Фарфор Sorau - ценная находка для коллекционеров. Это объясняется высоким уровнем художественных свойств изделий. Кроме того, возраст сохранившихся старинных сервизов составляет примерно от 135 до 78 лет. Интересное прошлое, изящность, узнаваемый стиль - все это характерно для фарфора завода в Зорау.
Основание и развитие фабрики ее владельцами
Фабрика по производству фарфоровых изделий Зорау была основана в 1888 году Густавом Отрембой. Название «Sorau» связано с расположением завода в одноименном польском городе, теперь известном как «Жары». Предприятие находилось в зданиях бывшего гвоздевого завода и было названо Gustav Otremba Porzellanfabrik Sorau N/L.
Фабрика активно развивалась и в 1900 году вошла в ассоциацию немецких фарфоровых заводов по развитию фарфоровой промышленности. В то время союз включал в себя 45 фабрик. Предприятие в Зорау, следуя политике ассоциации фарфоровых производств, 1 октября 1901 года было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью. С тех пор оно стало называться Porzellanfabrik Sorau GmbH.
На производстве в Зорау часто сменялись хозяева и названия. В 1889 в качестве партнера по развитию фабрики присоединился Франц Беме. Он выкупил завод и стал единственным собственником. Францу помогал его сын Фриц Беме, который продолжил заниматься делами предприятия.
В марте 1918 года вновь была осуществлена продажа, на этот раз предпринимателю Готхарду Курциусу. В то время шла Первая мировая война. Фарфоровые изделия не были предметом первой необходимости. Как и для многих других фарфоровых заводов, военное время было тяжелым периодом в существовании фабрики Зорау. Фарфоровым мануфактурам, предприятиям и, в частности, Зорау приходилось нелегко по ряду причин. Во-первых, множество опытных работников Sorau было мобилизовано. Во-вторых, возможности сбыта посуды на внешнем рынке существенно сократились, работа в некоторых направлениях была прекращена. Например, произошла приостановка экспорта продукции в Северную Америку и Европу. Ситуация с внутренним рынком была не лучше, что привело компанию к состоянию упадка.
Вскоре после приобретения завода Готхардом Курциусом фабрика оказалась включена в состав более крупного предприятия Christian & Ernst Carstens. В связи с этим она получила другое название - C. & E. Carstens Porzellanfabrik Sorau NL.
Компания, поглотившая Зорау, обладала большим капиталом. Это позволяло ей приобретать небольшие разорившиеся фирмы. Christian & Ernst Carstens владела 14 керамическими заводами и мануфактурами в разных городах Германии. Производственные филиалы компании располагались, например, в Райхенбахе, Бланкенхайне и Цевене. Итак, частая смена собственников сыграла свою роль – теперь история фабрики Зорау была тесно связана с предприятием, основанным Генрихом Карстенсом.
Сыновья Генриха Карстенса Кристиан и Эрнст Карстенс смогли создать многоотраслевую компанию, существенно повлиявшую на развитие фарфоровой индустрии той эпохи. В управлении заводами использовался индивидуальный подход к каждому из них. Такой способ контроля за работой фабрики применялся и в случае Зорау. В основном в Жарах трудился именно Эрнст Август Карстенс (1872-1923). Однако в октябре 1923 года он внезапно скончался.
После смерти второго из братьев - Кристиана Карстенcа в 1929 году компания Christian & Ernst Carstens была разделена на две части: Christian Carstens Kommandit-Gesellschaft и Ernst Carstens Erben, владельцами которых стали представители следующего поколения. Вместо постоянных перепродаж, что было свойственно ранним этапам развития Sorau, предприятие семьи Карстенс успешно следовало принципу преемственности.
Наконец, благодаря новым хозяевам, дела завода стали налаживаться. Улучшилось его общее состояние – было закуплено и установлено новое оборудование, произошла модернизация. Усилия семьи Карстенс окупились. Фабрика в Зорау начала приносить их фарфоровому бизнесу отличный доход. Кроме того, обновленное предприятие обеспечило жителей своего небольшого городка работой. До 1925 года на фарфоровом производстве Зорау работало 300 человек, затем 360 в 1925 году, а в 1930 году это число достигло 400. Возобновился экспорт, фабрика в Жарах укрепила свои позиции в Европе и США.
