Кузяевский фарфоровый завод (фабрика Храпунова-Новаго)

Raritetus
Поделиться

  1. Мануфактура Храпуновых
  2. Предприятие братьев Новых
  3. Объединение фабрик
  4. Послереволюционный период
  5. Продукция завода
  6. Клейма

История Кузяевского завода связана с гжельскими месторождениями глины, известными с XVII века. Самые ранние керамические изделия, найденные в регионе относятся к XIV столетию. Однако говорить гжельской керамике, как о феномене, можно только с последней четверти XVIII века, когда мастера начали производить майолику. В XIX столетии майолика отходит на второй план, уступая место производству фарфора и фаянса. Именно в это время появляется знакомая нам сине-белая посуда, пока еще опирающаяся на английские и голландские образцы.

Гжельский полуфаянс XIX века

В это время в регионе насчитывалось 180 предприятий, выпускающих фарфоровые и фаянсовые изделия. Не все из них подхватили моду на сине-голубую гамму. Одним из таких фарфоровых заводов была фабрика Храпунова-Новаго, впоследствии Кузяевский фарфоровый завод.

Отправьте фото удобным вам способом

    Фабрика Храпуновых

    Промышленным шпионажем люди не брезговали с давних времен. Не обошло это стороной и производство фарфора, который некогда был чрезвычайно дорог. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основатель династии Храпуновых, Герасим Никитич, буквально под покровом ночи украл у Павла Куликова, владельца небольшого цеха по производству тонкостенных керамических изделий, рецепт фарфоровой массы. Так же он срисовал конструкцию печи. Благодаря этому не самому благовидному поступку Храпуновы с фаянса перешли на фарфор. На фабрике начали выпускать посуду в стиле ампир. Нельзя сказать, что промышленный шпионаж пошел на пользу Храпуновым. Из-за недостаточной механизации было невозможно нарастить нужные объемы производства. Поэтому в 1840 году предприятие закрылось.

    Чайная пара, фарфор, крытье, роспись, золочение. Фабрика братьев Новых, Российская империя, 1820-ые гг.

    Фабрика братьев Новых

    В 1818 году деревня Кузяево Богородского уезда Московской губернии стала месторасположением фабрики братьев Новых. В самом начале во главе предприятия встал старший брат Иван, после в 1830-х его место занял средний Тихон. А в 1840-х уже младший брат Семен возглавил фарфоровое производство. За пару десятилетий братьям удалось создать лучшее предприятие в Гжельском регионе. После смерти Семена управление фабрикой перешло к его вдове и сыну, Михаилу.

    Чайная пара с изображением великого князя Константина Павловича. Фарфор, роспись, золочение. Фабрика братьев Новых, Российская империя, 1820-ые гг.

    Фабрика Храпунова-Новаго

    В середине XIX столетия две фамилии производителей фарфора в Гжели объединились. Брак между Яковым Храпуновым и Агафьей Новой, вдовы Михаила Новаго, был заключен в 1950-х гг. В приданое жена принесла фарфоровую фабрику, доставшуюся ей в наследство. Став владельцем производства, Яков изменил фамилию и переименовал предприятие в “Фабрику Храпунова-Новаго”.

    Чайная пара с цветочным декором, фарфор, крытье, роспись, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго, Российская империя, 1850-1890 гг.

    При новом хозяине была проведена модернизация цехов, которые обзавелись гидравлическими прессами и шлифовальными машинами. Также был увеличен штат работников с 45 человек (на 1853 год) до 245 человек (на в 1871 год). При производстве продукции фабрики использовался, как машинный, так и ручной труд. Паровыми машинами размалывали шихту, а также разминали фарфоровую массу. Вручную точильщиками делались заготовки. Простые работники замешивали глину, заливали массу в формы, а также прикрепляли носики и ручки на посуду. В отдельных цехах мастерицы расписывали предметы.

    Солонка, фарфор, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго, Российская империя, 1850-1860 гг.

    Несмотря на то, что Гжель считается родиной русского фарфора (именно из ее глины были созданы первые фарфоровые изделия), ее месторождений не хватало для масштабного производства. Поэтому на разрастающейся фабрике Храпунова-Новаго для изделий использовали каолин Глуховского месторождения, иногда азовский или же зарубежный. Полевой шпат привозили из Финляндии, а кварц из Котельников. Помимо прочего в производство пускали и бой фаянсовой и фарфоровой посуды, измельченный до состояния порошка.

    Чайная пара, фарфор, роспись, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго


    В 1898 году на этом, одном из крупных фарфоровых предприятий Гжели, была проведена проверка, которая выявила необходимость новой модернизации и улучшения условий труда. В 1901 году фабрика перешла в собственность сыновей Якова Храпунова-Новаго, Андрея и Ивана. Братья переименовали мероприятие в “Фарфоровую фабрику братьев И. и А. Храпуновых-Новых” и в 1902 году завершили мероприятия по его модернизации.

    Чайная пара, фарфор, роспись, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго, Российская империя, 1850-1890 гг.

