Художественная литография

Raritetus
Поделиться

  1. Появление и эволюция литографии
  2. Как создаётся литография
  3. Какой бывает литография
  4. Литография захватывает мир
  5. Яркие работы литографии
  6. Современная литография

Термин «литография», пришедший к нам из объединения пары греческих слов «камень» (λίθος) и «пишу» (γράφω), обозначает специальную технологию печати, а также полученный с её помощью оттиск или отпечаток (но не произвольный, а художественный). Литография – это один из видов эстампа, то есть произведение искусства, полученное с помощью матрицы. Литографическую печать нередко путают с литогравюрой (и даже с линогравюрой), хотя это разные технологии. Гравюра использует рельеф печатной платы, когда краска либо наносится на выступы (высокая печать), либо заливается в выемки (глубокая печать). Литография – это всегда печать с плоской матрицы. На первый взгляд кажется невозможным, чтобы сложное многокрасочное изображение было отпечатано плоскостью. Но, оказывается, достаточно знать лишь основы бытовой химии, чтобы понять секреты литографии.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в XIX веке, литография по рисунку Иосифа Шарлеманя

Отправьте фото удобным вам способом

    История развития литографии

    Этой технологии немногим более двух веков с четвертью. Появилась она в конце 18-го столетия благодаря уроженцу Праги – Алоису Иоганну Непомуку Францу Зенефельдеру. Будущий изобретатель литографии появился на свет в немецкой семье актёров придворного мюнхенского театра, когда те гастролировали. Поэтому юность Алоиса прошла в столице Баварии, где он пошёл по родительской стезе. Доподлинно неизвестно, как на Зенефельдера снизошло озарение. По одной из легенд виной послужила рассеянность, когда Алоис черкнул сумму для оплаты услуг прачечной на известняке, а затем случайно приложил к написанному влажную ткань, получив на удивление чёткий отпечаток. Однако легенда не рассказывает, что до этого дня Зенефельдер посвятил немало времени проблемам печати, так как ему требовались для театра копии текста пьес и афиш для них. Он постиг стереотипирование, разрабатывая способы печати. И в какой-то момент обнаружил, что текст, написанный жирными чернилами на пластинке зольнхофенского известняка, прекрасно отпечатывается на бумаге. Запатентовав новый метод в Баварии и Англии, Зенефельдер сначала открыл литографскую мастерскую в Оффенбахе, добавив к ней лондонское и парижское представительства, а затем переехал в Мюнхен, где всецело отдал себя вопросам печати.

    «Город Ландек в Тироле» (работа А. Зенефельдера)

    Почему литография получила быстрое распространение? Потому что в сравнении с рельефной печатью (и глубокой, и высокой) этот способ обеспечивал копирование более быстрое, но не менее качественное. Здесь не требовался гравёр или резчик. Автор сам переносил задуманное на форму, а затем на оттиск. Неудивительно, что уже в 1809 году в Мюнхене создали литографический институт, куда приняли на работу и Зенефельдера. Его стараниями аналогичные организации появляются в Берлине, Париже, Лондоне и Вене. А в Праге литографию начинают преподавать в Академии рисования. Пионером литографии в искусстве стал чешский художник Антонин Мачек. Сам изобретатель называл свой метод «Steindruckerey» («печатание на камне»). Слово «литография» появляется в конце 1810-х гг. и закрепляется в словарях в начале 1830-х гг.

    Титульный лист книги А. Зенефельдера «Искусство литографии» и иллюстрация печатного станка

    Метод постоянно улучшался самим Зенефельдером, а также его последователями и конкурентами. Ведь поначалу литографию даже нельзя было назвать печатью на плоскости, так как протравливанием известняка на его поверхности создавался небольшой рельеф. Зенефельдер не ставил камень во главу угла, его интересовали металлы, и ему многого удалось достичь в металлографии. Изобретатель понимал, что будущее литографии – это цветные изображения. Первые успехи в тоновой литографии он продемонстрировал уже в 1807 году, а через год показал и работу в цвете. Правда полноценную многоцветную литографию удалось получить лишь в 1826 году. Зато через семь лет стала доступна печать масляными красками с камня на холст, то есть появилась возможность тиражировать произведения живописи. Смерть в 1834 году оборвала эксперименты Зенефельдера, неуклонно двигавшегося к мечте. Поэтому изобретателем процесса хромолитографии (процесса печати до 16 различных цветов) называют французского литографа Годфруа Энгельмана.

