Семикаракорская керамика

Raritetus
Поделиться

  1. Семикаракорский районный промышленный комбинат
  2. АО «Семикаракорская керамика»
  3. Художники Семикаракорского промысла
  4. Клейма Семикаракорской керамики
  5. Коллекционирование и стоимость изделий

Чайный сервиз

В Ростовской области, на левом берегу реки Дон находится город Семикаракорск. Существует несколько вариантов происхождения его названия. Например, что оно произошло от имени семи братьев-староверов, или, что это в переводе с тюркского означает «крепкая черная крепость». В любом случае, как небольшой казачий город, станица Семикаракорская,  впервые упоминается в письменных источниках еще в конце XVI века. В течение всей своей истории он славился развитым сельским хозяйством. В XX столетии Семикаракорск стал также одним из центров производства керамики.

Отправьте фото удобным вам способом

    Семикаракорский РПК

    История гончарного дела в ростовской области началась очень давно. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что на этой территории расположено множество глиняных месторождений. Рядом с ними неизбежно возникали места производства. Создавать керамическую посуду по принципу, близкому к современному, начинают в районе станицы Семикаракорской во второй половине XIX столетия. А к XX веку небольшие мастерские трансформируются в артели. Масштабы гончарного дела таким образом увеличиваются. В основе, однако, остаются достижения художественных промыслов.

    Чайник семикаракорской керамики

    Во второй половине 1930-х гг. процесс объединения частных мастерских в единую отрасль завершился. В 1943 году ростовская область была освобождена от немецкой оккупации. В результате, отдельные гончарные предприятия образовали Семикаракорский районный промышленный комбинат (райпромкомбинат или РПК). В этот период работы на производстве было множество цехов: от швейного до сапожного, от часового до слесарного. Только небольшая часть отводилась под гончарную мастерскую. Это обстоятельство, впрочем, было характерно для многих фабрик и заводов послевоенного периода. Свой вклад в восстановление страны внесла и ростовская керамика. На Семикаракорском РПК было налажено производство изделий первостепенной надобности: пепельниц, кувшинов, горшков, кружек и другой посуды.

    Современная ваза художницы Семикаракорской керамики Современная ваза художницы Семикаракорской керамики

    В конце 1960-х гг. руководство страны выпустило указ о создании керамической художественной мастерской в Семикаракорске. В результате, ее мощность должна была составить более 600 000 предметов в год. Этих результатов мастерская могла достигнуть благодаря внедрению в производство новой технологической линии. Кроме того, предполагалось начать выпускать художественный фаянс, отражающий достижения местных народных промыслов. Для него не подходила глина из местного месторождения. Началось использование сырья из г. Шахты, так называемых, владимирской и федоровской глин.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Малая пластика, мышь, Семикаракорская керамика Малая пластика, кот, Семикаракорская керамика

      С 1970 по 1972 гг., под руководством главы РПК, Н.С. Арапского, был построен керамический цех. В 1973 г. он начал выпускать семикаракорскую керамику, отнесенную к числу народных художественных промыслов. Это были кувшины, миски, тарелки, сахарницы и другая посуда. Однако, процесс изготовления керамической продукции и ее выпуск оказались довольно трудным делом. Сначала предметы должен был одобрить Худсовет самого Семикаракорского РПК. Затем их утверждал Худсовет Облисполкома, решавший, будут ли образцы посуды запущены в производство. И только после этого начинался массовый выпуск продукции. С 1974 г. в качестве основы для выпускаемых фаянсовых изделий была использована технология производства Конаковского завода им. М.И. Калинина. В 1975 г. фабрика начала изготавливать посуду для дома и сувениры.

      Тарелка, Семикаракорская керамика

      1983-1985 гг. – новый этап в истории РПК. Ему был присвоен статус «Народного промысла». Нужно было разработать оригинальную Семикаракорскую роспись с выраженным индивидуальным художественным стилем. Для этого были привлечены сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности. Они помогли придумать особый стиль рисунка. В основе росписи лежали растительные мотивы казачьего края, включавшие степные цветы. Нанесение рисунка выполнялось небольшими, дробными мазками. В семикаракорском письме, представлявшем собой полихромную подглазурную роспись, исполнялись не только цветочные мотивы. Художники оформляли посуду и статуэтки композициями с сюжетами из казачьего фольклора, стилизованными пейзажами с видами Донского края и др.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Акционерное общество «Семикаракорская керамика»

