Священные артефакты нередко становятся сюжетами книг или фильмов. Из библейских сказаний пришли к нам Ковчег Завета и Святой Грааль, которые так рьяно разыскивал Индиана Джонс. Правда, кинематографисты предначертали им разную судьбу: если успешно добытый Ковчег Завета отправился пылиться на секретный правительственный склад, то Святой Грааль, исполнив очередное предназначение, вновь скрылся от глаз человеческих. Правда, в миру осталось множество его аналогов с менее скромными силами. Любой из этой многочисленной армии священных сосудов носит в себе частичку чуда от главного предка. Имя каждому из них – потир.
Образцы потира
Отправьте фото удобным вам способом
Что такое «потир»?
С виду потир – красиво декорированный кубок. Слово пришло из древнегреческого «ποτήρ», где означало «чаша» или «предмет для питья». Но не каждый кубок назовут потиром. Потир – это специальный сосуд из золота или серебра в христианском богослужении. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», - слова Иисуса Христа, записанные Евангелием от Матфея, дают нам первоначальный сосуд, которого касалась рука Сына Господня и который мы знаем, как Святая Чаша или Святой Грааль.
Правда церковные тексты не дают описаний, как выглядел сосуд, который держали пальцы собравшихся на Тайной Вечере. Поэтому на его роль ныне претендует ряд реально существующих потиров:
Чаша Валенсии (Santo Cáliz). Папа Иоанн Павел II обозначил именно её доказательством, что Иисусу Христу довелось сойти с небес для искупления рода человеческого. История появления сосуда из тёмно-красного агата неведома, а в хрониках монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья чаша впервые упоминается в конце 1134 года. Сейчас Santo Cáliz находится в кафедральном соборе Валенсии. Увидеть её можно и на живописном полотне Хуана де Хуанеса.
Генуэзская Чаша (Sacro Catino). По форме это шестиугольное блюдо, выполненное из зелёного стекла египетского происхождения. Ранее считалось, что её удалось выточить из непомерно большого изумруда. В число священных артефактов её занёс Якоб де Ворагин. Хранится в Музее сокровищ собора Сан-Лоренцо (г. Генуя).
Антиохийский потир (Antioch chalice). Здесь тайное скрыто явным, так как священным считается небольшой серебряный сосуд, позже спрятанный в богато изукрашенный корпус, где показана Тайная Вечеря. Хотя учёные, изучавшие потир, теперь датируют период его изготовления VI веком, некоторые продолжают верить, что именно он – та самая Святая Чаша. Экспонирует Antioch chalice в своём собрании «Метрополитен-музей» (г. Нью-Йорк).
Чаша Доньи Урраки (Cáliz de doña Urraca). Святым Граалем её сравнительно недавно объявили испанские исследователи Маргарита Торрес и Хосе Ортега дель Рио. За минувшее перед этим тысячелетие подобным титулом эту литургическую чашу никто не оделял. А вот после в базилику Сан-Исидоро (г. Леон) началось настоящее паломничество, и предмету внимания выделили особое помещение. Кроме того, изучить детали её убранства можно с помощью дополненной реальности через специальные очки.
Чаша доньи Урраки
Первые чаши
Разглядывая золотой потир с роскошным декором, думаешь, что они всегда были такими. Но даже Святой Чаше для причащения мирян пришлось пройти за два тысячелетия множество витков эволюции, преображавших и обычную посуду. Первые три или четыре столетия чаши изготавливались из обычной глины, но иногда их вырезали из дерева, и лишь очень немногие потиры тогда делали из металлов или сплавов. Постепенно к чаше добавляется ножка, приближающая облик потира к современному. Архимандрит Алипий (Светличный) указывает, что порой за неимением чаш литургическими сосудами выступали Евхаристические кувшины на широкой круглой ножке и с узким горлышком. Образ потира из глины обыгрывается и в фильме об Индиане Джонсе, когда истинным Граалем оказывается подобная чаша.