    Работа Г. Энгельмана из серии Manufactures du Haut-Rhin (1822-1825 гг.)

    Почему лавры достались именно Энгельману, ведь технику цветной литографии применяли и до него? Потому что Энгельман сумел не только разложить теорию по полочкам, но и подвести под неё практический фундамент. Именно он заложил основы современной цветной печати, взяв для получения практически любых оттенков четыре основных цвета: синий, жёлтый, красный и чёрный. Процесс осуществлялся изобретёнными Энгельманом специальными литографскими станками, которые обеспечивали быстроту, лёгкость и качество оттисков. Параллельно с Энгельманом велись разработки и в других странах. Например, первым цветным литографическим альбомом считается «Живописная архитектура Парижа», напечатанный в Англии Томасом Шоттером Бойсом в 1839 году по технологии lithotinte, использующей иные методы печати, чем предложенные Энгельманом.

     Кораблекрушение фрегата «Медуза» по композиции Ипполита Леконта (работа одного из первых парижских литографов Шарля Филибера де Ластейри, 1818 год)

    Любое изобретение должно найти широкое коммерческое применение, чтобы войти в обыденную жизнь и сталь элементом определённой эпохи. У литографии относительно XIX века это прекрасно получилось, ведь область её применения оказалась невероятно широка. Массовость она начала обретать ещё в 1820-е гг., когда распространились сборники с описаниями далёких стран. Иллюстрации к ним печатали по методу литографии, а затем вклеивали на специально оставленные в альбомах места. Пресса просто вцепилась в преимущества литографии. Газетам требовалось, чтобы картинка иллюстрировала злободневное событие. Поэтому художники, состоявшие в штате издания, могли быстро создать зарисовки, карикатуры или другие виды художественных произведений, которые потом размножались литографскими станками. Театры заказывали множество афиш, и здесь литографии (особенно цветной) нашлось применение. Но она вошла в ежедневный быт Европы и Америки благодаря обилию ярких мелких цветных литографий (этикетки, визитные карточки, открытки). Этим методом размножали технические чертежи. Эдвард Линам в книге «Британские карты и картографы» отметил и военный аспект плоской печатной графики: «Печать с мягкого камня заняла место гравюры при производстве английских коммерческих карт примерно после 1852 года. Это был быстрый и дешёвый процесс для печати британских армейских карт во время Пиренейской войны».

    Реклама кафе-шантана «Японский диван» (Анри де Тулуз-Лотрек, 1893-1894 гг.)

    Мир живописи литография разделила на два непримиримых лагеря. Одни художники ратовали за неповторимость произведения искусства, которое нельзя тиражировать. Они презрительно называли цветные литографические картинки «хромо», подчёркивая их ущербность в сравнении с образцами оригинальных рисунков. Другие же (например, Анри де Тулуз-Лотрек) вовсю использовали преимущества, которые открывала перед ними литография. Споры и даже битвы в творческой среде шли только на пользу технологии, приковывая к ней внимание и с этого ракурса. Золотой век литографии продолжался, пока в начале ХХ века не изобрели офсетную печать. Однако, уходя, она породила новые технологии. Среди них фотолитография, когда рисунок образуется под действием света на элементы с различной светочувствительностью. Если в искусстве она большого распространения не получила, зато осуществила прорыв в микроэлектронике для производства современных печатных плат. Основы, заложенные Зенефельдером, сейчас применяют рентгено-, микро- и нанолитография.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Процесс литографии

      Литография возможна благодаря гидрофобам – веществам, отталкивающим воду (например, масло или жир), и гидрофилам – веществам, прекрасно взаимодействующим с водой. Для классической печатной платы берётся мелкозернистый известняк с однородной структурой. Если мы стремимся передать глубокие линии и сплошные участки, плоскую печатную плату придётся отшлифовать и отполировать. А если хотим работать с полутонами, тогда требуется зернистость. Эта сторона платы не должна иметь дефектов (трещин, выемок и пр.). При обработке важно не залапать плоскость пальцами, ведь оставленные ими жировые следы повлияют на последующую композицию. На поверхности рисуют мягким жирным карандашом (например, восковым) или применяют чернила, залитые в ручку. Также чернила наносят кистью, что даёт простор для создания размытости.

