Граммофон

Raritetus
Поделиться

  1. От фоноавтографа Мартенвиля до фонографа Эдисона
  2. Изобретение граммофона Эмилем Берлинером
  3. Этапы большого пути
  4. Граммофон и патефон. В чём разница?
  5. Граммофоны в царской России
  6. Советские граммофоны

В мировой истории век граммофона получился скоротечным, но ярким и даже взрывным. Ведь не зря устами одного из своих героев Максим Горький поставил граммофоны в один ряд с землетрясениями и инфлюэнцию. Небольшая коробочка с огромной, часто расписной трубой могла раз за разом проигрывать полюбившуюся композицию. И хотя голос и музыка прорывались сквозь шумы и треск, аппарату это прощали, настолько его способность казалась чудесной.

Отправьте фото удобным вам способом



    Граммофон His master's voice, Великобритания, 1900-1930 гг.

    Как записывали звуки до граммофона

    Кто же был предшественником граммофона? Сохранить мелодию или напев человечеству хотелось с древних времён. С механикой воспроизведения звуков разобрались достаточно быстро. Уже к 875 году три учёные Арабского халифата, известные как братья Бану Муса, в «Книге об описании инструмента, который звучит сам по себе» обрисовали орган с водяным приводом, где сменными носителями выступали цилиндры. Но до записи оставались ещё века.

    Фонавтограф Александра Белла

    Сейчас трудно поверить, что сажа – это первый носителей для записи звука. Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль остался бы в истории библиофилом и книготорговцем, но ему захотелось сконструировать механическое ухо. Игла соединялась с мембраной, а та – с конусом-звукоприёмником. Мембрана, содрогаясь, заставляла иглу дрожать и оставлять след на слое сажи. Закопчённая бумага крепилась на стеклянном вращающемся цилиндре. Де Мартенвиль записал поэтический фрагмент, песенный фольклор, а также собственное творчество («Маленькая пчёлка»), но не сумел изобрести устройство, чтобы воспроизводить запись. Тем не менее, 25 марта 1857 года ему выдали патент на фоноавтограф. Заложенную де Мартенвилем идею сперва подхватил Александр Белл, но его более влекло устройство, доставляющее по проводу звук из точки А в точку Б.

    Одна из моделей фонографа Томаса Эдисона

    Французский изобретатель Шарль Кро предложил палефон, способный и записывать, и воспроизводить звуки. Но его прорыв остался почти незамеченным в сравнении с изобретением фонографа Томасом Эдисоном, показавшего свой аппарат осенью того же года, а в марте следующего добившись аудиенции у грандов Парижской академии. Одним из десяти пунктов практического применения фонографа значилась запись музыки. Но для того, чтобы внимать божественным аккордам или ощущать будоражащие вибрации голоса, требовалось высокое качество. Звучания фонографа тут явно не хватало. Наверняка, Эдисон преуспел бы и в этом. Перебежать ему дорогу удалось немецкому эмигранту, изобретателю Эмилю Берлинеру.

    Эмиль Берлинер и его граммофон

    Начав работать ещё в юном возрасте, Эмиль быстро перебрался из типографии в лавку, где оставалось время для чтения. Берлинер «проглатывал» не беллетристику, а пособия по механике. Он самостоятельно понял, как чинить и настраивать ткацкие станки. Возможно, плодами его изобретений первой воспользовалась бы Европа, но разразилась франко-прусская война. Не желая в очередной раз делить Эльзас и Лотарингию в рядах германской армии, Берлинер отбыл за океан. В какой-то момент судьба столкнула его с Беллом, взявшим в производство изобретённый Берлинером микрофон. Этим Берлинер не обогатился, ведь по договору запатентованные микрофоны мог и далее выпускать Белл.

    Берлинер с одной из версий своего изобретения

    Средств на обеспеченную жизнь Берлинеру крайне не доставало. В то время на слуху оказался графофон – аналог эдисоновского механизма. Уделив много времени конструкциям фонографа и графофона, Берлинер внезапно сообразил, что удобнее будет отклонять иглу при записи в сторону, а не в глубину. Новшество выявило три преимущества: повышалась громкость звука, снижался уровень потрескиваний, упрощалось копирование. 8 ноября 1887 года стало днём рождения граммофона, на который его изобретателю Эмилю Берлинеру выдали патент. Умудрённый горьким опытом Берлинер весной следующего года запатентовал и сам метод звукозаписи.

    Модернизация и эволюция

    Но даже после создания граммофона цилиндр с бороздками всё ещё напоминал фонографы Эдисона. До качественной записи звука, удобного его воспроизведения и промышленного тиражирования носителей было ещё очень далеко.

