Открытие европейцами фарфора в начале XVIII века послужило его стремительному распространению по странам, на территории которых открывали месторождения каолина. В городе Чмелев на территории современной Польши работает один из старейших фарфоровых заводов. В художественном отношении завод был открыт для экспериментов, для создания посуды во всех стилях и направлениях. Изделия Cmielow обладают индивидуальностью, запоминающимся стильным дизайном и декором.
История создания завода Cmielow
В польском городе Чмелев керамическое производство появилось в 1750 году. Разрешение на открытие предприятие выдал король Саксонии Август III, под покровительством которого были земли. Мастера приобрели право заниматься фарфорово-фаянсовым производством и продавать изделия по всей стране. Получив привилегию, Чмелев постепенно превращается из ремесленного поселка в центр керамического промысла. В 1790 году местный гончар Войтас основал мануфактуру глиняных изделий и фаянса, которая в дальнейшем стала известным фарфоровым заводом Cmielow. Первые упоминания в документах о нем встречаются с 1804 года, или по другим данным в 1809 году, когда граф Яцек Малаховский основал здесь производство. Он поручает управляющему Адольфу Фридриху Ватке развивать выпуск фаянса. Сложные исторические перипетии начала XIX века не смогли остановить рост предприятия, изделия которого уже добились признания у покупателей, на выставках.
В 1830 году фабрику приобретают компаньоны граф Войцех Пусловски и графиня Тереза де Кампо Сципион, теперь она называется «Фабрика фаянсов, фарфора и каменно-керамической посуды в Чмелеве», а руководит предприятием новый директор Габриель Вейсс. Cmielow расширяется, строятся новые цеха, разрабатываются модели, расширяя ассортимент. С 1838 года на фабрике осуществили запуск фарфора. Приоритет отдавали классическим изделиям, украшали фарфоровую посуду архитектурные и природные пейзажи, портреты, сцены на исторические, мифологические и библейские сюжеты. С 1842 года предприятие принадлежит князю Друцкому-Любецкому.
Новая волна успеха 1870–1877 гг. связана с именем торговца стеклом и керамикой Казимежа Цыбульского, который после череды сменившихся владельцев, выкупает фабрику. Он приглашает художника-керамиста Станислава Тилле и вместе они организуют цех художественной майолики, формы сосудов разрабатывал скульптор-итальянец Исидор Анджело. В Чмелеве запустили производство изразцов для печей, керамогранитные изделия. Популярными были и традиционные, лишенные декора изделия – горшочки, чаши, бочонки.
В 1879 году, после практики во французском Лиможе, на фабрике работает сын Цыбульского Станислав. Возобновляется производство фарфора, уделяется внимание художественной составляющей изделий. В выборе декора происходит ориентация на два направления: на классику со строгими линиями и позолотой, а также на традиционные флоральные мотивы с букетом по центру или цветочным орнаментом. Фабрика Cmielow выпускает столовые и чайные сервизы, блюда для фруктов, аптечные изделия и предметы для личной гигиены.
Кратковременный кризис завод пережил после смерти Казимира Цыбульского в 1884 году, а через год — его сына Станислава. В 1887 году вдова продала фабрику Александру Друцкому-Любецкому, а в 1890 году она перешла к его сыну, тоже Александру. Производством руководил получивший образование за границей Феликс Павловский, а живописным цехом занимался Болеслав Поланкевич. В это время Cmielow находится под влиянием французской традиции изготовления фарфора. Из окрестностей Лиможа привозят сырье, приезжают консультанты для контроля за технологиями и художественным направлением. Для повышения мастерства организованы обучающие курсы для молодежи. Закупка туннельной печи длиной 60 метров значительно упростила производственный процесс. Изделия поступали в печь на тележках, обжигались при точно контролируемой температуре. Завод электрифицировали, провели замену конвейера и другие технические обновления. Эти новшества позволили уделять больше времени художественной составляющей фарфоровых изделий. В декоре активно применяли деколи, позолоту. Продукция Cmielow соответствовала европейским стандартам, успешно шла торговля в магазинах Варшавы, Москвы, Киева. В 1901 компания удостоилась главного приза на Петербургской Всероссийской выставке.
