В своём юмористическом сборнике Никита Богословский как-то шутливо заметил, что, алкоголем, не допитым на банкетах в честь защиты кандидатских диссертаций, можно заполнить лишь пару ликёрных рюмок. Этим он вывел для читателей некий минимальный объём сосуда для приёма веселящих напитков – 25-30 миллилитров. Но, оказывается, существует рюмка и меньшей ёмкости, получившая прозвище «муха».
Набор миниатюрных рюмок по 10 мл каждая
Отправьте фото удобным вам способом
Кому и зачем понадобилась рюмка-муха
Как ни странно, история появления на Руси миниатюрной рюмки связана с реформами Петра Великого. В период его правления традиционными местами для распития водки считались шинок (в западных регионах) и кабак (на остальной территории). Привлечённые Петром I на службу иностранцы неоднократно жаловались, что в этих питейных заведениях невозможно нормально поесть, так как завсегдатаи нередко лезли в драку. А заведения типа traktieren в немецких княжествах или trakteren в голландских землях здесь напрочь отсутствуют. Превратив страну в империю на международной арене, Пётр I занялся и её внутренним обустройством. Одним из новшеств стал открытый на Троицкой пристани в 1720 году «Трактирной Дом», а затем и растущая сеть первых трактиров.
Питейное заведение (с картины Давида Тенирса-младшего)
Трактиры изначально предназначались для иностранцев и привилегированной российской публики, включая дворян. Однако целью было и постепенно перетянуть в трактиры некоторую часть кабацкой публики, чтобы отвадить их от неуёмной выпивки и научить пить в меру (недаром родилась легенда, что в петровские времена выпивох заставляли носить чугунную медаль «За пьянство»). Но как привлечь широкие массы? На помощь пришло само слово «трактир», корни которого уходят в европейские языки, где оно обозначало «угощать» (впрочем, некоторые филологи связывают его исключительно со словом «тракт»).
Поэтому владельцев трактиров обязали первую чарку любому посетителю наливать бесплатно в расчёте на то, что впечатлённый качеством напитка и обслуживания трактирный гость непременно останется и отобедать. Учитывая, что чарка – это сотая часть ведра (12,3 литра), разбрасываться стограммовыми порциями был прямой убыток. Поэтому хозяева трактиров быстро смекнули, что бесплатную порцию лучше подавать в сосуде малого объёма. Так чарка превратилась в шкалик, а затем стала ещё меньше.
Современная рюмка 15 мл (Гусевской хрустальный завод им. Мальцова)
Для этого владельцы питейных заведений пожелали заказывать у мастеров стекольного дела специальные рюмки малого объёма. Обычно они вмещали 15 мл, но наиболее экономные владельцы трактиров уменьшали их даже до 10 мл. По легенде, один из посетителей, которому плеснули водку в такую рюмку, разочарованно отозвался: «Да здесь только мухе утопнуть». Острое словцо мигом разошлось по питейным заведениям. Так рюмка получила яркое и запоминающееся народное название, которое и закрепилось в русском языке.
«Ходить под мухой»
Благое начинание о повышении уровня питейной культуры разбилось о русскую смекалку. Даже рюмка-муха не помогла. Приняв бесплатную рюмку водки, гость уходил в ближайший кабак, где цены были ниже. В крупных же городах, где работало несколько трактиров, особо догадливые обходили все заведения, наказывая владельцам подавать маленькую рюмочку обязательного угощения, и постепенно добирались до хмельного состояния. От нескольких бесплатных порций заплетались речь и походка, и такого гражданина встречные презрительно характеризовали: «Ходит под мухой».
Петербургский трактир
Теперь выражение «ходить под мухой» раскрыло свои тайны, а вот о словосочетании «убить муху» филологи спорят до сих пор. Толковый словарь Даля в огромной статье «Муха» делает его синонимом состояния «напиться допьяна». Но картёжники считают, что оно вместе с «быть под мухой» и «задавить муху» относится к одноимённой игре, набравшей огромную популярность в 19 столетии. В споры вклиниваются и медики, утверждая, что речь идёт о миодезопсии, в состоянии которой у больного обзор заполнен непрестанно двигающими «летающими мушками» из-за нарушения прозрачности стекловидного тела глаз.
Трактирам не удалось облагородить приходящую к ним публику. Вместо интеллигенции места за столами постепенно заполнялись рабочими, извозчиками, сапожниками, заехавшими в город крестьянами. Для благородных господ часть трактиров превратили в шикарные рестораны, в остальных же собирались низшие сословия, низведя трактир до банального кабака.
Традиция трактиров наливать первую рюмку бесплатно постепенно сошла на нет. А вот сама рюмка-муха осталась в быту. Причём, она вышла с территории общественных заведений и благополучно прописалась среди домашней посуды. Пушкиноведы считают, что строчками «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил» Александр Сергеевич подсмеивается над бытовым пьянством деревенского барина, ежедневно опрокидывавшего в себя десяток «мух», чтобы не озвереть от скуки. Причём подавать первую приходилось уже с утра.
Рюмка с мухами
Впрочем, есть ещё одна теория появления названия «рюмка-муха». Она связана с особенным декорированием стеклянной посуды. В 18 столетии мода на хрусталь охватила почти всю Европу. Мануфактуры возникали повсеместно. Многие из них быстро разорялись, не сумев превзойти многочисленных конкурентов. Чтобы выделиться среди прочих, владельцы хрустального производства начали приглашать на фабрики гравёров. Например, голландские мастера славились тем, что гравировкой создавали на поверхности целые картины. Богатые горожане заказывали посуду, на которой были выгравированы их портреты. Первыми рюмками подобного стиля сейчас гордятся музеи мирового уровня.