    Революционным оказалась трансформация носителя. Объёмный цилиндр на аппарате Берлинера стал плоским диском – грампластинкой. При записи игла рекордера оставляла след уже не на саже и даже не на воске, а процарапывала лак на цинке. С полученной матрицы отливали до пятисот граммофонных пластинок. Тиражирование значительно ускорилось, а его себестоимость была куда ниже, чем на устройствах, продолжавших использовать воск. Свой вклад внесли гальваника для создания копий и прессование эбонитовых дисков при помощи матрицы из стали. В середине 1890-х гг. запускается маховик изготовления пластинок под эгидой Berliner’s Gramophone Company. Конкуренты тоже не дремали, и на рынке появились аналоги граммофона, не задевающие авторские права Эмиля Берлинера.

    Граммофон производства Victor Talking Machine

    Вторым прорывным моментом стала модернизация процесса проигрывания. Изначально механизм крутили с помощью ручки. Механик Элдридж Ривз Джонсон придумал, как обеспечить движение пружинным приводом. Берлинер высоко оценил изобретение и пригласил Джонсона к себе, сразу озадачив проблемой, чтобы внутренняя механика заставляла крутиться пластинку с постоянной скоростью. Всё это увеличивало скорость распространения граммофонов. Попутно Джонсон нашёл рецепт нивелирования посторонних технических шумов при записи и тиражировании. В тот же период на Berliner’s Gramophone Company обрушились патентные судебные тяжбы, закрывшие возможность продаж в Америке. В результате Леон Форрест Дуглас, Эмиль Берлинер и Элдридж Ривз Джонсон решили объединить силы, и на свет появилась Victor Talking Machine, вскоре захватившая американский рынок, где к тому времени пластинки выпускаются уже из шеллака. Стандарт скорости 78 об/мин приняли в 1920-е гг. из-за преобладания подобных аппаратов и пластинок для них. А до этого каждая фирма ставила свою скорость, укладываясь в диапазон от 74 до 100 об/мин (а у Pathé скорость вращения больших дисков доходила до 120).

    Из чего состоит граммофон:

    1. Мембрана. Важнейшая часть устройства, именно она обеспечивает звуковоспроизведение.
    2. Тонарм. Удерживает и направляет мембрану, образуя вместе с ней звукосниматель, и проводит звук в рупор. поддерживает мембрану и проводит звук к рупору или трубе.
    3. Рупор (внешний или внутренний). Выводит звук для слушателей.
    4. Механизм на однопружинном или двухпружинном двигателе (позднее, на электромоторе). Обеспечивает вращение диска.
    5. Диск. Выполняет две функции: регулирует равномерное вращение механизма и служит подставкой для грампластинки с записью.
    6. Щит или дека. Станина для крепежа механизма и трубы (рупора).
    7. Тормоз (включая автоматические версии). Стопорит механизм при необходимости.
    8. Стабилятор (стабилизатор). Задаёт число оборотов грампластинки в единицу времени, регулируя скорость вращения.
    9. Корпус (футляр).
    10. Заводная ручка (рукоять или рукоятка). При помощи её заводят механизм.

    Кроме этой десятки имеются сервисные приспособления, не влияющие на основной процесс, но улучшающие эксплуатацию.

    Пример устройства портативного граммофона

    Подробно нюансы конструкции описаны в работе С.Б. Богина «Ремонт граммофонов». Например, полезно будет знать, что низкочастотный ряд звучания старинного аппарата напрямую зависит от длины рупора: 100 Гц требует два метра, а 40 Гц – втрое больше.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Чем граммофон отличается от патефона

      Многие верят, что граммофон с трубой, а патефон без трубы. Мнение это ошибочное, хотя и укоренившееся. Отличаются они конструкцией и способом воспроизведения. Эмиль Берлинер запатентовал поперечный способ записи. Версия граммофона от братьев Пате использует глубинный метод формирования звуковой канавки, что повлияло и на носитель. Если на грампластинке спираль выглядит шероховатой, то на пластинке для патефона её линия ровная, ведь шероховатости уходят вглубь. Первоначально игла патефона шла от центра к краю, но это оказалось неудобным, и направление движения поменяли.

      Внешний вид граммофонов и патефонов с наружной трубой и внутренним рупором

      Зато каждый из этих музыкальных аппаратов может выпускать звук как из внушительной трубы, так и из рупора, спрятанного внутри корпуса. Однако мембрана находится перпендикулярно к оси тонарма для патефона и параллельно для граммофона. Поэтому проигрывать грампластинки на патефоне и наоборот не получится, они не взаимозаменяемы. Система звукозаписи Берлинера даёт более высокое качество, чем у братьев Пате, и те в 1920-е гг. принялись поставлять в Америку и на Британские острова граммофоны собственного производства. Но к этому времени в Советской России за портативными граммофонами без трубы уже прочно закрепилось название «патефон».

