- Какие техники художественной эмали применяются
- Как развивался эмальерный промысел
- История развития традиционной русской эмали
Художественная эмаль - совершенно дивный вид декоративно-прикладного искусства. На протяжении столетий эмальерное дело вызывает неподдельный интерес коллекционеров. Ведь яркость красок, напоминающих драгоценные камни, не тускнеет со временем. Почитателей находят и “голубые эмали Цзинтай”, и гризайльные эмали Лиможа, и изысканные витражные эмали Ар Нуво.
Виды художественной эмали
Наиболее известные техники - это выемчатая и перегородчатая эмали. В первом случае в металлической поверхности делается углубление, куда засыпается эмалевый порошок. Во втором на металлическую основу напаивают перегородки, а получившиеся ячейки наполняют эмалевым порошком. После чего предметы отправляют на обжиг, в течение которого порошок оплавляется в стекловидную массу.
Очень эффектно выглядит витражная эмаль, названная так из-за сходства с витражом. Ажурный каркас без металлической основы заполняется цветной стекловидной массой, что делает изделие более легким, воздушным, будто бы невесомым.
Знакомая нам ростовская финифть относится к расписной эмали. Некоторые произведения в этой технике вполне можно считать одним из видов станковой живописи на металлической основе.
История эмальерного промысла
Наиболее ранние находки со стеклом, наплавленным на металл, были обнаружены в Микенах и на ос. Кипр. Изделия с синими вставками датируются XV в. до н.э.. Однако говорить о широком распространении подобного вида декора все же не приходится.
А вот в Древнем Египте инкрустация стекловидной массой была весьма популярна. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, как, например, пектораль Сенусерта II или сокровища из гробницы Тутанхамона (“золотой трон”, маска, декорированная смальтой, саркофаг, украшенный перегородчатой эмалью).
Европа VII-V вв.до н.э. также была знакома пусть и с примитивным, но все же эмальерным ремеслом. Изделия с эмалью встречаются на Италийском полуострове и в Греции, где с VI в. до н.э. создавали украшения со стекловидной массой сине-зеленых оттенков. А также в кельтских Франции и Британии: здесь предпочтение отдавали красному цвету.
Нужно отметить, до определенного времени эмаль использовалась как средство имитации драгоценных камней. Все изменилось в VIII в. в Византийской империи. С этого момента можно говорить о “классической” эмали - самостоятельном художественном приеме. Расцвет византийского эмальерного искусства пришелся на XII век. Увы, трагические события 1204 г. (захват крестоносцами Константинополя) не только привели к упадку некогда мощной империи, но и стали началом угасания прекрасного ремесла.
Византийское декоративно-прикладное искусство не могло не оказать мощного влияния на западноевропейское эмальерное дело. Тесные связи во время Крестовых походов и последующее разграбление Константинополя (откуда хлынули драгоценные артефакты) дали толчок развитю великолепным лиможским эмалям.
Эмальерное искусство Западное Европы развивмвалось, в основном, в рамках эмалевых миниатюр на металлических поверхностях. Мастера создавали настоящие живописные шедевры, которые очень высок ценятся на антикварном рынке.
Сейчас французский термин клуазоне (перегородчатая эмаль) тесно связан с китайскими эмалями. Для Поднебесной эта техника декорирования не имеет отношения к местным традициям. Появилась же она благодаря Великому шелковому пути, влиянию Ближнего Востока и европейским эмалевым изделиям. В течение XV века заимствование превратилось в самобытный вид декоративно-прикладного искусства.
Русская эмаль
На Руси декорирование эмалью, пришедшее из Византии, называли “финифтью”.Самые ранние русские изделия в этой технике относятся к Х в.. Мастера украшали колты (женские украшения для головного убора), диадемы, бармы, дарохранительницы, оклады, кресты и проч.. Центрами эмальерного ремесла были Киев, Чернигов, Рязань, Новгород и др.
В 1237 году развитие декоративно-прикладного искусства останавливается. Катастрофическое нашествие Батыя затрагивает многие ремесленные центры. с гибелью которых утрачиваются и эмальерные техники, как, например, перегородчатая эмаль.
Возрождение начинается во второй половине XV в. Этому способствуют экономический подъем и возобновление культурных связей. В Москву и Новогород едут греческие и западноевропейские мастера эмальерного дела. А в конце XV столетия появляется новая характерная для Руси техника - эмаль по скани.
Расцвет традиционных русских эмалей приходится на XVII в. А вот в петровскую эпоху западноевропейская миниатюра по эмалевой поверхности вытесняет старые техники и воцаряется вплоть до второй половины XIX века.
Всплеск интереса к эмали по скани приходятся на моду “а-ля рюс”. “Русский стиль” становится повсеместно популярным, а вместе с ним возвращаются традиционный декор и эмальерные техники. Шедевры стиля на рубеже XIX-ХХ вв. выпускают фабрики Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Грачева, Сазикова, Постникова и др.
Из-за революционных событий 1917 года, Гражданской войны и последующей разрухи всем стало не до буржуазного изысканного искусства. Эмальерное ремесло ожидаемо пришло в упадок. Однако уже в 1920-е гг. появляются артели, выпускающие изделия с цветочной росписью, агитационной символикой и миниатюрами в духе соцреализма.
Несмотря на некоторое затухание интереса к художественным эмалям, изделия декорированные в технике эмалевых миниатюр (например, ростовская финифть) или перегородчатой эмали, продолжают появляться на протяжении всего советского периода.
С 70-х гг. ХХ в. интерес к эмальерному искусству возрастает в среде самих художников. Собственно, этот период можно считать поиском новых художественных решений, обращению к модернизму. А художественная эмаль, с ее богатыми возможностями, как нельзя лучше соответствовала этой задаче.
Русский промысел, некогда пришедший из Византии, продолжает развиваться и в наши дни. Интересные современные решения предлагает Ростовская финифть. Ажурная витражная эмаль продолжает украшать эффектные подарочные наборы. И появляются совершенно шедевральные украшения достойные образцов прошлого.