- Старинные игрушки из глины
- Куклы из соломы и материи
- Старинные игрушки из дерева
- Игрушки для младенцев: шаркунки и потешки
Производство игрушек в Древней Руси было национальным промыслом. По старинным игрушкам можно изучать историю и географию страны. Игрушечные промыслы разных областей Древнейшей Руси имели отличия, и по манере обработки поверхности или по стилю росписи можно сразу определить, откуда произошла та или иная игрушечная фигурка. Самыми распространенными материалами для изготовления были дерево, глина, солома, ткань. Сегодня древнерусские игрушки украшают экспозиции тематических музеев, хранятся в частных коллекциях, а во многих регионах мастера продолжают создавать и расписывать игрушки, бережно храня традиции своих предков.
Глиняные игрушки
Глина издавна была одним из самых распространенных материалов для изготовления посуды, игрушек, свистулек. Если неподалеку от города, села или деревни обнаруживались залежи глины, то это часто определяло род занятий жителей. Так появилась Дымковская, Филимоновская, Плешковская, Каргопольская игрушка. В зависимости от цвета глины игрушки могли целиком покрывать росписью или добавлять лишь некоторые детали. До наших дней дошло много глиняных игрушек из самых разных уголков России.
Ярославская майолика
Ярославская область с древних времен славилась глиняным производством - в окрестностях были большие залежи глины. Одним из самых известных народных промыслов Ярославля была майолика – изделия из глины, покрытые глазурью. Ярославские мастера создавали изумительные изразцы с изображениями растений и фантастических зверей, которыми украшались дома и храмы снаружи и внутри. Многие здания старинной постройки сохранили фрагменты изразцов ярославской майолики. В технике майолики создавались и игрушки. Они покрывались двумя слоями глазури, сперва непрозрачной – с содержанием олова, а следом прозрачной – блестящей, содержащей свинец. Глазурь чаще всего была белой, а затем фигурки детально расписывалась искусными мастерами.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — одно из самых узнаваемых глиняных изделий древних славян. История дымковского промысла началась более 400 лет назад, а технологии ее производства передаются из поколения в поколения по женской линии. Игрушки изготавливались вручную из красной глины, которую добывали вблизи слободы Дымково. Не существует двух идентичных фигурок. Каждая деталь создается отдельно: сначала лепится тело, а затем к нему прикрепляются остальные детали. После того, как фигурка слеплена, ее просушивают, а затем обжигают и покрывают белилами, поверх которых наносятся узнаваемые яркие узоры – круги, полосы, цветочные орнаменты. Дымковскую игрушку иногда покрывают сусальным золотом или поталью. Популярные фигурки – барыни в пышных юбках, индюки с расписными хвостами, скоморохи, бараны с золотыми рогами, кони с одной, двумя или даже тремя головами. В начале XX века дымковский игрушечный промысел потерял былую популярность, но в 1930-е был возрожден.
Жбанниковская игрушка
Самобытный промысел изготовления глиняных свистулек был очень популярен в деревне Жбанниково Нижегородской области со второй половины XIX столетия. Свистульки были не только предметом детских игр, их использовали и во время древних обрядов – поверья утверждали, что свист отгоняет злых духов. Сначала из глины лепили нижнюю часть - основание, которое умещалась в руке, потом в нем делалось отверстие, а затем глина вытягивалась наверх, формируя голову. В окончательном виде она имела очертания пирамиды, которая опиралась на сам свисток на две ножки-основания. Затем мастер добавлял детали. Популярные формы жбанниковских изделий – кони, бараны, быки, петухи, фантастические птицы Сирин, воины, всадники. Такие образы были выбраны не случайно – разные животные были символами плодородия, благополучия, здоровья в семье. Цвета росписи тоже имели особое значение, и каждая игрушка, в зависимости от формы или цвета, хранила в себе целый ряд магических свойств.
Балхарская игрушка
Балхар - это аул, расположенный в Акушинском районе Дагестана высоко в горах, также известный как «аул гончаров». Особенность балхарской керамики заключается в том, что гончарить разрешено только женщинам. Эта традиции чтятся по сей день, так же, как и хранятся старинные технологии изготовления игрушек. Керамические изделия незамысловаты по форме и росписи, но очень узнаваемы. Посуду и фигурки обжигают в специальных печах, которые топятся кизяком – органическим топливом, придающим глине при обжиге самые разные оттенки от нежно-розового до темно-серого при. Затем на поверхность наносится узор белым ангобом – для балхарских глиняных фигурок характера роспись традиционными народными орнаментами – кругами, спиралями, треугольными элементами и ромбами. Среди балхарских изделий много изображений людей, а также зооморфных фигурок – навьюченных осликов, коней, баранов.
