Разные орлы на медных монетах России

Raritetus
Поделиться

  1. Генезис изображения двуглавого орла в мировой геральдике
  2. Двуглавый орёл в России
  3. Медные монеты с двуглавым орлом в допетровский период
  4. Медные монеты Российской Империи с двуглавым орлом
  5. Гербовые орлы на российских монетах императорского периода
  6. Орёл, потерявший короны
  7. Возвращение двуглавой птицы

Двуглавый орёл – откуда он?

Орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны – древнейший символ. Его появление возводят к шумерской цивилизации. Правда, шумерский персонаж по имени Анзуд, Анзу или просто Зу, что означает «небесная птица», имел изначально голову льва. Но повздорил с богами из-за украденных им Таблиц Судеб – могущественного артефакта, и герой Нинурта раскроил ему стрелой голову напополам. Анзуд, тем не менее, выжил, залечив рану при помощи тех же Таблиц, но голов у него с тех пор стало две. А сам он стал личным животным и эмблемой Нинурта.

 

Отправьте фото удобным вам способом

    Шумерское изображение героя Нинурта на троне. В правом нижнем углу – Анзуд, с уже пострадавшей головой. Так всё и началось.
     Далее мы встречаем изображения двуглавой хищной птицы на рельефах, оставшихся от хеттской державы – могущественного государства в Малой Азии, располагавшегося на территории нынешних Турции и, частично, Сирии. Самые древние изображения хеттского двуглавого орла датируются XIII в. до н.э.

    Хеттский двуглавый орёл. Малая Азия, около XIII в. до.н.э.

      Из-за своего географического положения Малая Азия всегда была территорией, где шло активное взаимодействие и взаимопроникновение разных культур. Видимо, это и послужило причиной того, что в дальнейшем изображения двуглавой птицы распространяются по обширным территориям евразийского континента. Так, очень похожий персонаж мы можем видеть в индуистской мифологии. Гандаберунда, что в дословном переводе с Каннада – одного из языков индийского субконтинента - означает «сильный, двухголовый», был одним из воплощений бога Вишну. Он упоминается, например, «Вишну-Пуране» - индуистском тексте, датируемом IV-V веками, и неоднократно встречается в качестве изображений в индуистских храмах.

    Гандаберунда – «могучий двухголовый». Рельеф на карнизе индуистского храма. Не правда ли, знакомый облик? 

     На «исконной» же территории своего бытования, двуглавый орёл продолжает, по-видимому, существовать, переходя в качестве эмблемы от правителя к правителю и от государства к государству. Встречается он в Конийском султанате (1077-1307 гг.) на знамёнах сельджуков, начиная с Тогрул-Бека (ок. 990-1063 гг.), на гербах армянских князей.
     Поскольку Восточная Римская империя на долгое время становится одной из основных политических и культурных доминант этого региона, двуглавый орёл появляется и здесь. Происходит это, вероятно, при династии Комнинов, вышедшей как раз из Малой Азии, откуда они могли перенять хеттских орлов. Так или иначе, птица с двумя головами появляется в византийском декоративном искусстве в качестве элемента орнаментов с XI века, когда правила эта династия. А официальным гербом императорского дома – но не империи, как часто ошибочно говорят – двуглавый орёл становится при последней византийской династии – Палеологах (1261-1463).

    Двуглавый орёл Палеологов.
      По-видимому, именно через Византию изображение двуглавого пернатого хищника попадает в Европу. С одной стороны – через земли, бывшие под властью или в зависимости от империи, а с другой, вероятно, с крестоносцами, возвращающимися из походов. Так или иначе, в конце XII в. он появляется на печати графа Людвига фон Саарвердена, а во второй четверти XV в. – становится официальным символом Священной Римской империи, наряду с одноглавым орлом.
    Проникает двуглавый орёл и в символику Золотой Орды, свидетельство чему – монеты Улуса Джучи. Как раз с ними связана дискуссия о появлении орла на монетах и в государственной символике Руси, а затем Московского царства, Российской империи и современной России.

