- Пасхальные яйца Фаберже
- Пасхальное яйцо «Курочка»
- Особенности пасхальной серии по годам
- Какие бывают “сюрпризы”?
- Изготовления яиц Фаберже
- Загадка яйца “Несессер”
- Пасхальные яйца императорской серии
- Коллекция семьи Кельх
- Другие пасхальные яйца
- Сколько стоят яйца Фаберже
- Что еще производила фирма Карла Фаберже?
Для российского искусства одним из самых известных ювелиров, бесспорно, является Карл Фаберже. Изделия, создававшиеся в его мастерской на протяжении нескольких десятилетий, были высоко оценены еще при жизни ювелира. Их приобретали члены императорской семьи, представители знати, а также люди среднего достатка, желавшие приобщиться к общей тенденции. В разное время мастерская Фаберже производила украшения, шкатулки, столовые приборы, ордена, награды, гранаты и снаряды для пушек. Вершиной его деятельности считается серия знаменитых пасхальных яиц, создававшихся для императорского двора. Для этих ювелирных изделий характерно искусное исполнение и многообразие форм. В итоге, пасхальные яйца стали появляться и вне императорского заказа. Сейчас произведения Яйца Фаберже хранятся в музеях всего мира, от России до Америки. Это не только искусные произведения ювелирного искусства, но и яркие приметы истории, окруженные интригами и тайнами.
Что такое яйцо Фаберже?
Яйца Фаберже – это ювелирные изделия, созданные фирмой Карла Фаберже в период с 1885 по 1917 год. Изначально, они не задумывались серией произведений, но впоследствии были объединены в нее исследователями для удобства исследования.
К императорской серии исследователи относят 52 яйца, но до сих пор, идут споры среди в научных кругах, включать ли в их число еще 2 экземпляра, «Воскресение Христово» и «Весенние цветы». До нашего времени сохранилось только 48 пасхальных яиц. В России находятся далеко не все из них. Девять ювелирных изделий находятся в фондах Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Еще десять пасхальных яиц хранятся в собрании Оружейной палаты Московского Кремля. Остальные произведения в XX веке были вывезены за границу. 5 ювелирных пасхальных яиц находится в Виргинском музее изящных искусств в Ричмонде, ещё 3 в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, столько же в Британской королевской коллекции.
История пасхальных яиц начинается в эпоху расцвета фирмы, 1880-е. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года работы фирмы Карла Фаберже были отмечены членами императорской семьи, и началось тесное сотрудничество ювелира с двором. Все праздники и важные мероприятия сопровождались заказами мастерской. Это были подарки высоким государственным чинам, иностранным дипломатам, членам монаршей фамилии, а также памятные украшения для приглашенных гостей. Именно в этот период, в 1885 году, Александр III берет фирму Фаберже под свое покровительство и назначает официальным поставщиком изделий для императорской семьи.
«Курочка»
В 1885 году по заказу Александра III мастерская создает первое яйцо. Это должен был быть подарок на праздник святой Пасхи для императрицы Марии Федоровны. Она происходила из датской королевской семьи. Император хотел порадовать супругу сюрпризом и напомнить о предметах, окружавших ее на родине. Произведения в форме куриных яиц были частью традиции. Аналог похожего изделия хранится в коллекции королевского дворца Амалиенборг в Копенгагене. Другим предшественником является предмет, входящий в собрание Художественно-исторического музея в Вене, который ранее принадлежал семье Габсбургов. Создание подарка для императрицы было поручено мастеру фирмы Карла Фаберже, Эрику Коллину. Он взял за основу лаконичную форму яйца. Основа была изготовлена из золота, покрытого слоем матовой белой эмали. Внутри помещалась сфера, имитирующая желток. Она содержала золотую курочку. Это была шкатулка на шарнирном механизме. Внутри нее находилось еще два сюрприза: миниатюрная копия императорской короны, выполненная из золота и оформленная бриллиантами, и рубиновый кулон. Оба сейчас считаются утерянными. Подарок понравился императрице, и с этого момента Карл Густавович Фаберже стал придворным ювелиром, а одно яйцо превратилось в серию.
