Мануфактура “Kaestner Saxonia” была основана в 1882 году и так же, как и многие предприятия региона, пережила этапы расцвета и упадка. Самыми яркими годами развития мануфактуры “Kaestner” можно назвать послевоенные годы. Именно тогда на производстве выпускались предметы, которые и сегодня восхищают своей простотой и одновременно утонченностью.
Ранние годы развития мануфактуры “Kaestner Saxonia”
Фридрих Кестнер (Friedrich Kaestner), старший сын потомственного промышленника, владельца угольными шахтами Флорентина Кестнера, не горел желанием продолжать семейное дело, а мечтал о собственном фарфоровом производстве. Кестнер-старший поддержал идею сына и всячески помогал ему в развитии новой для региона отрасли.
Строительные работы по возведению фабрики по производству фарфора Фридрих Кестнер начал в 1882 году в пригороде Цвиккау Оберхондорф. В январе 1883 года в ратуше города Цвиккау компания “Kaestner” была официально зарегистрирована. Однако молодому бизнесмену пришлось потратить еще почти год для налаживания всех процессов производства. В декабре 1883 года фабрика наконец была запущена в работу.
С самого начала открытия производства у Фридриха Кестнера в распоряжении была сотня рабочих, в том числе талантливые художники, которые занимались росписью фарфоровых изделий.
Владелец мануфактуры позаботился и о фирменном знаке, который проставлялся на клейме. На фарфоровых изделиях компании “Kaestner Saxonia” присутствовало изображение двух скрещенных горных топоров. Такой знак Фридрих выбрал в честь горнодобывающей промышленности, которой занималась его семья, начиная с 1551 года. Позднее вместо двух топоров на клейме стали использовать изображение долота и молотка.
Также, с годами, несколько изменилось написание наименования фирмы. Если изначально наименование компании выглядело как “Kästner”, то позже из-за языковой переориентации букву “ä” заменили на буквосочетание “ае”.
Мануфактура “Kaestner Saxonia” с первых дней открытия наладила производство кофейных сервизов. Сервизы имели лаконичную форму и строгий геометрический рисунок. Такая посуда для пользовалась большим спросом у саксонцев в течение первых лет функционирования фабрики. Сервизу было дано незатейливое название “Модель А”. Впрочем, не меньшим спросом пользовался столовый сервиз “Kaestner Saxonia”. Почти всю полученную прибыль владелец тратил на развитие производства, что в короткие сроки дало свои “плоды”. Стали открываться фирменные магазины “Kaestner Saxonia”. Также были открыты торговые представительства и за рубежом. Уже к 1886 году на фабрике трудилось около 180 человек.
Еще одним благоприятным фактором для развития мануфактуры стал гостиничный бизнес, который расцвел в связи с ростом туризма в регионе. Каждому новому отелю требовалась новая посуда, за изготовление которой тут же бралась мануфактура Кестнера. В 1905 году мануфактура начинает выпускать фарфоровую посуду в стиле “Модерн”, что позволяет компании не отставать от моды и оставаться на пике популярности.
После Первой мировой войны, в 1919 году, Фридрих Кестнер совместно с другими местными производителями немецкого фарфора создает Ремесленную художественную школу, в которой большое внимание уделяется росписи фарфоровых изделий. Это событие положило начало развития художественного образования в немецком городке Цвиккау. В школу пригласили работать знаменитого в те годы профессора Хеннига, который считался первым мастером по созданию оригинальных фарфоровых предметов. Он же сыграл большую роль в дальнейшем развитии мануфактуры Кестнера. Именно модели, созданные при Артуре Хенниге, сделали фабрику известной на весь мир.
Поздние годы развития мануфактуры “Kaestner Saxonia”
Благодаря деятельности владельца и таланту Артура Хеннига к 20-м годам ХХ века фабрика пребывала на пике расцвета и была в числе первых предприятий европейского фарфора. В 1924 году мануфактура переживает большую утрату - смерть владельца Фридриха Кестнера. С этого года принято отсчитывать поздний период развития предприятия “Kaestner”. После смерти Кестнера фабрикой стал управлять Артур Хенниг. Спрос на саксонскую фарфоровую продукцию “Kaestner” неуклонно рос. Исследователи называют 1930 годы периодом расцвета производства.
Третьих рейх негативно повлиял на немецкую мануфактуру. Продажи за рубеж значительно снизились из-за сокращения количества международных связей. Однако данный факт не привел производство к упадку, так как возросло число военных и крупных государственных заказов. Тогда же, наряду с типовым клеймом Кестнера на изделиях появилось еще одно - с изображением свастики.
После Второй мировой войны фабрику Кестнера национализировали. Хенниг остался работать управляющим. Цвиккау, где располагалась мануфактура, как и вся Саксония, после раздела Германии оказалась на востоке. Первые несколько лет после того, как фабрика стала принадлежать новому государству ГДР, дела шли неплохо. “Kaestner” продолжал делать поставки за рубеж, в том числе в Грецию, Канаду, в Венгрию и СССР.
Несмотря на устойчивое развитие в послевоенные годы, в 60-е предприятие стало получать все меньше и меньше заказов. И спустя еще 10 лет оно стало нерентабельным. В июле 1971 года от руководства компании в адрес государства была подана заявка на ликвидацию фабрики. Примечательно, что мануфактура “Kaestner Saxonia” держалась дольше всех и была закрыта последней из всех других фарфоровых заводов в округе Цвиккау.
Каталог клейм бренда "Kaestner Saxonia" по годам
С самого начала открытия мануфактуры “Kaestner Saxonia” клеймо ставилось на всю продукцию без исключения. На изделиях, выпущенных до 1935 года, можно заметить буквы “O / Z”. Эти буквы проставлялись для обозначения местоположения мануфактуры. Когда Оберхондорф стал частью Цвиккау, буквы с клейма убрали.
Ниже представлены клейма раннего и позднего периода мануфактуры “Kaestner Saxonia”.
Самые лучшие сохранившиеся модели, произведенные мануфактурой “Kaestner Saxonia”, представлены в главном музее немецкого города Цвиккау, а в городской ратуше выставлена фарфоровая композиция “Форма и совершенство - гармония момента”. Фабрика “Kaestner Saxonia” в послевоенные годы делала большие поставки в СССР, товары мануфактуры можно встретить в России и сегодня. Если у вас есть посуда или другие изделия из немецкого фарфора, и вы хотите узнать его стоимость, обращайтесь в клуб “Раритетус”. Специалисты по фото проведут бесплатную оценку и предложат хорошую цену, если вы захотите продать фарфор.