    История двуглавого орла в России

      Наиболее известная ныне версия появления двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Московского царства, гласит, что он появился в русских землях вместе со второй женой Ивана III Софьей Палеолог - племянницей Константина XI - последнего византийского императора. Но есть и другие мнения по этому вопросу, в том числе, основывающиеся на нумизматических данных.
    В XV веке двуглавый орёл мог попасть в русские земли тремя путями:

    • через Византию, где он в эпоху Палеологов стал эмблемой старшего императорском роду;
    • через Европу, где он к этому времени уже хорошо известен, и используется, в качестве герба Священной Римской империи;
    • через Золотую Орду, где он также присутствует - в том числе, чеканятся медные деньги с изображением двуглавой птицы.

     Объём и тема статьи не позволят нам углубиться в аргументацию сторон. Наименее популярна ныне «европейская» версия. Но даже здесь фактом является наличие изображений двуглавого орла, причём более ранних, чем вторая половина XV века. Как в архитектуре (Борисоглебский собор Чернигова, 1123 г.), так и на монетах (некоторые виды т.н. «русского грошика» - после 1349 г.). Например, такой серьёзный исследователь, как П.Г. Гайдуков находит убедительными аргументы в пользу габсбургского, западного, а не византийского происхождения орла на гербе.

     Фигурирует орёл и в Великом Княжестве Тверском, в том числе на монетах. Он появился там несколько раньше, чем в Москве, и едва ли тверские князья, извечные соперники московских, стали бы чеканить на своей монете их эмблему. Даже учитывая неоднозначные, скажем так, их отношения в последний период существования княжества и разнообразие изображений на монетах тверской чеканки. Другое дело, что вопрос о том, откуда орёл попал, в свою очередь, в Тверь, тоже не вполне ясен. Возможны как ордынский, так и византийский варианты. И, в свою очередь, идёт дискуссия о том, как орёл попал в Орду – через Византию, либо из малоазиатских государств, вместе с турками-сельджуками.

    Тверская серебряная монета с изображением двуглавого орла. Предположительно – князя Михаила Борисовича (кн. 1461-1485).
      Впрочем, некоторые исследователи, например, Е.Ю. Гончаров, полагают, что ордынская птица вообще не является орлом.
    Наконец, неизбежная в случае с действующей государственной символикой политизация темы, также не способствует строгой академичности и научной объективности дискуссий.

    Так или иначе, с последней четверти XV века двуглавый орёл становится государственной эмблемой сначала Московского Царства, затем Российской Империи, и, с перерывом на семьдесят пять советских лет в том или ином виде, остаётся ею до сего дня. А вот о том, каковы эти виды, в частности, на медных русских монетах – ниже. 

    Русские медные монеты с двуглавым орлом в допетровский период

     Период XII – XIV вв. на Руси известен в нумизматике как «безмонетный». Действительно, в это время в русских княжествах собственные монеты не чеканились, или почти не чеканились. Причин ситуации называется несколько:

    • отсутствие в собственных месторождений монетных металлов (медь добывалась, видимо, эпизодически и в малых количествах, а серебро разведают лишь при Петре I);
    • прекращение, по ряду экономических и политических причин, притока ранее активно ходившей на Руси иностранной монеты;
    • монгольское вторжение.

    Отправьте фото удобным вам способом

       Комплекс причин, кратко обозначенных в двух последних пунктах, привёл к деградации в этот период экономической жизни русских княжеств, натурализации хозяйства и практическому отпадению нужды в чеканке монеты. Торговля, даже если не ведётся путём прямого обмена товара на товар, удовлетворяется в эту эпоху весовым металлическим обращением в виде гривен.
      Но ко второй половине XIV в. эта ситуация постепенно меняется. Русские княжества постепенно восстанавливают политическую самостоятельность и экономику. Торговля начинает оживляться, в том числе – и внутренняя мелкая торговля. Особенно это касается крупных городов, центров удельных княжеств. А оживление торговли требует, в свою очередь, обращения наличных денег, следовательно – чеканки монет. Причём розничные сделки требуют мелких разменных денег.
      Основной разменной медной монетой в XIV – первой половине XV вв. является пуло, или пул. Название это пришло из Золотой Орды. Нужно сказать, что русская нумизматика этого периода крайне запутана, так как полностью отражает феодальную раздробленность русских земель. Первыми чеканить собственные деньги начали крупные княжества – Московское, Рязанское, Суздальско-Нижегородское, а чуть позже – Тверское.

      Московское пуло с двуглавым орлом. Времена Ивана III (1462-1505).

