- Дореволюционный период в истории Хайтинского завода
- Советский и современный периоды в истории Хайтинского фарфора
- Каталог клейм завода по годам
- Коллекционирование и стоимость изделий завода
Изделия Хайтинского фарфорового завода с момента его основания пользовались популярностью не только среди российских покупателей, но и за рубежом. Предприятие просуществовало почти 130 лет, успев немало пережить за это время. Обустройство и запуск производства в Иркутской области оказались довольно трудным делом, хотя к этому моменту в Российской империи уже работало несколько фарфоровых мануфактур. Однако, несмотря на трудности, завод начал свою работу и успешно выпускал продукцию вплоть до своего закрытия в 2000-х гг.
Хайтинский фарфоровый завод в дореволюционный период
История сибирского фарфорового дела началась еще в XIX столетии. В 1800-х гг. братья Андрей и Алексей Курсины обнаружили месторождения белой глины в районе Бельского острога. Однако их намерениям, использовать это открытие для основания собственного дела, не суждено было сбыться. Курсиным поступило предложение от главы Императорского фарфорового завода стать мастерами на петербургском производстве. Начало освоения территории Сибири в этом ключе было отложено еще на какое-то время.
Узнав от братьев Курсиных о расположении глиняного месторождения, купец из Иркутска, А.Е. Полевой, решил создать собственное производство. Его небольшую фабрику по производству фарфора и фаянса можно считать первым сибирским заводом. Но дела складывались не в пользу владельца. В итоге, к 1811 г. Полевой был вынужден продать завод П.В. Солдатову. Усилия всех этих людей стали основой, от которой смогли в дальнейшем оттолкнуться будущие создатели сибирских фарфоровых и фаянсовых фабрик.
В 1830-х гг. начали благодаря государственной инициативе отправлять юношей на обучение из Сибири в Москву. В результате, к 1840-м – 1850-м гг. было налажено активное производство изделий из фаянса. Фабрику, ранее приобретенную П.В. Солдатовым, затем приобрел купец, Сыропятов. Благодаря двум мастерам, прошедшим обучение в Москве, Петру Калмыкины и Василию Скронякову, он наладил выпуск не только фаянса, но и фарфора. Сырье, белую глину, Сыропятову поставляли братья Переваловы, крестьяне из небольшой деревни Узкий Луг. Несмотря на первоначальный успех, дела у фабрики шли все хуже. В итоге, купец Сыропятов оказался должен Переваловым довольно большую сумму и был вынужден продать им завод. Так началась новая веха в истории сибирского фарфора.
В 1869 году братьями Филиппом и Данилой Переваловыми была основана собственная мануфактура. Они были выходцами из крестьян, своим трудом и усердием добившихся положения купцов и предпринимателей. Первым важным шагом в создании фарфорового завода, стало для Переваловых перенесение производства ближе к месторождению белой глины. Фабрика была расположена недалеко от места слияния рек Хайтинки и Белой, недалеко от их родной деревни, Узкий Луг. Благодаря этому решению снижались транспортные расходы, а также проблемы с доставкой сырья. Вокруг завода приглашенными на него рабочими со временем был основан поселок Мишелевка. Своим названием он обязан одному из самых талантливых мастеров завода этого времени, Н. Мишелеву. После окончания возведения здания фабрики, началось ее оборудование. Устанавливались паровые машины, водяные колеса, волокуши, дробилки, строились горны для обжига изделий. Для работы на фабрики приглашались не только местные жители, но и профессионалы фарфорового дела из Москвы, Санкт-Петербурга и др.
