- Семикаракорский районный промышленный комбинат
- АО «Семикаракорская керамика»
- Художники Семикаракорского промысла
- Клейма Семикаракорской керамики
- Коллекционирование и стоимость изделий
В Ростовской области, на левом берегу реки Дон находится город Семикаракорск. Существует несколько вариантов происхождения его названия. Например, что оно произошло от имени семи братьев-староверов, или, что это в переводе с тюркского означает «крепкая черная крепость». В любом случае, как небольшой казачий город, станица Семикаракорская, впервые упоминается в письменных источниках еще в конце XVI века. В течение всей своей истории он славился развитым сельским хозяйством. В XX столетии Семикаракорск стал также одним из центров производства керамики.
Семикаракорский РПК
История гончарного дела в ростовской области началась очень давно. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что на этой территории расположено множество глиняных месторождений. Рядом с ними неизбежно возникали места производства. Создавать керамическую посуду по принципу, близкому к современному, начинают в районе станицы Семикаракорской во второй половине XIX столетия. А к XX веку небольшие мастерские трансформируются в артели. Масштабы гончарного дела таким образом увеличиваются. В основе, однако, остаются достижения художественных промыслов.
Во второй половине 1930-х гг. процесс объединения частных мастерских в единую отрасль завершился. В 1943 году ростовская область была освобождена от немецкой оккупации. В результате, отдельные гончарные предприятия образовали Семикаракорский районный промышленный комбинат (райпромкомбинат или РПК). В этот период работы на производстве было множество цехов: от швейного до сапожного, от часового до слесарного. Только небольшая часть отводилась под гончарную мастерскую. Это обстоятельство, впрочем, было характерно для многих фабрик и заводов послевоенного периода. Свой вклад в восстановление страны внесла и ростовская керамика. На Семикаракорском РПК было налажено производство изделий первостепенной надобности: пепельниц, кувшинов, горшков, кружек и другой посуды.
В конце 1960-х гг. руководство страны выпустило указ о создании керамической художественной мастерской в Семикаракорске. В результате, ее мощность должна была составить более 600 000 предметов в год. Этих результатов мастерская могла достигнуть благодаря внедрению в производство новой технологической линии. Кроме того, предполагалось начать выпускать художественный фаянс, отражающий достижения местных народных промыслов. Для него не подходила глина из местного месторождения. Началось использование сырья из г. Шахты, так называемых, владимирской и федоровской глин.
С 1970 по 1972 гг., под руководством главы РПК, Н.С. Арапского, был построен керамический цех. В 1973 г. он начал выпускать семикаракорскую керамику, отнесенную к числу народных художественных промыслов. Это были кувшины, миски, тарелки, сахарницы и другая посуда. Однако, процесс изготовления керамической продукции и ее выпуск оказались довольно трудным делом. Сначала предметы должен был одобрить Худсовет самого Семикаракорского РПК. Затем их утверждал Худсовет Облисполкома, решавший, будут ли образцы посуды запущены в производство. И только после этого начинался массовый выпуск продукции. С 1974 г. в качестве основы для выпускаемых фаянсовых изделий была использована технология производства Конаковского завода им. М.И. Калинина. В 1975 г. фабрика начала изготавливать посуду для дома и сувениры.
1983-1985 гг. – новый этап в истории РПК. Ему был присвоен статус «Народного промысла». Нужно было разработать оригинальную Семикаракорскую роспись с выраженным индивидуальным художественным стилем. Для этого были привлечены сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности. Они помогли придумать особый стиль рисунка. В основе росписи лежали растительные мотивы казачьего края, включавшие степные цветы. Нанесение рисунка выполнялось небольшими, дробными мазками. В семикаракорском письме, представлявшем собой полихромную подглазурную роспись, исполнялись не только цветочные мотивы. Художники оформляли посуду и статуэтки композициями с сюжетами из казачьего фольклора, стилизованными пейзажами с видами Донского края и др.
Акционерное общество «Семикаракорская керамика»
Развитая художественная мастерская с большим числом сотрудников породила разнообразие посуды и другой продукции. Их ассортимент в конце 1980-х гг. изменялся целиком почти каждый год. Такая продуктивность не могла не удостоиться похвалы. Однако, Худсоветы предприятия и Облисполкома считали, что скорость, с которой сменялись образцы, не позволяла сформироваться узкому кругу популярной посуды. Но темп надвигающихся изменений снизить было уже невозможно. В итоге, в 1990 г. Районный Промышленный Комбинат прекратил свое существование. С этого момента завод работал в статусе Арендованного предприятия «Аксинья», преобразованного впоследствии в ЗАО. Новая компания не только пережила непростой период 1990-х гг., но и сохранила свою творческую мастерскую. Для работы в ней привлекались самые разные мастера, в том числе и члены Союза художников России.