Абашевская игрушка
Абашевский художественный промысел сформировался в Спасском уезде Пензенской области. Впервые игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Мастера лепили фигурки фантастических зверей – львов с пышными гривами, оленей с многоярусными позолоченными рогами – такие изображения встречались еще в первобытных росписях. Фигурки имели удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной шеей. Со временем они начали приобретать поучительный характер – высмеивали человеческие пороки (жадность, обман). Можно было встретить фигурки всадников, барынь или животных с человеческими лицами. Абашевские игрушки традиционно расписывали красной, зеленой и синей краской.
Каргопольская игрушка
Гончарное производство в городе Каргополе Архангельской области. Изначально каргопольские мастера занимались изготовлением домашней утвари: горшков, посуды, а из остатков глины лепили фигурки и свистульки. В отличие от той же дымковской игрушки, каргопольская более архаична. Существовали как отдельные игрушки, так и популярные сюжеты: «Тройка», «Репка», «Мужики на рыбалке». Создавали и животных, настоящих и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовый конь или птица Сирин. Традиционно каргопольскую игрушку покрывали белилами, а затем росписью, но без глянца. Краски выглядели достаточно приглушенно. Роспись лица была очень условная, а сами лица выглядели плоскими. Фигурки обязательно украшали узором - в качестве декора на одежде у людей, а на фигурки животных орнамент наносился на рога или тело.
Плешковская игрушка
Своим происхождением плешковская игрушка по письменным источникам обязана майскому празднику «Свистунья», когда жители деревни дули в глиняные свистки. К этому празднику плешковские мастера лепили свистульки. Глина, которую добывали в окрестностях села Плешково при обжиге приобретала очень нежный розовый или телесный оттенок. Роспись была незаурядной – на поверхность глины наносились произвольные пятна краски – синей, красной или зеленой. Красную краску получали из тертого кирпича, зеленую – из зеленых листьев лопуха, а синюю – из ягод бузины. По форме игрушки тоже были незамысловатыми – они изображали домашних животных или крестьян и крестьянок. Характерная особенность плешковских свистулек – расположение отверстия, который в фигурках людей находился в руке.
Филимоновская игрушка
Название происходит от деревни Филимоново, в которой издавна занимались гончарным делом. Мастера с XVI века изготавливали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы, а на глиняные свистульки шли остатки материала, которые не подходили для крупных изделий. Со временем игрушечный промысел начал процветать, но практически исчез после революции. В 1960-х традиция изготовления народной филимоновской игрушки была возрождена благодаря нескольким женщинам-мастерицам. Формы и роспись повторяли образы прошлого, когда филимоновскую скульптуру лепили из цельного куска глины, обжигали, а затем расписывали тремя цветами, каждый из которых имел символическое значение: желтый олицетворял воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краски наносились в определенной последовательности. Сначала фигурку, «желтили» - наносили желтую краску. Следующий этап назывался «малинка» - красной или малиновой краской по желтому рисовали орнаменты: полоски, елочки, точки. Заключительный этап - «зеленка», - состоял в нанесении зеленых деталей. По форме фигурки были очень простыми – головы у барышень и парней были почти той же толщины, что и шея, лица прорабатывались символически. Они были одеты в яркую традиционную одежду, а головки украшались шляпками и фуражками. Статуэтки животных имели одинаковую форму – отличалась лишь голова.
Тряпичные и соломенные куклы
Еще одной популярной детской игрушкой была кукла. Древние куклы были совсем не похожи на современных целлулоидных пупсов. Их изготавливали из подручных материалов – лоскутов и соломы. Если кукла предназначалась на продажу, то ее делали из новых кусков материи, а для своих детей женщины часто использовали ношеную одежду. Считалось, что таким образом ребенок получал силу и покровительство семьи. Порой кукол мастерили не для игры, а в качестве оберега - тогда им приписывали магические свойства. Первые куклы были совсем простыми – у них не было черт лица, и по размерам они были малы. Свой современный вид куклы начали приобретать лишь в XIX веке.
