- С чего всё началось
- Золотой век чугунного литья города Касли
- От царских времён до первых лет советской власти
- Завод после Великой Отечественной войны
- Производственные этапы художественного литья
- Особенности каслинского стиля
- Известные каслинские мастера
- Виды каслинских клейм различных периодов
Примеров того, как сопутствующее производство сумело переродиться в главное направление, немало. Достаточно вспомнить чугун. Этот сплав железа с углеродом сначала использовали для военных нужд, а в мирное время из него научились отливать бытовые предметы. Постепенно грубое литьё перерождалось в архитектурное – перила, лестницы, мосты. На Урале ему выпала участь стать одним из самых известных художественных промыслов нашей страны. Это прямая заслуга Каслинского чугунолитейного завода (г. Касли, Челябинская область). Ведь именно каслинское литьё считается образцом для прочих предприятий, занятых отливкой малых форм скульптуры и кабинетных предметов.
Начало пути
Хотя датой основания Касли и считается 23 мая 1746 года, но историю художественного литья, прославившего город, надо начинать на несколько десятилетий раньше. Казённые предприятия на Урале начали строить ещё в самом конце XVII века: пуск Каменского и Невьянского заводов пришёлся на 1701 год. Но отправной точкой развития этих мест смело можно считать петровский указ, разрешавший изыскание любых металлов с последующей их очисткой и переплавкой (Берг-привилегия 1719 г.). Благодаря отмене для заводчиков и мастеровых ряда налоговых и прочих повинностей произошло развитие местной промышленности. В середине 1740-х гг. сюда прибывает Яков Родионович Коробков, решивший выстроить мануфактуру по выделке железа. Заключённый им в мае 1746 года контракт дал начало подготовительному этапу строительства, и годом позднее в Исетской провинции был заложен завод по литью чугуна и работе с железом. За четверть миллиона десятин земли Коробков отдал, по разным сведениям, от полутора сотен до полутысячи рублей. В августе 1749 года производство запустили, но у самого Коробкова дела шли не очень хорошо. Поэтому два года спустя завод переходит Н.Н. Демидову (сам Яков Родионович был в дальнем родстве с этим знаменитым семейством).
Принадлежность к Демидовым не дала поставить в судьбе завода последнюю точку, когда его летом 1774 года в ходе восстания Емельяна Пугачёва сжёг один из мятежных отрядов. Н. Демидовым (сыном того, кому уступил завод Коробков) производство за полтора года не только возобновлено, но и расширено. Теперь здесь делали и крупные изделия, включая наковальни. Следующий толчок к развитию завода произошёл при Льве Ивановиче Расторгуеве, удачно выкупившем производство у Демидовых вместе с двумя сёлами за 700 000 рублей, что позволило ему создать собственный Кыштымский горный округ, специализирующийся на железе и чугунных изделиях. В период Отечественной войны 1812 года здесь отливали ядра, бомбы и другие боеприпасы для артиллерии. Когда военные заказы закончились, производстве перевели на лотки, утюги, рукомойники, посуду (казаны, котлы, чаши и пр.), дверцы для печей и другую чугунную фурнитуру. Находка поблизости высококачественных формовочных песков позволила существенно укрупнить и сам ассортимент, и объёмы его выпуска. Между наследниками Льва Ивановича начались разногласия, из-за чего весь Кыштымский кластер пришёл в упадок. Производство, включая Каслинский завод, передали казне, где оно и находилось до 1852 года.
История расцвета каслинского литья
Исследователи спорят, когда же здесь зародилось именно художественное литьё. Одни утверждают, что каслинский чугун хорошо продавался далеко за пределами Урала уже с середины XVIII века, однако речь вряд ли идёт о художественных изделиях. По другим сведениям, литьё сложных форм в первой половине 1820-х гг. сумели наладить наследники Расторгуева (в частности, Григорий Федотович Зотов, ездивший в Германию перенимать опыт немецких литейщиков, откуда были привезены и формы). Из мастеров того периода выделялся Никита Тепляков, освоивший красочное архитектурное литьё, в числе которого решётки и фонарные столбы, лестницы и перила для них, мостики, балконы и напольные плиты.
