Открытки Елизаветы Бем

Raritetus
Поделиться

  1. Краткий обзор стиля «а ля рюс»
  2. Первые художественные работы Елизаветы Бем
  3. Силуэты в иллюстрациях и открытках Елизаветы Бем
  4. Акварельные открытки Елизаветы Бем
  5. Сотрудничество с Мальцевским заводом
  6. Издание «Азбуки» в Париже

Среди разнообразия дореволюционных открыток встречаются особенно редкие и любимые коллекционерами-филокартистами. Акварели и силуэты Елизаветы Меркурьевны Бем неизменно занимают лидерские позиции в этом списке. Работы этой художницы пользуются спросом из-за точеного мастерства графика, нежного колорита и уникальной атмосферы, переданной в оригинальной манере с оглядкой на неорусский стиль.

Стиль а-ля рюс

Последняя четверть XIX столетия в Российской империи ознаменовалась небывалым всплеском интереса к искусству и культуре допетровской эпохе. Европейская эстетика, основанная на классицистических канонах, стала отходить на второй план. Обращение к своим, русским, традициям и истокам при императоре Александре III стало трендом. Главным посылом «новых» веяний послужила мощная идеологическая составляющая. Замысел царя состоял в укреплении патриотизма через некий культурологический код, который объединил архитектуру, изобразительное искусство и моду.

 

Отправьте фото удобным вам способом

    На волне «русскости» стали популярными, оттеснив древнегреческие мифы, русские былины, стáрины, народные исторические баллады. Исследователи записывали их со слов деревенских сказителей, изучали, издавали с иллюстрациями.

    Популяризацией «русскости» занималась и многотиражная печатная продукция. И здесь появляются два выдающихся художника, которые вызывают ажиотаж у коллекционеров, Сергей Соломко и Елизавета Бем. С именем художницы рубежа XIX-XX вв. мы познакомимся подробнее

    С.Соломко. Василиса МикулишнаЕ. Бем. Иллюстрация 26 из “Азбуки”

    Начало творческого пути Елизаветы Бем

    Происходившая из старинного татарского рода Эндауровых, Елизавета Меркурьевна Бем родилась в феврале 1843 года в Санкт-Петербурге. Её детство прошло в родовом имении семьи в сельце Щепцово (Щипцево) Пошехонского уезда Ярославской губернии. Именно там у девочки проявилась тяга к рисованию и интерес к крестьянской жизни. По воспоминаниям самой художницы: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьезно заняться рисованием».
    Родители будущей художницы решили развивать очевидный талант дочери, и потому в четырнадцать лет Елизавета Меркурьевна в 1857 году поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Иван Крамской, чьё имя ещё не было широко известным, «ставил руку» юному дарованию. Бём всегда отдавала должное своему учителю, справедливо говоря: «Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому».
    В 1864 году Елизавета Меркурьевна Эндаурова закончила школу с медалью, и уже тогда считалась профессиональным художником.
    Вернувшись в ярославское родовое гнездо, художница занялась иллюстрациями книг (произведения Н. Некрасова), а также неожиданно для женщины увлеклась тяжелым видом изобразительного искусства – литографией, которая очень быстро принесла ей известность и любовь не только публики, но и признанных художников.
    Изначально Елизавета Меркурьевна тяготела к графике, в выразительности линии. Силуэт, как художественное средство передачи действия, привлекал молодую художницу. Однако она не искала легких путей и оттого отказалась от очевидной аппликации, когда вырезанный силуэт из черной бумаги наклеивается на белоснежный лист бумаги. Работа с камнем (литография – оттиск с камня) – работа более виртуозная, трудоемкая, интересная. К тому же позволяющая самой выпускать книжечки небольшим тиражом. А это так важно для самолюбия истинного художника!
    С тематикой у молодой романтичной художницы проблем не было. Недаром её детство прошло в деревне, среди крестьянского быта. А потому идеализированная исконно русская жизнь, вызывающие умиление детишки появились в произведениях Елизаветы Меркурьевны.
    В 1867 году произошло радостное событие. Елизавета Меркурьевна счастливо вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, музыканта, под чьей фамилией она и стала знаменита. В 1868 году на свет появилась единственная дочь супругов, Елизавета.

    Силуэты в творчестве Елизаветы Бем

    Профессиональная карьера Елизаветы Меркурьевны Бем также складывалась удачно, можно сказать счастливо. Один за другим издаются альбомы открыток «Силуэты» и «Силуэты из жизни детей», выпущенные картографическим заведением А.А. Ильина, дядей художницы. Далее издаются детские альбомы в 1880 году «Пирог», и следом, в 1882 году, «Из деревенских воспоминаний». Особенно примечательным представляется «Пирог». Это умилительная трогательная и смешная история, рассказанная силуэтами. Сюжет комичен: девочки пытаются самостоятельно приготовить лакомство, а домашние животные, кошка с собакой всячески им мешают. В ходе перипетий пирог готов, но его ждет незавидная судьба, ибо детишки его роняют, и его съедают те самые хитрые животные.

