- Паровозы на монетах
- Поезда на монетах
- Железная дорога на монетах
- Монета "Поезд победы"
- Серия "170 лет российским железным дорогам"
- Серия "100 лет Транссибирской магистрали"
- Серия "40-летие начала строительства БАМ"
Коллекционерами железнодорожной тематики является достаточно большое число нумизматов. Больше всего любят монеты с локомотивами, паровозами, тоннелями в странах Западной Европы (например, Германия). Среди собирателей бон существует отдельное направление «Железнодорожная бонистика», и его приверженцы не только выискивают банкноты, но и не проходят мимо самых необычных и удивительных монет по той же теме.
Удивительно, но первая рельсовая дорога была вовсе не железной. Трёхкилометровый путь проложили в начале семнадцатого века между посёлками Уоллатон и Стрелли. По деревянным рельсам могучие лошади тянули повозки, гружёные углем. После выработки месторождений шахты закрылись. С ними канул в вечность и рельсовый путь. Первенцем железных дорог России считается «Чугунный колесопровод» Петрозаводска, построенный в 1788 году на Александровском заводе. А первой пассажирской железной дорогой числится маршрут между Уондсвортом и Кройдоном (Англия), открытый в 1801 году. Тянули вагоны с пассажирами всё те же кони.
Монеты "Паровозы"
В память 200-летия создания первого паровоза Королевский монетный двор отчеканил биметаллические 2 фунта стерлингов. Изобретением паровоза мы обязаны Ричарду Тревитику. Но его открытие случилось слишком рано. Дороговизна железа не позволяла использовать его для изготовления рельс, а чугунные пути разрушались, если на них водружали тяжёлую паровую машину на колёсах. Поэтому приоритет в этой области достаётся Джорджу Стефенсону. В период 1812-1829 гг. ему не только удаётся разработать удачные конструкции колёсных машин, ведомых паром, но и уговорить богатых владельцев рудников проложить пути из Дарлингтона к Стоктону (40 километров). Детище Стефенсона «Ракета» сумело превзойти конкурентов и обеспечить движение на маршруте Манчестер — Ливерпуль (56 километров). Именно «Ракету» отчеканил остров Мэн на одной из монет серии в честь 125-летнего юбилея начала железнодорожного движения.
Паровозы давно не курсируют по современным рельсовым магистралям. Но они символизируют ушедший век открытий в области механики и физики, заложивших создание современных транспортных средств. Как памятный символ, они часто появляются на денежных знаках. Пьедестал почёта по количеству выпущенных монет с паровозами занимают Куба, Маршалловы острова, а также острова Тёркс и Кайкос. Последним принадлежит серия 1996 года из 10 двадцатидолларовых монет, собравших вместе знаменитые паровозы, среди которых «Летящий шотландец», «Принцесса Елизавета» и «Утренняя звезда». В этом же году Маршалловы острова делают похожую по содержанию серию, но уже из 11 монет. В её составе мы увидим легендарные составы «Royal Hudson» и «Ласточка».
Монеты "Поезда"
Разумеется, достижения современной техники также запечатлены на монетах. Отметим памятный набор Японии в честь 50-тилетия скоростных поездов «Синкансен». Комплект образуют девять монет 100 иен «Tokaido», «Sanyo», «Tohoku», «Joetsu», «Hokuriku», «Akita», «Yamagata», «Kyushu» и «Hokkaido». Выпуск производился в течение двух лет (2015 и 2016 гг.). Началось высокоскоростное движение в октябре олимпийского 1964 года. Первый поезд курсировал между Осакой и Токио, где с 10 по 24 октября 1964 года и проводились спортивные соревнования. За поразительную скорость японцы дали «Синкансену» прозвище «поезд-пуля».
Современный состав отчеканен на монетах Гибралтара. В 1993 году выпущены 14 экю из серебра и аналогичная монета 2,8 экю из медно-никеля. На них мы увидим в разрезе тоннель под Ла-Маншем, по которому следует скоростной поезд. По евротоннелю из Лондона до Парижа можно доехать всего за два с четвертью часа (непосредственно в тоннеле состав проводит примерно полчаса). Поезда, ведомые электричеством, есть на монетах Австрии и Швейцарии.