Характерные черты императорской пасхальной серии
Начиная с 1885 года, к празднику Пасхи фирма изготавливала для Александра III такой сюрприз. Император оставил за ювелиром полную свободу, поставив, Карлу Фаберже три условия:
- Подарок должен быть выполнен в форме куриного яйца.
- Каждое новое пасхальное яйцо должно быть уникальным и не повторять предыдущее.
- Содержание произведения должно быть связано с жизнью членов царской семьи.
Традиция пасхальных подарков прижилась в царской семье, а потому, после смерти Александра III, ее продолжил его сын, император Николай II. Однако, теперь фирме Фаберже заказывали не одно, а два пасхальных яйца в год. Этот факт объясняется тем, что император дарил драгоценные подарки и Александре Федоровне, своей супруге, и своей матери, Марии Федоровне.
Пасхальные сюрпризы
Помимо трех условий Александра III, существуют и другие характерные черты императорской пасхальной серию. В этих ювелирных изделиях использовался принцип матрешки. Разгадка тайны пасхальных сюрпризов была основной задачей этих произведений. Внутри яйца могли помещаться миниатюры, статуэтки, часы, ювелирные украшения, часы и механические фигурки с заводным механизмом.
Примером такого произведения является пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Оно было выполнено в 1911 году в подарок вдовствующей императрице и матери Николая II, Марии Федоровне. При его создании использовалась золотая основа, нефрит, алмазы, зеленая и белая эмаль, рубины, белый оникс, жемчуг и аметисты. Этому пасхальному яйцу Фаберже была придана форма лаврового дерева в кадке, на низком постаменте. Оно приподнято на пьедестале и окружено столбиками с гирляндами из лавровых листьев. Но особенностью этого ювелирного изделия стал спрятанный внутри него сюрприз – встроенный заводной механизм, приводящий в движение механическую птицу, скрытую среди ветвей дерева.
В работе над этим пасхальным яйцом мастер явно опирался на свой опыт жизни в Европе. Деревья в кадках – это специально разработанный для садов Версаля тип растений. Их выносили на воздух в зависимости от времени года, что позволяло менять впечатление от композиции и сохранять редкие и теплолюбивые экзотические деревья. Это вершина французского регулярного паркового искусства эпохи Людовика XIV.
Декоративные деревья с плодами были не единственным общим фактором, объединяющим французские дворянские вкусы с императорским пасхальным яйцом 1911 года и его механической поющей птицей. В 1746 году в Тюильри было выставлено несколько автоматов с механическими птицами. Этот механизм совершенствовался и со временем стало возможным размещать механизмы с певчими птицами в любых предметах, от часов, до табакерок. В результате в 1757 году был создан автомат, создание которого приписывается некоему Ричарду Парижскому. Он был изготовлен в форме металлического дерева, с покрытыми эмалью зелеными листьями, золотыми апельсинами, дополненными белыми фарфоровыми цветами. Среди ветвей сидели две птицы. Механизм и небольшой орган находились в квадратной кадке из дерева, с решетками с каждой стороны.
История создания этого пасхального яйца показывает, насколько тонко Фаберже чувствовал вкусы его покровителей. Даже больше века спустя французские заводные механизмы были очень популярны не только во Франции, но и среди знакомой с этой культурой знати. В конце XIX века с появлением стиля модерн в Европе, мотив дерева оказался очень востребованным. Взять хотя бы его монументальное воплощение в здании венского Сецессиона, спроектированного Йозефом Марией Ольбрихом в 1898 году.
Такие объекты вдохновения окружали не только царскую семью и придворных, они были знакомы и мастерам, совершавшим путешествия по Европе и вращавшимся в среде интеллектуальной элиты. Дизайн «Лаврового дерева» имеет глубокие художественные и культурные корни. Оно развлекало владельца не только отсылками к версальским садам, но и пением механической птицы.