      Распространение граммофонов в Российской империи

      Первым появлением в Российской империи граммофона считается его продажа мануфактурой купца Гусева, зафиксированная в 1895 году. Первое время звучащие механизмы приковывали всеобщее внимание. Например, два года спустя слух прогуливавшихся по Невскому проспекту услаждали звуки граммофона, доносящиеся из ателье. А богатые рестораны стремились купить новинку за любые деньги, ведь число посетителей, желающих услышать романсы или народные песни, исполняемые диковинным агрегатом, было крайне велико. Кроме проигрывателей завозились и рекордеры. Технологию выпуска записей освоили быстро, а пластинки российского производства появились уже в конце XIX века.

      Тумбовый граммофон «Пишущий Амур», Российская империя, 1900-1910 гг.

      Граммофоны Берлинера ломались, их владельцы искали умелых механиков для починки, а мастеровые, разобрав иностранную технику, быстро просекли, что устройство не такое уж сложное. Артели начали производить проигрыватели, не отчисляя Берлинеру ни копейки. Почуяв прибыль, к производству приступили и мануфактуры. Интересы Berliner Gramophone схлестнулись с отечественным производителем в Риге, где грампластинки и сами аппараты успешно выпускала фабрика «Зонофонъ» (International Zonophone). Победу в суде одержал Берлинер, к тому времени открывший в Риге мануфактуру «Пишущий Амур» для выпуска пластинок. Разорив «Зонофонъ», Берлинер не стал закрывать фабрику, а стал штамповать на ней пластинки исполнителей популярной музыки «второго эшелона».

      Ребиков и реклама его аппарата

      Однако в России всегда умели не только копировать, но и изобретать. Под началом инженера Василия Ивановича Ребикова начала деятельность фирма «Товарищество В.И. Ребиков и К°». Его устройство, названное «натурофон», отличалось от изобретения Берлинера наклонным диском, собственной конструкцией мембраны, скоростью 82–90 об/мин и притупленным кончиком граммофонной иглы (стандартная игла быстро теряла остроту, отчего страдало качество звука). Параллельно пришлось приступить к созданию музыкальной коллекции. На выставках меломаны восхищались чистотой звука с пластинок, а вот массовое производство с таким же высоким качеством поначалу не задалось. Василий Иванович решил все технические проблемы, но увяз в маркетинговых. Инвесторы требовали производства люксовых аппаратов, приносящих максимальную прибыль, Ребиков же мечтал о том, чтобы его натурофон мог купить каждый. В итоге компания бесславно обанкротилась. В тот же период попробовала выйти на рынок фирма «Рихард Якоб», впервые в России занявшаяся выпуском пластинок с двумя сторонами. Но их рекордеры оказались плохого качества, а исполнители не торопились к ним на запись, поэтому компания закономерно разорилась.

      Отправьте фото удобным вам способом

         Портативный патефон фирмы Pathé

        Pathé объявилась в России в 1903 году и крайне огорчилась, что страна уже завалена и аппаратами, и носителями. Решив провести хитрый ход, Pathé стала торговать записями на цилиндрах, к тому времени сходящими на нет в западном мире (зато цилиндры стали основой для диктофона, чьим предшественником считается фонограф). Но иностранные певцы местных слушателей не заинтересовали. Четыре года откровенных мытарств не заставили французов убраться. Напротив, они открыли здесь собственную фабрику, приступив сначала к выпуску музыкальных пластинок, а затем и аппаратуры, которая быстро распространилась. Причиной был износоустойчивый сапфировый шарик звукоснимателя. Фабрика благополучно просуществовала до Октябрьской революции, после чего её национализировали. И российские патефоны (вернее, называемые так граммофоны) перестали приносить братьям Пате прибыль.

        Реклама граммофонов с указанием цен

        Сколько же стоил граммофон в царской России? Однозначного ответа нет, ведь на цену влияла стоимость материалов и декоративной отделки. Импортная продукция известного бренда могла доходить до сотни рублей, а богато декорированные граммофоны тумбового исполнения ценились и подороже. Массовый продукт, включающий аппарат для какого-нибудь трактира, стоил полтора или два десятка рублей. Отдельно можно было приобрести качественные тонармы в комплекте с трубой, а механизм и футляр заказать в ближайшей артели.

