Карл Энс (Karl Ens) – одна из знаменитых фарфоровых фабрик Тюрингии. Свое внимание она сосредоточила на создании малой керамической скульптуры, практически отказавшись от выпуска бытового фарфора. Династия Энс представляет несколько поколений потомственных производителей фарфора.
Успех и известность компании «Карл Энс» принесли фарфоровые статуэтки. А любовь и почитание - фигурки животных. Анималистика – изображение животных, этот жанр искусства получил свое развитие еще с первобытных времен. В разное время таким изображениям придавался особый смысл, а образы носили характер от символического до реалистического. Фарфоровые статуэтки животных мануфактуры Karl Ens отличались естественностью и красотой. Точная передача анатомических особенностей, характера, мелких деталей были предметом неустанной работы и главными чертами мастеров фабрики.
Серия фарфоровых статуэток «Птицы» стала отражением бренда «Карл Энс». Ценители мелкой пластики отмечают виртуозное исполнение объемной моделировки, эффектные живые позы птиц, насыщенные оттенки, передающие природный окрас оперенья птиц, тонкую прорисовку деталей. Фарфоровые фигурки выглядят очень реалистично, кажется, мы наблюдаем за жизнью птиц в природе, настолько они полны жизни, динамики.
Скульптуре мануфактуры Карла Энса присущи мягкие гармоничные цвета, баланс соблюдается за счет отсутствия контрастов и резких переходов тонов. В фигурках людей всегда передан характер, настроение, выразительны и изящны движения. Персонажи часто изображаются за каким-то занятием, их позы и выражение лица передают эмоции, которые воспринимаются зрителями и создают настроение.
История фарфоровой мануфактуры Karl Ens
Фарфоровое производство Тюрингии зародилось и получило развитие в 60-80-е годы XVIII века за счет благоприятных экономических условий. В отличие от германских фабрик, созданных и поддерживаемых на средства князей, фабрики Тюрингии создавались частными предпринимателями, финансы которых были ограничены. Тюрингские мануфактуры производили изделия, доступные широкому кругу. В художественном отношении они уступали крупным известным фабрикам, но им удалось создать самобытный стиль, сыгравший важную роль в становлении фарфора Германии.
Новатором в производстве мелкой пластики была Мейсенская мануфактура. Утонченные фигурки пользовались успехом у знати, которые любили украшать фарфоровой миниатюрой обеденные столы во время торжественных приемов. Считается, что эта традиция зародилась в эпоху Возрождения, когда сахарными скульптурами, «триумфами», декорировали сервировку парадного обеда. Со временем фарфоровые фигурки из предмета столового декора превратились в украшения для интерьера, подчеркивая аристократический статус и достаток владельцев.
В 1810 году в тюрингском г. Лауша Фридрихом Карлом Энсом было начато производство фарфора. Город славился изготовлением стекла и витражей, но с открытием европейцами фарфора, занятие керамикой стало приносить больше прибыли и процветать. Многие горожане начали работать в этой области. Так сложилось и в семье Фридриха Карла Энса, отец которого Иоганн Карл был художником по фарфору.
Талант Фридриха Карла Энса проявился рано, отец часто брал его в мастерскую для обучения. Когда мальчику исполнилось 11 лет, Иоганн Карл умер. Заботы о семье легли на плечи Фридриха, который был старшим сыном. Все дальнейшие знания о живописи и росписи фарфора потомственный художник получал самостоятельно. Работы Фридриха ценились. Особенно удачно получались изображения на темы охоты и зарисовки с лошадьми. Ими расписывали блюда, чаши, фарфоровые трубки.
Энс внимательно изучает литературу по мастерству рисунка, а также увлекается сравнительной анатомией. Постоянные импровизации способствовали разнообразию и уникальности сюжетов, которые в его творчестве никогда не повторялись. Религиозные и жанровые сценки, разработанные мастером, были нарисованы с особой элегантностью и красотой. Наблюдения за живой природой в районе Сланцевых гор, этюды с натуры позволяли создавать реалистичные образы птиц и животных с интересом к деталям, тщательной проработкой каждого элемента.
