Мебель 1950-70-х гг. сохранилась во многих интерьерах. Но, если раньше она воспринималась как что-то неинтересное, то сегодня ее активно используют для оформления квартир, кафе и ресторанов и др. Лаконичность, строгая геометрия, выразительные линии и яркие оттенки – все это отличает мебель этого периода. Она способна оживить интерьер, став его доминантой, вписавшись в схожее окружение или выделившись на контрасте. Стулья, комоды, столы и другие виды мебели производились во многих странах Восточной Европы: от ГДР и Чехословакии, до Венгрии и Румынии. До сих пор коллекционеры и дизайнеры с азартом ищут мебель этого периода на винтажных рынках и в антикварных салонах.
Предыстория
Традиции в обработке дерева и создания из него мебели сформировались в Чехословакии еще во времена Австро-Венгерской империи. В 1918 г. Чехословакия обрела независимость. Однако, это важное политическое событие никак не отразилось на международной торговле. Чешские предприниматели продолжали активно взаимодействовать с австрийскими бизнесменами. Часто достижения и новшества, разработанные последними, заимствовались и быстро проникали на территорию Чехословакии. В результате, по образцу изделий из Австрии, местными мастерами создавалась прекрасная мебель: стулья, кресла, диваны и др. Следующим важным этапом в истории страны можно назвать оккупацию Чехословакии немецкими войсками в 1939 году. Власти Третьего Рейха объединили территории: Австрию, Богемию и Моравию.
После Второй мировой войны Чехословакия вошла в блок социалистических стран. Несмотря на это, она сохранила свои взаимоотношения с Австрией. Последняя в послевоенный период являлась одной из ведущих стран, влиявших на развитие дизайна интерьера. Кроме того, в это время творил известный австрийский художник, Освальд Гердтль. В 1950-е гг. он создал множество интерьеров венских ресторанов и магазинов, а также стал автором некоторых архитектурных проектов. Помимо названного выше, Гердтль был создателем выдающихся проектов различных видов мебели, элементов интерьера, а также посуды. Его работы до сих пор считаются важным этапом в развитии дизайна XX века. Неудивительно, что ЧССР стремилась всеми силами получить доступ к проектам Освальда Гердтля. В итоге, они добились своего, и республика получила лицензию на работы дизайнера и смогла приступить к производству мебели по его образцам.
История «LIGNA»
В Чехословацкой Республике в середине XX века работало множество мебельных фабрик. Среди фирм, связанных с выпуском деревянных изделий, была марка «LIGNA» («Лигна»), созданная в 1949 г. Она стала ведущей компанией по продвижению чешских товаров как на внутреннем, так и на международном рынке. «Лигна» была главным предприятием по импорту и экспорту продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Ее главный офис со временем переместили в Прагу, в прекрасное здание на Вацлавской площади. При этом, важно, что сама компания «Лигна» не производила мебель, выступая только в качестве поставщика. Фирма курировала работу мебельных предприятий Чехословакии, а также обеспечивала поступление их изделий в страны Европы и в СССР. Таким образом, изделия «Лигна» не ограничиваются одной фабрикой, а создавались по всей территории ЧССР. Компания процветала вплоть до Бархатной революции 1989 года. После этого государственное предприятие «Лигна» перешло в частную собственность, обретя статус акционерного общества. Компания продолжила работать с деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукцией. Но, постепенно, рынок экспорта начал сокращаться. Фирма была реструктурирована, сменив профиль и занявшись операциями по сдаче в аренду различного рода помещений.
Продукция фабрик «Лигна»
В 1950-х гг. начался расцвет мебельного дизайна в Чехословакии. Этот период отмечен созданием новых оригинальных форм изделий, а также появлением в художественной среде важных для этого периода мастеров. Среди известных дизайнеров ЧССР можно назвать Антонина Шумана, Мирослава Навратила, Франтишека Ирака и Иржи Ироутека.
Наибольшую известность мебели из Чехословакии принесла Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе, ставшая первой крупной выставкой после Второй мировой войны. Многие спешили посетить это событие, чтобы увидеть одну из его главных достопримечательностей – Атомиум, символ атомного века. Однако, настоящие ценители дизайна и выдающиеся специалисты спешили в чехословацкий павильон, наполненный стильной мебелью. ЧССР создала великолепную экспозицию, удостоенную жюри многочисленными наградами. Этот момент стал отправной точкой для нового стиля интерьера. В англоязычной литературе его принято называть «модерном середины века» (mid-century modern»), но в Чехословакии он известен как «брюссельский».
Особенно важно уделить внимание стульям, созданным на предприятиях «Лигна». Их дизайн очень минималистичный: деревянный каркас простых форм, часто с обтянутым плотной тканью сидением. Тем не менее, чехословацкие дизайнеры смогли разработать новый подход к предметам повседневного использования, сравнимый, по сути, с работами представителей Баухауса. Изящные изгибы сочетаются в этих предметах с удобством, учитывающим анатомические особенности человеческого тела. Эти элегантные стулья являются продолжением линии в искусстве, заданной на рубеже XIX-XX веков стилем модерн. Однако, на новом витке истории, он был преобразован идеями функционализма и трансформировался, приобретя те самые формы, которые мы видим в чехословацком дизайне середины прошлого столетия.
Компания «Лигна» активно экспортировала изделия мебельных фабрик Чехословакии не только в Европу, но и в СССР. Эти предметы интерьера влюбили в себя советскую публику. Именно поэтому до сих пор их можно встретить в квартирах, куда они перешли по наследству из XX столетия. В частности, это, конечно чешские стулья. Они были выполнены из таких пород дерева, как бук, дуб и др., а их сидения обтянуты очень качественными тканями со стильными орнаментами. Вплоть до сегодняшнего дня коллекционеры, ценители старинной мебели и современные дизайнеры активно разыскивают мебель «Лигна» на блошиных рынках и в антикварных магазинах.
Маркировка мебели предприятий «Лигна»
Изделия мебельных компаний, реализовавших свою продукцию через фирму «Лигна», маркировались следующим образом. На мебели размещалась бумажная этикетка. Обычно на ней помещали логотип компании, адрес, производитель и штамп технического контроля. Если необходимо установить конкретный тип изделия или узнать дополнительную информацию о нем, то в этом помогут каталоги мебели. После того, как становится понятен производитель, обращение к каталогам позволит определить не только тип изделия, но также его серию и номер. Конечно, не только маркировка может служить ключом к определению времени создания предмета и изготовителя. Если этикетка утрачена, основным ключом к атрибуции предмета мебели становится его форма. В большинстве случаев, изделиям может потребоваться реставрация, однако, от этого они не становятся менее ценными. Если вы хотите продать чехословацкую мебель, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку мебели, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить их и предложат выгодную цену.