1073
31.03.2023
4.7
Поделиться
- История завода
- Изделия Городницкого фарфорового завода
- Клейма Городницкого фарфорового завода по годам
Баран Городницкий фарфоровый завод 1955 1959
История украинского фарфора началась еще в XVIII веке на территории Волыни. Занимались развитием производства керамики помещики и магнаты из Польши. Они сохранили за собой имения после того, как волынская земля перешла под управление российского императора в конце столетия. Первопроходцем в фарфоровом деле здесь стал известный государственный деятель, аристократ и дипломат, Юзеф Клеменс Чарторыйский. Ему принадлежал родовой замок Корецких князей, на землях которого было открыто месторождение каолиновой глины. Ее качество было высоко оценено приглашенными саксонскими экспертами. Именно на ее основе началось производство одних из первых на территории современной Украины фарфоровых изделий. Использовав европейский опыт, полученный во Франции, по поручению князя производством занялись братья Мезер. К началу XIX столетия на Волыни открылось еще несколько фарфоровых заводов: в Каменном Броде, Белотине, Барашах, а также в Городнице. Они создавали свои изделия для польских заказчиков, ориентируясь на Мейсенский и венский фарфор. Об одном из этих предприятий, Городницком, и пойдет речь далее.
История Городницкого фарфорового завода
Точная дата основания Городницкого фарфорового завода остается неизвестной. По упоминаниям в разных документах можно предположить, что время создания предприятия ограничено 1797 – 1807 гг. Чаще же всего встречается в источниках версия, что завод основан в 1799 г. Городницкая мануфактура напрямую связана с фабрикой князя Чарторыйского в Корце. Поскольку доставлять дрова на нее было довольно дорого, было решено оборудовать часть производства, выпускающего фаянс, недалеко от лесного массива. В качестве такого места было избрано селение Городница. Возведение здания мануфактуры заняло около 4 лет и финансировалось владельцем фабрики, князем Чарторыйским. Производство фаянсовых изделий началось на Городницкой мануфактуре 1 апреля 1807 г.
Хоровод Городницкий фарфоровый завод автор модели Б Мацкевич 60 70е годы_
После смерти князя в 1810 г. завод перешел в руки его наследников. Управлением мануфактуры занялся супруг дочери Юзефа Клеменса, Терезы Чаторыйской, Генрих Людвик Любомирский. Несмотря на то, что фаянсовое производство было довольно успешным, известно, что в период 1830-х – 1840-х гг. цеха Городницкого завода сдавались владельцами в аренду. Это обстоятельство, впрочем, не повлияло на качество изделий. С 1850 г. фабрика перешла в собственность сначала к Терезе Чаторыйской, а впоследствии к ее сыну.
Семейство ежиков Городницкий фарфоровый завод 50е годы_
В 1856 г. начинается новый этап в истории завода – он приступает к производству изделий из фарфора. В том же году предприятие приобрел помещик, Вацлав Иосифович Руликовский. Со сменой владельца начинается процесс модернизации производства. Фабрика была оснащена новым оборудованием. Были построены новые печи, совершенствовались технологии работы с сырьем. Для этой решения этой задачи в производство была введена водяная мельница. Для работы на ней приглашались мастера фарфорового дела из Европы. Все эти усилия не пропали даром. Завод развивался, и к 1868 г. количество и качество его продукции ничем не уступало, например, известной в тот период Барановской фарфоровой мануфактуре.
Затем начался трудный для завода период. В конце 1870-х гг. на предприятии случился пожар. Фабричные цеха и оборудование были сильно повреждены или уничтожены пламенем. Вацлаву Руликовскому не оставалось ничего, кроме как продать банку то, что уцелело. После этого Городницкий фарфоровый завод переходил от владельца к владельцу. В общей сложности за 1880 – 1882 гг. он сменил шесть хозяев. Пока наконец, в 1882 году завод не арендовал у Н. Грипари и С. Гижицкого талантливый предприниматель А.Ф. Зусман. Благодаря ему увеличивается мощность фабрики. Зусману удалось внедрить в производство декалькоманию, то есть перенос изображения с печатного оттиска на фарфоровую посуду. Расширяется ассортимент изделий, для чего были приглашены чешские и французские мастера. До этого момента, фабрика производила в основном вазы и столовую посуду. Однако, теперь продукция Городницкого завода включает кувшины, фруктовницы, туалетные принадлежности, флаконы, емкости для хранения чая и др. При Зусмане также начинается выпуск фарфоровых статуэток. Художественным оформлением посуды и малой пластики занимались мастер Романовский с сыновьями.
СТАТУЭТКА МАЛЬЧИК НА САНКАХ ГФЗ 1930 1934
После Октябрьской революции 1917 г. Городницкий фарфоровый завод был национализирован. Предприятие пострадало в период Гражданской войны. Впоследствии оно было передано под управление Главного комитета стекольно-фарфоровой промышленности ВСНХ. Фабрика возобновила работу только в 1923-1924 гг. под названием «Городницкий фарфоровый завод им. Коминтерна». В это время на предприятии вновь выпускают изделия из фарфора: столовые, кофейные и чайные сервизы. Однако, главным приоритетом завода становятся произведения малой пластики.
