История Рижского завода
Появление Рижской фарфоро-фаянсовой фабрики связано с династией Кузнецовых. После того, как в 1812 г., Яков Сергеевич Кузнецов основал первый небольшой завод фаянсовых изделий в Гжели, масштабы и география производства стремительно расширялись. После смерти Якова Сергеевича его дело унаследовали сыновья, а затем и внуки. Каждый вносил свой вклад в развитие семейного дела, и за несколько десятилетий было основано еще несколько мануфактур, среди которых и Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика в предместье Дрейлингсбуш (1841 г.).
Одним из главных мотивов, который преследовали магнаты Кузнецовы, открывая предприятие на территории Прибалтики, было желание наладить пути вывоза фарфоровых изделий за границу через рижский морской порт. Это была важная стратегическая точка сбыта.
В первой половине XIX века производство на Рижской фабрике развивалось очень быстро. На заводе выпускали посуду из фаянса и фарфора, затем добавилось несколько цехов по изготовлению кирпича. В 1864 году управление фарфоровым бизнесом перешло к М.С. Кузнецову, а в 1889 году предприятие вошло в «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова». Рижская фабрика стала одним из восьми заводов, принадлежавших Кузнецовым. Масштабы и показатели выпуска многократно увеличились, а вторую половину XIX можно по праву назвать золотым веком кузнецовского рижского фарфора.
После Революции 1917 года заводы Кузнецова, как и большинство предприятий бывшей Российской Империи, были национализированы. Некоторые наследники фабрик М.С. Кузнецова, которые вынуждены были покинуть СССР, обосновались в Риге. Здесь они взялись за восстановление пришедшего в упадок завода. Разумеется, вернуть масштабы выпуска довоенного периода новые владельцы фабрики не смогли, но, тем не менее, завод продолжал функционировать. Большое внимание уделялось культуре Латвии, в качестве художников по росписи фарфора на завод были приглашены выдающиеся рижские мастера: Янис Куга, Роман Сута, Юлий Мадерниек, Александра Бельцова. Благодаря им на фарфоровых изделиях появились уникальные росписи в стиле кубизма, а сами работы получили награды многих международных выставок. Это был особый этап в истории советского фарфора, и сегодня эти изделия хранятся в музейных и частных коллекциях.
После Великой Отечественной Войны Рижская фабрика по производству фарфора продолжила выпуск изделий. Со временем она приобрела очень широкую известность в первую очередь благодаря репутации высокому качеству продукции. В 1960 году Рижский фарфорово-фаянсовый завод был объединен с другим известным фарфоровым предприятием, расположенным в Риге – с бывшей фабрикой Якоба Карла Ессена, которая была основана в 1886 году. В 1968 году был приостановлен выпуск фаянсовой посуды, и новое объединенное предприятие получило название Рижский фарфоровый завод. После распада советского Союза фабрика еще какое-то время продолжала существовать, но в 2000-х годах производство было приостановлено. В 2001 году в зданиях бывшего завода был открыт Музей рижского фарфора, в котором хранятся изделия художественного фарфора, созданные скульпторами и художниками завода.
Какие изделия Рижского завода высоко ценятся
Сегодня художественный фарфор производства Рижского завода высоко ценится коллекционерами. Наиболее редкими считаются изделия кузнецовского периода. Найти полноценный сервиз практически невозможно – чаще всего они хранятся в собраниях художественных музеев, например, в коллекции Рижского музея фарфора. Но можно найти отдельные предметы – чайные пары, молочники, сахарницы. Такие изделия в хорошем состоянии стоят от 3 до 12 тыс. рублей.
Рижский фарфор советского периода представляет коллекционный интерес, так как отличается по форме и росписям, выделяется среди других изделий. Например, фарфор из популярной формы «Сакта» (Sakta) выглядел очень футуристично и напоминали маленькие инопланетные корабли. Один такой предмет может стоить 8-10 тыс. рублей.
Фарфоровые статуэтки производства Рижского завода представлены на рынке антиквариата фарфором 1940-х годов и более поздними экземпляры советского периода. Особое место в скульптуре малых форм занимали детские фигурки: «Фтболист», «Латышский народный танец», «С горки». Цена таких статуэток - от 7 до 20 тыс. рублей.
Клейма Рижского фарфорового завода по годам
1843—1917 |
|
1922—1933 |
|
1926—1930, экспортный фарфор |
|
1934—1939 |
|
1937, юбилейные клейма |
|
1938—1939, экспортный фарфор |
|
1940 - 1980 |
|
Юбилейное клеймо 1991 года |
Если у вас дома есть фарфор производства Рижской фарфорово-фаянсовой фабрики, который вы по какой-то причине хотите быстро и выгодно его продать, то компания «Raritetus» предлагает удобный сервис по оценке и выкупу антикварного фарфора. Мы предлагаем услуги по онлайн-оценке фарфора. Это удобно, так как вам не придется подвергать посуду или статуэтки дополнительному риску при перевозке. Вам достаточно прислать фото в хорошем качестве, на котором будет видно клеймо, а также изъяны, если они имеются, а наши специалисты смогут произвести оценку и предложить вам выгодную цену.