Фарфор и фаянс занимает важное место в национальном декоративно-прикладном искусстве. У русского фарфора сложился самобытный, живой, яркий и праздничный стиль. Бытовые, по сути, предметы приобретали красивое живописное оформление, нарядность.
Немалую лепту в формирование образа русского фарфора внесла династия Кузнецовых. Многочисленные фабрики, которые передавались из поколения в поколение, стали называть «Империей Кузнецовых», а кузнецовский фарфор стал одним из известных национальных брендов России. К концу XIX века образовались две крупные ветви предпринимателей Кузнецовых. Первая, возглавляемая Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, владела производством в Московском и южном регионах. Самые известные заводы – Дулево, Вербилки. Вторая ветвь под руководством Ивана Емельяновича Кузнецова, которого называли Новгородским королем Российского фарфора, объединила в Товарищество фарфоровые фабрики севера России – Бронницкую, Волховскую и Грузинскую. Об истории фабрики в селе Грузино, известной в советское время как «Красный фарфорист» пойдет речь в нашей статье.
История Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики И. Е. Кузнецова
Иван Емельянович Кузнецов был двоюродным братом известнейшего фарфорового магната Матвея Сидоровича, на фабриках которого Иван и получал свой первый опыт производства и коммерческого управления. Скопив капитал, достаточный для открытия собственного дела, И. Е. Кузнецов занимается покупкой фабрик для производства стекла и фарфора.
В 1896 году он узнает о продаже имения помещицы Батановой близ села Грузино, что в 12 километрах от города Чудово. Выкупив землю, осушив болотистые земли, Кузнецов начинает строительство заводов, сначала кирпичного и лесопильного, а затем, подготовив сырьевую базу, строит фарфорово-фаянсовый завод. В 1900 году по проекту Б. Великовского возвели кирпичную фабрику. Для освоения производства и обучения рабочих, которых нанимали из окрестных деревень, приезжали дулевские мастера. Для двухсот человек, которые трудились на фабрике, был построен рабочий поселок. Постепенно дело расширялось, и через семь лет количество персонала удвоилось, в поселке построили школу, церковь, для неимущих открыли богадельню. Для производства фарфора Кузнецов использовал привозное сырье. Его фарфор отличался тонкостью, чистотой отделки, белизной. Кузнецовский фаянс «цвета сливок» был известен во всей России. Тонко улавливая модные веяния и вкусы, Кузнецов производил высокохудожественную посуду для взыскательных покупателей и недорогие изделия с непритязательным цветочным декором для трактиров и ежедневного использования в быту.
С 1904 года фабрика И.Е. Кузнецова поставляет фарфор императору, получив почетное звание Поставщика Двора.
До начала Первой мировой войны Грузинская фабрика достигла объемов производства до 30 млн. штук, а обеспечивало производство более тысячи человек. В сложные послевоенные и предреволюционные времена резко сокращается спрос и выработка изделий. Из-за нарушения транспортного сообщения осложнились поставки сырья и цепочки сбыта. Национализированная в Советское время фабрика не работала до 1921 года из-за дефицита сырья и ветхости оборудования и здания. Новая веха в истории фарфоровой фабрики начинается с 1922 года, когда она вошла в состав в Новгубфарфора и получила название «Красный фарфорист».
История фарфорового завода «Красный фарфорист»
Восстановление завода начали в 1923 году. Как и многие фарфоровые заводы периода 20-30-х годов «Красный фарфорист» был включен в процесс пропаганды ценностей новой власти. Предполагалось, что в силу своей утилитарной функции, предметы декоративно-прикладного искусства, в частности, фарфорово-фаянсовая посуда охватывает широкие слои населения. Советские политические и социальные темы, идеи должны были распространяться при помощи агитационного фарфора. Изображения, простые, понятные, лаконичные, часто выполненные на контрасте тонов, уникальными шрифтами содержали лозунги и призывы, а также символику рабоче-крестьянского государства: серп и молот, плуг, звезды, красное знамя, колосья и другие.
К началу 1930-х годов на «Красном фарфористе» провели полную реорганизацию, теперь завод ориентировался на выпуск бытового фарфора и фаянса, для этого были установлены пять горнов, а штат фабрики насчитывал уже две тысячи сотрудников. В 1937 году открылся живописный цех.
Опираясь на кузнецовские традиции «Красный фарфорист» выпускал как недорогой фарфор для удовлетворения нужд населения, так и создавал высокохудожественные фарфоровые изделия для выставок и конкурсов, которые свидетельствовали о высоком мастерстве художников завода.
Существенный урон налаженной работе был нанесен в годы войны 1941-1945 годов. Оборудование эвакуировали в Оренбургскую область, где построили помещения и под руководством новгородских кадров запустили производство, так возник Саракташский фаянсовый завод.