       Однако собственные деньги чеканили также и более мелкие княжества вроде Ростовского или Ярославского. Более того, в составе крупных княжеств собственные деньги чеканили многие удельные князья, например, можайские, серпуховские или дмитровские в Московском, дорогобужские и кашинские – в тверском, пронские и переяславские – в рязанском.

      Пуло «голова вправо/двуглавый орёл». Дмитровское Княжество 1389-1428.

       Да и сама система чеканки денег тогда сильно отличалась от привычной нам государственной монополии на это производство. Чеканом занимались мастера-чеканщики, работавшие, конечно, с разрешения князя. Однако государственными служащими они не были, и отчеканить у них монету мог любой, принеся собственный металл и заплатив – как правило, частью того же металла.

       Такое положение вещей естественным образом приводило к огромному разнообразию монетных штемпелей, на которых «жил» настоящий бестиарий из самых причудливых мифологических тварей. Встречаются среди них и изображения двуглавого орла. Наиболее часто эта птица попадается на монетах, отчеканенных в тверских землях. И если в случае с московским гербом мы склонны предполагать всё же скорее византийское происхождение птицы, то тверские монеты, видимо, действительно восходят к пулам и денгам Золотой Орды, например, монетам хана Джанибека, где это изображение также встречается. Следует, кстати, отметить, что именно тверские князья наиболее активно чеканят у себя медную монету.

      Тверское серебряное пуло с двуглавым орлом.
        Некоторые исследователи утверждают, что двуглавая птица появляется на московских монетах лишь на относительно короткий период в конце XV в. в связи с женитьбой Василия III на Софье Палеолог. Однако, например, на монетах дмитровского удельного княжества, вассального по отношению к Москве это изображение попадается в более ранний период. По-видимому, как подражание московским пулам Василия III в Пскове примерно в 1520-х гг. также чеканятся пулы с двуглавым орлом и названием города на реверсе.

      Псковское медное пуло с двуглавым орлом – вероятно, подражание московским монетам.

       Постепенно денежная система упорядочивается. Причины тому были как политические, так и экономические. Возвышение Москвы, централизация государства, требовала унификации, в том числе и денежного обращения, для привязки к ней бывших княжеств. Это подкреплялось и необходимостью упрощения торговых расчётов. Сокращается количество центров выпуска монеты. К концу царствования Василия III помимо московской и новгородской денги (так в этот период назывался основной номинал монеты) ходили ещё тверская и псковская. Кроме того, несмотря на запрет удельным князьям чеканить свои монеты, в хождении оставалось довольно большое их количество, поскольку специально из обращения они не изымались. Продолжают чеканиться и медные пулы. Одна московская денга по свидетельству Герберштейна равна в это время 60 пулам.

       После смерти Василия, Елена Глинская - его вдова и регентша при малолетнем Иване IV, ещё не названном тогда Грозным, проводит денежную реформу. В ходе которой остаются в качестве основы обращения две наиболее распространённых тогда денги – московская и новгородская. Вводится их весовой стандарт, по которому «московка» (0,34 гр.) была вдвое меньше «новгородки» (0,68 гр.), и счётно-весовые единицы, такие, как рубль, полтина, гривна и алтын. А вот медные пулы чеканиться перестают, хотя и не изымаются. С этого времени медь постепенно уходит из русского денежного обращения практически на 130 лет – до денежной реформы Алексея Михайловича. Даже в Смутное Время, несмотря на все проблемы финансового характера (а возможно, отчасти, и благодаря им), медные монеты не чеканились – предпочитали снижать вес серебряных. А с утверждением на престоле Романовых окончательно закрепляется монополия государя на чеканку монеты – при Михаиле Фёдоровиче в стране действует единственный монетный двор в Москве.

       Алексей Михайлович вновь вводит медную монету в оборот, но назвать эту попытку удачной нельзя. Суть реформы, предложенной советником царя Фёдором Ртищевым, состояла в том, чтобы выпускать медные деньги, приравняв их к серебряным. То есть вводится принудительный курс медной монеты. Делалось это от нехватки в стране серебра – всё оно было покупное – а также по причине оскудения казны из-за войны с Речью Посполитой и чумы. Подвох был в том, что налоги и сборы государство при этом быстро стало принимать только серебряной монетой. Неудивительно, что не прошло и нескольких лет, как медные деньги обесценились примерно в 15 раз, и вспыхнул бунт, получивший название Медного.