Евхаристическая чаша. Конец V века
А после появились стеклянные потиры. Наибольшее распространение стекла (по мнению историка Ю.Л. Щаповой) пришлось на период с начала пятого и почти до конца первой четверти седьмого века. Его популярности помешал запрет 803 года, ведь стекло непрочно, и во время служб потиры иногда разбивались. Но и на протяжении последующих веков стекло, уже уступая металлу, сохранялось в числе наиболее применяемых для потира материалов. Примером служит показанная ниже пара стеклянных потиров, изготовленных во второй половине XIX века в Российской империи для Причащения в православных церквах. Это двухслойное стекло, которое амальгамой раскрашивали под золото или серебро, а затем украшали росписью.
Правило 73 Святых Апостолов, грозящее отлучением от церкви посмевшего присвоить церковную утварь, упоминает золото и серебро, как материал для освящённого сосуда. Теоретически после этого должны были получить широкое распространение золотые чаши. Но на практике не все приходы могли приобрести предметы из благородных металлов. Поэтому для потира часто брали сплавы на основе меди и олова, но вызолачивали их. Ещё они украшались драгоценными каменьями (или имитирующим их цветным стеклом).
Значение потира в христианстве
Символизм потира простирается куда дальше предмета, представляющего чашу Тайной Вечери, когда Иисус провёл первое Причастие. В широком смысле потир – это горькая чаша страданий Сына Господня за накопленные грехи человечества. Ряд священнослужителей также считает, что этот предмет символизирует Богородицу, явившую миру Спасителя.
Процесс Евхаристии (католическая служба)
Обряд Причастия (Причащения) или Евхаристию константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий провозгласил вершиной единения человека с Богом, что придало ритуалу статус священнейшего из всех Таинств. В православном богослужении, католичестве, протестантизме и других конфессиональных группах сложились разные каноны свершения обряда, но относительно потира их объединяет вино, которое в освящённой чаше символически становится кровью Христа, что превращает его в один из святых даров. Во время церковной службы прихожане одаряются им с помощью специальной ложки, называемой «лжица». Процесс причащения священнослужителей совершается в алтаре.
Таинству Евхаристии кроме потира и ложки сопутствует дискос – тарелка, куда кладут фрагменты разломанной просфоры, которые затем опускают в потир для освящения. Большое значение также имеет дароносица (переносная дарохранительница) – шкатулка в виде часовни, где потир хранится вместе с другими предметами церковной утвари, если Святое Причастие надо провести вне храма (в больнице или на дому).
Отправьте фото удобным вам способом
Современные потиры
Собственно, как и при зарождении христианства, сосудом для освящения вина может стать любая чаша. Однако за прошедшие тысячелетия сформировался канонический образ потира. Диаметр его круглого основания обычно больше диаметра самой чаши, дно которой делают сферическим. На потире должен быть образ Христа Спасителя. Именно его изображение делает эту сторону чаши фронтальной, и она во время Причастия обращена к священнику, ведущему службу. При ориентировке по сторонам света облик Сына Господня располагается на западе, а остальные стороны распределяются так: восток – Святой Крест, север – изображение Богоматери, юг – образ Иоанна Предтечи. Также на потирах изображали иную религиозную символику (фрагменты с изображениями святых и др.).
Богослужебные сосуды (католицизм)
Ножку потиров часто украшает «яблоко» – сферический выступ, который обычно располагается на её середине. Однако это желательный, но не обязательный элемент. Часто верхний наружный обод потира содержит надпись: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Это фрагмент хорового песнопения во время службы, отражающий суть вершащегося Таинства.