И всё же о высокохудожественном скульптурном литье говорить было пока преждевременно. Между красивым эскизом и финальной отливкой не хватало ряда производственных звеньев, позволявших довести рисунок до законченной скульптуры. Поэтому отправной точкой расцвета каслинского литья будем считать 1852-1853 гг., когда делами на заводе стали заправлять братья Дружинины. С одним из них – Григорием Васильевичем – и связано художественное направление, ведь он был человеком, разбирающимся в искусстве. Бронза и фарфор из его коллекции послужили моделями для отливки. Разыскали и часть «зотовских» форм, а также договорились с Петром Карловичем Клодтом. Тогда в Каслях и началось производство круглой скульптуры и кабинетных предметов – именно того, чем завод гордится и ныне.
Каслинское литьё впервые произвело всероссийский ажиотаж на Выставке сельского хозяйства и промышленности в Санкт-Петербурге, учрежденной Императорским Вольным Экономическим обществом, где в 1860 году было отмечено Малой золотой медалью. Прочие заметные награды приведены на иллюстрации выше. Внимание публики сильно способствовало переводу литья на серийное производство с малыми затратами. Например, заказчик теперь вносил половину стоимости ещё до отливки. Улучшились технологии литья: по детализации мелких элементов и красоте чугунный подсвечник, чернильный прибор, декоративная ваза или статуя мало чем отличались от бронзовых аналогов. Череда успехов на выставках привела к тому, что на Урал прибыли выпускники Петербургской Академии художеств, открывшие здесь ремесленно-художественную школу. Например, Михаил Денисович Канаев, до этого проявивший себя в качестве медальера на монетных дворах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, отдал немало сил, чтобы повысить уровень каслинского фигурного литья. Велик вклад и Николая Романовича Баха, который последние годы своей недолгой жизни провёл в Касли. Здесь он подготовил к выпуску более двадцати моделей по образцам, привезённым из столицы (в том числе и собственные скульптуры Н. Баха).
Пик расцвета Каслинского литья пришёлся на 1900 год, когда на Всемирной выставке в Париже представили изящный чугунный павильон вместе со статуей Н.А. Лаверецкого «Россия», также отлитой из чугуна. У павильона был предшественник, блиставшей на Нижегородской выставке 1896 года. Но в Париже выделенная площадь оказалась невелика, и в экспозицию горных заводов Урала включили проект столичного художника Евгения Евгеньевича фон Баумгартена, над концепцией которого работал и сын Григория Дружинина Владимир. Для сборки павильона из трёх тысяч элементов в Париж отправили два с половиной десятка рабочих. Старания оказались не напрасны. Оценивавшее работы монументально-декоративного художественного литья суровое жюри настолько восхитилось чугунным павильоном, что отдало ему высшую награду «Хрустальный глобус», а также вручило Большую золотую медаль. Французский президент, посетивший выставку, предложил выкупить узорчатый павильон, украшенный фигурами сказочных рыб и мифических птиц, вместе со скульптурой Лаверецкого за 2 000 000 рублей. Но Павел Михайлович Карпинский, возглавлявший заводскую организацию, счёл продажу «России» недопустимой, и сделка по продаже павильона сорвалась. Хотя по возвращению в Россию о нём и забыли на десятилетия, теперь восстановленным чугунным совершенством гордится коллекция художественных предметов Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Время перемен
Внутри страны мнения о каслинском литье разнились. Например, Дмитрий Иванович Менделеев похвально отзывался о тонкости деталей чугунных отливок, сравнивая их качество с бронзовой скульптурой. В противовес ему пермский губернатор И.Ф. Кошко сетовал, что уровень художественного стиля Касли не растёт, ведь в продаже всё те же образцы, что и полвека назад. В ХХ веке производство начало накапливать проблемы. Кыштымские предприятия реорганизовали в англо-российское акционерное общество. Инвестиции преобразили ряд заводов, переориентированных на медеплавильные. Каслинский завод остался на чугуне и продолжал пользоваться устаревшим оборудованием. Отливку художественных предметов остановили в Первую мировую войну: стали делать артиллерийские мины и гранаты. Смена строя улучшений для Каслинского чугуноплавильного завода не принесла: спросом пользовалась только посуда. Литьё скульптур и малых форм делали в малом количестве. По мнению составителей энциклопедии «Металлургический заводы Урала» (2001 г.), в 1924 году его прекратили из-за нерентабельности. Стране требовался сталистый чугун, на выпуск которого были брошены все силы завода. Уникальные образцы дореволюционных пресс-форм были частично утеряны. Переплавили даже части знаменитого павильона.
