, обратитесь к нам, прежде чем нести их в ближайшую комиссионку. Наши эксперты бесплатно оценят их и предложат выкупить за наличный или безналичный расчёт те, обозначенная цена которых вас устроит.