Завод в с. Грузино, который стал именоваться Краснофарфорный, начали восстанавливать в 1944 году, для того, чтобы поднять завод из руин ушло два года. Послевоенное время ознаменовано творческим подъемом, нацеленным на возрождение фарфорового дела. Художники активно включаются в выставочную деятельность, демонстрируя самобытность и творческий потенциал. Приход на «Красный фарфорист» на должность главного художника Людмилы Павловой-Кошман стал важным этапом развития художественного направления. Людмила Никифоровна работала на заводе с 1949 по 1956 и в соавторстве со скульптором Т. Федоровой создала ряд замечательных фарфоровых статуэток. Одной из любимых тем мастеров был народный танец. Статуэтка «Березка» известна в нескольких вариантах художественного оформления. Авторами тонко подмечен характер движений русского танца, детали костюма, эмоциональный настрой персонажей.
Л. Н. Павлова активно трудится над созданием посуды для дома, декоративных предметов. Среди известных работ мастера чайные сервизы «Завитки и птицы», «Орнамент», чашка с блюдцем «Цветы яблони», кобальтовые блюда с росписью золотом.
Уже к середине 1950-х годов ассортимент массовых изделий более разнообразен. Росписи «букетом по белому», «сплошная с крытьем, разделка золотом» и другие пополняют дизайны сервизов «Красного фарфориста».
Работы скульптора Бронислава Дмитриевича Быструшкина на темы новгородских былин – «Садко», «Морская царевна», «Любава», «Царь-Нептун» вошли в золотой фонд завода и сегодня обладают коллекционной ценностью. В работах чувствуется прекрасное понимание пластики фарфора, конструктивных и технологических особенностей материала.
В 1958 году скульптор создает сервиз для чая «Дольчатый» с подглазурной росписью «Рыбы», а ликерный набор «Клуша» участвовал в Первой всесоюзной художественной выставке.
Авангардно выглядит форма сервиза «Треугольная» Быструшкина, формы «Луковка» и «Простая» отражают новые тенденции фарфора 60-х – геометризация и чистота линий, лаконизм и четкость формы, строгий дизайн.
На «Красном фарфористе» трудились замечательные мастера: В.Л. Семенов, И.С. Олевская, В. Рябов, В.П. Шинкаренко, В.А. Бирюкова, Г.И. Яшина. Они создавали образцы посуды для дома, идущие в ногу с европейскими тенденциями. Простота и ясность, отказ от обильного декора формировали новую эстетику.
В послевоенное время развитие мелкой пластики достигает расцвета. Художник Т. Самойлова работает над скульптурой по мотивам русских сказок, известны ее работы «Аленушка и братец Иванушка».
Тему счастливого детства развивали Т. Самойлова, Т. Федорова. Анималистическая скульптура, изображения пионеров, юных животноводов были популярными сюжетами у советских скульпторов.
Знаковой работой «Красного фарфориста» считается скульптура Т. Самойловой «Индира Ганди и пионеры».
В 1960-м на заводе построили двухэтажную муфельную печь для обжига декорированных изделий. Завод выходит на проектную мощность 11,5 млн. изделий, постепенно ее наращивая до 12,6 млн. к 70-м годам.
На должность главного художника с 1978 года назначен В.А. Бирюков. Виктор Алексеевич разработал формы, которые составили славу «Красного фарфориста» - «Колокольчик», «Юбилейная», «Утро». Завод выпускает широкий ассортимент столовых сервизов, чайных и кофейных наборов, бокалов, декоративных изделий.
После приватизации и сложных экономических проблем конца 1990-х начала 2000-х завод уже под новым под именем «Кузнецовский фарфор» продолжает работать, но положение становится столь тяжелым, что рабочие объявляют забастовку. С 2005 года завод известен как «Фабрика И. Н. Кузнецова на Волхове». Постепенно градообразующее предприятие поселка Краснофарфорный приходит в упадок и перед закрытием в 2013 году на нем работает около ста человек. Фарфоровый завод в Чудове не смог выдержать рыночной конкуренции, финансовой нестабильности и был закрыт.
Клейма Грузинской фабрики И.Е. Кузнецова и завода «Красный фарфорист»
Ранние клейма Грузинской фабрики И.Е. Кузнецова включали в себя имя владельца фабрики и первые буквы названия местности «Г.Ф.». После образования Товарищества, в клейме отразили это преобразование.
Клейма советского периода содержат название фабрики «Грузинская фабрика», в клеймо добавлено изображение «серпа и молота». После переименования фабрики, в торговую марку включили новое название «Красный фарфорист». С 1930-х годов в клеймо добавили место производства – г. Чудов. С 1950-х годов написание названия сократили до заглавных букв – «КФ». В 1990-е годы в качестве логотипа использовали изображение ладьи, а с 2005 вернулись к стилизации кузнецовского клейма.
Если Вы желаете продать фарфор завода «Красный фарфорист», обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.