Лишь через десять лет каслинскому литью дали вторую жизнь, и художественный цех вновь активно заработал. Образцами для моделей послужили изделия прежних лет и скульптуры, переданные из музейных фондов. Советские города ждала масштабная реконструкция, чтобы показать миру: страна Советов и в архитектуре впереди планеты всей. А строить здесь умеют красиво. Успешно выполнив литейный заказ для Челябинска, Каслинский завод принял участие в оформлении Московского метрополитена. Следом поступил заказ и для других объектов столицы, включая решётки набережной Москвы-реки. Печальным был тот факт, что строящиеся заводы региона оснащали новым оборудованием, а Каслинский завод с его знаменитым чугунным литьем снова остался в стороне от модернизации.
В Великую Отечественную войну на Урал эвакуировали оборудование из Липецка, и завод снова перевели на армейские нужны. Тем не менее, за счёт выпуска снарядов значение Касли возросло: сюда протянули железную дорогу, а 29 июля 1942 года посёлку присвоили статус города. Успехи оборонных заказов привели к дооснащению завода. В 1944 году здесь снова открыли выпуск художественного литья.
Послевоенное развитие
Восстановление разрушенного народного хозяйства коснулось Каслинского завода непосредственным образом. Наряду с реконструкцией старых предприятий страна начала новые масштабные проекты. Волго-Донской судоходный канал оформляли так, будто создавали выставочный павильон. И здесь пригодился опыт мастеров города Касли, получивших заказы на художественное литьё. Скульптурные композиции отправляли для украшения площадей, парков и улиц по всей стране. Развивалась и малая форма, возвращая степень уважения к литью на дореволюционный уровень. В кабинетах солидных организаций появлялись бюсты Ленина, Дзержинского, Гагарина и многих других. Школьные актовые залы украшала «Пионерка» А.С. Гилёва, выполненная им в 1950-е гг. В домашнем быту каслинскому чугунному литью тоже нашлось место: многие ещё не забыли изящного «Дон-Кихота» или лукавого «Мефистофеля», выполненных по произведениям Ф.-Г. Морелли.
Мастерством каслинских умельцев восхищались и за границей. Каслинское литьё стало одним из экспортных товаров с массовыми поставками в Голландию, Англию, Японию и Америку. С момента окончания войны и до середины 1980-х гг. эти художественные работы удостоились пяти золотых, 16 серебряных и более полусотни бронзовых медалей на выставках, проходивших в СССР и за его пределами. Учитывая значение промысла, на Каслинском заводе во второй половине 1980-х гг. под литьё выделили масштабный цех, где собрали всю производственную цепочку. Когда в Союзе разрешили заключать прямые международные торговые контракты, у заводчан появились грандиозные планы на будущую торговлю. Но всё получилось ровно наоборот. Несмотря на известность каслинского литья, сам завод в первую очередь оставался ориентированным на военные заказы. А они после распада СССР поступать перестали. Приватизация предприятия привела лишь к имущественным спорам, а затем и к банкротству. Каслинский промысел оказался на грани исчезновения.
Новая эра здесь началась, когда предприятие стало собственностью компании «Мечел». Это позволило Каслинскому заводу сохранить и формы, и образцы, и наработки, и кадры. Силами металлургического гиганта удалось наладить контакты со многими регионами страны, откуда последовали выгодные заказы, связанные с кабинетным литьем. В числе новых архитектурных работ каслинских мастеров оформление дворцово-паркового ансамбля музея-заповедника Царицыно, убранство резиденции губернатора Свердловской области, барельефы для мемориала «Ижевск – город трудовой доблести», решётки для Комсомольского проспекта, выполненные к 300-летию Перми. Не забыта и скульптура: именно здесь отлиты памятник «Защитникам рубежей Отечества всех поколений» в Троицке, памятник Снайперу в Якутске, памятник народной поэтессе Дагестана Ф. Алиевой в Махачкале. В 2014 году у ассортимента художественных предметов появилось необычное дополнение – первые в истории завода чугунные украшения. Так что страницы заводских хроник в последние годы быстро заполняются всё новыми достижениями.
Технология производства
Если Земля в верованиях древних покоилась на трёх китах, то фундаментом каслинского литья тоже стали три составляющих:
- высокое качество чугуна;
- природные свойства формовочных песков;
- мастерство всей команды производственного цикла.