Деятельность завода была прервана Первой мировой войной. До 1921 года меняются владельцы, пока акции компании не покупает Польский Промышленный Банк. Продукция завода, благодаря участию лиможских специалистов, достигла высочайшего уровня. Сервиз «Империя» в стиле ампир, украшенный орлом, был заказан для резиденции польского президента Игнация Мосцицкого и осуществлён мастерской Б. Высоцкого и Я. Стецкевича. Аналогичный сервиз также используется при Бельгийском дворе и в резиденции Ватикана.
В 1924 г произошло объединение фабрики Cmielow и завода г. Ходзеж, так образовался самый крупный производитель тонкостенного фарфора в Европе. С 1926 года на заводе расширяют и модернизируют фарфоровый цех, теперь основной упор делают на роспись и декор. Во время Второй мировой войны завод продолжал работать, но испытывал значительную нехватку сырья. После окончания войны фабрику национализируют.
1950-60-е годы – время свежих идей в области формы, декора, технологии. Новаторскими по форме были фарфоровые статуэтки, выполненные по проектам Института промышленного дизайна. Необычные формы кофейных сервизов отличали стиль и красота линий.
Польская скульптура получает международную репутацию лидера авангардного направления в мелкой пластике. Изделия экспонируются на выставках дизайна. Польская пластика была столь своеобразна и современна, что способствовала развитию скульптурного направления в других фарфоровых центрах.
1990-е годы были сложными в финансовом отношении. Приватизация прошла в 1997 году. Историческим моментом стало создание Польской Фарфоровой Группы, которая в июле 2018 года объединила силы трех заводов: в Чмелеве, Лубяне и Ходзеже. В настоящее время группа объединяет 4 бренда: Cmielow, Lubiana, Chodzież и Cmielow Design Studio.
Польский завод Zakłady Porcelany „Cmielow” Sp. z o.o продолжает выпускать высококачественный фарфор, так же работает отдельный цех по воссозданию образцов декоративного фарфора 1960-х годов.
Художники и изделия польского фарфора Cmielow
Польский завод Cmielow за почти двухсотлетнюю историю опыта работы завоевал репутацию производителя великолепного твердого фарфора с эстетической художественной составляющей. Уникальность подхода к декору состоит в акценте на мельчайших деталях и исполнительском мастерстве.
Историческая коллекция изделий фабрики включает сервизы для праздничных мероприятий, торжественные вазы, большие декоративные блюда, украшенные классическими сюжетами. Предметы Cmielow украшают приемы глав государств, хранятся в коллекциях музеев. Уникальная рецептура фарфоровой массы, двойной обжиг, использование натуральных компонентов делают посуду красивой, прочной, экологичной.
В XIX веке фабрика Cmielow производит изделия из тонкого фаянса, но постепенно начинает отдавать приоритет фарфору. Античные формы ваз, популярные в этот период были покрыты белой или синей глазурью, отделаны пластическими рельефными украшениями, картушами, гербами.
Распространен был английский стиль Веджвуда. В изделиях Cmielow, подражающих стилю, использовали двухцветные принты с орнаментальным мотивом и жанровой сценой по центру.
В 19 веке рождается легендарная форма под названием Cmielow Rococo, которая актуальна и сегодня. Плавные, витиеваты линии в форме ракушек, украшающие поверхность фарфора, дали название одной из самых популярных линеек Cmielow. Форма Rococo стала классикой вне времени, которая показала высокое качество польского фарфора.
На рубеже веков Cmielow выпускает предметы в духе модерна с мягкими формами и растительным декором. Расписывали посуду вручную, но также широкое применение нашли деколи. Значительно увеличилось число форм в сервизах, появились многосоставные наборы. Все эти примеры подтверждают открытость Cmielow к новым стилистическим веяниям.
В 1930-е широкое распространение получает стиль ар-деко. Легендарный сервиз ‘Płaski’, плоский, с четкими геометрическими формами отражает красоту стиля.
На фабрике Cmielow в этот период работают талантливые скульпторы-фарфористы, авторы оригинальных сервизов и статуэток. Кубистическое направление в искусстве находит отражение и формах посуды Cmielow. Мастерская под руководством Ежи Стецкевич разработала образцы столовых гарнитуров, кофейных и чайных наборов, наиболее известны модели «Чмелев», «Балтика», «Бельведер».