Монеты "Железная дорога"
Полтора века железнодорожного движения Швейцария отметила оригинальной монетой, на лицевой стороне которой представлено колесо вагона, а на оборотной – колесо локомотива. Серебряные монеты Кубы 10 песо запечатлели юбилеи открытия движения по рельсовым путям Швейцарии, Германии и Австрии. «Ракету» Джефферсона мы увидим и на кубинском песо 1989 года «160 лет первой железной дороге в мире». Не осталась в стороне и Словения. Для приверженцев благородного металла в 1996 году выпустили золотые 5000 толаров. И одновременно латунные 5 толларов с тем же сюжетом. Обе монеты с изображением паровоза посвящены 150-летию железных дорог Словении. Фрагменты железнодорожных путей тоже запечатлены на монетах. Кроме тоннелей это необычные или красивые мосты. Например, фунт 2004 года имеет на реверсе изображение железнодорожного моста в Шотландии.
Если вы желаете отыскать паровоз на оборотной монете, тогда придётся искать 200 рейсов Бразилии. К счастью для собирателей в течение трёх лет (1936-1938 гг.) её общий тираж составил 14 549 000 экземпляров. Но вернёмся к коллекционным экземплярам. Любители новогоднего волшебства в мультфильме «Полярный экспресс» могут попробовать поймать его, приобретя рождественские 50 пенсов 1984 года острова Мэн. На этой ежегодной монетке всегда присутствует Санта-Клаус с подарками. На этот раз в помощь ему придали могучий паровоз.
Монета "Поезд Победы"
Схожий паровоз, но в цветном исполнении, можно увидеть на 1000 франках Камеруна 2018 года, приуроченных к футбольному чемпионату. Носовую часть локомотива венчает футбольный мяч. Он же занимает почти всё поле аверса. Монете дали гордое название «Поезд Победы». Интересно, что в России выражение «Поезд Победы» относится к ретро-составам военных лет, которые в начале мая совершают пробег по отечественным путям сообщения. Зрители, пришедшие посмотреть на прибытие этого состава, словно переносятся в послевоенный период, когда вот так же массово и многолюдно по велению души встречали фронтовиков. В серии почтовых марок «Оружие Победы» нашлось место четырём бронепоездам. Появятся ли они когда-нибудь в составе серии монет с тем же названием, пока неизвестно.
Монеты "170 лет российским железным дорогам"
В России общественная железная дорога впервые появилась в 1837 году. Состав курсировал между столицей, Царским Селом и Павловском. До строительства Царскосельской дороги власти сомневались, возможна ли вообще эксплуатация железнодорожного транспорта в суровом климате России. Старинный локомотив и современный поезд вместе с маршрутом от Петербурга до Павловска мы видим на килограммовой серебряной сторублёвке.
Номинал 25 рублей показывает железнодорожные пути, как важнейшую способность связать между собой такие крупные города Российской империи, как Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Варшаву и Москву. Кроме паровоза мы увидим на реверсе портрет Александра Людвиговича Штиглица - придворного банкира, обеспечившего удачное размещение за рубежом нескольких процентных займов на строительство Николаевской железной дороги.
Монеты "100 лет Транссибирской магистрали"
Самой длинной железной дорогой мира пока остаётся Великий Сибирский Путь, знакомый нам под названием Транссибирской магистрали (9288,2 км). На его вековой юбилей в 1994 году Банк России выпустил серию коллекционных монет, объединённых изображениями герба Сибири и эмблемой Министерства путей сообщения. Коллекционеры золотых монет несомненно отметят 25 рублей (900-я проба, 3,79 грамм чистого металла). На реверсе мы увидим рельефное изображение горного массива, тоннеля и выходящего из него состава.
25 рублей 1994 года посвящены этапам строительства. На реверсе показана укладка полотна железной дороги среди тайги. За бригадой рабочих стоит готовый к движению состав (на это указывает шлейф дыма из паровозной трубы). Монета изготовлена из серебра 900-й пробы (155,5 грамм чистого металла).
Третья монета серии представляет унцию серебра (31,1 грамм чистого металла). Центром художественной композиции является мост через Обь, по которому следует поезд. На дальнем плане размещена карта исторической части Транссиба от Челябинска до Владивостока (примерно 7000 км). Примечательно, что полную электрификацию пути закончили лишь к 2002 году.
Монеты "Начало строительства Байкало-Амурской магистрали"
Ещё одной железнодорожной серией можно назвать «40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали», выпущенной в 2014 году. В её состав входят золотые 50 рублей (999-я проба, вес - 7,78 г) и серебряные 25 рублей (925-я проба, вес чистого металла - 155,5 г). В 70-е годы прошлого столетия БАМ имел статус всесоюзной стройки, на которую ехала молодёжь со всей страны. Именно профили строителей (мужчины и женщины) запечатлены в золоте на фоне моста через реку среди сопок. Рабочих на укладке пути мы увидим и на серебряной монете.