Мастерство исполнения и новые техники
Изготовление одного яйца – это долгий и трудоемкий процесс. Сначала утверждался эскиз. Затем команда мастеров принималась за работу. Создание этих пасхальных шедевров занимало почти год. В качестве материалов использовались драгоценные металлы и камни. Кроме того, мастера работали в сложных техниках, совершенствуя и изобретая новые. Так, например, ни у одной из российских ювелирных фирм не было такого количества оттенков эмали, как у Дома Фаберже, от розово-семужного до голубого прусского тона. В работе над произведениями использовались самоцветы и полудрагоценные камни, привозимые из Сибири, Урала и Кавказа. Мастера экспериментировали со сложными в обработке и редкими материалами, такими как хрусталь и драгоценные виды древесины.
Невероятно изысканным дизайном и тонким по исполнению отличается «Яйцо с решеткой и розами», в 1907 году созданное для императрицы Александры Федоровны. При его изготовлении было использовано золото, покрытое светло-зеленой эмалью по рельефному фону, на которое была закреплена решетка, выполненная из алмазов, и ветви розы с бутонами, покрытыми розовой эмалью. Внутри этого пасхального яйца был спрятан сюрприз – медальон из слоновой кости, на котором акварельными красками изображался миниатюрный портрет цесаревича Алексея, украшенный бриллиантами. Сюрприз, однако, был утрачен, что не редкость в случае с яйцами Фаберже.
С точки зрения техники создания одним из самых интересных яиц Фаберже является «Ледяное яйцо Нобеля», созданное для нефтепромышленника Эммануила Нобеля в 1914 году. Оно предназначалось в подарок другу заказчика, однако нет никаких сведений о его получателе. Долгое время ничего не было известно о местоположении этого яйца. Оно даже считалось утраченным. Однако в 1994 году «Ледяное яйцо Нобеля» было обнаружено в частной коллекции.
При достаточно простой форме, это яйцо имеет уникальное эмалевое покрытие. Оно представляет собой чередование слоев белой, серебряной и прозрачной эмали. Каждый слой гравировался и окрашивался отдельно. Из-за этого создается эффект мерцания ледяной поверхности, тонкой изморози на окне, подарившей ему свое название. Основа этого яйца выполнена из платины, а края створок оформлены жемчугом. Сюрпризом этого яйца является кулон с часами трапециевидной формы с узором из горного хрусталя и алмазов, напоминающим ледяные узоры.
Наверное, самым интересным фактом в данном случае стало то, что его создателем является женщина-мастер фирмы Фаберже, Альма Терезия Пиль. Она стала первой и единственной женщиной, работавшей у знаменитого ювелира. На работу ее пригласил дядя, Альберт Августович Хольстрем, возглавивший мастерскую в 1903 году. Из рисовальщицы она быстро стала дизайнером, самыми известными работами которой являются «Зимнее» и «Мозаичное» пасхальные яйца из императорской серии.
Загадки пропавших шедевров
Некоторые яйца из императорской серии считаются утраченными. С этими произведениями связаны почти детективные сюжеты. Возьмем, к примеру, пасхальное яйцо «Несессер», заказанное Александром III для Марии Федоровны в 1889 году. Согласно архивным данным, счет, представленный императору за это яйцо, составлял 1900 рублей. По описям Гатчинского дворца среди прочих предметов находилось «яйцо-несессер, украшенное драгоценными камнями, и внутри которого находились маникюрные принадлежности». Оно также присутствует в документах временного правительства 1917 года в перечне конфискованных вещей, а также в списках, переданных вещей в 1922 году Совнаркому. Именно отсюда, из Москвы, эти предметы распределялись по инстанциям и распродавались государством. По описанию из каталога выставки «Wartski», проходившей в Лондоне в 1949 году, оно было выполнено из золота, оформлено бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами. Здесь, однако, оно не обозначалось как императорское. В 1952 году яйцо «Несессер» было продано анонимному покупателю из Великобритании. С этого момента оно пропало с мирового рынка искусства. Единственным визуальным свидетельством существования этого предмета служат фотографии с выставки 1949 года, а значит его история еще не окончена.
