Японское гончарное искусство имеет глубокие корни и традиции. Изначально, в силу островной специфики, керамика Японии развивалась изолированно. Постепенно контакты со странами юго-восточного региона обогатили и изменили процесс производства. В различных регионах Японии возникали керамические центры со своей спецификой, художественными особенностями. Несмотря на серьезное влияние гончарного опыта Китая и Кореи, Японии удалось сформировать и сохранить уникальный стиль и стать самостоятельным явлением мировой культуры.
Yamatsu представляет бренд японского фарфора, история которого насчитывает уже более ста пятидесяти лет. И все эти годы интерес к производству чайной посуды был главным для компании Yamatsu.
История компании Yamatsu. Особенности японской керамики
Компания Yamatsu основана в 1868 году в городе Токи префектуры Гифу. Город расположен среди долин, в которых обнаружены обильные залежи высококачественной глины, пригодной для гончарного дела. Токи – это известный крупный центр керамики в Японии. Производство посуды зародилось здесь еще 1300 лет назад. Холмистая местность позволяла обустраивать печи для обжига. Вода из реки Сенай помогала живущим здесь мастерам создавать предметы из глины. Посуда мино, мино-яки, которая производится в префектуре Гифо, известна с 5 века, когда с Корейского полуострова в Японию был завезен гончарный круг и получила развитие технология печей Анагама для обжига. Особенность посуды мино проявляется в многообразии форм. Богатству форм керамики способствовало развитие и особое отношение японцев к чайной церемонии.
Уже к XII веку чай и правила его пития были знакомы всем сословиям японского общества. Основы традиции чайной церемонии заложил Сэн-но Рикю в XVI веке. Существовали разные школы чаепития, которые определяли последовательность действий. Церемониймейстер, мастер чая являлся тончайшим знатоком ритуала, его философского смысла. Он не только готовил чай, но и направлял беседу. Во время церемонии гости говорили о поэзии, были сосредоточены на переживании и созерцании красоты. Важными принципами чайной церемонии были: наслаждение атмосферой гармонии, почтения, тишины и чистоты.
Мастера чая способствовали развитию новых типов керамики. Они заказывали ремесленникам керамическую посуду и предметы для проведения церемонии, таким образом, их художественный вкус формировал эстетические предпочтения. Основу церемонии составляли керамические, часто неглазурованные изделия. Ручные глиняные изделия отвечали идеалам естественности и близости к природе. «Не сотвори, а открой» - японский принцип понимания красоты природных материалов, он ратовал за бережное сохранение фактуры поверхности, естественности цвета. Стремление к идеалу непритязательной красоты естественности привело к тому, что дефекты обжига - растрескивание глазури, пятна, искривление формы превратились в художественные приемы. Трещины и выбоины ценились как «драгоценные оттиски времени».
Появление фарфора в Японии и начало его производства относится к первой трети XVII века и связано с переселением корейских мастеров. Производство фарфора было выгодным предприятием, так как оно предполагало международное сотрудничество. Но ключевым был также вопрос престижа, так как фарфор поставляли ко двору императора и знатных особ. Мировое признание получила продукция японских мастерских Ариты на острове Кюсю. Посуду вывозили через порт Имари, от него она получила свое наименование. В японском фарфоре доминировала красочная палитра и позолота, искусные вариации мазков и линий, растительный орнамент. Дорогой фарфор отличала стекловидная глазурованная поверхность.
Постепенно тонкостенная керамика стала вытеснять более простые изделия. Если в ранних изделиях ценили своеобразную красоту грубой глины и многочисленных минеральных включений, то для более тонких предметов необходимо было разработать технологии очистки и обогащения глины. Освоение новой техники позволило японским мастерам добиться тонкого черепка изделия, гладкой поверхности. Появились фабрики, создававшие произведения искусства для экспорта, для показа на международных выставках.
В XX веке Япония, после широких заимствований из западной культуры, значительно пересмотрела свою культурную политику. Осознав, что утрата традиционных искусств, ремесел привела к потере национальной самобытности, уникальности, независимости, Япония в 30-е годы начинает восстановление культурной идентичности. Возрождается интерес к декоративно-прикладному искусству, к новому пониманию роли чая и связанных с ним церемониях.