После Великой Отечественной войны выведенный из строя завод был восстановлен и возобновил свою работу. Фабрика активно развивалась под руководством ВНИИ фарфорово-фаянсовой промышленности. Постоянно разрабатывались и внедрялись в производство новые технологии. В 1980-м гг., превратившись в крупное предприятие, фабрика продолжает выпускать малую пластику, а также сервизы и столовую посуду. Изделия Городницкого завода экспонировались на выставках в СССР и за рубежом.
После того, как в 1991 году Украина вышла из состава бывшего СССР, предприятие изменило статус. С этого момента оно стало коллективным предприятием и работало вплоть до 2008 г. Экономический кризис привел к тому, что Городницкий завод был закрыт. В 2011 г. он был объявлен банкротом, а к 2012 г. окончательно прекратил свое существование.
Изделия ГФЗ
Наибольшую известность Городницкий фарфоровый завод получил благодаря своим фарфоровым статуэткам. Расцвета направление малой пластики на фабрике достигает в 1929 – 1941 гг. В это время здесь работают скульпторы Р.А. Марчук, А.Д. Сорокин, Ж.К. Диндо, Ю. Гаврилюк и др. Наиболее важными произведениями 1930-х гг. становятся работы «Танцующие дети», «Попугай какаду», «Гуцулка», «Окуль» и «Пинчер» Ю. Гаврилюка. Кроме того, большой популярностью пользовались статуэтки Р.А. Марчук. Например, «Мать с ребенком», «Девочка, играющая на скрипке», «Гусь», «Мальчик в сапогах» и др.
СТАТУЭТКА ИСПАНСКИЙ СОЛДАТ С РЕБЕНКОМ Р А МАРЧУК 1930 1934_
После Великой Отечественной войны к художественной мастерской фабрики присоединяются Т.Л. и А.В. Крыжановские и З. Мосийчук. Они создавали анималистические изображения, жанровые сценки, портретные изображения советских государственных деятелей и др. Известными послевоенными работами Т.Л. Крыжановской являются «Медовница-дыня», «Пара фазанов», «Утка в косынке» и др. Популярными статуэтки Зинаиды Мосийчук были «Дед мороз», «Кот с бандурой», «Девочка с голубями» и т.д.
В 1950-е гг. работают такие мастера, как Алексей Цветков и Владислав Щербина. Лучшие произведения последнего в этот период – «Тарас Бульба», «Партизанка на лыжах» и др.
Созданные скульпторами Городницкого фарфорового завода произведения не раз выставлялись на внутренних и международных выставках. Например, изделия были представлены в Брно, Брюсселе и Лейпциге.
Несмотря на достижения художников и скульпторов Городницкого фарфорового завода, многие работы, созданные с XVIII столетия до наших дней, остаются неатрибутированными. Документов, фиксирующих имена авторов и названия художественных изделий, не сохранилось. Поэтому они так и не стали частью научного дискурса.
Клейма Городницкого фарфорового завода
Клеймо Городницкого фарфорового завода претерпело множество изменений за свою историю. В конце XIX - начале XX вв. Изделия маркировались символом в виде стилизованного листа растения, дополненного ниже надпись: “ЗУСМАНЪ городница”. В течение же XX столетия оно непрестанно менялось. Треугольное, овальное, прямоугольное и пятиугольное, круглое - какой только не была маркировка изделий завода. В 1940-е -1950-е гг. оно даже имело форму слона. А в конце XX в. - оленя. С другой стороны, это разнообразие форм клейма Городницкого завода облегчает процесс атрибуции его произведений и определения времени их создания.
1882-1915 гг
Если вы хотите продать советский фарфор, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Похожие статьи
Фарфор Каподимонте: клеймо по годам, статуэтки Capodimonte, фарфоровые вазы
20.03.2023 в 01:03
Хайтинский фарфоровый завод: клеймо по годам, история хайтинского фарфора, изделия
17.03.2023 в 01:52
Фарфорово-фаянсовый завод «Чайка» (Краснодар): клеймо ФФЗ «Чайка», «Кубаньфарфор»
17.03.2023 в 12:09
Фарфор Seltmann Weiden: клеймо по годам, история, сервизы и посуда Seltmann Weiden
17.03.2023 в 02:10
Krupp Berndorf: клейма BMF и A. Krupp Berndorf по годам, история Берндорфской фабрики
03.04.2023 в 01:15
Фарфор Moritz Zdekauer: клеймо по годам, история фарфора Мориц Здекауэр
03.04.2023 в 11:50
Фарфор «Коралл»: история бренда, клейма на посуде фирмы «Коралл», продукция
18.04.2023 в 07:40