Хронология императорской серии
1 |
Курочка |
1885 |
Александр III |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
|
2 |
Курочка с сапфировым кулоном |
1886 |
Александр III |
Утрачено |
Не сохранилось ни фотографий, ни иллюстраций. Описания как яйца, так и сюрприза противоречивы. |
3 |
Золотое яйцо с часами |
1887 |
Александр III |
Частная коллекция |
Сюрприз – часовой механизм |
4 |
Херувим и колесница |
1888 |
Александр III |
Утрачено |
Воссозданная 3D-модель Сюрприз - часы |
5 |
Несессер |
1889 |
Александр III |
Утрачено |
Возможный вид. Сюрприз – предположительно, маникюрный набор |
6 |
Датские дворцы |
1890 |
Александр III |
Фонд Матильды Геддингс Грей |
|
7 |
Память Азова |
1891 |
Александр III |
Оружейная палата, Московский Кремль |
|
8 |
Алмазная сетка |
1892 |
Александр III |
Фонд Дороти и Артура Макферрин |
|
9 |
Кавказское яйцо |
1893 |
Александр III |
Яйцо - Фонд Матильды Геддингс Грей |
По одной из версий, сюрпризом являются миниатюры, по другой - утерян |
10 |
Ренессанс |
1894 |
Александр III |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
По одной из версий сюрприз утерян, по другой им было украшение из жемчуга, по третьей им являлось яйцо «Воскресение Христово» |
11 |
Синее яйцо-часы со змеей |
1895 |
Николай II |
Коллекция князя Монако, Альбера II |
Сюрприз – часовой механизм |
12 |
Яйцо с бутоном розы |
1895 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Помимо бутона, были сюрпризы в виде короны и рубинового кулона – оба утрачены |
13 |
Портреты Александра III |
1896 |
Николай II |
Музей Хиллвуд, Вашингтон |
Сюрприз – портреты-миниатюры Александра III, утеряны. |
14 |
Яйцо с вращающимися миниатюрами |
1896 |
Николай II |
Виргинский музей изящных искусств, США |
Сюрприз – миниатюры внутри |
15 |
Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами |
1897 |
Николай II |
Яйцо - утрачено, сюрприз - Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
|
16 |
Коронационное |
1897 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
|
17 |
Пеликан |
1898 |
Николай II |
Виргинский музей изящных искусств, США |
|
18 |
Ландыши |
1898 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Сюрприз – 3 выдвигающихся овальных портрета Николая II, великих княгинь Ольги и Татьяны |
19 |
Анютины глазки |
1899 |
Николай II |
Частная коллекция Матильды Грей Стрим, США |
|
20 |
Яйцо-часы «Букет лилий» |
1899 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
Сюрприз – часовой механизм; рубиновый кулон с бриллиантом - утерян |
21 |
Петушок |
1900 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Сюрприз - петушок |
22 |
Транссибирская магистраль |
1900 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
|
23 |
Гатчинский дворец |
1901 |
Николай II |
Художественный музей Уолтерс, США |
Сюрприз – модель дворца |
24 |
Корзинка цветов |
1901 |
Николай II |
Коллекция королевы Елизаветы II, Великобритания |
Сюрприз - утрачен, описаний нет |
25 |
Ампир |
1902 |
Николай II |
Частная коллекция |
Сюрприз – миниатюрные портреты |
26 |
Клевер |
1902 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
Сюрприз – утерян, по описаниям – четырехлистник клевера с 4 портретами великих княжен |
27 |
Датский юбилей |
1903 |
Николай II |
Утрачено |
Сюрприз – миниатюрный двухсторонний портрет датских монархов |
28 |
Петр Великий |
1903 |
Николай II |
Виргинский музей изящных искусств, США |
Сюрприз – модель Медного всадника |
Нет точных данных, о подаренных в эти годы яйцах. По одной из версий, они утеряны. По другой, ими могут быть спорные изделия – Воскресенье или Букет цветов. |
