Русское ювелирное искусство берет свое начало со времен Киевской Руси X-XII веков. С тех времен мастера оттачивали свои навыки и передавали их по наследству от отца сыну вплоть до революции 1917 года. После Октябрьской революции развитие ювелирного дела в России застопорилось. Однако Советское правительство направило много сил на то, чтобы российская ювелирная промышленность не только сохранилась, но и вышла на мировой уровень. Спустя более двух десятков лет в рамках развития ювелирного дела была основана Ленинградская ювелирная фабрика.
История развития Ленинградской ювелирной фабрики
Ленинградский ювелирный завод основан в 1950 году на базе производственной организации ЛенИЗО, которая занималась изготовлением наградных значков, подстаканников и металлических рюмок. 1960-е годы пришлись на самый расцвет завода.
В 1952 году было принято решение возродить технику “скани” (тонкий ажурный узор из меди или драгоценных металлов). Филигранщик с большим опытом П.Л. Фигурнов и потомственный ювелир П.П. Щегольков активно начали обучать молодых работников этому тонкому делу. Техника “скани” еще более повысила спрос на изделия Ленинградской фабрики.
Со дня основания на фабрике трудились целые династии ювелиров, выполняя практически все этапы работ. Так, братья Михаил и Александр Кленовы выполняли работу штамповщиков, эмальеров, граверов и гальваников. Еще один их брат, Иван, создал автомат для “скани”. Более того, вместе с братьями трудились и их жены. Освоив сначала работу штамповщика, а потом и эмальеров, женщины показывали высокие результаты. Позднее ювелирное дело освоили и две дочери Александра Кленова.
Изначально ювелирные мастерские располагались в Мучном переулке. Позже, в 1961 году, создали производственное объединение. К заводу была присоединена Ленинградская ювелирно часовая фабрика. С этого момента производство стало находиться в Мучном переулке и в Гостином дворе. В цехах Мучного переулка производили товары из медного сплава, посуду и серебряные браслеты. В Гостином дворе мастера занимались изготовлением часов и ювелирных украшений из драгоценных металлов.
Благодаря преданности своему делу и высокому энтузиазму мастеров в 1960 - 1970 годы Ленинградский ювелирный завод был на первом месте среди всех ювелирных предприятий Советского Союза.
Ленинградская ювелирно часовая фабрика была основана признанными ювелирами Чистяковым, Фрадкиным и Зельдиным. Эти энтузиасты в 1934 году создали в Ленинграде на улице Герцена, 36, ювелирную мастерскую, которая в 1936 году была реорганизована в ювелирно-часовое производство и перемещена в одно из помещений Гостиного двора.
В 1948 году часовое производство дополнили участком пластмассы. На этом участке работники мастерили камеи для серег, колец и брошей из серебра. Также было налажено производство пластмассовых брошек-жуков со вставками из цветного стекла, пластмассовых пудрениц в серебряной оправе в виде ракушек и цветных однотонных бус.
В те годы ювелирно-часовое производство ютилось в двух комнатках. Мастерам, браслетчикам и золоторям, которых было около сорока, приходилось работать в две смены. Однако очевидцы рассказывают, что люди не роптали и с большим энтузиазмом выполняли свою работу. Производительность мастеров была довольно высокой. В месяц каждый из них изготавливал по 20 штук маркизов и по 30 колец.
В 1947 году при ювелирно-часовом производстве было открыто ремесленное училище. Опытные наставники обучали молодых людей работать с материалом от начала и до конца, оттачивая все шаги производства: от слитка и до готового изделия. При этом практически вся работы выполнялась в ручную. Но и заработная плата была достойной - в среднем 1300 рублей. По ценам того времени это считалось очень хорошим заработком. Для сравнения, сам директор фабрики получал не более 800 рублей.
В качестве наставников молодежи выступали ювелиры высшего класса: Н.А. Озеров, А.С.Коновалов, В.Н. Евдокимов и А.Н. Шибко. Шибко в свое время обучался у Фаберже и сделал множество работ для лучших актеров Александрийского театра. Мастера-наставники обучили не мало отличных работников. Среди которых В.А. Федотов, В.И. Верзин, А.И. Алексеев, Н.И. Дементьев и другие.
Работы Николая Ивановича Дементьева и Алексея Семеновича Коновалова до сих пор хранятся в Государственном Алмазном Фонде.
На первоначальном этапе развития Ленинградской ювелирной фабрики, объединенной с часовым производством, главным художником была Нина Эрнестовна Фогт, которой удалось сохранить технику эмали, используемую еще на ЛенИЗО. В 1958 году ее сменяет не менее талантливый художник В.Г. Поволоцкая. При ней характер изделий значительно меняется. Вместо устойчивого сталинского ампира с вычурными орнаментами изделия приобрели более сдержанный и лаконичный вид с четкими линиями и точками.
Однако новаторский подход Поволоцкой не впечатлил потребителя, и после ее ухода стилистика изделий опять меняется. На фабрике вновь выпускают изделия, эстетически близкие советскому народу. В конце 60-х Ленинградскому заводу начинают поступать экспортные заказы на серебряную посуду с эмалью и изготовление уникальных ювелирных изделий с бриллиантами.
К 1970 году ассортимент изделий завода был достаточно большой. Помимо подстаканников и стопок, выпускали различные столовые приборы, а также большую линейку ювелирной продукции (запонки, браслеты, кольца и т.д.).
