Коростенский фарфор

Raritetus
Поделиться

  1. Где производили Коростенский фарфор?
  2. История завода
  3. Продукция Коростенского фарфорового завода
  4. Клейма Коростенского фарфорового завода
  5. Знаменитые художники Коростенского фарфорового завода

Коростенский фарфоровый завод – один из крупнейших в Советском Союзе на территории Украины производителей столовой посуды, декоративных предметов, подарочно-сувенирной продукции. Наиболее успешным периодом в истории развития завода были 60-70-е годы. На работу были приглашены скульпторы и художники, которые сформировали индивидуальный художественный стиль коростенского фарфора. Среди любителей керамики особо ценятся статуэтки Валентины Трегубовой. Каждая её работа – это маленький рассказ в фарфоре о народных традициях, персонажах фольклора, быте советских людей. Статуэтки украшали дом, уютно располагаясь на письменном столе или книжной полке.

К сожалению, в настоящее время коростенский завод, как и многие другие предприятия отрасли не работает. Возможно, когда-то утерянные традиции по производству фарфора будут востребованы и смогут возродиться.

Кувшин и чашки

Место производства Коростенского фарфора

Фарфоровый завод в советское время работал на территории Украины в Житомирской области в городе Коростень. Искоростень, так до 1917 года назывался Коростень, это исконно славянское поселение. Он переходил в руки Литовского Княжества, затем был частью Речи Посполитой. В конце 18 века Коростень присоединился к Российской империи. Это был небольшой городок с кирпичным и пивоваренным заводом, церковью, школой, на территории располагалось около трехсот дворов. В 1902 году через город прокладывают железную дорогу. Это событие поспособствовало экономическому развитию Коростеня. Через несколько лет здесь будет работать фарфоровый завод, который станет одним из главных предприятий города, и получит широкую известность далеко за его пределами.

Коростень тарелки

Отправьте фото удобным вам способом

    Коростенский завод. Этапы истории развития

    На территории Украинского Полесья были обнаружены обширные неглубокие залежи каолиновой глины. Волынская глина обладала уникальными свойствами белизны. Доступность сырья, состав редкого качества, позволяющий производить тонкостенную керамику, оценил польский промышленник Тимофей Пшибыльский. Его решение основать фарфоровую фабрику в 1904 году на Волыне было абсолютно оправдано: железная дорога и недорогая рабочая сила в скором времени сделали из его начинания успешное предприятие. Изначально на фабрике не производили полностью готовые изделия, а делали только фарфоровые заготовки – белую посуду. Покрытые слоем белой глазури предметы, «белье» поставляли в Польшу, где уже занимались росписью. Из неокрашенного фарфора польские мастера делали сервизы, которые считались предметом роскоши и были популярны среди европейской знати.

    Белье

    Становление Коростенского фарфора

    В 1920-е годы, после череды политических потрясений, завод был практически разрушен, утрачено оборудование, формы для отливки. Восстановление фарфоровой промышленности в СССР началось в 1930-е годы. На Коростенском заводе, получившем имя Дзержинского, развернулась реконструкция производства, запустили полные мощности, вырос объем продукции.

    Завод




    Развитию фабрики содействовало государство, заключив договор с Турцией на поставку фарфоровых изделий. Для исполнения соглашения фарфоровые фабрики Украины модернизировали, оборудовали современной техникой. В поставках советского фарфора участвовали также Барановский, Будянский заводы. Во время Второй мировой войны Коростенский завод сильно пострадал от бомбардировок. После окончания военных действий производство восстановили в 1945 году. Фабрика являлась стратегически важным предприятием своей отрасли.

