Фарфор Райхенбах (Reichenbach)

Raritetus
Поделиться

  1. История фарфора «Райхенбах»
  2. Клейма фарфора «Райхенбах»
  3. Коллекционирование и цены на изделия
Райхенбах Герб
В федеральной земле Тюрингия на территории современной Германии находится коммуна, под названием Райхенбах. Не стоит путать с одноименным водопадом в Швейцарии, где по замыслу Артура Конан Дойла должен был умереть великий сыщик, Шерлок Холмс. Немецкий Райхенбах известен своей природой, церквями и, естественно, фарфором. Последний является настолько эмблематичным и прочно ассоциирующимся с коммуной, что даже изображен на ее гербе. Немецкое фарфоровое производство развивалось на всей территории Германии и везде имело свои индивидуальные черты. Это касается и тюрингского фарфора.

Отправьте фото удобным вам способом

    История мануфактуры

    История фарфорового дела в коммуне Райхенбах начинается еще в 1830-х годах c торговли расписными изделиями, начатой Фридрихом Престлером. Это была ручная работа, которая высоко ценилась не только в Тюрингии, но и других землях Германии. В основном это были изделия белого цвета с изящной росписью. Так продолжалось вплоть до 1900 года, когда девятью местными художниками была основана мануфактура, на месте которой сегодня располагается завод. В том же году в Райхенбахе появилось 16 видов росписи по фарфору. К сожалению, исследователям практически неизвестны изделия мануфактуры этого периода. Видимо, это было довольно неустойчивое время в истории фабрики. В то время предприятие называлось «Porzellanfabrik Reichenbach S.-A.».
     
    В 1903 году фабрика была куплена Густавом Швабе. В это время стали производиться в основном кофейные и чайные пары, а также столовые сервизы. Неизвестно никаких характерных признаков, которые определенно использовались во время управления предприятием Швабе. Название марки изменилось на 'Schwabe und Co.'.
    Чайная пара 1918 
    Чайное трио 1918
     
    Новым этапом в истории фабрики становится продажа фабрики братьем Кристиану и Эрнсту Карстенам. Под их руководством уже работали фарфоровые производства в Зорау, Райнсберге, Хальденслебене, Ратенове, Фельтене, Графенроде, Георгентале, Гройсене, Вальхаузене, Любеке, Эльмсхорне, Зевене и Хиршау. В 1917 году они также приобрели фарфоровый завод Бланкенхайн, производивший известный веймарский фарфор. Это важно для истории марки «Reichenbach», потому что после Второй мировой войны в 1945 году рабочие разрушенного завода в Зорау начинают работать не только в Бланкенхайне, но и в Райхенбахе. В результате на предприятие попадает художник Фриц Полак, оказавший большое влияние на декорирование фарфора. До этого с 1936 по 1941 год художественным руководителем завода был профессор Артур Хеннинг, ранее преподававший в Школе керамики в Бунцлау. В довоенные годы, находясь во владении Карстенов, фабрика в Райхенбахе неуклонно расширялась. В 1937 году на ней работали 170 рабочих. В это время завод назывался «Reichenbacher Porzellanfabrik C.&E. Carstens GmbH».
    Чайная пара 1949-69
     Блюдо 1950-9
     
    В послевоенные годы фабрику сначала вывели из эксплуатации в 1946 году. Затем вдруг в 1948 году она вновь заработала и даже был включена в так называемую Ассоциацию государственных предприятий, но основной его задачей была выплата репараций СССР. В 1949 году на фабрике «Райхенбах» работало 200 рабочих. Предприятие находилось на территории ГДР, но принадлежало владельцу из ФРГ и имела особый статус. В первых годы своего существования государство Восточная Германия находилось в процессе становления, однако, затем оно начало все больше вмешиваться в дела Западной Германии. Власти ГДР потребовали, чтобы все крупные предприятия, в том числе фабрики и заводы, имели в правлении или управлялись восточногерманскими чиновниками. Такие «руководители» вмешивались в процесс производства и мешали развитию бизнеса. Это был процесс постепенного перехода к национализации частных предприятий. Ускоряло его и то, что владельцы этих предприятий из ФРГ в конечном итоге были рады избавиться от них. С 1950-х и вплоть до 1989 года большая часть изделий фарфоровой мануфактуры «Райхенбах» производилась на экспорт, а внутренний рынок обслуживался местными мастерами по фарфору. В период с 1948 по 1960-е годы под руководством дизайнера Альфреда Хайдельбергера появляются новые формы произведений.