Все эти процессы потребовали от Переваловых крупных денежных затрат. Какое-то время им понадобилось для восстановления своего достатка. Только после этого стартовало фарфоровое производство. Главным приоритетом завода на начальном этапе был выпуск изделий повседневного потребления. Не изящных и красивых, а простых по дизайну. Фабрика производила емкости для хранения масла, солений и муки, тарелки, селедочницы и др. Это была дешевая, а потому доступная большинству людей посуда. Продукция предприятия Переваловых быстро завоевала рынок, потеснив предметы из дерева, олова и глины. Изделия из хайтинского фарфора стали постоянными посетителями ярмарок, таких, как Преображенская, Якутская, Минусинская и др. «Фирма Братьев Переваловых» занималась всеми этапами работы с продукцией, от производства, до сбыта и распространения. Постоянно растущие доходы позволили модернизировать завод. Были построены новые цеха, установлены горны из Японии и паровые машины. Рабочий день сотрудников длился иногда по 14 часов. Достижения Хайтинского завода были отмечены многочисленными наградами. В 1881 г. изделия фабрики удостоились серебряной медали «За трудолюбие и искусство на екатеринбургской выставке. А в 1896 г. уже в Нижнем Новгороде заводу была присуждена награда «За хорошее качество изделий».
После смерти Данилы Перевалова, фабрика перешла в руки его сыновей. Один занимался продажей изделий в Санкт-Петербурге, другой работал на производстве в Хайте. Последний, Иван Данилович Перевалов, начинает переоборудование завода. Новое оборудование, новый подход к созданию фарфора. Для усовершенствования выпускаемых изделий, Иван пригласил из Санкт-Петербурга мастеров с Императорского завода, а также с производств Гарднера и Кузнецова. Благодаря этим усилиям, фабрика получает признание. Чистый, тонкий, просвечивающий на свету хайтинский фарфор удостаивается наград не только на российских выставках, но и на международных. Например, в Антверпене в 1906 г. изделия Переваловых были награждены золотой медалью, обойдя конкурентов из Дании, Китая и Голландии. Фабрика к этому моменту выпускала самые разные вещи: столовые сервизы, чайные пары и тройки, светильники, шкатулки, чернильницы, вазы и др. Кроме того она специализировалась на создании таких уникальных изделий, как особый вид фарфоровых иконостасов. Мастера занимались подглазурной росписью, золочением, формовкой и др. Поверхность посуды покрывалась орнаментами и элементами растительного мира Сибири, такими как жарки.
Иван Данилович во многом был новатором, одним из самых предприимчивых и знающих людей в своей области. Однако, жизнь его оборвалась раньше времени. В 1907 г. экипаж Перевалова, направлявшийся из Иркутска обратно на фабрику был атакован разбойниками. Они узнали, что в тот день сотрудники завода вместе с владельцем перевозили с собой выручку. В результате нападения Иван Данилович Перевалов был убит. Экипаж не доехал до фабрики всего несколько верст.
В период управления Иваном Даниловичем Хайтинским заводом был организован музей. Для этого выделили помещение, где разместили образцы всех созданных предприятием изделий. Сам музей не только сохранял память об истории фабрики, но и служил рекламой для гостей. На момент основания в 1907 г. в нем насчитывалось более 1000 образцов, а в 1917 г. – свыше 11 000 экспонатов. Все это богатое наследие могло бы стать отличной базой для исследования фарфоровых изделий фабрики. Однако, после 1930 г. предметы начали пропадать из музея, расходясь на подарки, призы, награды и др. В итоге, большая часть экспонатов, посуды Хайтинского завода, была утеряна.
Хайтинский завод в СССР и РФ
Фабрика перешла по наследству наследникам Ивана Даниловича. Кроме того, часть обязанностей по управлению предприятием была делегирована компаньонам владельцев. В результате, фирма изменила свое название на «Товарищество Перевалова, Шелгунова, Метелева». Однако, в такой форме компания просуществовала совсем недолго. После революции 1917 года фабрика находилась на грани банкротства.
В 1920-м г. завод национализировали. Название вновь изменилось. Теперь предприятие именовалось как «Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». В 1923 начался процесс модернизации и перестройки. Цеха завода обветшали, а их техническое оснащение уже не соответствовало необходимым стандартам. В ходе работ к 1925-му г. восстановили токарный цех, а в 1927 г. начали работу современные туннельные печи, носившие название в честь инженера, их спроектировавшего, И.А. Емельянова. Корпуса завода стали каменными.