1904, 1905 |
Николай II |
- |
- |
|
29 |
Лебедь |
1906 |
Николай II |
Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Швейцария |
|
30 |
Московский кремль |
1906 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
Сюрприз – часы и музыкальная шкатулка |
31 |
Колыбель с гирляндами |
1907 |
Николай II |
Коллекция Роберта М. Ли, США |
Сюрприз – утрачен, возможно это были портреты детей императора |
32 |
Яйцо с решеткой и розами |
1907 |
Николай II |
Художественный музей Уолтерс, США |
Сюрприз – бриллиантовый медальон с портретом царевича Алексея, утерян |
33 |
Павлин |
1908 |
Николай II |
Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Швейцария |
Сюрприз – механический павлин |
34 |
Александровский дворец |
1908 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
|
35 |
Памятное Александра III |
1909 |
Николай II |
Утрачено |
Сюрприз – бюст Александра III, утрачен |
35 |
Яхта «Штандарт» |
1909 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
|
36 | Конный памятник Александру III | 1910 | Николай II | Оружейная палата, Московский Кремль | |
38 |
Колоннада |
1910 |
Николай II |
Коллекция королевы Елизаветы II, Великобритания |
Сюрприз – часовой механизм |
39 |
Лавровое дерево |
1911 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Сюрприз – заводной механизм с механической птичкой |
40 |
XV годовщина царствования |
1911 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Роль сюрприза выполняют миниатюры на поверхности яйца |
41 |
Наполеоновское |
1912 |
Николай II |
Фонд Матильды Геддингс Грей, США |
|
42 |
Царевич |
1912 |
Николай II |
Виргинский музей изящных искусств, США |
|
43 |
Зимнее |
1913 |
Николай II |
Коллекция эмира Катара |
|
44 |
300-летие дома Романовых |
1913 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
Сюрприз – глобус с исторической картой России |
45 |
Екатерина Великая |
1914 |
Николай II |
Музей Хиллвуд, США |
Сюрприз – заводной механизм в виде 2 фигурок арапов, несущих паланкин, утерян |
46 |
Мозаичное |
1914 |
Николай II |
Коллекция королевы Елизаветы II, Великобритания |
|
47 |
Красный крест с портретами |
1915 |
Николай II |
Виргинский музей изящных искусств, США |
|
48 |
Триптих Красный крест |
1915 |
Николай II |
Художественный музей Кливленда, США |
Сюрприз – это триптих внутри яйца с изображениями Сошествия во ад, Св. Ольги и Св. муч. Татьяны |
49 |
Орден Св. Георгия |
1916 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Сюрприз – портреты Николая II и царевича Алексея, скрытые круглыми панелями с георгиевскими крестами |
50 |
Военное стальное |
1916 |
Николай II |
Оружейная палата, Московский Кремль |
|
51 |
Березовое |
1917 |
Николай II |
Музей Фаберже в Баден-Бадене, Германия |
Сюрприз – заводной механизм в виде фигурки слона |
52 |
Созвездие |
1917 |
Николай II |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Яйцо не было окончено. Сюрприз – часовой механизм, утрачен. |
Спорные пасхальные яйца |
|||||
53 |
Воскресение Христово |
1886-1898 |
Возможно императорская серия |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Сюрприз отсутствует. Возможно это яйцо само по себе являлось сюрпризом. |
54 |
Весенние цветы |
- |
Возможно императорская серия |
Музей Фаберже, Санкт-Петербург |
Семь яиц семьи Кельх