        Мелкая монета этого времени чеканилась с изображением всадника с копьём. Кстати, название «копейка», появившееся после реформы Елены Глинской, прочно вошло к этому времени в обиход. А вот на более крупных монетах – рубле и полтине, можно видеть изображение двуглавого орла, ставшего уже к этому времени государственной эмблемой. Орёл здесь с распростёртыми крыльями, увенчан трёхзубой короной, расположенной между голов.

      Медный рубль Алексея Михайловича. В дизайне ясно заметно подражание современным ему европейским талерам. В обращение эти монеты, видимо, практически не попали – помешал Медный бунт.

       После бунта медные деньги вновь надолго уходят из обращения. В следующий раз они появятся уже при Петре I.

      Двуглавый орёл на медных монетах Российской Империи

       Одним из ряда радикальных реформ, предпринятых Петром I по возвращении его из Европы, стало изменение и упорядочение денежной системы. Серебра в стране по-прежнему не хватало, и введение медной монеты для покрытия его дефицита, было не прихотью, а необходимостью. Но урок медного бунта не прошёл даром. Пётр вводит медные деньги в целом ряду других мер, таких, как свободный оборот золота и приравнивание серебряного рубля, ставшего отныне основой денежной системы, к талеру. К тому же, происходит это поэтапно.
      Вначале, в 1700 году, выпускаются денга и полушка из меди. А также самый мелкий в истории России номинал в полполушки. На аверсе этих монет располагалось довольно примитивное изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, с царскими регалиями в лапах.

      Денга Петра I.

      Петровская полушка.

       В 1701-м выпускаются серебряные монеты новых для России номиналов в 10 (гривенник) и 50 (полтина) копеек, а также полуполтина и полугривенник, а кроме того – золотые в 1 и 2 червонца, имевшие не привязанный к остальным русским деньгам плавающий курс.
       В 1704-м чеканятся новые серебряные рубль и алтын (3 копейки), и одновременно – новая медная копейка. 

       Нужно отметить ещё два важных психологических аспекта петровской денежной реформы:

      • старые серебряные копейки-чешуйки продолжали ходить наравне с новыми, шока от смены денег не было;
      • новые деньги, пусть и медные, были гораздо привлекательнее эстетически и солиднее тактильно.

       Кроме того, лучшее качество выделки монеты затрудняло её подделку, соблазн которой в случае с медью был особенно велик.
      Таким образом, народ постепенно приучался к новым деньгам. Копейка, кстати, сохранила на своём аверсе и давшего ей название всадника с копьём.

      Копейка 1704 года. Давший название монете всадник по-прежнему на своём месте.
        С этой же целью – постепенного перехода на медную разменную монету, а также из-за военных издержек казны, в 1713 году чеканится сначала серебряный пятак – тоже абсолютно новый для России номинал монеты, а затем, через 10 лет – медный пятак вдвое меньший по весу. Эти монеты, несущие на аверсе двуглавого орла, получили у нумизматов прозвище «крестовик» за характерное изображение на реверсе. Кстати, уже после Петра доходы от чеканки этих монет так понравятся Екатерине I, Меньшикову и другим временщикам, что её неумеренный выпуск приведёт к разбалансировке экономики и денежного обращения, с чем придётся бороться вплоть до эпохи Елизаветы.

      Отправьте фото удобным вам способом
         

        «Крестовый» пятак. Большие пустые плоскости – своеобразная «степень защиты» от подделки методом литья.
          Но вернёмся к петровской реформе. Копейки-чешуйки, презрительно именуемые самим царём «вошками», продолжают, тем не менее, чеканиться вплоть до 1718 года, когда отменят и медную копейку 1704 года. Это было сделано, чтобы затем, через несколько лет возобновить чеканку копеечных монет, но уже в другом, также сниженном, весе.
          Таким образом, при Петре I проводится полная реформа денежного обращения, с заменой его основы на медь, и введением новых номиналов. И, кстати – первыми в мире - десятеричной системы счисления. Практически, с небольшими изменениями, эта система монетных номиналов будет существовать не только в Российской Империи, но и в советское время.
          А вот орлы на монетах за следующие двести лет правления Романовых будут видоизменяться достаточно сильно.