- кукла-столбушка или палочковая кукла - это самый древний вид куклы, который представлял собой деревянный столбик, украшенный соломой, лоскутами и другими подручными материалами. К этому типу относились куклы «Лихорадки» или «Лихоманки» - обереги, призванные охранять хозяина от болезней и недугов. Изготавливая кукол, часто читали заговоры;
- кукла-крестушка – основание такой куклы состояло из двух палочек, связанных крест-накрест. Символ креста почитался и нес в себе много значений. Сверху кукла наряжалась в кусочки ткани, украшалась нитками и бусинами;
- узелковая кукла - такую куклу можно было сделать за минуту – достаточно было завязать несколько узлов на одном куске материи;
- набивная кукла - кукла представляла собой мешочек, наполненный чем-то сыпучим – это могла быть мука, песок, зерно. Кукла, наполненная зерном, называлась «Зерновушка». Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для будущего посева, а после уборки мешочек наполняли зерном из нового урожая. Разные крупы имели разное значение: овес означал силу, перловка - сытость, рис символизировал праздник;
- кукла-мотанка – таких куколок делали из пучков ниток или веревок. С этой задачей могли справиться даже дети. Кукла могла использоваться как игрушка, так и как оберег. Считалось, что на куклу наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина;
- соломенная кукла – очень популярным материалом для изготовления кукол была солома. Умельцы делали из нее фигурки людей и животных, а затем украшали. Такие куклы были игрушками, оберегами или использовались во время обрядов и сжигались.Соломенная кукла
Деревянные игрушки
В Древней Руси изготавливали деревянные игрушки начиная с IX века – об этом говорят археологические находки и письменные источники. Первые изделия были примитивными по форме, имели формы животных и человечков. Дерево хранится хуже глины, и это во многом определило то, что до нас дошло мало примеров древних деревянных изделий. Самыми популярными были матрешки, трещотки, свистульки, подвижные игрушки.
Матрешка
Самая известна деревянная русская игрушка – это матрешка, - деревянная расписная кукла, разъёмная посередине, в которую одна за другой вставляются куклы меньшего размера. Своим названием матрешка обязана распространенному русскому имени «Матрена». Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей розовым румянцем, пышной фигурой, и как нельзя лучше подходило деревянной кукле. В конце XIX – начале XX века основным центром производства деревянных матрешек в России стал Сергиев Посад. Именно там наладили массовый выпуск матрешек. Со временем матрешки начали производить и расписывать в разных уголках России. Так появилось несколько типов матрешек, которые различаются по форме и орнаменту. Какие-то матрешки расписывались акриловыми, какие-то гуашевыми, какие-то анилиновыми красками. Отличаются также техники росписи – многие мастера сначала выжигали черный контур, а некоторый заменяли выжигание черной тушью. Популярна также техника «тычков» - спиралевидных штампов, которые наносились свернутым в трубочку лоскутом.
- (Сергиево-посадские) Загорские – в Сергиевом Посаде более ста лет назад появилась первая русская матрешка. Ее облик много раз менялся, но главные элементы росписи и формы сохранились по сей день. Покрытие яркой, детальной росписью матрешки обязательно держат что-то в руках – самая первая сергиево-посадская матрешка, созданная Сергеем Малютиным в 1890-х годах для магазина «Детское воспитание», держала в руках черного петуха.
- Семеновские - в 1932 году в Семенове была открыта фабрика под названием "Семеновская Роспись". Местные мастера переняли производство матрешек, но при этом создали свою собственную неповторимую форму и своеобразную роспись. Одна из характерных черт семеновской матрешки – цветочная окантовка края платка, повязанного на голове.
- Мериновские – несмотря на то, что деревня Мериново располагается лишь в пяти километрах восточнее города Семёнова, там сформировался свой матрешечный промысел. Мериновский стиль отличался архаичностью, условностью и схематичностью изображения цветочных форм узора, в то время как семеновские мастера изображали более живописные и реалистичные букеты.
- Полхов-майданские – эту родственницу самой первой матрешки вытачивают в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Художники хотели передать деревянной кукле образ местных девушек, их манеру одеваться и укладывать волосы. Поэтому первые полхов-майданские барышни-матрешки были с завитыми кудряшками, а их одежду и платки украшали яркие цветки шиповника или алой розы.
- Вятские - слава о матрешках дошла и до Кировской области, где начали создавать своих собственных матрешек. Что же отличало вятскую матрешку? В первую очередь, глаза. У вятских красавиц вместо нескольких символичных точек были нарисованы большие голубые глаза и черные зрачки, сливающиеся с линией нижнего века. Более дорогие матрешки инкрустировали в технике соломки.