Помимо 52 (или 54) пасхальных яиц императорской серии, существуют также 7 произведений, созданных Карлом Фаберже по заказу Александра Фердинандовича Кельха, русского предпринимателя и мецената, в подарок его жене, Варваре Петровне Базановой-Кельх, на Пасху. Однако, как и в случае с членами царской семьи, история семьи Кельх, связанной с этими произведениями искусства оказалась несчастливой. Первый брак Варвара Петровна заключила с Николаем Фердинандовичем Кельхом. Он рано умер и после его смерти, ей сделал предложение его младшей брат, Александр. Они поженились в 1894 году, вскоре приобрели большой дом в Санкт-Петербурге и переехали туда из Москвы. Однако в 1904 году Варвара Петровна написала мужу письмо, где призналась, что всю жизнь любила его брата, Николая, и уехала в Париж, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Даже после развода, Александр Фердинандович продолжал благотворительную деятельность бывшей жены, а также ухаживал за ее матерью, которая теперь воспитывала их детей. Он пережил революцию, но во время массовых репрессий в 1930 году был взят под арест и осужден. О дальнейшей судьбе Александра Фердинандовича Кельха точных сведений нет, но по одной из версий умер в лагере. Варвара Петровна, после переезда за границу, оказалась в стесненных обстоятельствах и была вынуждена продать всю коллекцию пасхальных яиц. В 1920 году большая часть из них была приобретена галереей «A La Vieile Russie» в Париже. Затем, в 1928 году, оставшееся яйцо купил американский коллекционер, в результате чего оно и оказалось за океаном. Сейчас 2 из 7 произведений этой серии являются частью собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге и еще одно находится в фондах Государственного Эрмитажа.
Юлия Базанова с дочерью Варварой, внучкой Юлией и другими родственницами на даче в Ялте
Пасхальные яйца семьи Кельх, Мастер – Михаил Перхин, ювелир фирмы Фаберже |
|||||
1 |
Курочка Кельха |
1898 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге |
|
2 |
Яйцо с панелями (Двенадцать панелей) |
1899 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Коллекция королевы Елизаветы II, Великобритания |
Сюрприз - утрачен |
3 |
Сосновая шишка |
1900 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Коллекция Джоан Крок, США |
|
4 |
Цветы яблони (Яблоневый цвет, Нефритовое, Нефритовая шкатулка) |
1901 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Коллекция Петера Гроопа, Лихтенштейн |
Сюрприз - утрачен |
5 |
Рокаильное |
1902 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Фонд Дороти и Артура Макферрин |
Сюрприз – сердце с тремя миниатюрами в рамках, миниатюры - утрачены |
6 |
Бонбоньерка |
1903 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Частная коллекция |
Сюрприз – шкатулка из агата с золотым кулоном с цветной эмалью |
7 |
Шантеклер Кельха |
ок. 1903 |
А.Ф. Кельх, Варвара Кельх-Базанова |
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге |
Сюрприз – заводной механизм с двигающейся фигуркой петуха |
Другие яйца
Кроме императорской серии и семи яиц, входящих в коллекцию семьи Кельх, известно еще как минимум одиннадцать экземпляров. Заказчики части из них неизвестны, однако, точно установлено, что некоторыми владели богатые и влиятельные люди из Америки и Европы. Например, Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо, заказала пасхальное яйцо у фирмы Фаберже в 1902 году. Его исполнением занимался один из главных мастеров, создавший многие изделия императорской серии и произведения из коллекции Кельх, Михаил Евлампиевич Перхин. Это пасхальное яйцо было выполнено на основе типа «Яйцо-часы со змеей», входившего в императорскую серию, а потому не было уникальным. Для «Часов с розовой змеей» герцогини Мальборо было использовано цветное золото, жемчуг, несколько видов эмали, алмазы и бриллианты.