    Возрождение и подъем завода

    Послевоенное время для Коростенского завода становится периодом расцвета. Получив дотации от государства, предприятие активно расширяет ассортимент. Выпуск наборов повседневной посуды дополняется вазами, мелкой пластикой, лепными украшениями. Руководство уделяет внимание рабочим, строится дом культуры, разбит парк. Но самым главным успехом того времени стало привлечение к сотрудничеству замечательных художников. В течение четырех лет с 1955 по 1959 на фабрике работает скульптор Вера Яцевич. В это же время на фабрику приходят супруги Трегубовы, Валентина и Николай. Именно с их приходом развивается декоративная мелкая скульптурная пластика, которая приобретает яркий национальный колорит. 

    Самовар

    Отправьте фото удобным вам способом

      Модернизация завода в 1970-е годы

      В 1970-е годы Коростенский завод становится ведущим производителем столовой посуды для Советского союза и на экспорт. Полная модернизация коснулась замены печей на туннельные, которые стали экономичными, эффективными, и автоматизации производственных линий. Инженеры из Ленинграда установили оборудование, позволяющие многократно увеличить штамповку тарелок, фабрика являлась их крупнейшим поставщиком. Набор тарелок из коростенского фарфора был дешевой, прочной и красивой посудой для дома.

      Тарелки

      В 80-е годы акцент сместился на производство сервизов. Большое количество наименований, ежегодное обновление дизайна позволяли обеспечивать крупные поставки для гостиниц, ресторанов. Завод получал заказы на уникальные единичные изделия. Декоративные вазы для украшения залов приемов, общественных пространств отличались сложной технологией обжига и глазурования. Ассортимент включал подарочные винные, чайные наборы, штофы, расписные блюда, жанровые статуэтки. Авторские работы принимали участие в международных выставках. Продукция шла на экспорт, более тысячи сотрудников трудились на производстве.


      Штоф        Штоф Нежность

      Коростенский завод в период независимости Украины

      После провозглашения независимости в 1991 году Коростенский завод был акционирован. Компания «Коростенский фарфор» продолжала функционировать в основном за счет частных заказов. Изготовление фарфоровых статуэток, спортивных кубков, храмовой утвари и украшений входило в перечень его услуг наряду с производством столовой посуды. В 2007 году администрация Житомирской области объявила о финансовой поддержке отрасли для сохранения самобытного национального промысла, поддержания потенциала. Но ситуация изменилась коренным образом.

      Чайная пара

      Отправьте фото удобным вам способом

        Прекращение производства и закрытие предприятия

        В 2008 году с вступлением Украины в ВТО на рынок массово хлынула дешевая китайская продукция. Низкое качество, отсутствие художественной ценности, вопросы экологичности не останавливали покупателей, которых привлекала низкая цена. Местные производители были вынуждены повысить цены в связи с финансовым кризисом. Фарфор Украины не выдержал конкуренции. Керамическое производство стало сокращаться и умирать. К 2012 году закрылись семь предприятий отрасли, среди них и Коростенский завод. После исполнения заказа на сувениры для «Евро-2012» оборудование демонтировали и завод окончательно прекратил существование. Отдельные предметы хранятся в импровизированном Музее фарфора в Коростени. Статуэтки, вазы, столовые гарнитуры – всем этим можно там полюбоваться, вспомнить былую славу завода. Остается лишь надеяться и верить, что полесский фарфор возродится.

         

        Музей фарфора

        Что производили на Коростенском фарфоровом заводе


        Коростенский фарфоровый завод им. Ф. Э. Дзержинского был крупнейшим предприятием отрасли с широким ассортиментом. Выпускали не только столовые сервизы, но и декоративную посуду.

        В довоенный период коростенская посуда представляла собой в основном предметы домашнего обихода, высокой художественной ценности она не имела. После модернизации 70-х годов завод массово производил тарелки, фарфоровую посуду для сферы обслуживания. Коростенские тарелки с незатейливым лаконичным узором с сине-золотой тонкой полоской, волнистым краем использовались и в быту, и в советском общепите.

        ТАрелки


        Кофейные и чайные сервизы Коростеня обладали необычной своеобразной формой. Они расписывались цветочным рисунком или растительным орнаментом, в мягких тонах, часто использовали люстр, который придавал перламутровый блеск поверхности, добавляли золочение. Выпускали наборы на 6 персон и более.

