- История появления мейсенского фарфора
- Бёттгеровский период
- Герольдовский период
- Скульптурный период
- Период классицизма
- Период Марколини
- XIX - XX вв.
- Фарфор «Meissen» в России
- Мейсенский фарфор сегодня
- Происхождение клейма фирмы Мейсон
- «Годовые знаки», брак и подделки
Cуществует много брендов, услышав о которых, мы сразу представляем, о чем речь. Если разговор заходит о мейсенском фарфоре, то в голове возникает множество ассоциаций со старинными фарфоровыми изделиями высочайшего качества. Даже если вы никогда не держали в руках мейсенский фарфор, вы все равно скорее всего имеете представление о том, что это такое. С чем же связана такая огромная популярность этой немецкой марки, и как она появилась?
История зарождения фарфоровой мануфактуры в Мейсене
А вы знали, что история создания мейсенского фарфора начинается в Дрездене? Своим появлением знаменитый твердый фарфор «Meissen» обязан загадочной науке алхимии. В 1709 г. немецкий ученый и химик Иоганн Фридрих Бёттгер пытался найти знаменитый философский камень и разгадать секрет превращения простых металлов в золото.
Спустя несколько лет безуспешных попыток он так и не получил золото, но совместно с химиком Вальтером фон Чирнхаусом создал рецепт белоснежного полупрозрачного фарфора. Его открытие произвело фурор, а получившийся материал был оценен Курфюрстом Августом II Сильным выше любого золота – правитель был большим почитателем изделий из фарфора. Дело в том, что посуда из подобного тончайшего белого фарфора в то время импортировалась в Европу из Китая и Японии. Недаром фарфор, привезенный с Востока европейцы называли «белым золотом» - он стоил очень больших денег, и ни один мастер не мог разгадать китайский секрет хрупкого материала. Как оказалось, секретом изготовления была белая глина (каолин), а ее залежи находились недалеко от немецкого города Дрездена. Первые фарфоровые изделия производили именно там, а уже спустя год, в 1710 г. по приказу курфюрста Августа Сильного в замке Альбрехтсбург в Мейсене, в нескольких милях к северу от Дрездена, была основана первая фарфоровая фабрика в Европе.
Пора экспериментов. Бёттгеровский период (1708 – 1719 гг.)
Период с 1708 г. по 1719 г. получил название Бёттгеровского - по имени создателя фарфоровой массы. В эти годы Иоганн Фридрих Бёттгер проводил многочисленные опыты и эксперименты со своим изобретением, пока наконец ему не удалось получить крепкий и жаропрочный твердый белый фарфор, который одновременно выглядел очень тонким и воздушным. Первое время, следуя увлечениям Высшего света культурами Востока, художники мануфактуры Meissen расписывали изделия восточными узорами, скопированными с японского фарфора или использовали образцы китайской посуды.
В этот период на саксонской фарфоровой фабрике создаются красивейшие сервизы и посуда для королевской семьи. Сегодня эти изделия считаются произведениями искусства и хранятся в мировых музейных собраниях, например, в музее Виктории и Альберта (Лондон), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), галерее Цвингер (Дрезден).
Герольдовский «живописный» период в истории мейсенского фарфора (1723 – 1745 гг.)
Начиная с 1723 г. и по 1745 г. в истории мейсенского фарфора наблюдается особый интерес к художественной росписи. Это было связано с именем выдающегося немецкого художника Иоганна Грегора Герольда, который был приглашен в качестве придворного живописца курфюрста Августа Сильного, но затем сосредоточил всю свою деятельность на росписи фарфора и был назначен главой фабрики. На этом поприще Геральд достиг потрясающих результатов и тем самым принес немецкому фарфору европейскую славу.
Герольд усовершенствовал технологию росписи и рецепты красок, улучшил формулу самой фарфоровой массы. При нем изображения на фарфоре стали играть не только декоративную функцию, но превратились в произведения искусства.