          

        Разнообразие гербовых орлов на российских монетах императорского периода

         Промежуток 1700 – 1917 гг., когда и существовала де-юре Российская Империя, в российской нумизматике принято называть императорским. Изменения в дизайне монет в это время происходили постоянно. Три с лишним столетия династии, на протяжении которых правили четырнадцать императоров и императриц, не могли не оставить своего следа в монетном деле, учитывая, что до появления средств массовой коммуникации монета всегда была одним из главных способов легитимации режима и политической пропаганды. И ставший официальным гербом империи двуглавый орёл не мог не отразить этих изменений. Какие метаморфозы он претерпевал и в чём их причины?
        Их несколько.

        1. Требования денежного обращения и монетного производства, куда входили:

        • различия в материале (металле) или номинале монет;
        • необходимость визуального отличия новых монет, имеющих другую пробу металла и весовую норму, от старых

        2. Отсутствие в российской геральдике жёстких правил до второй половины XIX в., позволявшее варьировать герб, что давало почву для творчества не только заказчиков монеты, но и её изготовителей, а именно:

        • особенности индивидуального художественного стиля конкретных граверов или авторов эскизов монет;
        • желание разных монетных дворов выделить свою продукцию дополнительно, кроме буквенного обозначения.

        3. Изменения гербе государства.

        Таким образом, в императорский период только основных типов орла на монетах выделяется шесть.

        Первый тип: увенчанный тремя коронами двуглавый орёл с державой и скипетром в лапах.

        Орёл первого типа.

         Этот тип встречается на монетах из серебра и меди чеканенных в период 1700-1754 гг., имеет множество разновидностей, из которых ниже представлена лишь часть.

        Вариации первого типа орла.
         Первые монеты петровского времени машинной чеканки имели крайне примитивное изображение двуглавого орла, которое можно увидеть как на фото выше, так и здесь на рис. 9. Последующие выпуски имеют огромное разнообразие вариантов герба. Здесь представлены лишь некоторые из них. Особо здесь следует выделить два случая: вариацию орла Алексеева на денгах и полушках 1704 года, и версию орла Гаупта на пробном выпуске полушек и денег 1710 года.

         После Петра массовые выпуски медных монет происходят при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне с 1730 по 1754 годы, и здесь изображения герба гораздо качественнее петровских. Видимо, женщины есть женщины – нужно, чтобы было красиво. А после 1754 года этот тип орла больше не встречается. 

         Второй тип: увенчанный тремя коронами двуглавый орёл с гербом Москвы (поражающим дракона копьём св. Георгием на коне) и орденом Андрея Первозванного на груди, или без него. В лапах орла – держава и скипетр.

        Орел второго типа.
        Эта версия герба ненадолго появляется на монетах Екатерины I прямоугольной формы - так называемых "платах" 1726 года, но закрепляется на меди лишь в 1758 году, а до того чеканится на золоте и серебре.

        Варианты орла второго типа.
         А в более поздний период, во второй половине 1760-х годов, именно на материале этого типа орла ярко проявляются особенности чеканки разными монетными дворами. После перевода чеканки всей медной монеты в Екатеринбург, на монетах чеканки этого двора появляется особый подвид орла (рис. 13) и остаётся там до 1781 года, когда к чеканке меди приступает также Сузунский монетный двор. Позже оба монетных двора используют другую разновидность орла (рис. 14).
         Когда в конце 1780-х Петербургский и Московский дворы вновь начинают чеканить медные деньги. Наряду с созданными Таврическим и Анненским, они выбирают рисунок, напоминающий рублёвый штемпель, созданный в 1857 г. французом Жаном-Антуаном Дасье (рис. 15). Екатеринбургский и Сузунский дворы в это же время выбирают каждый свой рисунок (рис. 16 и 17 соответственно).

        Екатеринбургский пятак конца 1780-х годов.
         С 1802 года орёл этого типа чеканится на медных монетах всех номиналов, а не только пятикопеечных, как было раньше. Одновременно вся медная чеканка опять остаётся в Екатеринбурге и Сузуне, причём последний продолжает использовать «павловский» вариант орла, основанный на штемпеле Гедлингера, а Екатеринбург пытается на короткое время (1802-1803 гг.) ввести свой дизайн герба со щитом норманнского типа на груди (рис.18).