Из чего сейчас делают потиры? Как и прежде, лучшие материалы - это золото и серебро. После того, как дерево и стекло в Европе признали небогоугодными (применение деревянных потиров допускается, если нельзя раздобыть другую чашу), в обиход пошли металлы. Правда, чистая медь или чистое железо непригодны для священного сосуда, ведь эти металлы быстро окисляются, поэтому не могут принять Христову кровь. Поэтому распространение получили оловянные потиры, а затем латунные и бронзовые. Однако любой потир не из золота рекомендуется покрывать этим благородным металлом (хотя бы внутреннюю сферу, куда заливают вино). Также продолжают делать потиры из поделочных камней, которые потом декорируют.
Потиры, получившие известность
Оружейная палата хранит великолепный экземпляр, созданный мастерскими Московского кремля из золота, серебра, драгоценных и поделочных камней. Руки талантливых мастеров украсили священный сосуд резьбой, художественной ковкой и чеканкой. В отделке использована эмаль. При общей высоте 260 мм диаметр чаши составляет 165 мм. Знаменитым предмет стал в связи родом Морозовых, из которого наиболее известна одиозная боярыня Феодосия Прокофьевна. Но этот потир числится даром Чудову монастырю от другой боярыни Морозовой – Анны Ильиничны, урождённой Милославской. Здесь захоронили её супруга Бориса Ивановича Морозова, поэтому неудивительно, что храмовая обитель получила в 1664 году столь ценный подарок.
Ещё одним примечательным потиром из собрания Оружейной палаты ранее владел Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского. Предмет, где получали кровь Христову, соблюдает каноны, однако среди ориентированных по сторонам света медальонов присутствует и портрет Георгия-Победоносца, ведь этого святого в русском православии часто ставили выше прочих (в оформлении также присутствуют образы архангелов Михаила и Гавриила). Историки предполагают, что серебряный потир служил таинству Причащения Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, приходившегося внуком самому Юрию Долгорукому. При общей высоте 260 мм диаметр чаши составляет примерно 200 мм, однако массивное основание с ещё большим диаметром делает потир устойчивым.
В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится потир Ивана Фомина, созданный в 1449 году. Назван он по имени одного из самых значимых ювелиров той эпохи. Считается, что этим даром храм отблагодарил сам Великий князь Московский Василий II Тёмный за благополучное рождение сына (будущего Ивана III, объединившего сопредельные княжества в единое Русское государство). Чаша потира выточена из яшмы («рудожёлтого» мрамора), поверх которой изображён образ Спасителя. Тёмно-красный цвет камня выбран за олицетворение со священной кровью Христа. Примечательным элементом декорирования тут выступает высокорельефная золотая филигрань (скань). Общая высота потира составляет 255 мм, а диаметр чаши (195 мм) равен диаметру его основания (размеры приведены по данным Министерства культуры РФ).
Потир в наши дни
По данным Википедии к середине 2010-х гг. численность христиан приблизилась к двум с половиной миллиардам. Из Святой Чаши причащаются в четырёх миллионах храмов. Отсюда легко вычислить количество потиров, из которых совершается Причащение. Но в крупных церквях освящение вина в процессе литургии совершается в главной чаше, после чего службу продолжают при помощи нескольких чаш меньшего объёма. Кроме того, есть ещё особые потиры с крышками, в которых вино доставляется для домашнего богослужения. И мы ведь даже не посчитали экземпляры музейных экспозиций.
Каждый из них продолжает олицетворять изначальный сосуд, облик которого остаётся неведомым. Впрочем, возвращаясь к эпопее об Индиане Джонсе, шанс увидеть Святой Грааль всё-таки есть. Позолоченная чаша, к которой столь истово стремились герои фильма, сейчас экспонируется в Музее Голливуда. А те, кому недостаточно этого артефакта, пусть начнут свой поиск, для начала увидев Чашу Валенсии и другие потиры, считающимися чашей, присутствовавшей на Тайной Вечере. Если вы хотите продать иконы, православную атрибутику или предметы антиквариата, нумизматический клуб Raritetus готов предложить вам бесплатную их оценку и последующий выкуп. Для этого отправьте нам скан или снимок в хорошем качестве.