- История фарфорового завода Oscar Schlegelmilch
- Успех сервиза «Мадонна»
- Клейма фарфорового завода Oscar Schlegelmilch по годам
- Цены на фарфор Oscar Schlegelmilch
Фарфор от немецкого производителя для советского гражданина считался гарантией качества. То, что немцы считали фарфором среднего сегмента, в Советском Союзе было предметом роскоши. Тот самый «бабушкин сервиз», который у многих сейчас просто пылится в серванте, когда-то был гордостью хозяйки дома. Его берегли и выставляли на стол лишь по праздникам (и то не всегда). Его можно легко узнать по барочным фрескам, яркой расцветке и перламутровому покрытию.
История завода Оскар Шлегельмильх по годам
Многие фабрики Германии, начиная с мануфактуры Мейсен, в двадцатом веке перешли от изготовления изысканных фарфоровых статуэток к более простым и массовым изделиям, сосредоточившись на кофейных и чайных сервизах, обеденной посуде и незатейливых фигурках. Иногда производитель даже копировал антикварный фарфор, упрощая его внешний вид и качество для массового производства. Конечно, это был уже не изысканный костяной фарфор, стенки которого были настолько тонкие, что как будто бы светились. Однако такой подход позволил пустить «роскошь» в жизнь простых немцев, а впоследствии и жителей многих других стран.
Так исторически сложилось, что Восточная Германия, изобиловавшая количеством фабрик фарфора, по окончании Второй мировой войны оказалась под контролем советской военной администрации.
Одной из пяти новых административных зон была Тюрингия. В ней еще в 1892 году была образована фирма по производству фарфора «Oscar Schlegelmilch».
Оскар Шлегельмильх – изначальный владелец фабрики, был сыном Леонхарда Шлегельмильха, основателя одной из довольно известных в Тюрингии фарфоровых мануфактур, и пошел по стопам отца. Правда, он не стал напрямую продолжать его дело, а открыл свое. Когда Оскару было 29 лет, он купил несколько объектов недвижимости в городе Лангевизен (Langewiesen) - пригороде Ильменау, и открыл там свою фарфоровую фабрику. В Ильменау уже было несколько известных производителей фарфора, однако это не помешало Оскару удачно развивать производство. Уже через год на мануфактуре «Oscar Schlegelmilch» работало около 200 человек. На фабрике выпускались чайные и кофейные сервизы, вазы, различные безделушки.
В самом начале XX века партнером Оскара стал Теодор Конрад Хинрихс (Theodor Conrad Hinrichs). Вместе им удалось наладить масштабную сеть поставок немецкого фарфора в другие страны. Фабрика снабжала довольно качественным фарфором Балканы и Северную Европу, а также Северную и Южную Америку. Число рабочих фабрики выросло до 300 человек. Экспорт прервался в начале Первой Мировой Войны. Не обошла производство стороной и Великая Депрессия. Продажи сократились до минимума, и Оскар Шлегельмильх передал управление фабрикой своему племяннику, а сам перебрался в землю Северный Рейн-Вестфалия.
Тем не менее, производству удалось пережить обе мировые войны. Оскар умер в 1938 году в Кельне, и производство отошло его вдове, а в 1953 году стало государственным. Супруга Оскара Шлегельмильха предпринимала попытки оставить себе право на управление известным немецким производством, но эти попытки не увенчались успехом. К началу семидесятых более крупная фирма-производитель фарфора из Ильменау VEB Porzellanwerk «Граф фон Хеннеберг» решает построить «Новый фарфоровый завод Ильменау» (NPI). Несколько менее крупных местных фарфоровых заводов, в том числе и Oscar Schlegelmilch, сначала были вынуждены объявить себя партнерами этой государственной компании, а затем были ликвидированы. Работники Оскара Шлегельмильха были переведены на новую фабрику. Полная остановка производства «Oscar Schlegelmilch» произошла в 1972 году.
В 2010 году заводской комплекс бывшего предприятия Оскара Шлегельмильха был переделан под музей фарфора.
Сервиз «Мадонна» - визитная карточка завода
В СССР (и не только) мануфактуре «Oscar Schlegelmilch» дал широкую известность знаменитый сервиз «Мадонна». Это кофейный сервиз в стиле барокко, на шесть или на двенадцать персон, покрытый перламутровой краской и изображениями цветов, юных дев и купидонов. Этот изящный фарфоровый сервиз после Второй мировой войны поначалу привозили в СССР своим женам высокопоставленные офицеры. Очень скоро жены младших офицерских чинов также захотели, чтобы в их серванте стоял сервиз ручной росписи, пусть даже и меньшего размера, на 6 персон, а не на 12, но с тем же узнаваемым перламутром по краям и сюжетными картинками. Кстати, до моды на «Мадонну» перламутровая краска, которой немцы расписывали фарфоровую посуду, считалась в СССР «моветоном» из-за ее низкой цены. Однако традиция европейского фарфорового производства покрывать столовые сервизы перламутром быстро обрела популярность в 60-70е.
Изображения, которыми украшены сервизы Мадонна, не относятся к оригинальным библейскими сюжетам. За основу взяты картины швейцарской художницы Ангелики Кауфман, представительницы неоклассицизма. Ее работы можно найти и на боковых стенках старинных изделий из фарфора. Для более позднего, дешевого и массового производства в цехах фарфоровых фабрик Германии картинки были упрощены и зеркально отражены.
Чуть позднее завод начал выпускать и предметы декора в стиле шинуазри (фр. chinoiserie — китайщина). Как можно понять из названия, это было европейское подражание китайскому фарфору)
На стенках кофейных сервизов этой серии изображены работы китайских мастеров. В отличие от других восточногерманских производств, Оскар Шлегельмильх сохранил барочные формы украшений на фарфоровых изделиях в стиле шинуазри.
Особенности маркировки продукции Оскар Шлегельмильх
Отдельное внимание можно уделить вопросу маркировки клейм завода. Дело в том, что в разных каталогах одни и те же клейма «Oscar Schlegelmilch» датируются разными годами. На некоторых сервизах стоят и по два клейма разных годов, а некоторые ограничиваются клеймом завода. Самым правильным считается датировка клейм с плаката музея фабрики.
Чаще всего ставилось клеймо производителя с изображением короны и инициалами, иногда оно отличалось по цвету, иногда по форме. На некоторой посуде рядом с клеймом завода стоит клеймо «Улей», что является знаком Венского фарфора. С 1946 по 1949 завод выпускал изделия не только с клеймом с короной, но и с изображением Святого Килиана, апостола Франконии.
Оценка фарфора Оскар Шлегельмильх
Цены на фарфор марки Оскар Шлегельмильх зависят от года выпуска, цвета, рисунка, размера и других факторов, в которых непросто разобраться. Одна тарелка может оцениваться в 2000-4000 рублей, а цена целого сервиза в идеальном состоянии может превышать 100 000 рублей.
Если вы хотите продать фарфор фабрики Оскар Шлегельмильх (сервиз «Мадонна» или другие предметы), Вы можете обратиться в антикварный клуб «Raritetus». Наши специалисты помогут провести идентификацию клейм завода, оценить изделия и выгодно их продать.