        Чайник, СССР, Семикаракорская керамика

        Развитая художественная мастерская с большим числом сотрудников породила разнообразие посуды и другой продукции. Их ассортимент в конце 1980-х гг. изменялся целиком почти каждый год. Такая продуктивность не могла не удостоиться похвалы. Однако, Худсоветы предприятия и Облисполкома считали, что скорость, с которой сменялись образцы, не позволяла сформироваться узкому кругу популярной посуды. Но темп надвигающихся изменений снизить было уже невозможно. В итоге, в 1990 г. Районный Промышленный Комбинат прекратил свое существование. С этого момента завод работал в статусе Арендованного предприятия «Аксинья», преобразованного впоследствии в ЗАО. Новая компания не только пережила непростой период 1990-х гг., но и сохранила свою творческую мастерскую. Для работы в ней привлекались самые разные мастера, в том числе и члены Союза художников России.

        Пиала, современность, Семикаракорская керамика

        Завод все еще работает и называется АО «Семикаракорская керамика». Фабрика, единственная в Ростовской области, входит в Федеральный перечень предприятий народных художественных промыслов России. Она выпускает различные виды посуды, элементы интерьера, сувениры и куклы. Вплоть до сегодняшнего дня часть изделий оформляются вручную. Предприятие работает также с массовой продукцией и частными заказами. Изделия участвуют в российских и международных выставках. О семикаракорском фаянсе заговорили даже спортсмены. В 2014 году были выпущены статуэтки в виде талисманов Олимпийских игр в Сочи. Таким образом, он стал не только символом Донского края, но и важной частью мировой культуры. Произведения семикаракорской керамики признаны не только в России, но и за рубежом. Лучшие произведения изделия не раз за историю завода выставлялись на внутренних и международных выставках, где были отмечены дипломами и медалями.

        Супница, СССР, Семикаракорская керамика

        Отправьте фото удобным вам способом

          Художники изделий из семикаракорской керамики

          Художественная мастерская, Семикаракорская керамика

          Роспись Семикаракорской керамики изначально не придерживалась одной стилистики. У главы РПК, Н.С. Арапского, было свое мнение по поводу разнообразия работ. Он считал, что покупатель должен иметь большой выбор изделий, чтобы суметь найти что-то свое. Помимо постоянного обновления ассортимента посуды, все время появлялись новые виды товаров. Их число могло составлять до 700 образцов в год. В момент формирования комбината такие темпы производства товаров были совершенно необходимы. В итоге, благодаря всему этому разнообразию направлений, произошло формирование стиля семикаракорской керамики.

          Художественная мастерская, Семикаракорская керамика

          У истоков художественной мастерской РПК стояли Л.В. Алдошина и А. А. Казанков. Затем на заводе появились такие мастера, как С.В. Мартеньянова, П.А. Кунаховец, И.И. Масличенко, В.В. Ткач, Т.Ю. Токаренко и др. Многие из них были выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища. Художники предприятия занимались изучением техник и видов росписи, фольклора и народного искусства ростовских земель и всего Донского края. Результатом их изысканий стало создание единого стиля росписи посуды и малой пластики.

          Отправьте фото удобным вам способом

            Малая пластика, Семикаракорская керамика

            Одним из главных мастеров, оказавших влияние на дальнейшее развитие стиля росписи, стал Валентин Васильевич Ткач. За период своей работы художником на Семикаракорском РПК, он создал множество видов росписи керамики, способов декорирования и оформления. Одним из его достижений является непрозрачная глазурь, образующая при обжиге текстурированную поверхность. Другим изобретением Валентина Васильевича стала глазурь с пузырьками воздуха, при обжиге покрывающаяся кракелюрами. Мастер сумел не только многого достичь как художник, но и передал свои знания молодым специалистам комбината.

            В период развития художественной мастерской были сформированы основные направления семикаракорской керамики. Во главе каждого течения стоял конкретный автор, определяющий его характерные черты.

            Основные направления росписи семикаракорской керамики:

            • пейзажная живопись с элементами ландшафта Донского края;
            • декоративная кистевая живопись;
            • фигуративное направление;
            • изделия малой пластики;
            • солевая роспись.