Компания Yamatsu по производству керамических изделий была основана в первый год эпохи Мейдзи в 1868 году. Изначально компания действовала в роли субподрядчика, но вскоре выступила с собственной идеей выпуска наборов для зеленого чая. Принимая во внимание культурные особенности, Yamatsu в создании коллекции посуды опирались на традиционные технологии и современную философию чаепития.
«Ямацу» разрабатывают посуду, адаптированную современному образу жизни, но одновременно отвечает благородным целям сохранения японской чайной культуры. Винтажные фарфоровые тарелки Yamatsu выполнены в художественном стиле, характерном для украшения посуды для ежедневного использования. Скромный цветочный орнамент по борту выполнен деколью с применением позолоты.
Согласно японской традиции в создании керамической посуды принимают участи три равноправных элемента: пластичная глина, мастер, знающий тонкости работы с материалом – глиной, а также печь и огонь.
Общий производственный процесс состоит из этапов:
Замес глины. Глину разминают, вращают для удаления пузырьков воздуха.
Формование. Изделие формируют вручную на гончарном круге. Массовое производство осуществляется с использованием шаблонов, применяется технология литья.
Сушка. Время сушки определяется размером изделия, особенностями декора.
Бисквитный обжиг. Во время этого процесса удаляется влага из сырья. Обжиг облегчает нанесение глазури.
Подглазурный декор. Перед глазурованием наносится рисунок, используют пигменты - кобальт, железо, медь.
Глазурование. Глазурь создает на поверхности плотное стеклоподобное покрытие, которое снижает водопроницаемость и увеличивает долговечность, после нее изделие сияет.
Обжиг при высокой температуре после глазурования.
Надглазурный декор.
Финальный обжиг.
Окончательная отделка, шлифовка.
Для декорирования традиционной посуды мастера фирмы Yamatsu используют медные пластины, на которых выгравированы орнаменты, узоры, украшения. Рисунок переносится на поверхность с помощью бумаги, она прижимается и остается оттиск. Затем посуду обжигают. Оформляют таким способом неглазурованный фарфор. Для создания формы моделей и орнаментов применяют чертежную машину. Линии получаются четкие, выразительные.
Бисквитный фарфор Yamatsu обладает особыми выразительными свойствами. Свет, попадая на неглазурованную поверхность мягко рассеивается, материал словно светится изнутри, тени в рельефе выглядят более плотными.
Заостренный выступ на чайнике заимствован из традиционного дизайна, который часто встречается у железных чайников в северной части Японии. Эта модель Yamatsu получила престижную награду в области дизайна "Red Dot Design Award 2020".
Каждый мастер в зависимости от целей и задач выбирает свою технологию, экспериментируя с выразительностью материала. Если перед художником стоит задача смягчить четкость линий, то он покрывает фарфор глазурью, которая благодаря текучести, скрадывает глубину рельефа.
Современные художники фабрики «Ямацу» не только применяют новые техники работы, но и используют, возрождают старые методы работы. В своих произведениях они соединяют древние традиции керамики со смелыми новаторскими идеями. Стилистика изделий Yamatsu отличается гладкими чистыми поверхностями, тонкой проработкой деталей. В чайной церемонии высоко ставится изысканное благоухание напитка, а фарфоровая посуда лучше всего сохраняет первозданный аромат заваренного чая. Форма усеченной чаши позволяет открыть для себя все достоинства чая.
Современная утонченная эстетика сочетается с историческими формами, посуда Yamatsu практична, красива. Традиционные рисунки «кипарис», «елочка», «веточка дерева» являются производными от узоров на японской одежде кимоно.
Клеймо посуды Yamatsu
Винтажная посуда Yamatsu, выпущенная во второй половине XX века – это чаще всего утилитарный вариант домашней фарфоровой посуды. Отличить ее можно по клейму с надписью «Yamatsu. Japan». Более поздний вариант клейма японского бренда содержит название компании прописным шрифтом «yamatsu», на фоне пейзажа «горы-воды» с указанием страны-производителя «Japan».
На современную посуду Yamatsu ставится символ компании и обозначается место производства «Made in Japan».
Если Вы желаете продать фарфор Yamatsu, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.