- К чему призывали советские агитационные плакаты
- Ведущие художники-плакатисты времен ВОВ
- Этапы развития плакатов в Великую Отечественную Войну
- Популярные сюжеты плакатов
Современные историки сходятся во мнении, что победа в Великой Отечественной Войне была достигнута благодаря героизму и беспрецедентному патриотизму советского народа. Как же героям фронта удалось пронести дух патриотизма через годы войны, несмотря на голод, смерти близких и лишения? Огромную моральную поддержку им оказывало пропагандистское искусство, транслирующее уверенность в скорейшем разгроме врага через радиовещание, музыку, графические изображения. Хронологически первыми в этом списке были художники-плакатисты.
Еще до войны советские плакаты рисовали образ идеального гражданина. Они порицали пьянство и лень, иногда с юмором, иногда довольно серьезно, изображали радость труда, призывали к необходимой для развития страны деятельности. На плакатах периода Великой Отечественной Войны характер изображений резко поменялся. Пропали яркие краски и жизнерадостные лица. На большинстве известных плакатов много темных и кроваво-красных оттенков, лиц со сдвинутыми бровями, напуганных детей и громких лозунгов. На передний план вышел образ советского воина.
Призывы советских агитационных плакатов
Военные плакаты призывали записываться добровольцами на фронт, не жалеть ничего для передовой, вести политическую и трудовую деятельность, веря в Великую Победу. Главный посыл плакатов на протяжении всей войны – победить фашизм, уничтожить врага любой ценой.
Лозунги часто были суровы и не щадили врага. Поэтому очевидцы военных событий рассказывают, что решительность лозунгов и красочность изображений помогали поддерживать боевой дух на фронте и среди работников тыла.
«Отомстим!», «Бей фашистского гада!», «Уничтожим фашистских людоедов!» - под такие лозунги, выбитые на бумаге яркими жирными буквами, шли на фронт воины Красной Армии.
Плакаты были адресованы как бойцам на фронте, так и работникам тыла, трудившимся до полного изнеможения. А некоторые из них просто высмеивали немецкого солдата, ведь со смешным, слабым, невежественным врагом куда проще вести бой.
Художники-плакатисты военного времени
Среди художников, работавших над советскими плакатами времен Второй Мировой Войны были как заслуженные мастера, работавшие со времен Гражданской войны, так и совершенно новые лица, вдохновленные на творчество этим тяжелым временем.
Наиболее известными художниками «старой гвардии» были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных. В первые годы Отечественной войны вновь стал использоваться плакат Моора «А ты записался добровольцем?». В 1941 году Моор выпустил еще один схожий плакат – «Ты чем помог фронту?».
«Героем» военных работ В. Дени стал карикатурный Гитлер, больше похожий на гоблина, чем на человека. Михаил Черемных в 1919 году исполнил первое «Окно РОСТа», а в годы войны стал одним из создателей «Окон ТАСС», о которых мы поговорим чуть позднее. Однако художники нового поколения оставили более яркий вклад в военное агитационное творчество. Уже 23 июня 1941 года коллектив художников Кукрыниксы (КУприянов—КРЫлов—НИКолай Соколов) выпустил плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», сразу появившийся на стенах московских домов.
В конце того же месяца (точная дата неизвестна) художник Ираклий Тоидзе выпускает плакат «Родина-мать зовет!», на переднем плане которого женщина с лицом, полным боли. В руках женщины текст военной присяги. Как позже рассказывал сам художник, наброски лица героини плаката он сделал со своей жены, когда та услышала первое сообщение о войне. Образ Родины-матери тесно переплетается с образом России-матушки, использовавшимся пропагандистами во время предыдущих войн. Заниженная линия горизонта визуально увеличивает женщину на картине, привнося в образ монументальность и значимость.
Советский график Виктор Борисович Корецкий на протяжении войны создал свыше 40 динамичных рисованных и фотоплакатов, отражающих переживания советских людей. Виктор Корецкий также является создателем первой советской почтовой марки, для которой он перерисовал свой военный плакат «Будь героем!». Авторству В. Корецкого принадлежит еще несколько советских почтовых марок, основанных на сюжетах Великой Отечественной Войны.
С первых месяцев войны создаются плакаты «окна ТАСС». Это серия агитационных плакатов с призывами защищать Родину. Острые сатирические картинки, наполненные хлесткими стихами Д. Бедного, С. Маршака, А. Жарова, В. Лебедева-Кумача, и даже покойных Маяковского, Пушкина, Лермонтова, помогали поднять боевой дух советских солдат. Такие плакаты создавались вручную, что позволяло оперативно реагировать на новости. На сатирическом плакате «окон ТАСС» использовалось большее разнообразие красок, чем на массово отпечатанных в других изданиях. Добровольцы расклеивали плакаты на оккупированных территориях на стены домов, занятых немцами. Зачастую в оккупированных районах это был самый надежный способ получения новостей.