        Граммофонные мануфактуры в СССР

        Расцвет НЭПа не оборвал, а продолжил производство проигрывателей. И даже после его свёртывания осталось множество артелей, занятых их выпуском. Например, простенькая аппаратура московского «Музыкального производства и магазина Н. Авилова» стоила от полусотни рублей, а солидные граммофоны оценивались втрое дороже. В 1930-е гг. началось укрупнение предприятий и разработка собственной продукции. Однако с образцами портативных граммофонов решили не мудрствовать и скопировать His Master's Voice 101 (HMV 101) британского отделения всё той же Victor Talking Machine, назвав получившийся аналог «ПТ-1». После нескольких модернизаций пошли прежним путём, взяв HMV 102 и обозначив его советскую версию «ПТ-3».

        Патефон чемоданного типа «ПТ-3», г. Молотов, СССР, 1950-1960 гг.

        Если проводить аналогию далее, можно отметить, что мини-граммофон «Малютка» - это швейцарский аппарат «Colibri», а для «МГ-3» прототипом явно выбрали HMV 89. Список граммофонных фабрик достаточно обширен, и мы выбрали из него лишь самые заметные позиции:

        • Владимирский грамзавод (Владимирский патефонный завод);
        • Молотовский патефонный завод (г. Молотов, сейчас Пермь);
        • Производственно-кооперативная фабрика «Граммофон» ВКПМС (г. Красногвардейск, сейчас Гатчина);
        • Государственный союзный Ленинградский граммофонный завод (ранее Гармонно-граммофонная фабрика Музобъединения ВСНХ РСФСР);
        • Артель «Граммофон» (г. Ленинград);
        • Завод «Северный пресс» (г. Ленинград);
        • Завод «Молот» (г. Вятские Поляны Кировской области);
        • Коломенский патефонный завод («Патефонка»);
        • Завод «Тизприбор НКТП ВОТИ» (г. Москва).

        Портативные аппараты артели «Граммофон»

        Массовое производство граммофонов, которые теперь повсеместно называли патефонами, начало сокращаться уже в 1950-е гг., когда началась эра электропроигрывателей. Апрелевский завод вскоре приступил к выпуску грампластинок из винила, которые звучали намного качественнее, а в 1961 году на них появился и стереозвук. Прощание с граммофонами значительно упростило то, что на новой аппаратуре оставили возможность проигрывать пластинки со скоростью 78 об/мин отдельной иглой (тонарм имел два звукоснимателя). Поэтому тяжёлые пластинки от антикварных граммофонов продолжали служить владельцам. Последние граммофоны в СССР произвели в первой половине 1960-х гг.

        Музыкальная шкатулка в виде граммофона

        Сейчас граммофон – исключительно коллекционный предмет или элемент декора. Собиратели выискивают сохранившиеся экземпляры старинных граммофонов и бережно их реставрируют. Нынешнему поколению любителей музыки ближе электронные носители. Поэтому в их квартирах на виду тоже стоят музыкальные устройства с трубой-лепестками и подставкой для диска. Но музыку выдаёт электронная начинка, считывая не бороздки, а MP3-файлы. Нумизматический клуб Raritetus выкупает предметы антиквариата былых веков. Поэтому, если вы хотите продать патефон или граммофон, обращайтесь к нам. Мы проведём бесплатную оценку и, если цена вас устроит, обеспечим безопасную сделку в любом из городов России.

        Отправьте фото удобным вам способом

          Оставить комментарий

           

          Комментарии (всего: 0)



          Похожие статьи
          Что такое потир, как выглядит. Старинные потиры для причастия, фото 19.06.2024 в 12:49
          Что такое жирандоль, значение слова. Канделябр и жирандоль, в чем разница, фото 06.06.2024 в 07:38
          Кузяевский фарфоровый завод (фабрика Храпунова-Новаго): клеймо по годам, история 23.05.2024 в 02:19
          Завод Ленэмальер: история и клейма. Знаки, подстаканники, зажигалки Ленэмальер 13.05.2024 в 02:09
          Мастерская Николая Абрамовича: где находится, фарфор Николая Абрамовича, статуэтки 16.04.2024 в 09:30
          Рюмка муха: история происхождения, сколько мл, почему рюмка называется мухой, фото 23.07.2024 в 06:00
          Продажа монет в клубе Raritetus: Профессиональная оценка и выгодные условия скупки 09.08.2024 в 08:35
          Коллекционирование монет: Полное руководство для начинающих и опытных нумизматов 13.08.2024 в 03:16
          Оценка и скупка редких российских монет: Как определить настоящую ценность вашей коллекции | продать монеты клубу Раритет 19.08.2024 в 07:56
          Продайте редкие серебряные монеты в нумизматическом клубе Raritetus – Бесплатная оценка и безопасные сделки 20.08.2024 в 12:34