    Отправьте фото удобным вам способом


      Советский и постсоветский период

      Практически перед самой революции братья продали фабрику “Демократическому товариществу”, управляющему предприятием совсем недолго. В 1918 году фабрика была национализирована. И снова поменяла свое название, превратившись в завод “Товарищество быв. Храпуновых”.

      Какое-то время на заводе выпускали изделия по старым формам. Однако ручная роспись была заменена на деколь, и декор стал гораздо лаконичнее.

      Чайные пары из детского сервиза, фарфор, деколь, золочение. Кузяевский фарфоровый завод, СССР, 1961 г.
      Вскоре предприятие опять переименовали - уже в Кузяевский фарфоровый завод. К сожалению, довольно долгое время говорить о каких-то новых интересных формах или изделиях не приходилось. Все изменилось в послевоенный период.

      Набор десертных тарелок, фарфор, деколь, золочение. Кузяевский фарфоровый завод, СССР, 1961 г.
      Своеобразное возрождение Кузяевского фарфорового завода началось в 1950-х гг.. Тогда были привлечены художники с предприятий, как, например, М. Паламарчук, до этого работавший на первомайском фарфоровом заводе. Одним из мастеров завода была Н. Дагмарелли, являвшаяся главным художником предприятия с 1947-1961 гг.. Именно она создала многие изделия малой пластики, которые сейчас ценятся коллекционерами.

      Статуэтка “Девочка с козленком”, автор - Н. Дагмарелли. Фарфор, роспись, Кузяевский фарфоровый завод, СССР

      В 1971 году прошла очередная модернизация предприятия. Завод продолжал выпускать посуду, ориентированную на внутренний рынок. В этот период в декоре заметно влияние гжельских и дулевских мотивов.

      Чайник, фарфор, кобальт, роспись, золочение. Кузяевский фарфоровый завод, СССР

      Пережив развал Советского Союза, завод закрылся в 2001 г. Причиной этому была конкуренция с китайскими производителями, которую предприятие попросту не выдержало. Объединение “Гжель” его промышленные корпуса, пытаясь возродить производство. Но из этой затеи ничего не вышло. И на данной момент территория завода стоит заброшенной.

      Территория Кузяевского фарфорового завода

      Чашка, фарфор, роспись, золочение. Кузяевский фарфоровый завод

      Отправьте фото удобным вам способом

        Изделия завода и их стилистические особенности

        При братьях Новых фабрика выпускала фарфоровую и фаянсовую посуду: сервизы, тарелки, чайные пары. Также в ассортименте была и мелкая пластика. За вдохновением обращались, в основном, к англичанам и конкурентам. Часто обращались к цветочной теме, к пейзажам, детским сценкам, историческим событиям.

        В этот период продукция фабрики примечательна своими чайными парами в стиле ампир. Форма чашек на своеобразных ножках разнообразна. Она может быть конусообразной, яйцеобразной и цилиндрической. Ручки чаще всего выступают над верхним краем, и их закругленная часть выполнялась в виде розетки.

        Сахарница, фарфор, крытье, роспись, золочение. Фабрика братьев Новых, Российская империя

        Характерны яркие краски, полихромная роспись, позолота, надглазурное крытье. Отличительной чертой также являются детальная прорисовка, повторение главного элемента орнамента в различных вариациях. Поверхность предмета часто делили на зоны, разделяемые позолотой. Рисунки помещали в рамки в виде круга, ромба, прямоугольника и проч. Могли использовать два разных узора, попеременно сменяющих друг друга.

        Чайная пара “Архитектурные мотивы”, фарфор, крытье, роспись, золочение. Фабрика братьев Новых, Российская империя, 1820-1830 гг.

        Помимо полихромной росписи встречаются однотонные портреты царской семьи или пейзажи, выполненные коричневой или черной краской.

        Тарелка, фаянс, подглазурная печать. Фабрика братьев Новых, Российская империя, 1840-ые гг.

        Для малой пластики также характерны яркие цвета. Примером могут служить парные статуэтки курящих “Турка и турчанки” в немного наивном стиле.

        “Турок и турчанка с трубками”, фарфор, роспись. Фабрика братьев Новых, Российская империя, I половина XIX века


        При Храпунове-Новом сначала продолжили подражать ведущим отечественным и зарубежным заводам. Но в дальнейшем смогли выработать собственный стиль, ориентированный на московский и азиатский рынки.

        В этот период отличительной особенностью завода являются ажурная основа предмета и уход от ярких красок к спокойному колориту. Вместо синего, зеленого, красного - розовый и голубой фон. Ручки у чашек теперь делают низкими, в виде завитка или ступенек. Также продолжают использовать растительный орнамент и позолоту. В популярной цветочной тематике намечается упрощение рисунка, который становится обобщенным. Однако форма изделия становится сложнее. Так у чайников и сливочников появляется ребристая поверхность.

        Чашка, фарфор, роспись, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго, Российская империя, 1850-1890 гг.