Стремление подражать тенденциям в искусстве высшего общества породило спрос на более доступные виды пасхальных яиц. Состоятельные люди могли позволить себе изделия, по форме и дизайну подражавшие оригиналам. Однако, получили распространение и такие небольшие украшения, как пасхальные яйца-подвески. Они стали желанными и уместными подарками к празднику. Подвески выполнялись с такой изысканностью и мастерством, что и оригиналы. Внутри некоторых помещались сюрпризы, посвященные Пасхе. Тонкие узоры скани и полосатые эмали, изящные линии и разнообразие цвета. В украшениях мастера могли открыто экспериментировать как с формой, так и с оформлением.
Яйца Фаберже соединили в себе изобретательность и утонченность, а потому сразу же понравились многим людям. Также привлекало сочетание небольшого размера с тщательно продуманным декором. Фаберже использовал самые современные технологии, некоторые из которых до сих пор невозможно атрибутировать, многие из которых опередили его время. Миниатюрные яйца, которые носили как подвески, также имели обилие деталей, но именно большие яйца, которые были изготовлены специально для царской семьи, сделали имя Фаберже известным во всем мире.
Яйца Фаберже вне серий |
|||||
1 |
Ребристое, или Яйцо с полосками синей эмали |
ок. 1885 - 1891 |
- |
Коллекция Ставроса Ниархоса, Париж |
Сюрприз – агатовый кролик с глазами из рубинов, утрачен |
2 |
Ляпис-лазурное |
1886 |
- |
Художественный музей Кливленда |
|
3 |
Розовое кварцевое яйцо |
1899 |
- |
Частная коллекция |
Сюрприз – часовой механизм |
4 |
Скандинавское |
1899-1903 |
- |
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге |
|
5 |
Яйцо герцогини Мальборо |
1902 |
Консуэло Вандербильт |
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге |
Сюрприз – часовой механизм |
6 |
Ротшильдовское |
1902 |
Беатриса Эфрусси |
Государственный Эрмитаж |
Сюрприз – заводной механизм с двигающейся фигуркой петуха |
7 |
Часы-яйцо |
1903 |
- |
Частная коллекция |
Сюрприз – часовой механизм |
8 |
Яйцо-часы Юсуповых |
1907 |
Зинаида Юсупова |
Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Швейцария |
Сюрприз – часовой механизм |
9 |
Ледяное яйцо Нобеля |
1914 |
Эммануил Нобель |
Фонд Дороти и Артура Макферрин |
|
10 |
Сумеречное |
1917 |
- |
Частная коллекция |
Сюрприз - утрачен |
Сколько стоили пасхальные яйца фирмы Карла Фаберже и их стоимость сейчас
В XXI веке, когда речь заходит о пасхальных яйцах фирмы Карла Фаберже, нередко первой ассоциацией становится нечто очень дорогое. Они стали практически именем нарицательным, синонимом богатства и достатка, символом Императорского дома и России в целом. Царские заказы, а затем и заказы представителей высокой знати и иностранных монарших господ, требовали качества, изобретательности и таланта от их создателя. К изготовлению пасхальных яиц привлекались выдающиеся мастера, среди которых Михаил Евлампиевич Перхин, Альма Терезия Пиль, Хенрик Иммануэль Вигстрем и др., которые работали над изделиями около года. Для создания этих ювелирных шедевров использовались драгоценные и редкие материалы, а также сложные в исполнении, уникальные техники. Причем как для самих пасхальных яиц, так и для их сюрпризов, которые часто включали часовой или заводной механизм. Опираясь все эти факты неудивительно, что эти произведения ювелирного искусства имели высокую стоимость. В конце XIX – начале XX веков она могла составлять от 1500 до 28000 рублей, в зависимости от конкретного случая. Например, «Датские дворцы», пасхальное яйцо, в 1890 году подаренное Марии Федоровне Александром III, стоило 4260 серебряных рублей. Альмой Терезией Пиль в мастерской Фаберже было создано «Зимнее» яйцо, которое вдовствующей императрице подарил Николай II. Оно считается самым дорогим в этой серии и обошлось царю в 24600 рублей. Такие подарки могли позволить себе только очень обеспеченные люди, знатные российские дворяне, такие как семья Кельх, американские миллионеры из семьи Ротшильдов и Вандербильтов и др.
