Открытки Соломко Сергея Сергеевича - художника акварелиста

Raritetus
Поделиться

  1. Творческий путь Сергея Соломко
  2. Стиль художника
  3. Работы Сергея Соломко

Художник Сергей Соломко создал уникальный мир, в котором жили очаровательные девушки и юноши. Они носили красивые национальных русские расшитые костюмы, жили в сказочных теремах, смеялись, флиртовали, гуляли среди цветочных полей и березовых рощ. Этот образ идиллического прошлого привлекал простых людей своей сказочностью и непосредственностью, а столичные модницы черпали вдохновение для украшения своих нарядов. Сергей Соломко встал в авангарде самобытных русских иллюстраторов XIX века и был одним из тех, кто воссоздавал и отчасти заново изобретал «русский стиль», который впоследствии завоевал любовь европейцев. Почерк Соломко узнаваем, а его работы продолжают увлекать коллекционеров и исследователей.

 Сергей Сергеевич Соломко «Будущие друзья», открытка. 

Творческий путь С.С. Соломко

Сергей Сергеевич Соломко родился в 1867 году в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Его детство прошло в очень живописном месте - в Константиновском дворце в Стрельне. Свой путь юноша определил еще в детстве. Он рано увлекся рисованием - больше всего он рисовал акварелью. Сергей Соломко получил блестящее образование. Сперва он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где учился в 1883—1887 годах, а затем в 1887—1888 гг. был вольным слушателем в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. 

Практически сразу после окончания учебы Сергей Соломко устроился иллюстратором в журналы «Север», «Нива», «Мир искусства», «Шут». Помимо журнальных иллюстраций он также создавал иллюстрации для книг. В первую очередь это были сказки и повести А. С. Пушкина («Каменный гость», «Утопленник», «Сказка о царе Салтане», «Бахчисарайский фонтан»), а также произведения А. П. Чехова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Иллюстрации Соломко были очень популярны среди читателей, и издатели печатали серии открыток с рисунками художника.

Помимо работы над многочисленными иллюстрациями и открытками, Соломко также сотрудничал с мастерской Карла Фаберже, Императорским Фарфоровым заводом. По мотивам его рисунков создавались шкатулки, табакерки, декоративные тарелки. На рубеже веков творчество Соломко было наиболее востребовано, а его популярность была на пике. Самым знаменитым его заказом стало создание костюмов в древнерусском стиле для Русского бала в Зимнем дворце в 1903 году.

После Революции спрос на рисунки художника резко упал. В 1910 году Сергей Соломко переехал во Францию и обосновался в Париже. Даже находясь в другой стране, С. Соломко продолжал активно работать и даже участвовать в российских выставках. Помимо этого, он активно сотрудничал с французскими издательствами, а также готовил агитационные материалы, патриотические листовки с воззваниями, портреты русских офицеров, воевавших во Франции. В 1921-м году он принимал участие в выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда в парижской галерее Магеллан. В 1925-м году участвовал в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Сергей Сергеевич Соломко скончался в 1928 году во Франции после тяжелой болезни. 

Сергей Сергеевич Соломко (1867-1928).

   

Отправьте фото удобным вам способом

    Стиль художника С. Соломко

    При описании творчества Сергея Соломко можно использовать сразу несколько стилей. Его работы называли «неорусским» или «русским стилем», «символизмом», кто-то причислял его работы к направлению «модерн» в русской живописи. Соломко был мастером аллегорий, который в первую очередь связывали с событиями из жизни дома Романовых. Имя художника Сергея Соломко вызывало антипатию у критиков и современников, а также в дальнейшем и у искусствоведов советских времен. И те, и другие единодушно критиковали творчество Соломко, обвиняя его в "галантерейном реализме", в упадничестве, вкусовщине. Его искусство называли пошлым и вульгарным, а выдающийся художник и искусствовед Игорь Грабарь назвал Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма». Тем не менее, открытки Сергея Сергеевича Соломко, которые еще описывали как «оперетки в древнерусском стиле», были простыми и забавными иллюстрациями беззаботной жизни в выдуманном художником мире, и очень нравились простым людям. Возможно, истории с этих поздравительных открыток привносили в их повседневную жизнь немного сказочности и романтики. Многие сюжеты Соломко заимствовал из старинных былин, но большинство придумывал сам, наблюдая за окружающими людьми и ситуациями, в которых они оказывались.