Если говорить о самой команде, то к изготовлению чугунных отливок привлекают разноплановых специалистов. Всё начинает скульптор, лепящий авторскую модель из воска, пластилина или иного мягкого материала. Закончив будущий шедевр, сам скульптор или заменяющий его мастер-модельщик делает гипсовый аналог, а потом переводит его в бронзу. И речь не идёт о монолите, так как в скульптурной композиции каждая фигура воспроизводится отдельно, а иногда и сами фигуры составные и будут собираться из отдельных частей. Вторым этапом заведует мастер-формовщик. Сначала он выбирает технологию получения литейной формы, которая создаётся либо кусковой формовкой, либо формовкой по сырому (иногда применяются оба варианта).
Формовкой по сырому работают с плоскостями: компоненты садовой мебели, различные решётки, составные части шкатулок, медальоны и основания для статуй. В этом случае обе части опоки засыпают песчано-глинистой смесью и выравнивают её, чтобы получить качественный оттиск с бронзы. После формируют литниковые каналы. В обязанности формовщика входит проверка на дефекты, покрытие графитом рабочей поверхности и соединение частей. Смесь на три четверти состоит из песка, а остальное - это глина. Добывают смесь в Лазаретском карьере.
Кусковой формовкой создают скульптуры или рельефные предметы (например, подсвечники). Здесь следует тщательная работа с частями будущего предмета, ведь в готовой форме они должны плотно соединиться. Каждый кусок сушится, а его поверхность обрабатывается графитом или сосновым смольем. Из готовых кусков складывают фигуру в обеих половинках опоки, засыпая формовочной смесью пустоту между фигурой и стенками опоки. Сложность в том, что скульптура внутри пуста. Для этого с высушенного слепка удаляют верхний слой, толщина которого задаёт толщину стенок будущего предмета. Внутри кусковой формы крепится специальный стержень и создаются литниковые каналы, а затем обе части опоки соединяют. Здесь смесь доставляют уже из Конского карьера. Обе технологии предполагают однократное использование полученной формы. Кроме того, для элементов скульптуры и небольших изделий используется и технология литья по выплавляемым моделям.
На третьем этапе подключается литейщик, следящий, чтобы расплав распределялся равномерно и остывал нужное время, иначе чугунные отливки могут расколоться. После охлаждения отливку извлекают из опоки, а в случае кусковой формовки ещё и удаляют стержневую смесь. Затем следует ещё один обжиг. Слово «чеканка» знакомо нам по монетному производству, но и в литье присутствует этот этап (по счёту уже четвёртый). Чеканщик удалят швы на месте соединений и работает с рельефом, придавая ему реалистичность, аналогичную образцу, вылепленному скульптором. На этом этапе собираются элементы, отлитые раздельно. На завершающем пятом этапе идёт покраска. Здесь мастер вручную наносит три слоя специальной краски, созданной на основе голландской сажи. Именно её применением достигается матовость предмета. Она же придаёт ему ощущение объёмности. Нанесение слоёв чередуется с термической обработкой, фиксирующей краску.
Характерные черты каслинского литья
По мнению основателя уральской школы искусствоведения Бориса Васильевича Павловского, каслинским кабинетным предметам присуща великолепная художественная пластика, которой не может достигнуть даже иная бронза. Уникальность местных изделий создаётся и тщательным отбором моделей, где присутствует графическая чёткость силуэта и строгость его линий. Помимо уже упомянутых Клодта, Канаева и Баха каслинские отливки создавались по произведениям Пьера-Жюля Мэна, Н.А. Лаверецкого, Е.А. Лансере и О. Таёжной. Искусствоведы отмечают, что знаменитый каслинский стиль обеспечен сочетанием тщательно отделанных деталей с энергичной игрой бликов. Последнюю обеспечивает та самая краска, сделанная по особому рецепту. Поэтому при реставрации очень сложно воссоздать предмет, не имея её. Восстановленные каслинские оригиналы, покрытые современными красками (например, для ремонта автомобиля) такого впечатления не производят.
Исследователи отмечают особенности и литых каслинских решёток, оформление которых претерпевало существенные трансформации. Запоминается пересекающийся кольцевой узор, где точка сопряжения обоих кругов отмечена декоративной цветочной розеткой. Последовательность кругов сверху и снизу обрамляет неширокая полоса с массивными декоративными элементами. Развитие этой темы привело к замещению круга сначала овалом, а затем и ромбом, а оформление самой решётки велось в стиле барокко или готики. Перед наступлением ХХ века в моде властвовал модерн, поэтому возникли стилизованные травы и цветы, а также прочие растительные композиции. Отличным примером служит лестничное ограждение из элементов стилизованного цветка шиповника в екатеринбургском доме А.К. Поклевского-Козелл, входящее в список лучших работ каслинских умельцев.
