Основу продукции мануфактуры Зитцендорф составляли фарфоровые фигурки и композиции. Самыми известными из них считаются: группа фигур “Оркестр лягушек” и отдельные фигурки танцовщиц. Помимо фарфоровых статуэток, на фабрике производили и другой декоративный фарфор: подсвечники, вазы, шкатулки, часы.
История бренда Sitzendorfer Porzellan
История мануфактуры Sitzendorf началась в 1757 году, когда Георг Генрих Махелейдт, кандидат на ученую степень богословия, путем долгих опытов добился результата в производстве твердого фарфора. Надо отметить, что твердый фарфор в эти годы уже производился некоторыми немецкими фарфоровыми мануфактурами. Только вот технологии производства держались в тайне. Поэтому Махелейдту пришлось потрудится, чтобы раскрыть этот секрет. По некоторым данным, Генриху Махелейдту помог странствующий монах, который подсказал, где найти кварцевый песок, придающий фарфоровым изделиям особую белизну. Махелейдт нашел залежи кварцевого песка в местечке недалеко от Конигзее.
Добившись хороших результатов в производстве белоснежной керамики Махелейдт обратился к правящему принцу Иоганну-Фридриху (князь Шварцбург-Рудольштадта) с просьбой об открытии в Тюрингии фарфоровой мануфактуры. В 1760 году принц выдал Махелейдту концессию на открытие фабрики в городе Зитцендорф.
Спустя два года после открытия по приказу монарха фабрика Sitzendorfer Porzellanmanufaktur была перенесена в город Фолькштедт. Примечательно, что в этот период не было задокументировано ни одной торговой марки. А в 1764 году Генрих Махелейдт получает от принца Иоганна-Фридриха пожизненную пенсию и покидает компанию. Спустя некоторое время после ухода основателя из компании на фабрике начались серьезные экономические трудности, и в конце концов производство было остановлено.
История Sitzendorf продолжилась в 1850 году. Когда местный предприниматель и владелец гостиничного бизнеса Вильгельм Либманн выкупил мануфактуру и повторно запустил производство фарфоровых изделий. Предприятие стало выпускать посуду, декоративные изделия, головы для фарфоровых кукол и довольно быстро заработало себе хорошую репутацию. Однако фабрике Зитцендорф не суждено было без трудностей продолжить успешное развитие. Случился пожар, который полностью уничтожил производственные цеха, оставив уцелевшими только печи.
Благодаря финансовой поддержке своего партнера Вильгельма Эртеля, Либманну удалось заново отстроить фабрику, и бизнесмены продолжили производство фарфора. В 1858 году Эртель и Либманн решили уйти на пенсию, заключив сделку с Альфредом Войтом. Под правлением Войта на фабрике стали больше производить предметы декора и элитные статуэтки, в основном скопированные с мейсенских образцов в стиле рококо.
Керамические кружева Sitzendorfer Porzellan
В 1884 году производство полностью переходит под правление братьев Карла и Альфреда Войтов. С этого момента фабрика называется Sitzendorfer Porzellanfabrik Gebrüder Voigt. И тогда же впервые статуэтки были украшены «кружевом» ставшим знаменитым на весь мир. Кружевному фарфору Sitzendorfer не было равных.
Технология создания кружев проста, но требует ювелирной точности. На деревянную плашку наносится густая фарфоровая масса, к которой прикладывается кружево или ткань с плетением Plauener. А после из полученной заготовки собираются складки юбки, воротники и пышные рукава для статуэток. Далее изделие обжигают в печи, где ткань выгорает, оставляя керамические кружева.
Бизнес братьев рос, что позволило им в 1890 году открыть еще одну фабрику в немецком городе Унтервайсбах. Оба производства вместе давали населению 300 рабочих мест. Тогда же в Зитцендорфе было проведено электричество, что позволило улучшить условия труда и в разы увеличить производственные мощности.
В 1896 году фабрику Sitzendorfer Porzellanfabrik Gebrüder Voigt преобразовали в общество с ограниченной ответственностью. Основной пакет акций принадлежал Альберту Шенау, который позже, в 1902 году, настаивал на изменении фирменного знака компании.