Сейчас на телефонах очень популярна игра, где мальчик бегает по поездам и собирает монетки. Насколько бы она стала интересней и увлекательней, если бы среди безликих и безымянных золотых кружочков встречались монеты с изображением паровозов и поездов. Тогда активные участники игры постепенно обретали бы не только очки, но и нумизматический каталог, связанный с железной дорогой. Пока его в игру не добавили, обращаем ваше внимание на книгу «Монеты железнодорожной тематики» (авторы - Иванкин Федот Федотович и Рученькин Андрей Александрович). В данном издании представлены монеты, которые не только описывают историю железнодорожного транспорта от первых паровозов до современных скоростных экспрессов, но и знакомят нумизматов с изобретателями железнодорожной техники, знаменитыми мостами и туннелями, а также государственными деятелями, сумевшими сделать существенный вклад в процесс развития рельсовых магистралей мира.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Последние цены по аукционам на монеты в российских рублях
Фото | Описание монеты | G | VG | F | VF | XF | AU | UNC | Proof |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25 рублей 2007 СПМД железные дороги proof
150 лет со дня учреждения Главного общества российских железных дорог
около
14 223
руб.
| 14 223 | ||||||||
100 рублей 2007 СПМД железные дороги proof
170 лет российским железным дорогам
около
43 763
руб.
| 43 763 | ||||||||
3 рубля 1994 ЛМД мост proof
100 лет Транссибирской магистрали мост через реку Обь
от
1 274
до
4 623
руб.
| 4 623 | ||||||||
25 рублей 1994 ЛМД укладка proof
100 лет Транссибирской магистрали укладка
около
11 203
руб.
| 11 203 | ||||||||
25 рублей 1994 ЛМД тоннель proof
100 лет Транссибирской магистрали Байкальский тоннель
от
12 069
до
18 000
руб.
| 12 069 | ||||||||
25 рублей 2014 СПМД БАМ proof
40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали
около
19 100
руб.
| 19 100 | ||||||||
50 рублей 2014 СПМД БАМ proof
40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали
около
50 187
руб.
| 50 187 | ||||||||
3 рубля 2015 ММД Владивосток proof
здание железнодорожного вокзала, г. Владивосток
около
4 427
руб.
| 4 427 | ||||||||
25 евро (euro) 2004 Земмеринг Австрия
150 лет железной дороге Земмеринг | - | - | - | - | - | - | - | - | |
10 евро (euro) 2010 D железная дорога Германия
175 лет железной дороге в Германии
от
676
до
1 032
руб.
| - | - | - | - | 676 | - | 874 | 1 032 | |
5 евро (euro) 2010 железная дорога Бельгия
175 лет железной дороге в Бельгии
около
2 366
руб.
| - | - | - | - | - | - | - | 2 366 | |
200 крон (korun) 1998
150 лет словацкой железной дороге
около
1 504
руб.
| - | - | - | - | - | - | 1 504 | - | |
100 йен (yen) 2015 Хокурику Япония
50 лет Скоростной железной дороге - Хокурику
около
323
руб.
| - | - | - | - | - | - | 323 | - | |
2 рупии (rupee) 2003 ♦ Индия
150 лет Индийским железным дорогам знак монетного двора: "♦" - Мумбаи
около
98
руб.
| - | - | - | - | - | - | 98 | - | |
5 марок (mark) 1988 Саксония Германия (ГДР)
150 лет первой железной дороге Германии - паровоз "Саксония"
около
709
руб.
| - | - | - | - | - | - | 709 | - | |
5 тала (tala) 2010 Самоа proof
175 лет железным дорогам Германии | - | ||||||||
100 рупий (rupees) 2003 Индия proof
150 лет Индийским железным дорогам | - | ||||||||
100 йен (yen) 2015 Тохоку Япония
50 лет Скоростной железной дороге - Тохоку
около
246
руб.
| - | - | - | - | - | - | 246 | - | |
20 центов (cents) 2016 железная дорога Австралия
От АНЗАК до Афганистана - Тайско-Бирманская железная дорога
около
556
руб.
| - | - | - | - | - | - | 556 | - | |
100 йен (yen) 2015 Токайдо Япония
50 лет Скоростной железной дороге - Токайдо
около
323
руб.
| - | - | - | - | - | - | 323 | - | |
100 йен (yen) 2015 Санъё Япония
50 лет Скоростной железной дороге - Санъё
около
311
руб.
| - | - | - | - | - | - | 311 | - | |
5 марок (deutsche mark) 1985 железная дорога Германия
150 лет железной дороге Германии
от
302
до
850
руб.
| - | - | - | - | 302 | 718 | 694 | 850 | |
100 йен (yen) 2015 Дзёэцу Япония
50 лет Скоростной железной дороге - Дзёэцу
около
322
руб.
| - | - | - | - | - | - | 322 | - |