Тогда же сформировалось новое производственно-техническое объединение. В состав Ленинградского завода, к которому уже присоединили ювелирно-часовую фабрику, вошло еще одно производство - “Русские самоцветы”. Оно представляло собой гранильную фабрику, основной сферой деятельности которой был выпуск камнерезных изделий.
Теперь три ювелирные фабрики представляли собой одно большое Ленинградское производственно-техническое объединение.
Среди талантливых камнерезов “Русских самоцветов” на фабрике работала Ида Семеновна Буграева, которая принимала участие в создании мозаики для Эрмитажа, и Антонина Алексеевна Самоха, которая вместе с Петром Кремлевым (мастер фирмы Фаберже) принимала участие в создании индустриальной карты Советского Союза из самоцветов.
Еще в 60-е годы на камнерезном производстве выпускали гербы союзных республик, выполненные в виде мозаики, картины и вазы из лазурита, яшмы, амазонита и другие экспонаты для заводского музея.
В 1969 году на камнерезное производство приходит молодой и талантливый Анатолий Кореньков. Он создает ряд уникальных мозаичных брошей и несколько скульптурных композиций. Одна из которых - “Кавалер с кружкой пива” - имела огромный успех на выставках в Лондоне и Париже и в 1993 году в Эрмитаже на презентации работ Фаберже.
Камнерезное производство помимо выпуска товаров для массового потребления специализировалось на изготовлении уникальных ювелирных изделий. Так, в 1987 году, когда Михаил Горбачев подписывал договор о снижения вооружения в стране, для Президента Америки Рональда Рейгана была изготовлена эксклюзивная камея. К этому же событию для подписания документов между СССР и США были выпущены уникальные ручки. А для знаменитого шахматиста Анатолия Карпова из оникса и обсидиана был выполнен уникальный подарочный комплект шахмат.
Кроме этого, мастера камнерезного дела принимали прямое участие в реставрации Храма «Спас-на-Крови»: восстанавливали резные цветочные детали, иконостас и вязь из камня над киотами.
В 1990 году наступает период расцвета русского камнерезного искусства. Специалисты теперь уже объединенных ювелирных заводов, работая над созданием художественных изделий из камня, особо увлечены ювелирным искусством ХIХ-ХХ веков.
В 1991 году завод выпускает небольшую серию мини-скульптур из камня. И чуть позже - уникальное яйцо в честь фирмы Фаберже. Изделие, выполненное из нефрита, “окутанное” ажурной сеткой с вставками из бриллиантов и фианитов, поражало изяществом. Центр яйца украшала композиция из эмали с изображением Карла Фаберже. В 1996 году в честь знаменитого ювелира на входе в Ленинградскую ювелирную фабрику устанавливают монумент Фаберже, который находится там до сих пор.
В конце 90-х Санкт-Петербургское ювелирное производство выводит русскую ювелирную промышленность на новый уровень. Товары вызывают большой интерес у западных ювелиров и активно экспортируются за рубеж.
В 2000-х годах мастера-ювелиры в соавторстве с иностранными дизайнерами выпускают знаменитые коллекции драгоценностей “Атлантида” и “Рассвет на Балтике”. Эти коллекции еще больше прославили Ленинградскую фабрику и увеличили общее количество производственных заказов.
В 2015 году руководство фабрики решает возобновить проект по добыче изумрудов на Урале, в небольшом поселке Малышево Свердловской области.
На рисунке ниже показана схема развития “Русских самоцветов”.
Технологии производства, талант дизайнеров и руки умелых мастеров обеспечили ювелирному заводу “Русские самоцветы” признание и популярность во всем мире. В 1937 году на выставке в Париже была представлена карта Советского Союза, выполненная в виде мозаики из самоцветов, которая поразила зрителей своим великолепием.
В дальнейшем “Русские самоцветы” неоднократно занимали призовые места выставках. Так, в 1955 году завод был награжден национальной премией “Золотой Меркурий”. В 1997 получил гранд на изготовление столовых приборов и посуды для Кремля. А в 2015 году на выставке “Junwex Москва” “Самоцветы” представили уникальную коллекцию ювелирных изделий с малышевскими изумрудами.
Компания и сейчас уверенно стоит на ногах. Ее продукция пользуется неизменным спросом. Однако нумизматы и антикварные магазины более всего ценят изделия Ленинградского ювелирного завода, произведенные до 2000 года.
Клейма Ленинградской ювелирной фабрики по годам
С 1953 года и по 1960 на изделиях Ленинградской фабрики ставили клейма в виде выбитых первых букв именника, к которым добавлялась одна цифра года. Например, на изделиях 1953 года выпуска было выбито ЛФ3, на изделиях 1954 года - ЛФ4
На серебряные изделия проставлялось клеймо пробы, а на металлических выбивалось слово “металл”.
Начиная с 1961 года, когда к заводу уже присоединили Ленинградскую ювелирно-часовую фабрику, клеймо оставалось прежним. Только вместо слова “металл” ставилась одна буква “М” - ЛФ3М.
Вероятно, в связи со сменой штампов клейма на изделиях несколько видоизменялись.
С 1970 года, когда произошло слияние фабрик в одно объединение “Русские самоцветы”, на изделиях цифру года стали проставлять перед буквами “Л” и “Ю”.
С 1972 года на клеймах металлических товаров перестали указывать год.
Первые буквы именника “Л” и “Ю” на клейме “Русские самоцветы” использовали вплоть до 1981 года. С 1981 в производстве стали использовать новые клейма.
Если вы хотите продать ювелирные украшения или предметы быта знаменитой Ленинградской фабрики, клуб “Раритетус” готов их оценить и приобрести. Оценка товаров возможна онлайн по фото.