Старинная рюмка с гравировкой мушек
Другие мастера позаимствовали из живописи приём «тромплёй» (от французского «trompe-l'œil», означающего «обман зрения»), используя в оформлении изображения насекомых так, чтобы они выглядели максимально реалистично. Среди прочих оказались и мухи, обилие которых было непременным атрибутом быта семьи любого достатка. Матовые «мушки», замершие на прозрачном стекле, стали очень популярны и распространились по многим странам, включая и стекольные заводы Российской империи. Важные персоны различных государств пожелали изготовить такие сервизы в личное пользование.
Бахметевская рюмка-муха
Отправьте фото удобным вам способом
Российским примером станут рюмки, который выпускал хрустальный завод Николая Алексеевича Бахметева. Владелец царства хрусталя сильно переживал, частенько наблюдая собственного сына «под мухой». Оградить сына от выпивки у Бахметева никак не получалось. Тогда он решил призвать на помощь искусство. По легенде ему посодействовал знаменитый крепостной мастер Александр Вершинин, прославившийся расписными двуслойными стаканами. По заказу Бахметева Вершинин изготовить рюмки с изображениями мух (скорее всего, это был лафитники), и, если их заполняли жидкостью, мухи словно оживали. Неизвестно, избавила ли сына Бахметева от пьянства оригинальная задумка, но рюмки с мухами наряду с лафитниками прочно вошли в заводской ассортимент Бахметьева.
Однако декорированные мухами рюмки известны не только хрустальные, но и серебряные. Здесь мастера добивались не меньшей реалистичности мух. Возвращаясь к рюмочкам, имевшим малый размер, можно добавить, что их тоже создавали из серебра, и они красиво дополняли комплект столовой посуды. Так как в них умещалось около столовой ложки, то часто туда наливали не вино или водку, а лекарства и давали детям. О маленьких серебряных рюмочках небольшого размера сохранились воспоминания, которые сейчас легко отыскать во всемирной сети.
Уменьшать порцию спиртного особым сосудом иногда приходилось просто по необходимости. Ярким примером тут служит «аптечная рюмка» Никиты Сергеевича Хрущёва. На вид ничем не отличавшаяся от точно таких же рюмок из Гусь-Хрустального, она из-за высокого дна и толстых стенок вмещала не 50, а всего 30 мл спиртного. Конечно, малый объем рюмки-муха скромнее в 2-3 раза, чем у посудины Генерального секретаря ЦК КПСС. Но тут кроме объёма важен был имидж: руководитель большой страны с рюмкой-мухой в руке смотрелся бы смешно, окружённый компанией с фужерами, бокалами и стандартными стопками.
«Елабужская муха»
И всё же миниатюрные рюмки отвоевали себе право на жизнь, ведь во время застолий многих хочется сохранять ясный ум, и рюмка уменьшенного объёма – один из способов этого достичь. Рюмки или стопки объёмом 10-15 мл, ориентированные на водку, коньяк, ром или прочие крепкие напитки, сейчас продаются как в одиночку, так и целыми наборами. На маркетплейсах часть из них так и поименованы – «Муха». Подобные коньячные рюмки помогают «мух давить» и в 21 веке.
Особое место в их ряду занимает так называемая «Елабужская муха». Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник решил в своём кафе воссоздать обстановку трактира времён Российской империи. Так в 2007 году появился Музей-театр «Трактир», сразу понравившийся туристам. Для обеспечения аутентичности там выставили подлинные предметы из музейного фонда. Внимание посетителей неизменно привлекала тоненькая рюмка-муха на высокой ножке, относящаяся к одним из первых подобных предметов. Тогда у работников музея возникла мысль сделать эту рюмку запоминающимся сувениром, и пробную партию заказали в Гусь-Хрустальном. Успех превзошёл все ожидания, ведь в 2015 году реплика, принявшая участие в конкурсе «Туристический сувенир», завоевала гран-при. Поэтому музей не просто нарастил выпуск рюмок-мух, а ещё и запатентовал их. «Елабужская муха» быстро получила народное признание.
На этом её приключения, впрочем, не закончились. Маленькую рюмку в золоте и богатом убранстве выставили на тот же всероссийский конкурс в 2022 году, и она завоевала 1 место на окружном его этапе, обогнав другие сувениры, показанные мастерами Урала и Поволжья. Здесь мы имеем дело уже с VIP-сувениром, который по заказу делают в Златоусте, имитируя знаменитую гравюру на стали. Очарование предмету добавляет инкрустация фианитами, придающими позолоченной никелированной латуни лёгкую изысканность и благородный вид. На волне успеха Музей-театр «Трактир» расширил свою территорию, переехав в более просторное помещение. Однако и там главным экспонатом его внутреннего убранства осталась всё та же маленькая и стройная рюмка-муха.
Оригинальных рюмок-мух сохранилось не очень много, поэтому коллекционеры стеклянной посуды готовы заплатить за них неплохие деньги. Если вы хотите продать посуду старинного, винтажного или антикварного плана, обращайтесь в нумизматический клуб Raritetus. По присланному скану или снимку мы быстро и бесплатно оценим ваши предметы и предложим безопасный выкуп.