        Екатеринбургская полушка с норманнским щитом на груди орла.
         Наконец, после снижения веса медных монет в 1810 г., меняется рисунок герба на всех монетах, и поначалу каждый двор размещает свой рисунок: Петербургский и Колпинский - его фактический филиал – вариант с рис. 21, Екатеринбургский – с рис. 19, а Сузунский – с рис.20. Они существенно различаются многими деталями – очертаниями крыльев и голов, формами корон, щитов на груди и хвоста. Однако в том же году Екатеринбургский двор начинает производить монеты с тем же гербом, как Петербургский, а через три года от своего варианта отказывается и Сузун. Орёл унифицируется и чеканится так до 1830 года.

         

        Отправьте фото удобным вам способом

          Третий тип: увенчанный тремя, реже – одной короной двуглавый орёл с распростёртыми крыльями и московским гербом на «английском» геральдическом щите на груди. В лапах орла - горящий с обоих концов факел, молнии - жезл Перуна, лавровый венок и Андреевская лента.

          Этот вариант герба иногда называют «николаевским» орлом. Хотя первый его вариант появляется на российских монетах (золотых) за 8 лет до коронации Николая I.Орёл третьего типа.

          Всего герб имел четыре варианта изображения, из которых на меди с 1830 по 1840 чеканился только один.

          Пять копеек 1835 года с третьим типом двуглавого орла на аверсе.


           Четвёртый тип герба появляется на платиновых монетах достоинством в 3, 6, и 12 рублей в 1828 году. Причём орёл на трёх- и шестирублёвках отличен от «двенадцатирублёвого», так как штемпели делали разные мастера – Якоб Рейхель в первом случае и Генрих Губе – во втором.

          Орёл четвёртого типа. На медных монетах он не чеканился.

           В 1832 эти орлы переходят на общегосударственные монеты из золота и серебра, а вот на меди они никогда не чеканились. Именно здесь появляются гербы провинций на орлиных крыльях, и привычный нам и в современном российском гербе «французкий» щит на груди.

          Платиновые монеты времён Николая I. 

           Пятый тип - увенчанный тремя коронами гербовый двуглавый орёл, с царскими регалиями в лапах. С видоизменённым «германским» щитом московского герба на груди, окружённым цепью с ордена Андрея Первозванного. Характерно стилизованы крылья, на каждом из которых по четыре региональных герба на щитах, повторяющих "французскую" форму центрального.

          Орёл пятого типа. Этот, напротив, чеканился только на меди.

          Этот тип орла чеканился напротив, исключительно на меди - монетах в 2, 3, и 5 коп., и просуществовал без изменений с 1849 по 1859 год.

          Три копейки Санкт-Петербургского монетного двора с орлом пятого типа.

          Последний, шестой тип орла на монетах императорской России выглядит как двуглавый орел, венчаемый соединёнными Андреевской лентой тремя коронами, держащего в лапах самодержавные регалии - скипетр в правой и державу - в левой. На его груди расположен московский герб во французском щите, и восемь таких же маленьких щитов с региональными гербами - на крыльях, по четыре на каждом. Орёл значительно стилизован, он стал более «европейским». Фигура св. Георгия на гербе Москвы обращена теперь влево.

          Шестой тип гербового орла.
           Этот тип орла менялся три раза. 

          Вариации орла шестого типа. 

           Будучи изначально единым для общегосударственных монет России – от медных до золотых, уже через год, в 1860 г., с началом выпуска трёх- и двухкопеечников на монетном дворе в Варшаве, в герб вносятся изменения, самым заметным из которых стала форма хвоста орла. Кроме того, он имел более крупную центральную корону, иной изгиб Андреевской ленты, соединяющей короны, отличался мелкими деталями крыльев, скипетра и державы. Такой орёл (рис. 2) получил у нумизматов прозвище «варшавский». Остальные две вариации орла шестого типа чеканились только из золота и серебра, поэтому здесь мы не будем останавливаться на них подробно.