        Сервиз

        Декоративные вазы и тарелки отличались богатой яркой росписью с позолотой. По специальной технологии на заказ на заводе изготавливали гигантские напольные вазы с роскошной отделкой.

        ВАза

        Коростень также выпускал агитационный фарфор. Тарелки, кубки, декоративные блюда изготавливали к юбилейным датам и значимым политическим событиям. Агитационная ваза выполнена к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в 1967 году. На вазе в монохромном цвете символически изображены образы революции – серп и молот, красноармеец-буденовец.

        Ваза агитационная
        Ваза агит

        Винные наборы и штофы из фарфора с росписью покупали для украшения обеденного стола и использовали для подачи крепких алкогольных напитков. Часто сосуд имел прямоугольную форму, скругленную к горлышку. Декоративные образцы, выполненные по эскизам В. Трегубовой на Коростенском заводе, обладают индивидуальностью, являются антикварной ценностью. Штофы «Запорожец» и «Соломия» отличаются оригинальной формой, повторяя очертания тела дородного мужчины и ладной украинской девушки. Роспись характерных народных костюмов выполнена в национальных традициях с ярким витиеватым цветочным узором. Персонажей отличает юмор и задорный характер. Нарядные фигурки на столе повышают настроение, создают ощущение праздника.

        Штоф Соломия

                                   

        Штоф Запорожец
          


        В 1950–1960-е гг. активно развивается жанровая и портретная скульптура. Каждый из фарфоровых заводов в СССР находился в поиске собственного стиля производства и росписи. Выбор сочетания красок, формы, технологии изготовления часто был уникальным, по этим признакам можно узнать завод-изготовитель. Индивидуальные художественные черты были присущи работам художников, по ним специалисты могут определить подлинность изделий. Декоративную пластику Коростенского фарфорового завода отличает внимание к украинскому фольклору. По лаконичному «полесскому» стилю Трегубовой можно отличить выразительные фарфоровые статуэтки и столовые гарнитуры Коростеня.

        Девушка

        Отправьте фото удобным вам способом

          Клейма Коростенского фарфора по годам

          Каждый фарфоровый завод разрабатывал собственные клейма, служащие для определения места, времени создания фарфоровых изделий. Для подтверждения подлинности, помимо клейма, также внимательно изучают стиль, технику производства, авторские подписи, метки.

          Клейма Коростенского завода менялись несколько раз. Первые клейма содержат принадлежность к объединению фарфоровых, фаянсовых стекольных заводов ВСЕУКРТРЕСТ. В 1930-е годы аббревиатура КФЗ включается в овал и внизу дается расшифровка. С 1937 по 1941 год клеймо приобретает форму треугольника с указанием ведомственного органа НКМП - Народного комиссариата местной промышленности. После войны основу клейма составляет солнце и сокращение УФТ, под которым написано «Коростень». Последующие клейма представляют собой изображение цветка, а затем круга с веткой винограда и полным наименованием места производства. В 1960-е оформлено новое клеймо с большой буквой «К» в центре символического изображения посуды с крышечкой. После обретения независимости с 1997 года клеймо стали ставить в виде щита с заглавной «К».

          Клеймо

          Цвет клейма определял качество. Красное клеймо ставилось на продукцию высшего сорта. Первый сорт клеймили синим. Зеленый цвет клейма обозначал второй сорт, третьему сорту ставили черное клеймо.


          Клеймо2Клеймо2

          Известные художники и скульпторы Коростеня

          Кардинальные изменения в истории Коростенского завода наступили в 1950-1960-е годы, с приходом на фабрику художников, которые получили возможность творчески подойти к созданию и развитию нового направления интерьерной пластики. Это время характеризуется особым интересом к этому виду продукции со стороны покупателей. В послевоенный период появляется тенденция создания домашнего повседневного пространства, включающего элементы «высокого искусства». Для советского человека доступным средством придать обстановке индивидуальность и выразительность стал фарфор.