Коллектив издательства неустанно работал каждый день. Только за первый месяц войны было выпущено 119 плакатов. Во время осады Москвы 1941-1942 года на плакатах начали писать город-изготовитель, чтобы показать жителям и бойцам на фронте, что издательство будет работать не смотря ни на какие преграды. Фраза «Болтун – находка для шпиона!» с плаката ТАСС вошла в обиход на долгие годы.
Этапы развития плакатов в Великую Отечественную Войну
В первые годы войны (1941-1942), немецкие солдаты шли беспрерывным потоком, стремительно захватывая новые и новые территории. Казалось, что победы не будет, и лишь сюжеты плакатов пытались убедить жителей оккупированных территорий, что быстрого завоевания СССР Гитлеру ждать не стоит.
В 1942 году нацистские войска действительно одерживали победы по всем фронтам – Вермахт дошел до берегов Волги и Кавказа, держали блокаду Ленинграда, вели ожесточенные бои под Москвой. Жестокости фашистских войск в те годы не было предела, и в мотивах военных плакатов тоже отразились боль и страдания советского народа. Плакаты призывали отомстить за жертвы среди женщин, стариков и детей.
Надежда на победу, внушаемая плакатами с первых дней войны, начала оправдываться лишь к ноябрю 1942 года, когда армия СССР перешла в контрнаступление под Москвой и под Сталинградом. Этим битвам посвятили много плакатов того времени. Враг на иллюстрациях все чаще выглядит как побитая собака.
В январе 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, державшаяся 872 страшных дня. Красная Армия проводит операцию «Багратион», советские войска идут освобождать Белоруссию, Литву и Польшу. На военных плакатах все чаще можно видеть усталые, но улыбающиеся лица и призывы дойти до Берлина.
Плакаты 1945 года посвящены последним сражениям, несущим победу Красной Армии. Победные плакаты наполнены теплыми и яркими красками, каждый из них пропитан духом Победы.
Популярные мотивы плакатов (по годам), их влияние на советских людей
Пожалуй, самый популярный мотив начала войны – «В атаку», динамичный и решительный. Он был создан, чтобы красноармейцы, идущие в бой на передовую, не успели поддаться панике. На таких плакатах изображались военные разных специальностей и родов войск, стремящиеся к победе, отдающий приказы И.В. Сталин, запечатленный в своей знаменитой шинели и с решительным взглядом.
Также в начале войны художники часто использовали образ предков, вспоминали великих русских полководцев – Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Немцев часто сравнивали с тевтонцами, а Гитлера – с Наполеоном. Важно было показать, что наши предки уже не единожды сталкивались с сильным врагом и всегда побеждали. Значит, новый враг также будет повержен.
Для того чтобы изобразить врага настоящим воплощением зла, использовались различные художественные приемы. Например, чтобы привить чувство отвращения к противнику, карикатуристы часто изображали Гитлера и правящую верхушку нацистской Германии как зверей, чаще всего – свиней или собак, а иногда и как мифических злобных существ. Этот образ должен был дать понять, что оккупанты – животные, не способные на человеческие чувства.
Также врага часто изображали слабым и поверженным, использовали контраст масштабов – бойцы Красной Армии на таких плакатах изображались большими и сильными, фашисты – маленькими и жалкими. Напряжения добавлял цветовой контраст – советская армия изображалась в светлых и красных тонах, вражеская – в темных.
После статьи Эренгбурга «Убей!», вышедшей в 1942 году, появился стихийный лозунг «Убей немца!». Эта фраза появилась и на плакатах, на которых изображались жертвы фашизма – женщины и дети, за которых нужно было отомстить. В качестве примера можно привести плакат М.А. Нестеровой-Берзиной с надписью “Папа, убей немца!”
В 1943-1945 гг. плакаты часто были посвящены бойцам, погибшим на фронте. Например, нарисованный В. Ивановым в 1943 году плакат «Вечная слава героям!», изображал Героя Советского Союза, красноармейца Александра Матросова. Или плакат, нарисованный в 1944 году Л. Головановым «Красной Армии – Слава!». На плакате изображен стрелок В. Голосов, погибший в августе 1943-го.
Не забыли художники периода Великой Отечественной Войны и бойцов тыла. Было нарисовано много плакатов, прославляющих работниц оборонных предприятий и объясняющих необходимость их работы.
Образ советского солдата, изображенный на плакатах того времени, надолго укоренится в сердцах советских и российских граждан как образец мужества, любви и самоотверженности. Героям Отечественной войны будут посвящать песни, фильмы, книги. Но ни одно произведение искусства, созданное в послевоенные годы, не сравнится по пронзительности с творчеством военного времени.
Если Вас интересует продажа советских плакатов времен Великой Отечественной Войны, вы можете воспользоваться услугами компании «Raritetus». Для этого Вам необходимо выслать нашим специалистам фотографии или сканы имеющихся у Вас экземпляров. Мы поможем Вам узнать цену плаката и выгодно продать его.