          Три копейки 1860 г. с «варшавским» орлом.
           Следует отметить также, что изображения орла, чеканившиеся долго и массово - как, например, орлы Дасье, Губе или Гедлингера, могут иметь много мелких различий внутри изображения одного типа. Вызвано это чаще всего чисто технологическими причинами – износом и последующей правкой монетных штемпелей в ходе производства, а также отсутствием до второй половины XIX в. технологий и оборудования, позволяющих точно воспроизводить изображение при их тиражировании. Кроме того, встречаются и «доработки» герба мастерами монетных дворов. 

          Орёл без корон

            После 1917 года перестаёт существовать Российская империя, а с нею и коронованный двуглавый орёл как государственный герб. Однако ещё некоторое время орёл без корон, гербов и регалий царской власти, эскиз которого был создан И.Я. Билибиным, является гербом Российской Республики. Пока идёт Гражданская война и продолжается экономическая и финансовая нестабильность, он ещё появляется на денежных знаках, выпускаемых различными правительствами и территориальными образованиями. Этот вопрос - тема для отдельной статьи, и не одной, но один случай всё же стоит упомянуть. Пожалуй, самым известным примером такого рода являются сегодня выпускавшиеся в Армавире монеты достоинством 1, 3 и 5 рублей. Их было два выпуска, первый, пробный, был литым, поэтому монеты из него имеют более грубый вид, а кроме того он отличался разными орлами на монетах разных достоинств. Интересно, что пятирублёвки из этого выпуска по некоторым данным, делались из алюминия, бывшего тогда ещё довольно редким и дорогим металлом.

           

          Отправьте фото удобным вам способом

            Армавирский рубль (1918 г.) с «билибинским» орлом. Монета из первой, литой партии.
             Второй выпуск был чеканеным. На этих монетах орёл одинаков для всех номиналов, и очень похож на того, который ныне знаком нам всем по современным российским монетам образца 1992-2015 гг. Наиболее распространённой была трёхрублёвая монета, а всего армавирских монет было выпущено на сумму порядка шестидесяти тысяч рублей.

            Самый распространённый номинал армавирских монет – 3 рубля. Чеканеный вариант (вторая партия).

            Двуглавый орел на российских монетах 

             После установления в России советской власти двуглавый орёл, как и вся старая государственная символика, оказывается ненужной. Что-то из дореволюционной эстетики частично возрождается в годы Второй Мировой войны, но сам орёл – герб прежнего режима, был, по сути, под запретом, сначала жёстким, а потом скорее просто обходился молчанием. Предполагалось, что возвращения к старому уже не будет.

             Однако после 1991 года жизнь страны вновь круто изменилась. И теперь уже советская символика стала «не ко двору». Тогда и вспомнили сначала о «билибинском» двуглавом орле – символе Российской Республики и Временного правительства. На ранних российских монетах новейшего времени орёл чеканился на монетах всех номиналов из любого сплава. А именно – 1, 5, 10, 20, 50 и 100 р. Правда, выпускались они лишь 3 года, с 1991 по 1993. Затем инфляция сделала невыгодной чеканку монеты. Вновь монета появляется в обороте в 1997, после денежной реформы с деноминацией рубля. Теперь в обиход вновь входят копейки – на них снова всадник с копьём. Орёл – всё та же билибинская его версия, теперь занял место на рублёвых номиналах. 1, 2, 5, и 10 рублей. Из них медной можно весьма условно назвать лишь десятирублёвую монету. Условно - потому, что к современным российским монетам понятие «медные» применимо только с большой натяжкой. Мы продолжаем иногда по привычке называть их так. На самом деле даже те монеты, которые выглядят сделанными из цветного сплава, обычно представляют собой плакированную сталь. Правда, среди ранних монет постсоветской России (1991-1993 гг.) были относительно небольшие серии, отчеканенные из латуни.

            50 рублей 1993 года.

             Последняя на сегодня метаморфоза двуглавого орла на монетах произошла в 2016 году. С этого года орёл без регалий – тот самый билибинский, был заменён изображением Государственного Герба – коронованным орлом с регалиями в лапах.

            Старый (2009) и новый (2016) варианты двуглавого орла на современных монетах в 10 рублей.

            Монархические регалии на гербе республики вызывают у некоторых недоумение. С другой стороны – звучат аргументы о верности традициям. Какой срок суждён на монетах этому орлу – кто знает? Ведь история не заканчивается.

            Отправьте фото удобным вам способом

              Оставить комментарий

               

              Комментарии (всего: 0)