          Пара

          Массовые тиражи фарфоровой продукции обеспечивали невысокие цены. А основными сюжетами, которые были понятны и любимы, стали герои литературных произведений, сказок, животные.

          Солоха

          Успех имели темы, отражающие реалии и идеалы эпохи: дружба народов, герои труда, покорители космоса, севера, вожди. С ними на полках гармонично соседствовали персонажи опер, балетов. Фарфоровые статуэтки помогали сближать повседневность и культуру в пределах дома, наполняя его красотой и духовным смыслом.

          На Коростенский завод в 50-60-е приходят работать замечательные мастера, благодаря творчеству которых, Коростенский фарфор стал знаменит. Вера Яцевич, супруги Трегубовы создают новые образцы сувенирной продукции. Жанровая скульптура ручной работы ориентировалась на популярные национальные сюжеты. Цветовые решения, композиция опирались на традиционные украинские мотивы, но художники привносили авторскую интерпретацию. Так объединялись история и современность.

          Энеида

          Художница Вера Павловна Яцевич работала на Коростенском заводе с 1955 года. Мастерство Веры Павловны способствовало становлению коростенской скульптурной пластики и формированию художественного стиля. Произведения Яцевич, выпускницы Ленинградского училища им. Мухиной, отличал классический подход, красота линий.

          Высоко ценится среди антикваров статуэтка «Перед выступлением». Мы видим, как маленькая девочка готовится к выступлению, поправляет прическу, ленты. Автору удалось выразить и естественное волнение, и одновременно внутренний задор перед веселым народным танцем.

          Танцовщица

          Наиболее известна анималистическая серия В. Яцевич. Наблюдательность художника позволила создать непосредственные и живые миниатюры зебры, косули, жирафа. Естественность поз, характерные привычки, внешние черты тонко схвачены и переданы мастером.

          Жираф
                          
          Зебра

          Вера Павловна Яцевич проработала в Коростене четыре года до 1959 года. За время работы на заводе ею было создано около двух десятков работ, которые относятся к антикварным редкостям.

          Славу и известность коростенскому фарфору принесло сотрудничество с семейной парой Николая и Валентины Трегубовых.

          В 1960 году для выставки в Москве Валентина Михайловна Трегубова создает композицию «Украинская свадьба». Успеху способствовало умение чувствовать традиции, гармонично сочетать форму, цвет, тонко передавать характер персонажей фольклора и литературных героев.

          Свадьба

          Трегубова разрабатывает формы, орнаменты для чайных, кофейных сервизов, подарочных наборов, исполняет эксклюзивные предметы на заказ. Среди лучших работ мастера серия «Ландыш», «Золотая свадьба», «Роксолана».

          Ландыщ

          Серия «Наши профессии» Трегубовой - остро характерная. Автор подметила яркие выразительные черты каждого образа, привнесла детали, позволяющие зрителю догадаться, какое занятие изображено. «Торговка» бойко зазывает покупателей свежих пирожков, «Стюардесса» любезно предлагает пассажирам напитки, «Милиционер» вытянулся по стойке «смирно», а «Свинарка» заботливо оглядывает окруживших её поросят. Стиль Валентины Михайловны лаконичный, ироничный, буквально несколькими штрихами она создает живых и эмоциональных героев.
                        Свинарка      Стюардесса   милиционер торговка

          Отправьте фото удобным вам способом

            Эксперименты В. Трегубовой с декоративной посудой, её формой и оригинальной росписью отражены в чайной паре «Одарка и Карась». Казак с курительной трубкой, с залихватским закрученным усом сохраняет невозмутимость и спокойствие. Его жена эмоциональна, то возмущенно сводит брови и покрикивает на мужа, то становится милой, довольной. Чашечки можно менять местами, переворачивать, создавать разное настроение.