На рынке искусства впоследствии Яйца Фаберже станут объектом охоты. Многие коллекционеры из разных стран будут внимательно следить за аукционами, ожидая пока возникнет нужный лот. В результате, цена этих произведений ювелирного искусства многократно возросла. Например, пасхальное яйцо «Алмазная сетка», созданное в 1892 году Августом Вильгельмом Холмстремом, мастером Дома Фаберже, было приобретено Александром III за 4750 рублей. На аукционе «Christie’s» в 2003 году его стартовая стоимость составила 3 000 000$. «Зимнее» яйцо Фаберже было продано эмиру Катара на аукционе «Christie’s» в 2002 году за 9 600 000 $ оно. Остается только догадываться, сколько денег было потрачено в результате сделки между фондом Виктора Вексельберга и семьей Форбс. По некоторым сведениям, стоимость может превышать 100 000 000 $ за 9 изделий.
Появление яиц Фаберже на крупных международных аукционах, «Sothbey’s», «Bonhams» и «Christie’s», всегда вызывало неистовый интерес у коллекционеров. И речь всегда шла о миллионах долларов.
Разнообразие произведений мастерских Дома Фаберже
Мастерские фирмы Фаберже производили все виды ювелирных изделий и других декоративных предметов. Были эмалированные золотые, позолоченные и серебряные украшения, фоторамки, шкатулки, наборы столовых приборов, трости, дверные звонки, часы и др. Качество гарантировалось тем, что каждое изделие перед поступлением на склад утверждалось Карлом Фаберже или, в его отсутствие, его старшим сыном Евгением. При выявлении малейших недостатков, предметы списывались, отправляясь на переплавку или уничтожались.
Среди наиболее популярных произведений фирмы были миниатюрные людей и животных, статуэтки в форме цветов, вырезанные из полудрагоценных и драгоценных камней фигурки и украшенные золотыми и серебряными вставками. Чаще всего им придавалась форма слона и свиньи, но были и сделанные на заказ миниатюры других домашних животных. Цветочные статуэтки представляли собой композиции из установленных в небольшие вазы разных цветов. Сама ваза и «вода» выполнялись из прозрачного горного хрусталя, а цветы - из различных полудрагоценных камней. В коллекцию британскую королевскую коллекцию входит более 250 предметов работы Фаберже, в том числе и изделия, созданные Михаилом Евлампиевичем Перхиным и Хенриком Иммануэлем Вигстремом.
Фирма Фаберже производила и крупные произведения искусства. В качестве примера можно привести серебряный столовый сервиз, заказанный семьей Кельх у фирмы Фаберже. Это был парадный сервиз на 32 персоны, созданный в 1900 году из серебра в неоготическом стиле. Особенно интересным является тот факт, что автором проекта и создателем эскизов является Федор Осипович Шехтель, известный русский архитектор, представитель стиля модерн. Заказ стоил 125 000 рублей, что делает его одним из самых дорогих серебряных произведений фирмы Фаберже.
1917 год стал роковым не только для самой фирмы великого ювелира, но и для его изделий. Исключением не стал и сервиз семьи Кельх. Большая часть его была конфискована и переплавлена. Уцелело лишь несколько предметов, хотя до 2017 года весь сервиз считался утраченным.
Многие предметы, созданные мастерскими фирмы Карла Фаберже, до сих пор входят в собрания музеев и частные коллекции разных стран. К ним относятся ювелирные украшения, статуэтки, шкатулки, вазы и столовые приборы. Широкая известность и популярность бренда вызвали появление большого количества подражаний и подделок. Если вы хотите продать произведения фирмы Фаберже, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Для этого можно просто прислать фото и заказать бесплатную экспертную онлайн-оценку изделий фирмы Карла Фаберже или приехать к нам в офис. Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную цену.