В этот период фабрикой Meissen выпускаются предметы не только для королевской семьи, но и для продажи. Ассортимент включал фарфоровую посуду, сервизы, фигурки, подсвечники, а также туалетные и письменные принадлежности. Самыми выдающимися произведениями фарфорового искусства считаются вазы и посуда, расписанные Иоганном Геральдом и его подмастерьями в китайском или японском стиле.
Именно благодаря увлечению общества искусством китайских росписей в 30-х годах XVIII века в цехах мануфактуры Мейсен зародился известный «Луковичный узор» (Zwiebelmuster). Пытаясь скопировать с китайских росписей изображения тропических фруктов – гранатов, персиков, лимонов, - немецкие мастера, никогда не видевшие этих диковинок, изобразили их так, что они скорее напоминали луковицы.
Пластичность форм - скульптурный период
Каждый мастер, поступавший на завод в Мейсене, привносил в работу что-то новое. Так же произошло с приходом Иоганна Кендлера на должность руководителя модельной мастерской. При нем роспись фарфора отошла на второй план, снова став декоративной, а главную роль получила форма и пластика фарфора. Плавные изгибы и витиеватые формы были очень характерны для бушующего стиля рококо. Кендлер не только добавил множество декоративных элементов при создании посуды, но также создал ряд скульптурных композиций и коллекций, например, «Времена года», «Дети-комедианты», «Четыре части света».
- По заказу Августа Сильного специально для оформления Японского дворца в Дрездене скульптор создал «Зверинец» - целую серию скульптур животных из белого фарфора.
- Еще одно выдающееся творение Иоганна Кендлера – серия фарфоровых скульптур «Обезьяний оркестр» или «Обезьянья капелла», изготовленная для Маркизы де Помпадур в 1753 г.
- Самый знаменитый сервиз Кендлера - «Лебединое озеро». Художник потратил на его создание 4 года, и сегодня каждый предмет, декорированный росписью и фарфоровой лепниной, можно считать истинным шедевром.
От буйства форм к строгой классике
На смену стилю рококо пришел классицизм и принес с собой моду на строгие формы и спокойный декор. В 1762 г. период в Мейсен был приглашен француз Мишель-Виктор Асье, который во многом изменил подход к производству фарфора. Это было связано с новомодными течениями - покупатели предпочитали матовые изделия из бисквитного фарфора, которые напоминали древнегреческие скульптуры. Роспись фарфоровой посуды также стала более строгой и менее вычурной, без излишних деталей. Семилетняя война, которая продлилась с 1756 по 1763 гг. тяжело сказалась на деятельности мейсенской мануфактуры. Объемы выпуска фарфора значительно снизились, нечем было оплачивать труд рабочих, и фабрика оказалась на грани банкротства. Период послевоенного кризиса также совпал с бурным развитием других европейских фарфоровых мануфактур. Фабрике Meissen приходилось конкурировать с производствами в Севре (Франция) и Вене (Австрия), а также с английской мануфактурой Wedgewood.
Некоторое время Асье работал с Кендлером и, будучи его учеником, перенял технику изготовления фарфора и внес свой вклад в декор и роспись. Герои его фарфоровых композиций были «одеты» в соответствии с модными трендами XVIII века, а сами фигурки изображали забавные сценки, в которых была и мораль, и любовные интриги, пользовавшиеся огромной популярностью в обществе.
В 1772 г. Императрица Екатерина II заказала фарфоровую композицию из 40 аллегорических и мифологических фигур. Так называемая «Ораниенбаумская серия» была создана в ознаменование победы в Русско-турецкой войне. Сегодня она хранится в коллекции Государственного Эрмитажа.
Судьба мануфактуры после семилетней войны. Период Марколини (1774—1813 гг.)
Всячески поддерживать производство в этот период старался новый глава Мейсенского фарфорового завода Камилло Марколини. Тяжелые времена заставляли перейти в режим строгой экономии, но даже из этой ситуации Марколини сумел найти выход. Ему во многом помог изменившийся культурный климат - эпоха рококо сменилась классицизмом, что было очень кстати, ведь классические формы требовали меньше лепнины, декоративных элементов, росписи и позолоты. Скульптуры делали из белого бисквитного фарфора, который напоминал мрамор, а пышные росписи уступили изящным цветочным узорам.