            Столовый сервиз, пейзаж, роспись, Семикаракорская керамика

            Основателем первого направления был Иван Иванович Масличенко. Он родился и вырос в Донском крае. Его стилизованные пейзажи, украшающие посуду, отражают любовь мастера к местной природе. 

            Блюдо, Семикаракорская керамика

            Людмила Васильевна Алдошина занималась созданием цветочных композиций. Центр росписи был выделен, а остальные элементы компоновались вокруг него. Начав свой творческий путь на Конаковском фаянсовом заводе, она многое привнесла из этого опыта в свою живопись. Однако, ее стиль росписи довольно быстро приобрел самобытность и оригинальность. В итоге, Людмила Васильевна не только стала лидером направления декоративной кистевой живописи, но и главным художником завода.

            Отправьте фото удобным вам способом

              Набор предметов, СССР, Семикаракорская керамика 

              Малая пластика, Кунаховец, Семикаракорская керамика

              Фигурки Петра Антоновича Кунаховца отличаются особой выразительностью. Они минималистичны, обобщены и просты на первый взгляд. Однако, для его росписей характерна точная проработка и большое внимание к деталям. В его фигурках можно проследить влияние лубка и народных ремесел.

              Светлана Валентиновна Мартемьянова, ученица В.В. Ткача, стала основательницей направления малой пластики. Фигурки изображают в основном жанровые сценки. Изделия также, как и у П.А. Кунаховца, отличает детализация. Они предполагают долгое, внимательное изучение. В качестве оформления использовались подглазурная и солевая росписи. В колористическом решении доминируют оттенки синего цвета.

              Праздничный сервиз, Семикаракорская керамика

              Автором направления солевой росписи в семикаракорском письме стала Татьяна Юрьевна Токаренко. В ее работах много пейзажей и сложно организованных композиций. Солевая роспись создает акварельный эффект. Использование этой художественной техники мастеру в ее работе с керамикой удалось достичь того результата, к которому стремились импрессионисты в своей живописи. Произведения Токаренко минималистичны в декоративном оформлении. Главенствующая роль отведена не линии, а цветовому пятну.

              Отправьте фото удобным вам способом

                Клейма Семикаракорского РПК и АО «Семикаракорская керамика»

                клейма 1

                клейма 2 клейма 3

                клейма 4

                Отправьте фото удобным вам способом

                   

                  Коллекционирование и цены

                  На современном антикварном рынке можно обнаружить как современную посуду и статуэтки Семикаракорской керамики, так и произведения периода РПК. Например, чайник с росписью П.А. Кунаховца стоит от 2 000 рублей. Супницу, смоделированную В.А. Овчинниковой, можно продать от 1 500 рублей. Кувшин с кистевой росписью, стоит от 500 рублей. Куклу-грелку на чайник можно продать за 4 000 рублей. Если вы хотите продать советскую фаянсовую и фарфоровую посуду, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.

                  Отправьте фото удобным вам способом

                    Оставить комментарий

                     

                    Комментарии (всего: 0)



                    Похожие статьи
                    Фарфор Mitterteich Bavaria: клеймо по годам, история, посуда Mitterteich Bavaria 17.03.2023 в 02:43
                    Дружковский фарфоровый завод: клеймо по годам, история дружковского фарфора 15.03.2023 в 07:05
                    Фарфор Thomas Bavaria: клеймо по годам, история фарфора Томас Бавария, изделия 15.03.2023 в 09:07
                    Фарфор Tielsch и Walbrzych: клейма Карл Тильш по годам, история польского фарфора 15.03.2023 в 08:08
                    Южноуральский фарфоровый завод - клейма по годам, продукция из уральского фарфора 22.02.2023 в 03:27
                    Фарфор Seltmann Weiden: клеймо по годам, история, сервизы и посуда Seltmann Weiden 17.03.2023 в 02:10
                    Свердловский ювелирный завод (Ювелиры Урала): клеймо по годам, ювелирные изделия 17.03.2023 в 01:05
                    Фарфорово-фаянсовый завод «Чайка» (Краснодар): клеймо ФФЗ «Чайка», «Кубаньфарфор» 17.03.2023 в 12:09
                    Хайтинский фарфоровый завод: клеймо по годам, история хайтинского фарфора, изделия 17.03.2023 в 01:52
                    Фарфор Каподимонте: клеймо по годам, статуэтки Capodimonte, фарфоровые вазы 20.03.2023 в 01:03