    Е. Бем. Пирог
    Е. Бем. Детский альбом "Пирог" (а)

    Е. Бем. Детский альбом "Пирог" (б)

    Альбомы принесли успех. Обыватели и знатоки были в восторге. Л.Н. Толстой, поклонник её работ, рекомендует художницу в издательство «Посредник», с которым Бем плодотворно сотрудничала долгое время. Частным заказчиком Елизаветы Меркурьевны был и знаменитый издатель И.Д. Сытин.

     

    Отправьте фото удобным вам способом

      Безусловно, Бём была изумительным рисовальщиком. Должное ей отдал и композитор А. Рубинштейн, заявивший о своем лучшем портрете, наброске, который выполнила художница на концертной программке «со всей фигурой и роялем – абсолютное совершенство, поразительное по выражению». Титан русской живописи И. Репин искренне восхищался силуэтами Бем и подарил свою картину с надписью: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

      Е. Бем. Портрет А. Рубинштейна
      На рубеже веков Бем иллюстрирует повесть Н. Лескова «Оскорбленная Нетэта», а парижское издательство И. Лапина издает два альбома иллюстрированных открыток «Для милого дружка хоть сережку из ушка» и «Всего понемножку».
      В портфолио художницы входят такие работы, как иллюстрации для детских журналов «Игрушечка» и «Малютка», рисунки к сказке «Репка». Ею создаются альбомы силуэтов «Пословицы в силуэтах», «Поговорки и присказки в силуэтах», а также великолепные иллюстрации к «Запискам охотника» И.С. Тургенева.

      Е. Бем. Репка

      Е. Бем. Записки охотника (а)

      Е. Бем. Записки охотника (б)Е. Бем. Записки охотника (в)
      Увы, с полюбившейся силуэтной техникой Елизавете Меркурьевне пришлось распрощаться в 1896 году из-за ухудшающегося зрения. Однако это дало толчок творчеству художницы и положило начало новому интереснейшему периоду.

      Акварель в творчестве Елизаветы Бем

      Когда мы говорим о творчестве Бем, о нашем хрестоматийном восприятии её работ, то прежде всего на ум приходят акварельные открытки, пронизанные лиризмом и добротой. Акварелями Елизаветы Меркурьевны невозможно не восхищаться. Хотя, казалось бы, кто как не она, тяготел к презираемому китчу и ходил по очень тонкому льду, по сути на грани хорошего вкуса. Однако даже самые взыскательные критики согласятся, что она непревзойденный мастер-акварелист, создатель оригинального стиля поздравительных открыток, который впоследствии копировался и переосмыслялся современниками и художниками последующих эпох. Именно эти открытки принесли Елизавете Меркурьевне широкую известность и любовь не только современников, но последующих поколений уже Советской России.

       

      Отправьте фото удобным вам способом

        Сюжеты, по сути, брались там же: идеализированная крестьянская жизнь, маленькие миловидные купчата, богатыри, боярышни. Вновь и вновь – любовное обращение к русской старине. И умилительные подписи, богатый кладезь взрослой «премудрости», переданной через пословицы и поговорки: «Добрая хозяйка да жирные щи – Другого добра не ищи!», «Кому до того дело, что я с кумом сидела?», «Куда сердце лежит, туда и око глядит», «Милые бранятся — только тешатся», «И в Сибири люди живут да хлеб жуют».

        Е. Бем. Добрая хозяйка да жирные щи…

        Е. Бем. Кому какое дело…

        Е. Бем. Милые бранятся - только тешатся
        Трогательные поздравительные открытки художницы на тему Рождества и Пасхи не могут оставить зрителя равнодушным. На них мы редко встречаем излюбленные художницей пословицы и поговорки. Однако и здесь нас встречает волшебный немного оторванный от реальности ласковый мир детства. Именно эти сюжеты оказались востребованы и сегодня, что объясняет популярность Елизаветы Меркурьевны и в наши дни. Светлая атмосфера, флёр ностальгии делают открытки Бем такими родными и теплыми. Как говорила сама художница: «Самые лучшие воспоминания у меня связаны с деревней, и я сожалею тех детей, которые лишены этих радостей». Всего Бем создала более трехсот рисунков, в последствии изданных и растиражированных по всей стране.

        Е. Бем. Пасхальная открытка

        Е. Бем. Рождественская открытка

        Эскизы для стеклянных изделий

        Говоря о новом витке в творчестве художницы обязательно нужно упомянуть о её сотрудничестве со стеклянными заводами Российской империи. Благо её брат был директором Мальцовского стекольного завода. Занявшись эскизами для дизайна стеклянной посуды, Бем обрела всемирную известность. Изделия из стекла по рисункам Елизаветы Бем имели оглушительный успех на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. На Всемирной парижской выставке 1900 года русский отдел с работами нашей художницы произвёл фурор. Газеты писали, что президент Франции получил в подарок солонку, выполненную по эскизам Елизаветы Меркурьевны.