                                ОдаркаОдарка и Карась

            Замечательная юмористическая скульптурная серия «Энеида» Валентины Трегубовой состоит из восьми фигурок, среди которых римские боги и богини. Но автор внесла народный украинский мотив в античную композицию. Персонажи одеты по-казачьи, в их пластике и движениях чувствуется народный колорит, славянский характер.

             

            Аполлон

            Николай Семенович Трегубов закончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Вместе с супругой проработал ведущим скульптором на Коростенском фарфоровом заводе всю жизнь. Николай Семенович демонстрировал профессионализм, тонкий вкус, глубокое понимание национальных традиций и искусства. За время работы на предприятии он создал столовые, чайные и кофейные сервизы, сувенирно-подарочные композиции, особо следует отметить его декоративные работы – блюда, вазы, подносы. Известные произведения: набор ваз «Победители», сервизы «Житомирянка», «Птица счастья», «На Ивана Купала», декоративные блюда «Юбилейное», серия работ по мотивам лирики Т. Шевченко. Символичен образ «Лошадки» 1962 года, строгие ясные линии, черно-белый колорит создают экспрессивный образ.

            ЛОшадка


            Художник Александр Григорьевич Шевченко с 1970-х годов работает на Коростенском заводе, выполняя художественную роспись сервизов, декоративных ваз и кубков, скульптуры. Мягкий колорит, тональные переходы, изящный и утонченный рисунок присущи работам мастера. А.Г. Шевченко автор многих замечательных работ коростенского предприятия, его работы обладают художественной ценностью, являются выдающимися образцами в лучших традициях советской школы фарфора.

            Шевченко Фарфор


            Коростенский фарфор востребован и сегодня. Красота «полесских» мотивов привлекает любителей и коллекционеров фарфоровой посуды. Чайные, кофейные сервизы оригинальной формы, с нежным или ярким, праздничным рисунком можно встретить в продаже. 

            Кофейный сервиз

            Особым расположением пользуется интерьерная скульптура. Работы Валентины Трегубовой представляют коллекционную ценность, многие из них сегодня настоящая редкость. Фарфоровые статуэтки бережно хранятся в семьях, передаются из поколения в поколение. Найти некоторые малотиражные экземпляры – это большая удача. Но следует проявлять осторожность, так как редкие модели часто подделывают. Поэтому за консультацией следует обращаться к знатокам, которые проверят клеймо, определят время изготовления, оценят качество и технологию изготовления материала, определят особенности росписи, установят авторство.


            Ярмарка

            Если у Вас дома сохранился Коростенский фарфор, и Вы желаете его продать, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.

            Отправьте фото удобным вам способом

              Оставить комментарий

               

              Комментарии (всего: 0)



              Похожие статьи
              Фарфор Oscar Schlegelmilch: клеймо по годам, цена на фарфор Oscar Schlegelmilch 25.11.2022 в 09:23
              Древние счеты: история, древние системы счетов, счеты абак, как считать 25.11.2022 в 08:32
              Калькулятор Электроника: цена, карманный и программируемый калькулятор электроника 25.11.2022 в 04:07
              Австро-венгерская крона: история, австро-венгерская монета и банкнота, курс валют 15.11.2022 в 06:41
              Альбертусталер 1753: разновидности, история монеты альбертусталер, причины выпуска 15.11.2022 в 07:30
              Настольная игра СССР: лучшие советские настольные игры для детей в разные годы 29.11.2022 в 07:55
              Фарфор Ильменау: клеймо по годам, цена на фарфор Jlmenau Германия 29.11.2022 в 04:46
              Говорящая монета с Кеннеди: история, как выглядела говорящая монета Монголии 15.11.2022 в 07:56
              Фарфор Райхенбах: клейма по годам, история фарфора Reichenbach Германия 01.12.2022 в 03:00
              Редкие значки СССР: цена, дорогие значки СССР, список и фото 06.12.2022 в 10:38