      Нанесение рисунка на литографский камень

      Для многих проще рисовать не перевёрнутое изображение на камне, а взять бумагу с зернистым строением, покрытую специальным клеевым слоем (корнпапир). С неё рисунок путём давления переносят на камень, создавая негатив. По завершении рисования на плату наносят водный раствор гуммиарабика, слабо разбавленный азотной кислотой. Он создаёт гидрофильный слой соли нитрата кальция, окружающий нанесённое изображение, чья гидрофобная плёнка, отталкивает воду, но принимает печатную краску. Затем подготовленная плата крепится в литографский станок. На этом этапе по ней прокатывают валиком, нанося литографскую краску. Гидрофильный слой (в отличие от гидрофобного) не даёт ей остаться на плате. После печатная плата производит оттиск на бумаге.

      «Перекрёсток у базилики Санти-Джованни-э-Паоло»

      С одним цветом всё кажется не таким уж и сложным. Но как же удаётся получать многоцветные изображения? На первых порах художники поступали очень просто – рисовали фон, на который уже накладывался отпечаток. Выше показана цветная литография, созданная в 1835 году, ещё до внедрения принципа хромолитографии. На лист нанесены крупные мазки бледно-оранжевого и голубовато-сизого цветов. А затем чёрные чернила оттиска завершили подробную прорисовку деталей. Некоторые литографы пытались раскрасить один и тот же камень несколькими цветами, но приходили к неоднозначным результатам.

      Матрица для печати этикетки

      Для полноценной хромолитографии каждый из цветов должен получить собственную печатную плату. Так печатал ранние цветные литографии Якоб Кристоф Леблон, используя для четырёх цветов отдельные пластины. Но здесь жёстко вставал вопрос калибровки, так как цвета далеко не всегда идеально располагались по отношению друг к другу. Обычно фундамент хромолитографии – это чёрный цвет, задающий общий контур композиции, а остальные цвета подстраиваются под него. Свою роль для выравнивания играют и регистрационные полосы, которые наносят на каждую плату. Порой их заменяли иными элементами. Например, показанный выше литографический камень для этикетки рома имеет пять плат. Помимо своей части общей композиции каждая плата располагает несколькими крестиками, совмещение которых показывает при печати, насколько точно печатник выполняет свою работу.

      Вид иллюстрации после прогона первых трёх цветов

      «Нарастающий итог» после печати шести цветов


      Финальные этапы цветной печати

      Пример формирования многоцветной композиции литографского оттиска путём последовательного нанесения девяти цветов взят из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где достаточно понятно показан «нарастающий итог». То есть приведена не просто раскладка для каждой платы, а все этапы создания изображения в цвете.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Виды литографии

        С классической литографией и хромолитографией мы уже познакомились. Разберём, какие ещё бывают её виды. И начнём с антипода обычного способа – чёрной литографии.


        «Литературная дискуссия во второй галерее» (работа Оноре Домье, опубликовано в Le Charivari, 1864 г.)

        Здесь печатная плата целиком закрашивается жирным карандашом или покрывается чернилами. Светлые участки будут образованы там, где мы полностью вычистим нанесённый жировой слой. Технология предусматривает и работу с полутонами. Для этого надо осторожно уменьшить толщину жирового слоя там, где мы хотим получить оттенки серого. Выше показана литография Домье, опубликованная в газете Le Charivari 27 февраля 1864 года. Оноре Домье, считающийся революционером французской политической карикатуры, создал около четырёх тысяч различных литографий, среди которых техника чёрной литографии встречается часто.

