Краснодарский фарфорово-фаянсовый завод «Чайка» представляет художественный фарфор с ярким узнаваемым «кубанским» стилем. Над его созданием работала плеяда талантливых художников-фарфористов, которые удачно сочетали в своих работах элементы народного казачьего творчества и новые тенденции. Краснодарский фарфор участвовал в выставках, его активно поставляли за рубеж. Посуду массового производства закупали рестораны и предприятия общепита. Обладатели фарфора «Чайки» с радостью вспоминают нарядные рисунки подсолнухов, сочных слив, алых маков и нежных цветов яблони, которые украшали полюбившиеся домашние столовые сервизы.
История развития Краснодарского фарфорово-фаянсового завода «Чайка»
В 1970-х годах почти во всех крупных регионах СССР работали фарфоровые заводы, основной задачей которых было обеспечить население страны посудой для дома. Не стал исключением и Краснодарский край, где в 60-е годы ударными темпами запустили фарфорово-фаянсовый завод «Чайка». Помогали проектировать промышленные помещения и наладить технологический процесс инженеры ленинградского завода. Уже в марте 1960 года с конвейера сошла первая фаянсовая тарелка, а к 70-м годам на заводе выпускают столовые наборы, чайные и кофейные сервизы, вазы, фарфоровые статуэтки. Завод становится крупным производителем керамической посуды, с производительностью около пятидесяти миллионов изделий в год. На предприятии работают молодые специалисты, выпускники художественных вузов страны. Они полны энтузиазма и вдохновения, чтобы воплотить новые идеи и проявить индивидуальный почерк.
Художники и скульпторы «Чайки»
Развитие творческого направления на Чайке началось с прихода на завод в 1959 году главного художника Людмилы Никифоровны Павловой. Ей удалось сформировать замечательный коллектив мастеров с оригинальным подходом и художественным вкусом. Николай Петрович Турков, Владислав Михайлович Овсянников и Василий Александрович Мельник трудились под ее руководством.
Художники мечтали создать неповторимый стиль краснодарского фарфоро - фаянсового завода. Павлова стремилась придать формам и росписи фарфора такие характерные черты, при взгляде на которые зрители сразу бы угадывали манер «Чайки». Решено было сделать упор на модели казацкой посуды. Керамисты фабрики побывали в экспедиции по Кубани. Они собирали образцы предметов быта, впитывали самобытные черты жизни и любовались красотами южной природы.
На основе собранного богатого материала художники переработали и применили в фаянсовой продукции традиции кубанского народного искусства. Так возникают простые, ясные формы, яркие оптимистичные краски. Появляется запоминающийся стиль фаянсовых изделий «Чайки». Он направлен на сближение высокохудожественной и массовой посуды, в которой целесообразность сочеталась с красотой.
Среди известных работа Л. Павловой сервиз «Лунный -2». Модель, построенная на ритме четких объемов, была разработана еще в Ленинграде, а на «Чайке» ее внедрили в массовое производство. Статуэтки Л. Павловой на тему кубанского казачества выполнены художницей со вкусом и любовью к народным традициям края. Выразительны детали костюма, тонко схвачен характер персонажей, точно подмечены бытовые детали, задан радостный эмоциональный строй.
Триптих к сказке Пушкина «Золотой Петушок» высоко ценится любителями фарфоровых фигурок за удивительно точную передачу образов. Силуэты персонажей – живые и эффектные, а нарядные костюмы погружают в волшебный мир сказки.
Людмила Никифоровна Павлова – автор многих замечательных росписей декоративных блюд, памятных ваз, чайных сервизов. Ее имя неразрывно связано и навсегда вписано в историю завода «Чайка».
Скульптор Эльфа Валериановна Гаранько - автор лаконичных фарфоровых статуэток на тему женщины, женского труда, материнства: «Мама с сыном», «Женщина со снопом», «Девушка на скамейке», скульптурная группа «Хоровод». Формы ее композиций просты, но удивительно выразительны. Скромный живописный язык представлен лишь несколькими штрихами, яркими контрастными цветовыми пятнами. Такая продуманная работа с формой и колоритом позволяет избежать излишней декоративности, точнее расставить смысловые акценты.