        Е. Бем. Братина, трехслойное стекло, эмаль, золочение
        Одной из самых известных работ Елизаветы Меркурьевны на стеклянном поприще является набор из зеленого стекла, состоящий из штофа и шести стаканчиков. По стенкам стопок были изображены маленькие бесы, а на штофе – надпись: «Пей, пей – увидишь чертей». Этот набор – истинное сокровище для любого коллекционера, собирающего русского декоративно-прикладное искусство.

        Е. Бем. Штоф со стопкой

        «Азбука» Елизаветы Бём

        Начало ХХ века является знаковым для художницы. Начинает выпускаться большой тираж почтовых открыток под её именем, с последующим переизданием. Также на волне успеха Всемирных выставок, приобретают популярность оригинальные открытки с силуэтами Бем. Именно эти наборы открыток появляются в столицах европейских стран: Берлине, Лондоне, Париже и Вене. Произведения нашей соотечественницы покоряли ценителей искусства, получая медали в Мюнхене и Милане. Также работы Елизаветы Бем пользовались популярностью в Америке, что позволяет говорить о мировой славе русской художницы.

         

        Отправьте фото удобным вам способом

          Безоблачную, полную успеха и востребованности жизнь всё же нарушила личная трагедия – в 1904 г. умер любимый муж Елизаветы Меркурьевны. Людвиг Францевич был для художницы товарищем, полностью разделявшим её взгляды на жизнь и с восторгом относившимся к ее призванию. Он радовался её успехам, в его словах о жене звучит несомненная гордость: «Смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворен, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, еще полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но все же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ее рисунках». Благодаря этому человеку, придерживающегося по тем временам очень прогрессивных взглядов, художница могла сказать: «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом».
          Однако, несмотря на горькую утрату работа продолжалась и продолжалась успешно. Художница пользовалась успехом на протяжении всей своей творческой жизни, хотя в последние годы работала не так плодотворно.
          В последний мирный год перед началом большой войны И. Лапин выпустил «Азбуку» Елизаветы Бем в Париже. Роскошное издание на «французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплете с двумя металлическими под старое серебро застежками и пряжками» тиражом в 1000 экземпляром. По замыслу художницы, это произведение несло просветительскую идею: дети должны были получить представления о буквах, каллиграфии и окружающем мире. Над этим произведением Елизавета Меркурьевна работала в последние годы своей жизни, и сто альбомов «Азбуки» было подписано самой художницей.

          Е. Бем. Азбука (а)

          Е. Бем. Азбука (б)

          Е. Бем. Азбука (в)Жизнь Елизаветы Меркурьевны Бём оборвалась 25 июля 1914 года. До начала Первой мировой войны оставалась всего неделя. Ей не пришлось увидеть ужасы катастрофической бойни, последующей Революции и кровопролитной Гражданской войны. Вместе с ней ушло чистое, немного наивное, трогательное искусство, а на смену ему шла новая эпоха, новые художественные решения, новое время.

          Открытки дореволюционной эпохи всегда вызывают интерес на рынке антиквариата. Это своеобразный символ времени, отображение главенствующего стиля и направлений. Их ценность определяется состоянием, тиражом, художественной составляющей.

          Компания “Raritetus” проведет экспертную оценку имеющихся у Вас предметов печатной продукции, а также выкупит коллекции открыток.

           

          Отправьте фото удобным вам способом

            Оставить комментарий

             

            Комментарии (всего: 0)



            Похожие статьи
            Цент и доллар США в металлах и сплавах. История монет США от 1792 года до наших дней 07.05.2022 в 07:26
            Монеты Екатерины 2. Вензеля на медных монетах и портреты на золотых и серебряных монетах 13.05.2022 в 12:51
            Значки ГТО СССР: Готов к труду и обороне и Будь готов к труду и обороне 23.05.2022 в 07:11
            Дмитрий Виноградов: фарфор, история создания, клейма,  биография, причина смерти 19.05.2022 в 03:06
            Советские игрушки: история по годам, какие старые игрушки СССР отражали советскую эпоху 19.05.2022 в 02:27
            Фоторужье: история, фоторужье СССР, модели советского фотоаппарата Фотоснайпер 30.05.2022 в 05:48
            Гимнастерка: солдатская и офицерская гимнастерка от царской армии до СССР 30.05.2022 в 06:19
            Золотые монеты Николая 2. От проб номиналом 5 рублей до николаевского червонца 28.05.2022 в 07:26
            Дореволюционные пасхальные открытки: история, художники и сюжеты 01.06.2022 в 12:43
            Советский флаг: каким был флаг СССР с гербом, история государственного символа 06.06.2022 в 05:29