Особенностью фарфора Cmielow является кремовая глазурь, которой покрывали посуду. Уникальными были изделия из розовой и голубой фарфоровой массы, состав которой содержит одиннадцать ингредиентов. Такой фарфор считали «аристократом» из-за красоты и сложности получения состава, в который нельзя просто добавить краситель, ведь он может нарушить прозрачность фарфора. До войны способ изготовления розового и голубого фарфора придумал Бронислав Крынский. Во время Второй мировой войны он погиб в концлагере, секрет цветного фарфора был утерян. Долгие годы велись попытки найти рецепт, пока дочь изобретателя не передала дневники отца фабрике. Оказалось, что одним из элементов являлось золото, а сам процесс был дорогой и сложный из-за чувствительности материала. Цветной фарфор – символ продукции Cmielow.
В 1950-е годы фарфоровый завод продолжает работать, опираясь на традиционные довоенные образцы. Вскоре на завод приходят молодые художники-фарфористы, которые составляют «золотой фонд» мастеров польского фарфора. Стиль, получивший название «Новый взгляд», представлял формы с мягкими ассиметричными линиями, абстрактным декором в чистых динамичных тонах.
Одним из выдающихся моделистов был Винсент Потацкий. Созданные им модели «Krokus» и «Goplana» участвовали на 30-й Международной ярмарке в Познани в ноябре 1960 года. Их отличали высокие, стройные, цилиндрические формы. Это были одни из самых популярных кофейных сервизов Cmielow того десятилетия, а сегодня они считаются классикой польского дизайна.
Любомир Томашевский - выдающийся польский скульптор, был автором самых узнаваемых форм, созданных в середине прошлого века, Dorota и Ina. Сочетание таких качеств как функциональность и дизайн уровня декоративно-прикладного искусства обусловливает огромную популярность предметов среди коллекционеров польского фарфора. Томашевский посвятил много времени анализу механики движения руки и хвата — результатом этого исследования стала форма чашечек. Отсюда и их необычная форма – нет традиционной ручки, а обтекаемые формы ассоциируются с раковиной. Оригинальные, авангардные формы посуды были на тот момент уникальным явлением международного масштаба. Сервизы Cmielow были представлены в 1960-х годах на национальных и международных выставках, вызывая восторг как у посетителей, так и у критиков. Дизайн Dorota был также приобретен для Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Особо следует отметить мастерскую мелкой пластики Cmielow под руководством Марии Соболевской в сотрудничестве с Институтом промышленного дизайна в Варшаве. Работам Г. Ендрасяка, З.Косицкой, М.Нарушевича, Х.Ортвейн, Л.Томашевского присуща индивидуальность. Вдохновленные авангардом, творениями Пикассо, Генри Мура, польские художники создали неповторимый творческий почерк. Чертами фарфоровых статуэток является эффектная цветовая гамма, построенная на принципах контраста, лаконичная обобщенная форма, выразительность образов, подчеркнуты характер и особенности персонажей.
Одна из любимых работ Л. Томашевского – «Поцелуй». К теме «поцелуя» обращались Климт, Пикассо, Роден, Бранкузи. Создал свой великолепный дуэт и польский художник.
Анималистическая серия Ханны Ортвейн и Мечислава Нарушевича привлекает внимание образностью, точностью подмеченных выразительных черт животных. Каждая фигурка изготавливается и расписывается вручную.
Помимо высокохудожественного фарфора, представляющего музейную, художественную и коллекционную ценность, Чмелев производил и бытовой фарфор. Несмотря на его утилитарную функцию, он оставался верен традициям качества. В 2020 году отметили 230 лет со дня основания завода. К этой дате разработали новые оригинальные формы, а также дали вторую жизнь многим старым полюбившимся моделям.
Из последних разработок завода – великолепный изумрудный сервиз Адама Спала, нынешнего владельца Fabryka Porcelany AS Cmielow. В составе фарфоровой массы используется изумрудная пыль, на просвет можно увидеть частички переливающихся изумрудов.
Клеймо Ćmielów
Клеймо Ćmielów видоизменялось несколько раз за период своего существования. С начала XX века оно содержит вариации изображения заглавной буквы «Ć» в треугольнике с наименованием названия Ćmielów.
Если Вы желаете продать польский фарфор Cmielow, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.