Художественное оформление изделий в этот период также изменилось. На смену растительным и животным мотивам природы Сибири пришел декор в стиле советской плакатной графики. В 1920-е – 1930-е гг. на фабрике было изготовлено большое количество агитационного фарфора. В то же время, сильно сократилось производство хайтинского фаянса. Главным приоритетом для предприятия стал выпуск изоляционного фарфора, создававшегося по заказу Москвы.
К 1940-м гг. увеличилось количество выпускаемых бытовых изделий. В период Великой Отечественной войны Хайтинский завод был переоборудован под изготовление деталей для машин, изоляционно-технических приспособлений и химических емкостей. Посуда продолжала выпускаться, однако, ее оформление совершенно изменилось. Дизайн был самый простой и лаконичный, декор в виде росписей, золочения и др. исчез с предметов.
В кон. 1950-х гг. руководством СССР было принято решение включить Хайтинский завод в число предприятий, на которые была возложена задача обеспечить фарфором всю страну. На долю сибирской фабрики пришлись не только собственные территории, но также Дальний Восток и северные регионы. Это потребовало модернизации производства и очередной реконструкции завода. Работы были завершены только к 1972 г. Фабрика увеличилась в размерах, обзаведясь огромными корпусами. Кроме того, в 1954 г. предприятие вновь сменило название на «Хайтинский фарфоровый завод». Помимо своей основной задачи в этот период он производил также, например, фарфоровые статуэтки в виде якутов, эскимосов и др.
К 1960-му г. на Хайтинском фарфоровом заводе была создана художественная мастерская. Для работы здесь в последующие годы приглашались мастера с разных концов СССР. Они делились своим опытом в создании фарфора, а также получали возможность развиваться и изобретать. В разное время здесь работали: Р. Алешина, Д. Воронцова, В. Сивкова, П. Галанова и др.
Раиса Григорьевна Алешина была на фабрике главным художником. Она стала одной из первых мастеров, стоявших у истоков возрождения хайтинского фарфора во всем богатстве его оформления. Раиса Григорьевна курировала художественную лабораторию, передала мастерам завода опыт в создании росписи фарфора в технике крупных мазков, создав тем самым узнаваемый сибирский орнамент. В его основе лежали в основном растительные мотивы.
В 1970-х гг. завод Хайта выпускал более 25 000 000 фарфоровых изделий в год. Хорошее качество и доступная цена посуды привлекали большое количество советских покупателей. Однако, к 1990-м гг. период процветания фабрики завершился. Она вновь стала выпускать агитационный фарфор, но уже для новых задач. Устаревшее оборудование снизило количество производимых изделий. В стране начался процесс приватизации. Хайтинский завод перешел в руки частного владельца. Его преобразовали в Акционерное Общество. Конкуренция с продукцией из Китая, повышение цен на содержание предприятия, в особенности на топливо, в конечном итоге стали причиной закрытия фабрики. Завод то закрывался, то возобновлял работу. Но в 2003 г. предприятие объявило себя банкротом и затем начало переходить от владельца к владельцу. В 2017 г. на заводе организовали производство сувенирной продукции, но насколько оно будет успешным покажет только время.
Сохранившиеся в фабричном музее образцы изделий сейчас находятся в запасниках сразу нескольких музеев. Этими предметами владеют, например, Новолялинский краеведческий и Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Клейма Хайтинского завода
После национализации фабрики Перевалова в 1920 г. клеймо изменилось на «ХФЗ Хайта» и, с 1950-х гг. изображение белого горностая, как символ белизны и чистоты.
Коллекционирование и цены
На современном антикварном рынке можно обнаружить множество предметов из хайтинского фарфора. Кофейный сервиз 1970-х – 1980-х гг. может стоить от 1700 рублей. Вазу конца 1960-х – начала 1970-х гг. можно продать за 2500 рублей. Столовый сервиз с супницей, этого же периода, стоит от 2500 рублей. Одним из самых дорогих произведений Хайтинского фарфорового завода являются Олимпийские мишки. Цена на них может составлять как 5000 рублей, так и 30 000 и дороже. Если вы хотите продать советские фарфоровые изделия, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.