Интересна анималистическая скульптура краснодарской «Чайки». Мастера использовали разные подходы. В некоторых работах они отдают предпочтение условности изображения. Художественный язык точен и прост, лишен натуралистических подробностей. Художники достигают образности путем выразительных средств – выверенных цветовых акцентов и обобщённой формы. В подходе, основанном на реалистичности, верно показаны анатомические особенности, естественно переданы позы, окрас животных.
Супруги Николай и Эмма Турковы работали на «Чайке» в экспериментальной лаборатории по созданию художественных произведений. Они принимали непосредственное участие в формировании «кубанского стиля» завода. Турковы разрабатывали эксклюзивные изделия для выставок и поставок на экспорт. Такие предметы не шли в массовое производство. Их закупали в коллекции Русского музея, музея ДПИ в Москве, в музей керамики «Кусково». Признание крупнейшими музеями декоративно-прикладного искусства России свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
Радостное, полнокровное восприятие жизни, любовь к природе способствовали творческой реализации, созданию ярких декоративных предметов интерьера, оригинальных сервизов, керамических панно. Мозаичные работы, витражи, резные деревянные скульптуры украшали интерьер общественных заведений Краснодара. К сожалению, до настоящего времени практически ничего из оформительских работ не уцелело. Работы Турковых хранятся в частных коллекциях, в музее Краснодарского историко-архивного заповедника им. Фелицина, в экспозиции других художественных музеев России.
Над чайным сервизом "Кубанский" работали Н. Шаповалов, В. Овсянников. Им удалось создать яркий праздничный рисунок, в котором удачно сочетаются элементы народного быта, орнамент из крупных стилизованных цветов подсолнуха.
Сервизы завода «Чайка» с удовольствием покупали жители Краснодарского края и далеко за его пределами. Посуда с великолепным декором создавала радостное настроение для встречи гостей. Мастера «Чайки» декорировали сервизы кобальтом с позолотой, шикарными растительными орнаментами или ненавязчивым цветочным рисунком.
В качестве подарочных вариантов создавали сервизы более элегантных форм, на которых практически отсутствовал декор. Позолота на ручках и носике, графичный рельеф подчеркивали красоту и белизну фарфора.
История «Кубаньфарфор»
1991 год приносит перемены на фарфоровый завод. Предприятие проходит акционирование, меняет правовую форму и становится Закрытым Акционерным Обществом ПКФ «Кубаньфарфор». Былую славу завода, его мощности поддерживать в сложные экономически времена становится все труднее. К 2010 году полноценно работает цех фаянса, а мастера занимались декором китайских заготовок. Художественный музей при Краснодарском заводе «Чайка», в котором хранились лучшие образцы советского фарфора: декоративные и сувенирные изделия, чайные, кофейные, винные наборы, сервизы, спасти не удалось. Предметы экспозиции были распроданы или утеряны.
В 2019 году принято решение о закрытии завода в Краснодаре и переносе производства фаянсовой продукции в город Белореченск, где провели модернизацию и реорганизацию. С 2020 года возобновились работы. Объемы производства нового предприятия небольшие, но внимание уделяют качеству продукции и ассортименту. Гибкий подход позволяет выполнять индивидуальные дизайны для кафе и ресторанов, создавать продукцию с логотипами, осуществлять работы по декорированию по проекту заказчика.
Клейма Краснодарского фарфорового завода
На фарфоровых изделиях краснодарского завода ставили клеймо, на котором изображена парящая чайка. Этот логотип оставался неизменным с 60-х годов, пока не произошла смена названия завода на «Кубаньфарфор».Для утверждения символа была создана комиссия во главе с главным художником Павловой Л.Н. Наиболее интересные варианты предложил Шаповалов Н.А. Первый – жаворонок - птица кубанских степей, второй – чайка, морская птица, парящая над белизной пенящихся волн. В итоге безоговорочно приняли логотип чайки как символ чистоты белого фарфора.
«Кубаньфарфор» сохранил в товарном знаке образ чайки, только добавив новое наименование.
Если Вы желаете продать изделия Краснодарского фарфорово-фаянсового завода «Чайка», обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа, денежные средства можно получить наличными или переводом на банковскую карту.