        «Речной пейзаж» (работа А. Зенефельдера)

        Автолитография (автография) – это оттиск, процесс которого осуществил сам автор композиции. Чаще всего именно здесь и находит применение корнпапир, что позволяет художнику рисовать не зеркальное изображение, а изначальный замысел. Если композиция сразу выполнена на камне, оттиск также относится к авторским произведениям. Помимо самого художника допускается участие в процессе мастера-литографа, берущего на себя подготовку камня и обслуживание литографического станка. Коллекционирование авторской литографии предполагает, что на каждом оттиске указан тираж и номер оттиска в партии. Также ценится оттиск с пометкой «BAT» («bon à tirer» - «пригоден для печати»). Помимо него в экспозицию могут включить оттиски со штампами «EA» («épreuve d'artiste» - «проба художника») и «HC» («hors-commerce» - «некоммерческий»), предназначенные для автора и для мастерской. Стоимость оригинальных оттисков напрямую зависит от трёх параметров: тираж, спрос на художника и степень участия художника в процессе.

        «Delicatesse» (Эмиль Белле, сериолитография, 2011 г.)

        Сериолитография – процесс, объединивший две технологии: непосредственно литографию и трафаретную печать (сериграфию). Как и литография, отпечаток, выполненный этим способом в смешанной технике, считается произведением изобразительного искусства, используясь для выпуска лимитированных серий. Сериолитография включена в престижные экспозиции, ведь это довольно обширная и интересная область коллекционирования.

        Особенности литографии разных стран


        Портрет барона П.Л. Шиллинга фон Канштадта

        Барона Павла Львовича Шиллинга мы знаем, как создателя электромагнитного телеграфа, хотя в копилке его жизни присутствует немало и других изобретений. Ему пришлось выступить популяризатором литографии в России из-за личной заинтересованности, так как его привлекли к работам по переводу секретных документов на французский язык и их тиражированию. Переписывая один и тот же текст несколько раз, Павел Львович вспомнил о мюнхенской литографической мастерской Зенефельдера, ведь он сам способствовал литографической печати армейских карт в Мангейме и Карлсруэ во время заграничных походов русских войск, гнавших по Европе отступающую армию Наполеона. Летом 1815 года Шиллинга откомандировали в столицу Баварии, где он закупил необходимое оборудование. И вскоре литографическая мастерская появилась в Санкт-Петербурге. Способ Зенефельдера был изучен и усовершенствован Шиллингом до такой степени, что отпечатанный им китайский манускрипт «Сан цзы цзин» по качеству приближался к аналогу из Пекина. Основоположником многоцветной печати в России стал художник Корнелий Яковлевич Тромонин. Ещё за пять лет до получения Годфруа Энгельманом патента на хромолитографию Тромонин по собственному методу сумел напечатать цветной семейный портрет князя Святослава Ярославича, а впоследствии освоил печать в тринадцать цветов.

        Первый банковский билет 100 франков

        Во Франции литографии довелось проявить себя не только в искусстве, но и в производстве денег. Третья французская революция сильно расстроила денежное обращение страны, и для его стабилизации решили срочно выпустить банкноту в 100 франков. Чтобы ускорить процесс, в обиход сначала запустили «предварительную версию». Весной 1848 года в типографии Дидо создают печатную плату для исполнения правительственного заказа на 80 000 банкнот. Зелёный фон наносился на бумагу литографическим методом, а поверх уже допечатывали чёрные элементы. В сентябре того же года 100 франков начали печатать в окончательной версии, а «предварительные» банкноты прекратили хождение в июне следующего и сейчас стали большой редкостью для коллекционеров.

        Пример литографии Currier & Ives

        В Соединенных Штатах одни из первых литографических отпечатков получил в 1819 году филадельфийский мастер Басс Отис. А первопроходцем хромолитографии здесь считается Уильям Шарп, выполнивший этим методом в 1840 году портрет священника Королевской часовни в Бостоне Фрэнсиса Уильяма Питта Гринвуда. Изначально литографии приобретали в качестве настенных украшений, а пик увлечения этим пришёлся на годы после Гражданской войны. Для разных классов общества создавались свои оттиски. С малым количеством цветов процесс был весьма дёшев, и такие картинки печатались большими тиражами. Но высококачественные хромолитографии порой обходились дороже картины маслом. После метод распространился повсеместно, и появились литографические рекламные буклеты, этикетки и плакаты. Литографией даже воспроизводили известные гравюры. Детские и художественные издания вовсю использовали достоинства цветной передачи при печати красочных иллюстраций. В исторических обзорах вторую половину века в США порой называют «хромоцивилизацией». Наиважнейшей литографической компанией XIX века здесь считается Currier & Ives. Её силами выпущено более 7000 позиций, а тиражи порой превышали несколько сотен тысяч экземпляров. Фирма устанавливала низкие цены, имея представителей в крупных городах. Считается, что их продукция воплощает американский вкус той эпохи.