К 1900 году между Зитцендорфом, Катцхютте и Оберроттенбах была запущена железнодорожная линия. Тогда же на фабрике прошла модернизация. Для растопки печей стали использовать уже не дрова, а уголь. Такие изменения позволили снизить себестоимость изделий, и фабрика стала еще более конкурентоспособной.
Фабрике пророчили новый бурный виток развития. Но Первая мировая война, а вслед за ней экономический кризис нарушили все планы владельцев предприятия. В 1928 году производство в Унтервайсбахе было закрыто. Остальное производство также было на грани банкротства.
В 1932 году во главе руководства фабрики встали Макс Краусе и Рейнхольд Ребан. Они же дали фабрике другое название - Sitzendorfer Porzellanmanufaktur AG. И опять развитие фабрики нарушила война - Вторая мировая. Экспорт резко снизился. Страны, которые ранее покупали у фабрики фарфор, стали врагами. Почти все работники были переведены на другие производства выпускать продукцию для фронта.
В 1948 году Рейнхольд Ребхан уходит с поста директора и отдает бразды правления в руки сыну Рольфу Ребхану. Сын оправдал доверие отца и в течении нескольких лет грамотно руководил компанией.
После поражения во Второй мировой войне земли Тюрингии вошли в состав ГДР. С 1958 по 1972-й фабрикой управляло правительство. В 72-м ее окончательно национализировали. Но под государственным управлением предприятие вовсе утратило конкурентоспособность. Масштабное восстановление началось в 1980-х, когда правительство осознало, что экспорт фарфора может стать стабильным источником валюты для страны.
В июле 1990 года после объединения Германии фабрика вновь стала частной. Получив юридический статус товарищества с ограниченной ответственностью, она перешла в собственность дочери Рольфа Ребхана Карле Херманн. Херманн совместно с управлением по туризму разработала новую бизнес-концепцию развития фабрики и сразу запустила план в работу:
- 1990 год - начато строительство торгового зала;
- 1992 год - проведена реконструкция обеденной зоны ресторана, располагавшегося в здании фабрики;
- 1993 год - отремонтирован старый склад, в нем открыт торговый зал с фарфоровыми украшениями и антикварной мебелью;
- 1994 год - ресторан расширен за счет сноса небольших, уже неиспользуемых помещений.
Вплоть до двухтысячных годов предприятие прибывало на подъеме, выпуская модели образцов 19 вв., в том числе кружевниц.
В 2000-х фабрика отметила 150-летие, устроив настоящий праздник и представив публике 24 коллекции фарфоровых изделий. Последующие десять лет руководство фабрики боролось с экономическим упадком и с неуклонно снижающимися продажами. Соответственно, часть штата пришлось распустить. В 2011 предприятие еще больше снизило производство фигурного фарфора. Руководство пыталось реструктурировать бизнес, но потерпело поражение. В августе 2011 года фабрику исключают из торгового реестра и выставляют на аукцион.
Фарфоровая ваза для фруктов. Германия, VEB Sitzendorfer Porzellanmanufaktur, 20 век. https://www.silverroom.ru/lot/174453/
В ноябре 2012 производство окончательно остановлено и в 2013-м по постановлению суда официально закрыто.
Примечательно, что в 2022-м веб-сайт компании еще работал. Однако в торговом реестре, датированном мартом 2023 года фабрика Sitzendorf, не числится.
Sitzendorfer Porzellan клейма по годам
Согласно данным исследователей, знак “S” без засечек использовался в период 1918-1949 гг. После разделения Германии на Восточную и Западную, фабрика подала на регистрацию нового товарного знака, который окончательно был зарегистрирован в апреле 1955 года.
После Второй мировой изделия Sitzendorfer в больших количествах поставлялись на экспорт. В том числе и в Россию. Поэтому в некоторых семьях еще можно найти статуэтку в кружевном одеянии, фарфоровые пары с росписью или фигурки животных производства Sitzendorfer. Германия.
Если и у вас есть дома фигурки бренда Sitzendorfer или другого производителя, вы хотите продать фарфор и вам интересно узнать цену изделий, обращайтесь в нумизматический клуб Раритетус. Специалисты бесплатно по фото определят их стоимость и предложат вам выгодные условия покупки.