Завод все еще работает и называется АО «Семикаракорская керамика». Фабрика, единственная в Ростовской области, входит в Федеральный перечень предприятий народных художественных промыслов России. Она выпускает различные виды посуды, элементы интерьера, сувениры и куклы. Вплоть до сегодняшнего дня часть изделий оформляются вручную. Предприятие работает также с массовой продукцией и частными заказами. Изделия участвуют в российских и международных выставках. О семикаракорском фаянсе заговорили даже спортсмены. В 2014 году были выпущены статуэтки в виде талисманов Олимпийских игр в Сочи. Таким образом, он стал не только символом Донского края, но и важной частью мировой культуры. Произведения семикаракорской керамики признаны не только в России, но и за рубежом. Лучшие произведения изделия не раз за историю завода выставлялись на внутренних и международных выставках, где были отмечены дипломами и медалями.
Художники изделий из семикаракорской керамики
Роспись Семикаракорской керамики изначально не придерживалась одной стилистики. У главы РПК, Н.С. Арапского, было свое мнение по поводу разнообразия работ. Он считал, что покупатель должен иметь большой выбор изделий, чтобы суметь найти что-то свое. Помимо постоянного обновления ассортимента посуды, все время появлялись новые виды товаров. Их число могло составлять до 700 образцов в год. В момент формирования комбината такие темпы производства товаров были совершенно необходимы. В итоге, благодаря всему этому разнообразию направлений, произошло формирование стиля семикаракорской керамики.
У истоков художественной мастерской РПК стояли Л.В. Алдошина и А. А. Казанков. Затем на заводе появились такие мастера, как С.В. Мартеньянова, П.А. Кунаховец, И.И. Масличенко, В.В. Ткач, Т.Ю. Токаренко и др. Многие из них были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Художники предприятия занимались изучением техник и видов росписи, фольклора и народного искусства ростовских земель и всего Донского края. Результатом их изысканий стало создание единого стиля росписи посуды и малой пластики.
Одним из главных мастеров, оказавших влияние на дальнейшее развитие стиля росписи, стал Валентин Васильевич Ткач. За период своей работы художником на Семикаракорском РПК, он создал множество видов росписи керамики, способов декорирования и оформления. Одним из его достижений является непрозрачная глазурь, образующая при обжиге текстурированную поверхность. Другим изобретением Валентина Васильевича стала глазурь с пузырьками воздуха, при обжиге покрывающаяся кракелюрами. Мастер сумел не только многого достичь как художник, но и передал свои знания молодым специалистам комбината.
В период развития художественной мастерской были сформированы основные направления семикаракорской керамики. Во главе каждого течения стоял конкретный автор, определяющий его характерные черты.
Основные направления росписи семикаракорской керамики:
- пейзажная живопись с элементами ландшафта Донского края;
- декоративная кистевая живопись;
- фигуративное направление;
- изделия малой пластики;
- солевая роспись.
Основателем первого направления был Иван Иванович Масличенко. Он родился и вырос в Донском крае. Его стилизованные пейзажи, украшающие посуду, отражают любовь мастера к местной природе.
Людмила Васильевна Алдошина занималась созданием цветочных композиций. Центр росписи был выделен, а остальные элементы компоновались вокруг него. Начав свой творческий путь на Конаковском фаянсовом заводе, она многое привнесла из этого опыта в свою живопись. Однако, ее стиль росписи довольно быстро приобрел самобытность и оригинальность. В итоге, Людмила Васильевна не только стала лидером направления декоративной кистевой живописи, но и главным художником завода.
Фигурки Петра Антоновича Кунаховца отличаются особой выразительностью. Они минималистичны, обобщены и просты на первый взгляд. Однако, для его росписей характерна точная проработка и большое внимание к деталям. В его фигурках можно проследить влияние лубка и народных ремесел.
Светлана Валентиновна Мартемьянова, ученица В.В. Ткача, стала основательницей направления малой пластики. Фигурки изображают в основном жанровые сценки. Изделия также, как и у П.А. Кунаховца, отличает детализация. Они предполагают долгое, внимательное изучение. В качестве оформления использовались подглазурная и солевая росписи. В колористическом решении доминируют оттенки синего цвета.
Автором направления солевой росписи в семикаракорском письме стала Татьяна Юрьевна Токаренко. В ее работах много пейзажей и сложно организованных композиций. Солевая роспись создает акварельный эффект. Использование этой художественной техники мастеру в ее работе с керамикой удалось достичь того результата, к которому стремились импрессионисты в своей живописи. Произведения Токаренко минималистичны в декоративном оформлении. Главенствующая роль отведена не линии, а цветовому пятну.
Клейма Семикаракорского РПК и АО «Семикаракорская керамика»
Коллекционирование и цены
На современном антикварном рынке можно обнаружить как современную посуду и статуэтки Семикаракорской керамики, так и произведения периода РПК. Например, чайник с росписью П.А. Кунаховца стоит от 2 000 рублей. Супницу, смоделированную В.А. Овчинниковой, можно продать от 1 500 рублей. Кувшин с кистевой росписью, стоит от 500 рублей. Куклу-грелку на чайник можно продать за 4 000 рублей. Если вы хотите продать советскую фаянсовую и фарфоровую посуду, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.