Богородская игрушка
Мастера посёлка Богородское Сергиево-Посадского района с XVII века славились искусной объемной резьбой по дереву. Богородские игрушки вырезались из мягких пород дерева – липы или осины. Сначала промысел был сезонным – резьбой занимались с осени до ранней весны. Нераскрашенные болванки поставляли посадским мастерам, которые доделывали и расписывали их. В середине XIX века Богородский промысел стал самостоятельным, а в 1913 году в Богородском была организована артель и учебная мастерская, в которой обучали молодых подмастерий. Богородские игрушки отличаются отсутствием детальной скульптурной проработки - мастера вырезают фигурки достаточно схематично. Затем "болванки" отправляются на роспись. Существует два основных типа богородских деревянных игрушек – скульптурные и подвижные. Первые изображают людей разных профессий за работой, крестьян и крестьянок, разных животных. Подвижные игрушки обладали незамысловатыми механизмами, но приводили детей в восторг. Самая популярная – фигурки мужичка и медведя, закреплённых на планке и известных как «Богородские кузнецы».
Городецкая игрушка
Городец известен своей росписью по дереву. Городецкие мастера изготавливали прежде всего деревянные ложки, прялки, шкатулки, разделочные доски. Затем умельцы-художники превращали деревянную поверхность в настоящие картины с детально проработанными сюжетами. Щепки, остававшиеся после обработки дерева, стали использовать для изготовления игрушек. Самым узнаваемым видом деревянной городецкой игрушки стали кони: каталки и качалки. Качалка — главный тренд городецкого промысла. Расписных коней на двух полозьях здесь изготавливают и сегодня. Кони-каталки - упряжки с конями (одиночки, пары, тройки). Игрушки делались без единого гвоздика и без клеящих составов. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Всего она состояла из 30-40 элементов. Для повозок делали кучеров и пассажиров. Помимо коней в Городце вырезали из дерева детскую деревянную посуду и другую утварь: прялки, утюжки, веретенца. Но городецкие изделия прославила именно яркая роспись крупными розами, огненными петухами и павлинами, жанровыми сценками. Роспись наносилась светлыми красками на более темную основу.
Мазыкская игрушка
Для изготовления традиционных мазыкских деревянных игрушек мастера не пользовались никакими столярными инструментами, кроме топора. Для фигурки брали полено с замысловатыми сучками, которые могли превратиться в голову, хвост, ногу или другую деталь фигурки. Другие названия такой игрушки – «топорщина», «болвашка», «тарарушка». Мазыкскую деревянную детскую игрушку не раскрашивали, но изредка украшали насечками и узорами. Забавные фигурки зверей и птиц столяры и плотники вырезали для личного пользования или на потеху соседским детям – именно поэтому промысел практически не сохранился.
Федосеевская игрушка
В XIX – XX веках в деревне Федосеево сложился самобытный промысел топорно-щепной игрушки. Эти изделия также назывались «щепьем» или «балясами». Из дощечек разной формы и толщины, которые назывались щепками изготавливали кроватки, столики, буфеты, пароходы, лошадок с санями, пасочки и посуду. Популярны были и кони с упряжками: из бруска вырезалась форма тела коня, к нему приделывались прямые ножки-столбики, из лыка или пакли мастерили хвост. Затем коня помещали на дощечку с колесиками - к ней можно было прикрепить и повозку. Самая главная отличительная черта федосеевской игрушки – яркий желтый цвет, которым покрывалась поверхность игрушки целиком. Сверху наносился узор из розовых и красных цветков с зеленым листочками.
Игрушки для самых маленьких
На Руси делали игрушки и для самых маленьких. Это были так называемые «шаркунки» - предшественники современных ярких погремушек. Их делали из маковых коробочек или из бересты, поместив внутрь круглый бубенчик или несколько зернышек. Некоторые погремушки изготавливали из высушенных мочевых пузырей быков и коров: промывали, высушивали, очищали от жира, а затем помещали внутрь несколько горошин и надували через трубочку.
Потешками называли небольшие игрушки, сделанные из природных материалов – шишек, желудей, камешков, украшенных лоскутками. Они помогали малышам развивать моторику, а также защищали их от злых духов. Игрушки должны были не только доставлять радость, но и оберегать – поэтому колыбельки также украшали бубенцами, колокольчиками и лентами.
Если вы хотите продать старинные игрушки, мы советуем обратиться к специалистам-антикварам сервиса по скупке «Раритетус». Вы можете прислать экспертам фото, по которым они определят состояние сохранности игрушки, а также обозначат ее цену.