    Сергей Соломко. Открытка "Василиса Микулишна", 1900е
    Сергей Соломко "Королевишна Апраксия", открытка, 1900е

    Отсутствие признания не помешало Соломко выработать свою уникальную и узнаваемую манеру. Его открытки полны красок, сказочных пейзажей, былинных героев, старорусских архитектурных построек и деталей, музыкальных инструментов и, самое главное, невероятной красоты костюмов. На многочисленных акварелях художника герои и героини предстают в расшитых золотом кафтанах и сарафанах, нарядных кокошниках, накидках, душегреях. Интересно отметить, что Соломко не срисовывал эти наряды с костюмов, выставленных в музеях или изображенных другими художниками. Он сам разрабатывал все фасоны и к профессии художника мог смело приписывать «модельер». 

    Сегодня художественное наследие Соломко все еще не до конца изучено. О его творчестве знают немногие. В первую очередь это историки искусства, коллекционеры дореволюционных изданий, почитатели неорусского стиля. Но в то же время многим его иллюстрации знакомы именно благодаря красочным открыткам и сказкам.

    Работы Сергея Соломко

    Открытки

    Вместе с еще одной известной художницей Елизаветой Бем Сергей Соломко развил одно из главных направлений стиля модерн в России - "национальную романтику". Бем талантливо изображала боярских и крестьянских детей, а Соломко удавались сцены из жизни взрослых.  Работы художников публиковались в журналах, а затем печатались на открытках. Сегодня эти почтовые карточки стали предметом коллекционирования, и изучить творческое наследие Соломко можно в прямом смысле по альбомам с открытками. 

    Сергей Сергеевич Соломко «Встреча», открытка.

     

    В творчестве художника можно выделить несколько основных сюжетов, которые впоследствии перекочевали на почтовые открытки: сатирические, сказочные, бытовые, любовные. Сатирические открытки изображали комичные и неловкие ситуации, высмеивали пороки или просто давали людям повод улыбнуться. На сказочных открытках появлялись герои и героини древнерусских былин: Василиса Микулична, Апраксия Королевична, Синяя Птица. Бытовые открытки изображали сцены из повседневной жизни в вымышленном мире С. Соломко – персонажи его почтовых открыток ходили друг другу в гости на чаепития, на пиры и прогулки по тихим улочкам, танцевали и веселились. Но, без сомнения, одной из самых популярных серий была серия почтовых открыток на любовные темы. Молодые парни и красивые девушки в расшитых золотом костюмах – кафтанах и сарафанах, - становились у Соломко героями романтичных сценок: кокетничали, флиртовали, звали друг друга на тайные свидания, передавали записочки, добивались внимания друг друга. Эти открытки многие художественные критики и коллеги Соломко считали пошлыми и вульгарными, но именно они пользовались большим спросом.

    Все работы художника имели меткие, запоминающееся, и порой очень остроумные названия, которые точно описывали происходящее на открытках: «Она жеманится», «Вечерняя прогулка», «В погоне за счастьем», «Гордая». 


    Сергей Сергеевич Соломко «В погоне за счастьем», открытка.