Знаменитые литейщики
Попадая на завод, формовщик впоследствии старался передать секреты дела сыновьям. Поэтому, говоря о каслинских литейщиках, часто вспоминают не отдельные фамилии, а целые династии, среди которых отмечают Перминых, Тепляковых, Игнатовых и Мочалиных. В этой талантливой череде, занятой художественным литьем, сложно выбрать кого-то одного, все достойны упоминания. Попробуем рассказать хотя бы о трёх известных личностях.
Торокин Василий Фёдорович
Практически вся жизнь Василия Фёдоровича была связана с Каслинским заводом, куда он пришёл 14-летним крестьянским пареньком. По ступеням мастерства он поднимался последовательно. Первым делом его поставили выбирать чугун из шлака и подготавливать формовочные смеси, потом взяли на должность ученика формовщика. В совершенстве освоив эту профессию, Торокин пошёл дальше: его интересовали сами модели. Для этого уже в зрелом возрасте он записался в заводскую художественную школу, где научился делать скульптуры. При этом он знал весь производственный цикл, поэтому при отливках своих моделей заменял и чеканщика, и слесаря-сборщика. Кажется удивительным, но в 1902 году Василий Фёдорович покидает завод. Возможной причиной называют запрет на отливку по собственным формам. Тем не менее, уважение к созданным Торокиным уникальным художественным предметам было столь велико, что ему выплачивали заводскую пенсию.
Прославила Василия Торокина «Старуха с прялкой». Считается, что она стала первой скульптурой каслинского мастера, которую он втайне от заводчан лепил в нерабочее время, взяв прототипом соседку и её рабочее место. Появилась эта отливка в 1893 году и сразу получила широкое распространение, сильно выделяясь среди других, снятых с европейских образцов. Увековечил её в сказе «Чугунная бабушка» Павел Бажов: «В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе — вот-вот ласковое слово скажет». Среди других известных чугунных произведений Торокина «Углевоз» и «Крестьянин на пашне». Василий Фёдорович стал основателем заводской династии: его сын Михаил трудился здесь формовщиком уже в период СССР.
Константин Александрович Клодт
Внук П.К. Клодта заправлял делами школы художественного литья Каслинского завода, работая там скульптором в первые годы советской власти. Но до этого он прошёл большой творческий путь, начав его обучением в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Приметив его скульптуры «Л.Н. Толстой на пашне» и «Тарас Бульба», попечительский совет не только содействовал получению Клодтом звания классного художника, но и выделил средства для выезда в Европу на обучение. Вернувшись, Константин Александрович посещал занятия Высшего художественного училища при Академии художеств, а затем чуть ли не четверть века преподавал в Пензенском художественном училище. В Каслях Клодт оказался в 1921 году, где сразу принял активное участие в жизни завода. Как и Торокина, Клодта нельзя считать исключительно литейщиком. Кроме обучения рабочих созданию моделей в числе заслуг Константина Александровича организация работы эмалировочного цеха.
После смерти Ленина в городах страны начали спонтанно появляться памятники ему, но потребовалась и кабинетная скульптура. Клодт был готов к этому, ведь в его активе уже созданный в 1923 году бюст вождя мирового пролетариата. Теперь он создаёт кабинетную скульптуру Ленина в полный рост, и на заводе начинаются отливки этих художественных изделий. Одним из редчайших предметов авторства Клодта называют аналогичную скульптуру Троцкого, ведь после того, как имя этого соратника Ленина стало контрреволюционным, в стране началась борьба с троцкизмом, что коснулось и литых предметов. Константин Александрович сильно переживал, когда художественное литьё в Касли приостановили. Теперь ему вместо скульптур приходилось лепить модели мясорубок, подставок для утюгов, карандашниц и прочих предметов быта. Но и в эти вещи Клодту удалось вложить дух творчества, что подтверждает нож «Пионер» для разрезания бумаг. Над произведениями каслинского литья Клодт проработал до своих последних дней.