В этот период Мейсенским заводом были запатентованы отдельные шаблоны, к примеру, «Рембрандтовский тюльпан» или «Sepia Bouquet». Необходимость экономить краску ставила новые задачи перед художниками, и они великолепно с ними справлялись, изобретая новые приемы. Именно так появилась знаменитая техника «en grisaille» (гризайль), когда роспись осуществлялась в оттенках одного цвета – серый, сепия. Такой однотонный и минималистичный дизайн пришелся по вкусу покупателям, так как фарфоровые изделия напоминали модные гравюры.
Мейсенский фарфор в XIX - XX вв.
После смерти Камилло Марколини на мейсенской фабрике начался период застоя. В XIX веке практически не разрабатывались новые формы и узоры, для создания посуды использовались старые шаблоны, а скульптуры отливали по уже имеющимся формам. Вторую жизнь в изделия фабрики Meissen вдохнул художник и скульптор Пауль Шойрх. Многие его работы стали знаковыми и приобрели большую популярность – всего в 1913–1937 гг. он создал более ста моделей, среди которых такой шедевр фарфорового искусства как «Русский балет», ставший знаковым благодаря увлечению европейского общества «Русскими сезонами» Сергея Дягилева.
В XX веке мастера мейсенской фабрики старались все еще следовать старинным традициям, но не могли игнорировать новые художественные течения, захватившие Европу. Под руководством художника и скульптора Эмиля Пауля Бёрнера в цехах создавались многочисленные изделия в стиле ар-деко. Разработанные им для завода в Мейсене неповторимые формы ваз и цветочных росписей вошли в историю европейского фарфора эпохи модерна.
Популярность мейсенского фарфора в России
Мейсенский фарфор был популярен не только в Европе – слава о нем дошла до Российской Империи и до самой Императрицы Екатерины II. Среди представителей аристократического сословия появилось много заказчиков дорогой и изысканной посуды. По некоторым данным около 40% всей продукции фабрики экспортировалось в Россию. Большая коллекция мейсонского фарфора хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
Мейсенский фарфор в наше время
Сегодня фарфор Meissen находится в центре внимания коллекционеров и исследователей, а многие изделия можно увидеть в музейных собраниях по всему миру. Фабрика по производству фарфора работает в Мейсене по сей день, где преемники саксонских мастеров вручную создают посуду и фигурки по тем же рецептам, что и 300 лет назад. Современный мейсенский фарфор создается и старинным шаблонам, и приобретает совершенно новые формы.
Фигурки мейсенского фарфорового завода
На современном антикварном рынке можно встретить много изделий производства Meissen. Можно с уверенностью сказать, что их цена будет очень высокой. Стоимость может достигать нескольких миллионов, в зависимости от сохранности, тиража и года выпуска. Фарфоровые статуэтки продаются в антикварных магазинах и на онлайн-аукционах. Очень высоко ценятся работы Иоганна Кендлера в хорошей сохранности. Высокий прайс можно объяснить тем, что все скульптуры из фарфора существуют в ограниченном тираже и расписывались вручную - создание фарфоровых статуэток могло занимать до полутора месяцев. Небольшие фарфоровые фигурки из различных тематических серий можно купить по менее высокой цене.
Посуда и сервизы фабрики Meissen
Так как посуда производилась на мануфактуре Мейсен в несколько больших объемах, чем фигурки, сегодня можно найти множество чайных пар, молочников, тарелок, в целый сервиз будет стоить гораздо дороже. Многие из настоящих ценителей фарфора проводят годы, чтобы найти парное блюдце к чашке или наоборот. Ценность изделий также зависит от коллекции и времени создания. К примеру, одна тарелка из знаменитой «Лебединой серии» Иоганна Кендлера XVIII века может стоить столько же, сколько целый сервиз XX века . Чем современнее посуда, тем ниже ее цена.