        Японское средство, чтобы чернила легко прилипали к области рисунка

        История литографической печати в Японии берет свое начало в 1860 году, когда посланник прусского правительства подарил сёгунату Токугава печатный станок и набор литографических камней. Одним из основоположников литографии страны Восходящего солнца стал Рэндзё Симука, в 1868 году опубликовавший свою первую печатную работу «Портрет Токугавы Иэясу». Однако технология быстро захватила не только искусство, но и другие направления. Например, «отец японской ботаники» Томитаро Макино обладал талантом и в рисовании. Его зарисовки островной фауны были одобрены академиком Санкт-Петербургской академии наук Карлом Ивановичем Максимовичем. Мечтой Томитаро Макино тогда было издавать иллюстрированный ботанический журнал. Для этого он тщательно изучил процесс литографии и сам создавал иллюстрации для своей энциклопедии растений. А в 1874 году Военная академия Японии отпечатала учебную схему по этой технологии. Токийская ассоциация производителей литографической печати была основана 1892 году, и в её составе работала примерно сотня издателей. Использовать плоскую печать подобного плана в своём творчестве решили такие японские художники, как Исии Динху, Юичи Такахаши, Хосуи Ямамото, Сабуросукэ Окада, Токо Шинода и великий пейзажист Хигасияма Кайи.

        Отправьте фото удобным вам способом

          Примеры мастеров литографии


           Образцы плакатного искусства Ж. Шере

          Жану Жюлю Шере небеса словно предначертали сделать большой вклад в дело плоской печати. Он родился в семье владельца типографии. Хотя семейный бизнес не приносил почти никакого дохода, Жан пошёл по той же стезе и уже в 13 лет поступил учиться на литографа. Впрочем, набрать художественный уровень ему помогли уроки в парижской Школе изящных искусств, хотя некоторые и считают Шере живописцем-самоучкой. Практический опыт он набрал в Лондоне, где разрабатывал и печатал этикетки для парфюмера Эжена Риммеля. Закупив необходимое оборудование, он в 1866 году открывает свою мастерскую в Париже, откуда и выходят в свет плакаты, сформировавшие стиль Шере. Ось композиции – это элегантная дама с тонкой, чётко очерченной талией, всегда очень неземная, но кокетливо раскрывающая свои прелести в пределах публично допустимого. Ей сопутствуют лёгкость и движение. Творчество Шере оказало большое влияние на Анри де Тулуз-Лотрека, Жоржа Сёра, Пьера Боннара и Эдуара Вюйара. И даже Огюст Роден брал от Шере нечто для своих скульптур.

          «Эдип и Антигона» (картина Брюллова после реставрации и кадр с литографией из диафильма)

          При упоминании Карла Брюллова сразу вспоминается его монументальное полотно «Последний день Помпеи», прославившее не только художника, но и всю русскую живопись. Однако Карл Павлович не чуждался и литографии. Примером может служить одна из ранних его картин «Эдип и Антигона», которая долгое время считалась утраченной. Для искусства исчезнувшая картина не пропала, так как в 1822 году художник перевёл её в литографию и поместил в альбом «Литографические безделки». По экземпляру из собрания Государственного Русского музея её и изучали, пока оригинал не отыскали после Великой Отечественной войны под крышей одного из домов города на Неве. Однако и теперь об этой литографии не забывают: найденное полотно неудачно реставрировали, и восстановить лицо девушки на картине точно не получилось.