С хорошими результатами приходили и новые возможности. Большое внимание стало уделяться подготовке собственных художников, фарфористов и формовщиков, участвовавших в жизни завода. Это способствовало повышению качества фарфоровых изделий, а также разнообразию декоративных решений. Таким образом, 1930-е годы стали пиком производства и достижений предприятия.
Серьезные перемены вновь коснулись фабрики в Жарах с началом Второй мировой войны. В связи с включением в список оружейных заводов, производство теперь осуществлялось в соответствии с правилами оружейной промышленности. Начали выпускать специальные фарфоровые изоляторы и другие небольшие предметы из фарфора, обладавшие утилитарными функциями.
11 апреля 1944 года город Жары подвергся бомбардировке со стороны США. Однако фабрика уцелела, и производство было продолжено. Лишь в феврале 1945 году завод серьезно пострадал и прекратил свое существование. После войны он уже не восстанавливался. На этом месте было построено строительное училище, а позже – сельскохозяйственное.
В период между 1945 и 1948 годом компания Карстенс потеряла несколько принадлежавших ей фарфоровых заводов. Разрушенная фабрика в Жарах находилась на территории Польши, а предприятия в Бланкенхайне и Райхенбахе были национализированы в 1948 году правительством ГДР. Некоторые сотрудники фабрики продолжили свою работу в Бланкенхайне и Райхенбахе.
Особенности продукции
Фабрика Зорау специализировалась на изготовлении фарфоровых сервизов с мелким растительным декором. Чайные пары и трио, чаши, фруктовницы, разнообразные блюда с фигурными бортами, множество искусно декорированных десертных тарелок – все это производилось на заводе в Жарах. Сервизы также могли включать в себя молочники, кофейники и сахарницы. Чайно-кофейные сервизы отлично подходили для завтрака или других приемов пищи.
Белый фарфор Porzellanfabrik Sorau, который затем стал известен под названием фабрики Сarstens Porzellanfabrik, отличался элегантностью и простотой формы. Самыми распространенными в декоре были цветочные мотивы – например, бутоны роз или веточки мимозы. Для их нанесения использовалась деколь – метод переноса изображения на поверхность, напоминающий переводные картинки. Тонкие изящные линии и нежный колорит выгодно сочетались с белым цветом фарфора.
Еще одной присущей фарфору Sorau чертой было золочение по ободку посуды. Интересно, что в период Второй мировой войны золочение перестало применяться. В то время фабрика была сосредоточена на выпуске технического фарфора.
Дизайнеры завода в Зорау все время трудились над созданием новых форм и находили интересные художественные решения. При этом продолжался выпуск и старых проверенных моделей. Учитывали вкус давних клиентов предприятия, а также старались привлечь новых. Наиболее известными художниками-фарфористами были Ева Стрикер Цайзель, Зигфрид Меллер, а также Артур Хенниг.
В 1920-1930-е годы в европейских странах и США большой популярностью пользовался стиль ар-деко. Он применялся в дизайне предметов декоративно-прикладного искусства. Стиль повлиял и на фарфоровую посуду Sorau Carstens. Строгость и четкость геометрических линий, свойственных ар-деко, встречается в изделиях этого завода.
Клейма разных периодов
Таблицы с клеймами фабрики в Зорау помогают определить время создания определенного фарфорового изделия. Клейма тесно связаны с историей завода и сменой его владельцев.
Ниже представлена расширенная версия этих клейм.
Вариации расцветки клейм
Фабрика в Зорау просуществовала около 60 лет. Фарфоровая посуда Sorau стала одновременно достойным украшением дома и практичным элементом быта многих людей. Несмотря на трудности, с которыми заводу пришлось столкнуться в начале его истории, приход к управлению предприятием семьи бизнесменов Карстенс решил многие проблемы и дал производству новую жизнь.
Владельцы предметов бренда Sorau могут продать фарфор нумизматическому клубу Raritetus, который предоставляет возможность бесплатной онлайн оценки фарфоровых изделий по фото и предложит хорошую цену.