        Иногда художники фабрики использовали английский прием, создавая сервизы в одном стиле, но с различными декоративными элементами. Появляются и предметы без росписи, украшенные лепным декором.

        Не раз мастера обращались к турецкой тематике, создавая статуэтки, чайницы и кружки в виде голов. Также востребованными были чашки-саксонки, сделанные по мейсенским образцам, и сухарницы с ажурными краями.

        Чайница “Турок”, фарфор, роспись, золочение. Фабрика Храпунова-Новаго, Российская империя

        Наблюдая за развитием фабрики с момента ее создания, можно сказать, что изначально это был довольно посредственный посредственный фаянс и фарфор. Однако к концу XIX столетия появляются, действительно, замечательные вещи.

        Мода конца XIX века на своеобразный тромплей не обошла и фабрику Храпунова-Новаго. Следуя за М.С. Кузнецовым, кузяевские мастера начали создавать шкатулки, масленки и проч. предметы в виде домиков, животных и плодов, при этом виртуозно передавая фактуру дерева, шерсти, кожуры и т.д. Примером может служить великолепная шкатулка “Избушка”.

        Шкатулка “Избушка”. Фабрика Храпунова-Новаго, 1890-1917 гг.

        Обобщая, нужно отметить, что продукция фабрики XIX - начала XX вв. напоминает поповские, гарднеровские и иногда кузнецовские образцы. Эти изделия считаются редкими, и поэтому они очень ценятся на антикварном рынке.

        Советский период интересен работами уже упоминаемой Н. Дагмарелли “Узбечка с корзиной винограда”, “Узбечка с фруктами”, “Старик узбек”, “Пионерка” и др., выполненными в 1940-1970 гг.

        Статуэтка “Пионерка с корзиной”, автор - Н. Дагмарелли. Кузяевский фарфоровый завод, СССР

        Отправьте фото удобным вам способом

          В остальном это были простые цветочные композиции на светлом или белом фоне. Собственно, завод был знаменателен выпуском посуды массового производства, с лаконичным дизайном.

          Набор салатников. Кузяевский фарфоровый завод, СССР

          В 1980-х гг. в декоре появляются и розы-агашки, и виноградные гроздья, отсылающие к гжельской стилистики. Наряду с этим, выпускается посуда экспериментальной современной формы с золотой отводкой.

          Чайный сервиз, фарфор, роспись, золочение. Кузяевский фарфоровый завод, СССР
          Клейма Кузяевского фарфорового завода

          Клейма кузяевского завода довольно многочисленны и разнообразны.

          Сохранились изделия с клеймами периода управления Ивана Новаго.

          Клеймо Ивана Новаго на фарфоре

          Клеймо Ивана Новаго на фарфореКлеймо фабрики Братьев Новых на фаянсе

          Предметы с клеймом Тихона Новаго не сохранились, но зато есть образцы клейм с именем младшего брата Семена.

          Клеймо с именем Семена Новаго
          Период правления сына Семена, Михаила, и Агафьи отмечен несколькими клеймами.

          Клеймо Михаила НовагоКлеймо Агафьи
          Клейма периода Якова Храпунова-Новаго представлены несколькими вариантами, которые менялись в течение времени

          Клейма периода Якова Храпунова-Новаго (а)

          Клейма периода Якова Храпунова-Новаго (б)


          Примеры клейм советского периода Кузяевского фарфорового завода.

          Клейма Кузяевского фарфорового завода периода СССР

          Если у вас возникла необходимость продать фарфор или фаянсовые изделия, нумизматический клуб «Raritetus» может предложить удобный вариант выкупа антикварных и винтажных предметов. Наши специалисты проведут атрибуцию и оценку вашего предмета по присланному фото.

          Отправьте фото удобным вам способом

            Оставить комментарий

             

            Комментарии (всего: 0)



            Похожие статьи
            Завод Ленэмальер: история и клейма. Знаки, подстаканники, зажигалки Ленэмальер 13.05.2024 в 02:09
            Мастерская Николая Абрамовича: где находится, фарфор Николая Абрамовича, статуэтки 16.04.2024 в 09:30
            Патефон (фото): устройство, история, модели. Чем отличается патефон от граммофона 09.04.2024 в 07:22
            Гжель: история возникновения, роспись Гжели, клейма, изделия из гжельского фарфора 03.04.2024 в 02:03
            Монеты субъекты РФ: самые дорогие монеты 10 рублей субъекты РФ и их стоимость 14.03.2024 в 02:47
            Что такое жирандоль, значение слова. Канделябр и жирандоль, в чем разница, фото 06.06.2024 в 07:38
            Что такое потир, как выглядит. Старинные потиры для причастия, фото 19.06.2024 в 12:49
            Граммофон: история, устройство, первые граммофоны, как выглядят, фото 04.07.2024 в 08:21
            Рюмка муха: история происхождения, сколько мл, почему рюмка называется мухой, фото 23.07.2024 в 06:00
            Продажа монет в клубе Raritetus: Профессиональная оценка и выгодные условия скупки 09.08.2024 в 08:35