       

    Отправьте фото удобным вам способом

      Костюмированный бал в Зимнем дворце

      В феврале 1903 года в Зимнем дворце в Санкт Петербурге прошел самый роскошный в истории Императорского Дома Романовых костюмированный бал-маскарад, приуроченный к 290-летию Дома. Эскизы десятков костюмов для высокопоставленных гостей разработал не кто иной, как Сергей Сергеевич Соломко. Его богатый опыт в иллюстрации, неограниченная фантазия и любовь к древнерусской культуре позволили ему создать эскизы поистине уникальных костюмов. Наряды отшивали лучшие портные Российской империи в костюмерных мастерских петербургских императорских театров. В назначенный день все высшее общество облачилось в костюмы «допетровского времени» - они были расшиты золотом и драгоценными камнями. Дамы были одеты в костюмы боярынь XVII века: сарафаны и кокошники, а кавалеры нарядились в костюмы стрельцов и сокольничих. Сам Император Николай II был одет в костюм, царя Алексея Михайловича.  

       «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми» - записал в своем дневнике Император Николай II.

      Все участники костюмированного придворного бала-маскарада, 1903 г. 

       

      Карты «Русский стиль»

      Происхождение знаменитой колод игральных карт хоть и не приписывается самому художнику, но напрямую связано с балом-маскарадом и придуманными им костюмами.  По задумке Императрицы Александры Федоровны все участники бала были сфотографированы.  Позднее эти фотографии легли в основу игральной колоды «Русский стиль». Эскизы карт были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф, а сами карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре. Их выход приурочили к празднованию 300-летнего юбилея дома Романовых в 1913 году.

      Игральные карты «Русский стиль», 1911 год. 

       

      Сотрудничество с фабрикой Карла Фаберже и Императорским Фарфоровым Заводом

      В 1900-х Сергей Сергеевич Соломко был очень востребованным художником, и его рисунки были использованы для украшения ювелирных изделий мастерской Карла Фаберже. Соломко проявил себя как выдающийся мастер миниатюры. Он поставлял Фаберже выполненные гуашью и акварелью миниатюры, которые затем вставлялись в крышки табакерок, шкатулок, коробочек и альбомов. Мастера-ювелиры искусно обыгрывали рисунки Соломко при помощи декоративных деталей – орнаментов, эмалированных вставок, драгоценных камней.

      Коробочка с эмалевой миниатюрой «Вечерняя прогулка» (по рисунку С. Соломко)  

      Сергей Соломко также активно сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом – его работы переводили на вазы, декоративные тарелочки. Такие сюжеты пользовались популярностью и выгодно смотрелись на фарфоровых изделиях. 

      Если вам по наследству достались старые почтовые  открытки или иллюстрации Сергея Сергеевича Соломко, то вы можете оценить их при помощи  специалистов антикварного клуба «Raritetus». Наши эксперты могут провести онлайн оценку старых открыток по фото или в нашем офисе, назначить цену выкупа и сразу выдать деньги наличными, либо переводом на карту. 

         

      Отправьте фото удобным вам способом

         

        Оставить комментарий

         

        Комментарии (всего: 0)



        Похожие статьи
        Георгиевский крест 1,2,3,4 степени: отличия Георгиевских крестов, история, виды 04.10.2022 в 10:53
        Старинные чернильницы: история, виды, чернильница непроливайка СССР 02.10.2022 в 05:04
        Знак Красного командира (краскома): разновидности знака отличия командира РККА 17.09.2022 в 12:07
        Золотые монеты Николая 1: цены, разновидности 3, 5 и 10 рублей, дукаты и злотые 11.09.2022 в 10:47
        Декадрахма - серебряная монета Древней Греции и ее цена сегодня 11.09.2022 в 10:09
        Ордена Российской империи: список, кавалеры орденов Российской империи, правила ношения 05.10.2022 в 05:08
        Швейная машинка ПМЗ: цена, характеристики. Ручная швейная машинка ПМЗ и ножная 06.10.2022 в 11:40
        Почётная грамота СССР: история, виды почетных грамот, цена на почетные грамоты 13.10.2022 в 01:08
        Библейские денежные единицы — ближневосточные, древнегреческие, древнеримские монеты 30.09.2022 в 03:07
        Фибула: древнее бронзовое украшение, виды фибул, скандинавская и римская фибула 13.10.2022 в 12:33