    Отправьте фото удобным вам способом
       
      Чайники 1960-90 
      Блюдо 1970-9
      С 1938 по 1968 годы завод носил название «Reichenbacher Porzellanfabrik C.&E. Carstens Erben K.G.». В 1968 году предприятие было национализировано и стало частью ВЭБ (VEB), то есть «народных предприятий» (Volkseigener Betrieb). Завод вошел в состав Фарфорового комбината Кала (Kahla), который управлял фабрикой в Райхенбахе под названием «Werk XI». В 1972 году «Reichenbach» окончательно потерял свое название, став частью недавно созданного «Porzellanfiguren Gräfenthal».
      Чайное трио Кафейное трио
      После Объединения Германии в 1990 году фабрика была продана иранскому инвестору. Однако его планы по возрождению бренда провалились. Только три года спустя он был вынужден продать компанию трем специалистам по фарфору из Тюрингии.
      Чайная пара 80-90е Масленка 1980-2000
      Изначально завод «Reichenbach» создавал произведения своих собственных, ставших впоследствии классическими, форм. Дизайнеры, привлекаемые со стороны, участвовали только на этапе изображения. Процесс изготовления фарфора поручался только специалистам фабрики. Это было необходимо для контроля над производством, чтобы завод продолжал создавать только качественный фарфор. Со временем известные дизайнеры, такие как Кристин Клаудер, Герд Зоммерладе или дуэт Metz & Kindler, создали для фабрики отдельные предметы и серии изделий, получившие затем различные награды за дизайн. Как, например, Паола Навоне, которая с 2003 года создает различные линии продуктов под брендом Paola Navone per Reichenbach. Ее произведения унаследовали исторические формы тюрингского фарфора с современной интерпретацией фирменных черт необарокко «Райхенбаха».

      Отправьте фото удобным вам способом
         
        Паола Навоне

        Клейма завода «Reichenbach»

        Клейма 1901-1917 годов до сих пор остаются не найденными и неизвестными исследователям. С 1918 года появляется классическое клеймо «Райхенбах» - прописная литера «R», окруженная лавровым венком и увенчанная короной. Изначально для него использовался синий цвет. После того как завод стал частью фарфоровой империи братьев Карстен, в клеймо добавилась надпись «Carstens Porzellan». В период с 1949 по 1981 год встречаются несколько вариантов эмблемы «Райхенбах»: название прописью с литерой и венком сбоку, к классической «R» и лавровым ветвям добавляется аббревиатура «VEB», надписи «Made in German Democratic Republic», «Made in Germany» или даже «Фарфор из ГДР». Современное клеймо выглядит как надпись «Reichenbach» синего цвета, над которой помещена желтая литера «R» в венке лавровых ветвей.
        Клейма
        Клейма

        Отправьте фото удобным вам способом
           

          Произведения искусства мануфактуры «Reichenbach»

          Для немецкого декоративно-прикладного искусства на протяжении многих столетий истории характерным является тяготение к барочным элементам. То же происходит и с оформлением произведений фирмы «Reichenbach». Изящные, прихотливо изогнутые края тарелок, словно повторяющие барочные картуши. Используются и цветочные мотивы, в особенности изображения цветов. Кроме росписи используется и рельефное оформление в виде сетки, листьев, выступающих граней и др. Преимущественно фарфор «Райхенбах» имеет белый цвет и цветную подглазурную роспись. Часто применяется техника золочения для создания линий вдоль венчика, на тулове и других частях изделия. Колорит произведений совершенно различен. Чаще всего в оформлении используются кобальтовый синий, лиловый, бордовый, зеленый и золотистый.Сервиз
          На современном российском антикварном рынке можно обнаружить большое количество видов произведений фирмы «Reichenbach». Большая их часть относится к периоду ГДР, когда в СССР в большом количестве импортировался немецкий фарфор. Однако встречаются и редкие произведения времен Второй мировой войны и даже довоенного периода. В зависимости от количества продаваемых предметов, их размеров и распространенности, цены на фарфоровую посуду «Райхенбах» могут быть различными. Например, ваза периода национализации, 1968-1980-х годов, стоит примерно 25 000 рублей, а 1980-1990-х – около 15 000. Чайные сервизы «Reichenbach» можно продать от 8 000 до 350 000 рублей. Цена на чайные пары составляет от 500 так до 10 000 рублей. Фарфоровые тарелки завода «Райхенбах» могут стоить как 300 так и 5 000 рублей.
          Чайное трио
          До сих пор красивые изделия из тонкостенного фарфора наивысшего качества используются как предметы сервировки для оформления как частных, так и торжественных приемов. Любое украшение стола, чайным сервизом или парой фарфоровых статуэток превосходно дополнит интерьер. В настоящее время наборы посуды «Райхенбах», произведенные на одной из самых известных мануфактур ГДР, являются объектами коллекционирования среди ценителей европейского фарфора. Если вы хотите продать винтажные изделия из фарфора, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора «Reichenbach», или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить их и предложат выгодную цену.

          Отправьте фото удобным вам способом
             

            Оставить комментарий

             

            Комментарии (всего: 0)