          Плакаты А. Мухи «Rêverie» (слева) и «Gismonda» (справа)

          Литография помогла осуществить величайший поворот в судьбе Альфонса Мухи. Отправившись учиться в парижскую Академию Жюлиана на деньги графа Куэн-Беласси, Муха оказывается в нищете после смерти своего благотворителя. Ему приходится перебиваться рисованием плакатов и даже ресторанных меню. Всё изменилось, когда Мухе поступил срочный заказ на премьерный плакат спектакля «Gismonda», где блистала Сара Бернар. Получившаяся афиша привлекла внимание не только публики, но и самой актрисы. С её подачи он получил место театрального декоратора, а вскоре стал одним из самых популярных художников Парижа. Но и тогда Муха не отказывался от заказов на виньетки или этикетки. Яркий авторский стиль, растиражированный литографией, помог Мухе заключить выгодный контракт с издательством Le Champenois.

          А. Муха. Обложка книги «Ильза, принцесса Триполийская» и литографическая иллюстрация к ней

          Хороший пример советской литографии – ранняя деятельность группы ленинградских художников, объединившихся под вывеской «Боевой карандаш». Родилось оно на полях советско-финляндской войны перед наступлением 1940 года. Поэтому первый выпуск символично назвали «Новогодняя елка у белофинского волка». Здесь мы имеем дело с классической литографией, а не с хромолитографией: художники вспоминали, что полученные литографические оттиски им приходилось раскрашивать вручную. Однако и чёрно-белая печать существенно экономила им время. Тираж каждого выпуска состоял примерно из двух сотен экземпляров. По окончании боевых действий закончилась и рисованная сатира «Боевого карандаша». Вновь под прежней вывеской команда собралась уже после начала Великой Отечественной войны, однако в самом Ленинграде в их распоряжении был уже полиграфический комбинат с расширенными возможностями.

          Первый выпуск «Боевого карандаша»

          Литография наших дней

          В связи с массовым использованием офсетной печати была подведена итоговая черта под применением литографии, оставшейся на предыдущем витке эволюции этого процесса (у комбинированной офсетной литографии были свои сложности). Казалось бы, мир искусства распрощается с ней ещё быстрее. Но этого не случилось. Уже в ХХ веке парижская типография Atelier Mourlot решила возродить технологию. Для этого она привлекла ряд художников, включая Шагала, Дюфи, Леже, Матисса, Миро и Пикассо. Корнпапир здесь отодвинули на второй план, отдав приоритет литографскому камню. Художники творили сразу на известняке, а сотрудники типографии делали оттиски небольшими партиями. Получались малотиражные плакаты, которые каждый из живописцев использовал для продвижения своего творчества. Голландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер достиг больших высот одновременно и в гравюре на дереве, и в литографии. Одной из самых запоминающихся его работ стала литография «Рептилии», где мозаичный орнамент из рептилий трансформируется в живых существ, расползающихся по окружающим предметам.

          «Рептилии» (М. Эшер, 1943 г.)

          Не забыта литография и сейчас. Чтобы напомнить об этом виде искусства, парижская мастерская Clot, Bramsen et Brunholt решила удивить всех и выпустила в 2016 году самую большую литографию на планете. Для этого она пригласила Ларса Норгорда (один из известнейших современных художников Дании), работающего в стиле абстрактного экспрессионизма. Целью было не просто совершить рекорд, но и показать произведение, демонстрирующее, как создавать мир посредством хаоса. Причём, мир, подчинённый транстемпоральному ритму. Для этого и понадобился гигантский размер, чтобы зритель, поразившись огромным миром, вынырнувшим из хаоса, мог уловить заданный картиной ритм. Такой большой печатной платы в мастерской, разумеется, не было, поэтому произведение создавалось по частям, а затем отпечатанные фрагменты кропотливо соединяли друг с другом.

          Самая большая литография в мире и её создатели

          Как говорят представители мастерской, для создания этой крупнейшей литографии в мире пришлось объединить мощь изобретательности художника с мощью команды мастерской. Но в результате технология, разработанная двести лет назад, позволила получить своеобразный оттиск сегодняшнего мира. Антикварные литографии (особенно, автографии) до сих пор активно ищутся коллекционерами. Если у вас имеются подобные образцы или вы хотите продать картины различных эпох, напишите нам – в нумизматический клуб Raritetus. По снимку или скану в высоком разрешении мы бесплатно оценим ваши предметы и сообщим предварительную цену, за которую готовы их выкупить за наличный или безналичный расчёт.

          Отправьте фото удобным вам способом

            Оставить комментарий

             

            Комментарии (всего: 0)