В 19 лет Энс открывает собственную мастерскую, продолжая оттачивать мастерство живописца. Если проследить процесс становления компании, ставшей позднее известной фирмой Karl ENS, то можно выделить несколько основных этапов. В 1837 году Фридрих Карл становится совладельцем фабрики Greiner & Greiner, которая занималась росписью по фарфору. Позднее компания под именем Ens & Greiner участвует в выставках и получает награды за высокохудожественные изделия. Повышению эстетического уровня способствовало распространение литографии, которая позволяла наносить на поверхность фарфора созданные Энсом живописные изображения. Предприятие успешно развивается, к 1855 году на фабрике работало до 150 сотрудников. Талант Фиридриха Карла Энса был высоко оценен герцогом Саксен-Мейнингенским Георгом II, который часто заезжал к Энсу, чтобы посмотреть на новые работы мастера, и купить приглянувшиеся.
В 1861 году Карл Энс с сыновьями выкупают долю в капитале фабрики в Фолькштедт (Volkstedter). Среди участников предприятия - предприниматель Трибнер. Фирма получает наименование Triebner, Ens & Co. Эдуард Энс работает скульптором, Карл Энс-младший художником. Братья создавали великолепные дизайны, которые привлекали ценителей керамики. Предприятие продолжает совершенствовать художественные черты росписи, используя мягкие тональные переходы, точную передачу пластики в изготовлении декоративных изделий и фигурок.
Сыновья продолжают дело после кончины отца в 1865 году. В 1877 году к бизнесу присоединяется новый компаньон Eckert, чье имя упоминается в наименовании компании Triebner, Ens & Eckert. К этому времени на производстве уже почти не выпускают утилитарную посуду, предпочитая создавать уникальные предметы интерьера.
В 1899 г. наследники образуют акционерную компанию Karl ENS Volkstedt. Энс-младший развивал дело в лучших традициях Фридриха, и передал предприятие своему сыну. С 1910 года компанией руководит Пол Энс, с 1927 года ему на смену приходят Эдвард и Херман Энс.
На одном из лучших фарфоровых заводов трудятся художники Эртор Босс и Артур Сток. «Karl Ens» выпускает фарфор великолепного качества с замечательной росписью. Скульптурные группы, статуэтки, вазы, подарочную посуду относят к категории «люкс».
В 1959 г. правительством выкуплены акции предприятия, позднее в 1972 прошла его национализация с присвоением наименования VEB Unterglasurporzellanfabrik. В 1990-х годах компанию приватизировали. Позднее она была признана банкротом и прекратила деятельность.
Клеймо Karl Ens
Клейма Karl Ens можно разделить на периоды. Ранние клейма относятся к отрезку 1877-1894 годов.
С
1900 года ставили следующий ряд клейм.
До 1919 года использовали клеймо
Клеймо ставили до 1919 года, а в зеленом цвете после 1990-х.
Клеймо «ветряная мельница» было зарегистрировано известной фирмой Карл Энс в начале XX века. Считается, что черное клеймо ставили до 1919 года, зеленое клеймо наносили до Второй мировой войны, синее – после. Поскольку встречаются послевоенные изделия с зеленым клеймом, можно встретить предметы с синей и черной маркировкой вне указанных дат, то по вопросам датировки лучше проконсультироваться у специалистов.
В силу своей известности и популярности, статуэтки Карл Энс часто копировались. Для определения подлинности в первую очередь проверяют клеймо на фарфоровых изделиях. Изучают также художественный стиль, который довольно сложно подделать. В определении подлинности, ценности и датировки могут помочь опытные антиквары.
Если Вы желаете продать фарфор Karl Ens, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа. Если вы хотите купить фарфор Карл Энс или другие антикварные предметы, то в интернет-магазине «Однажды» вам предложат подлинный товар, прошедший экспертную оценку.