На официальном сайте фарфорового завода в Мейсене и сегодня можно найти и купить те же современные аналоги скульптур и посуды, что производились в XIX веке. Антикварными их назвать нельзя, но, тем не менее, это все равно Meissen!
Клейма мейсенского фарфора
Клеймо фарфора Meissen - два скрещенных меча – одно из самых узнаваемых в мире. За 300 лет существования мейсенской фабрики оно претерпело лишь незначительные изменения, хоть и появилось не одновременно с учреждением мануфактуры, а только в 1722 г. Первыми обозначениями на фарфоровых изделиях были слова Augustus Rex (AR) – предметы с такой маркировкой предназначались исключительно для курфюрста, его семьи и почетных гостей.
В 1722 году инспектор завода Иоганн Штейнбрук взял за основу герб Курфюрста Саксонского, на котором было изображено два скрещенных меча, и предложил то самое клеймо, которые мы видим на мейсенском фарфоре по сей день. В разные годы существования фабрики клеймо менялось или дополнялось:
1720-1723 гг. – AR (Augustus Rex);
1723 – 1725 гг. – K.P.M. (Königliche Porzellan Manufaktur) и два скрещенных меча с прямыми рукоятками;
1725 – 1732 гг. – рукоятки мечей стали изогнутыми;
с 1762 г. – под скрещенными рукоятками появилась точка. Этот период получил название «точечного»;
с 1774 г. – при Камилло Марколини точку под рукоятками заменила звездочка;
1815 – 1924 гг. – более ста лет клеймо оставалось неизменным – только два скрещенных меча;
1924 г. – 1934 гг. – снова появляется точка, но теперь над скрещенными лезвиями;
с 1970 г. – название Meissen становится частью клейма.
«Годовые знаки», брак и имитации – как отличить подделку от оригинала
Помимо клейма с 1948 года на мейсенскую посуду и скульптуры наносились особые «годовые знаки» - буквы или символы, которые выдавливались прямо в фарфоровом тесте, и сегодня помогают определить год создания того или иного изделия.
Клейма мейсенского фарфора позволяли не только определить подлинность того или иного фарфорового предмета, но также несли в себе информацию о браке или изъяне. Так как все изделия на фабрике Мейсана создавались и до сих пор создаются вручную, на каждом этапе осуществлялся строгий контроль качества. Когда брак обнаруживался до обжига, то мечи перечеркивались одной линией, чтобы отметить экземпляр с бракованным корпусом. Изъян в росписи отмечался несколькими линиями – чаще двумя. Но такие предметы не уничтожались, а находили спрос среди частных художников, и сегодня благодаря своей уникальности они пользуются большим спросом среди коллекционеров.
Стоит ли говорить, что появлялось огромное количество подделок и имитаций мейсенского фарфора. Пользуясь популярностью мейсенского фарфора и узнаваемым клеймом, многие производители пытались вводить покупателей в заблуждение и ставили очень похожие или аналогичные клейма на свою продукцию. Некоторые хитрецы также использовали в качестве названия города Meissen, которое, благодаря фарфоровой мануфактуре, было неким гарантом качества и могло легко запутать неискушенную публику. Если вы хотите купить подлинные изделия из мейсенского фарфора, то рекомендуем обращаться только в проверенные магазины. Антикварный интернет-магазин «Однажды» предлагает покупателям более 10 000 предметов XIX и XX веков, в том числе и мейсенский фарфор. Все товары магазина проверены профессиональными экспертами на предмет подлинности.
Если у вас дома есть мейсенский фарфор, который вы по какой-то причине хотите быстро и выгодно продать, то Антикварный клуб «Раритетус» предлагает удобный сервис по оценке и выкупу антикварного фарфора. Мы предлагаем услуги по онлайн-оценке фарфора. Это удобно, так как вам не придется подвергать посуду или статуэтки дополнительному риску при перевозке. Вам достаточно прислать фото в хорошем качестве, на котором будет видно клеймо, а также изъяны, если они имеются, а наши специалисты смогут произвести оценку и предложить вам выгодную цену.