Александр Васильевич Чиркин
Творчество этого замечательного литейного мастера развернулось уже в послевоенное время. На заводе он начинал учеником формовщика, однако решил обучиться и мастерству скульптора сначала в каслинской студии, а затем в Свердловске, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Успех его работ послужил принятию Чиркина в Союз художников СССР. На каслинском заводе он стал автором ряда моделей со сценками из советского быта. Но многогранный талант позволил Чиркину создать и многодетальные скульптуры, среди которых «Хозяйка Медной горы» (монуметальный футляр для часов), сказочный «Кот в сапогах» и скульптурная группа «Дон-Кихот и Санчо Панса». В 1970 году Чиркину доверили пост ведущего скульптора Каслинского металлургического завода, и в этой должности, непосредственно связанной с выпуском художественного литья, он проработал без малого 20 лет.
Говоря о Чиркине, невозможно не упомянуть созданный им памятник Торокину. Литой поясной бюст показывает нам Василия Фёдоровича в хорошем настроении, а в руках каслинский мастер-самоучка держит свою «Старуху с прялкой». Умение передать характер изображаемого человека заметно и в других работах Александра Васильевича. Уникальную коллекцию работ Чиркина хранит филиал Каслинского музея художественного литья, экспозиция которого, развёрнутая в виде мастерской, рассказывает о жизни и произведениях Чиркина.
Клейма на каслинском литье
Коллекция отливок из Касли имеет много вариантов клейма. Считается, что первые клейма появились в самом начале второй половины XIX века. За минувший век с тремя четвертями и само клеймо, и его состав неоднократно менялись. Каслинские клейма достойны полноценного альбома, поэтому упомянем о них лишь кратко. Ведь для коллекционеров разборчивое клеймо ценно тем, что позволяет установить дату появления предмета, а зачастую и автора модели. Искать клеймо следует на обратной стороне подставки или основания. Для идентификации важны три его элемента:
- дата (год отливки);
- название завода («КАС.З.» или аналоги);
- знак мастера (ставится не всегда).
На дореволюционных клеймах обозначение «КАС.З.» и дату обрамляли вместе. В другой рамке ставились личные данные мастера. С 1896 года к клейму начали добавлять круг с изображением Государственного герба Российской империи.
Как и другие российские компании, Каслинский чугунолитейный завод гордился наградами, полученными на престижных выставках. Поэтому в составе клейма могут встретиться изображения этих медалей. Основные разновидности клейм советского периода хорошо разобраны в книге З.Г. Малаевой «Художественное литьё из чугуна Касли». Исходя из этой работы, первое советское клеймо датируется 1922 годом, выделяясь парой звёздочек (аналогичное клеймо известно и на предметах, созданных в 1939 году для столичной выставки «Индустрия социализма». В 1928-1929 гг. в составе клейма присутствует указание на трест «Уралмет». До середины 1960-х гг. сохраняется прямоугольное обрамление. Стоит указать, что надпись «Касли» встречается на вещах местной артели имени Куйбышева (например, для неё известно указание «КАСЛИ УРАЛ» в округлом обрамлении).
Со второй половины 1960-х гг. указание «Касли» и дата имеют рамку, где прямоугольник сопряжён с находящейся ниже его трапецией. В ряде случаев добавляется надпись «Сделано в СССР» или «Made in the Soviet Union» для предметов, уходящих на экспорт. После распада Советского Союза возвращается прямоугольная рамка, а затем и дореволюционная форма сокращения «КАС.З.». В настоящее время товарный знак «КАС.З.» может ставить на продукцию только ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья».
Каслинское литьё ценно не только высоким художественным уровнем, признанным мировыми экспертами. Оно породило целое направление, успешно подхваченное другими заводами. Слепое копирование каслинских предметов не принесло успеха ни Тагильскому заводу Демидовых, ни Кусье-Александровскому заводу Шувалова. Однако именно каслинские мастера, приглашённые управляющим Кусинского литейного завода, сумели поднять местное художественное литьё на столь высокий уровень, что здесь начали выпуск собственного ассортимента чугунных изделий. Именно заказ готовых пресс-форм на Каслинском машиностроительном заводе превратил небольшую артель «Литейщик» в Свердловский чугунолитейный завод (СЧЛЗ), где тоже выпускали не только копии, но и самобытные литые предметы. Хочется верить, что сохранённый каслинский промысел и в будущем станет благотворно влиять на уровень народного искусства России. Редкие предметы из Касли ищет и антикварный клуб Raritetus. Если вы хотите продать предметы интерьера, скульптуру или другие старинные вещи, обратитесь к нам. Наши эксперты бесплатно оценят их и предложат выкупить за наличный или безналичный расчёт.