- История и предпосылки создания производства
- Первый фарфор
- Технология фарфорового производства
- Художники
- Стиль росписи сысертского фарфора
- Цены и продукция
- Клейма сысертского фарфора по годам
Предпосылки создания фарфорового завода в Сысерти
Многие исследователи считают, что история сысертского фарфора начинается в первой четверти XX века, но правильнее говорить, что именно тогда появились предпосылки для создания фарфорового производства в Сысерти. В этом регионе с давних пор существовало домашнее керамическое производство – один из самых распространенных народных промыслов. Гончары изготавливали игрушки, свистульки и посуду из глины, которая добывалась на берегу реки Сысерть и вдоль берега заводского пруда. В конце XIX – начале XX веков братья Харитоновы организовали свою мастерскую керамических изделий «Гончарка» - старинную предшественницу Сысертского фарфорового завода. Гончарное дело братьев Харитоновых обеспечивал близлежащие села и деревни разнообразной керамической утварью. После Революции в 1928 году «Гончарка» возникла артель по производству керамики «Челюскинцы», а позднее, в 1946 году, на основе ее слияния с артелями «Новый путь» и «Красный партизан» появилась артель «Промкооператор». В послевоенное время в Советском Союзе началось активное освоение месторождений глины. Залежи цветных и белых глин близ Сысерти вызывали большой интерес и давали возможность производить белый тонкостенный фарфор высокого качества. В 1960 году уральское предприятие «Промкооператор» было реорганизовано и переименовано в «Сысертский завод керамических изделий». С этого момента начинается история настоящего сысертского художественного фарфора.
Первые эксперименты с фарфором
«Сысертский завод керамических изделий» был основан 10 октября 1960 года. В отличие от артели, на базе которой он появился, завод был укомплектован самым современным оборудованиям, а для производства использовались передовые технологии формовки, обжига. Значительно повысилось качество росписи и самой фарфоровой массы.
Первые попытки изготовить малую пластику на основе добываемого поблизости каолинового сырья предпринимались еще до официального основания Сысертской фабрики керамисткой Н.И. Меньшиковой, однако, первые предметы имели сероватый оттенок, и уровень продукции не мог соревноваться по качеству с изделиями тонкостенного фарфора ЛФЗ или Дулевским фарфоровым заводом. С развитием и расширением предприятия рос также и профессиональный уровень сысертских мастеров - керамистов, художников и скульпторов завода.
На новый художественный уровень предприятие поднял Николай Сергеевич Иноземцев. В первую очередь он занялся поиском подходящего сырья для керамического производства, ориентируясь на карту каолиновых месторождений Урала. В результате завод стал использовать глину из Кыштыма в Челябинской области, которая позволила улучшить формулу фарфоровой массы и получить настоящий белоснежный тонкостенный фарфор. Первый сервиз, который был создан под руководством Иноземцевым в 1964 году, назывался «Колокольчики». Он имел монохромную синюю подглазурную роспись, напоминающую о народных художественных промыслах.
В середине 1960-х годов ассортимент предприятия значительно расширился, формы фарфоровой посуды и ее роспись стали сложнее и разнообразнее. Появлялись новые сервизы, статуэтки, столовые приборы, вазы, сувениры.
Технология производства
Большая часть фарфоровых изделий на заводе в Сысерти изготавливается мастерами вручную. Производство осуществляется различными способами:
- Создание моделей для отливки - модели для фарфоровых изделий изготавливались либо из пластилина, либо вытачиванием модели из гипса;
- Ручное воспроизводство гипсовых форм, снимающихся непосредственно с авторской модели, без капов (в отличие от промышленных фарфоровых предприятий);
- Ручное шликерное литье в гипсовые формы. Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой. Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских предметов;
- Роспись. На производстве изделия покрывались ручной росписью - в основном подглазурной и реже надглазурной. Преобладали мягкие коричневато-серые и лёгкие голубые цвета. Темами орнаментов часто выбирались уральские пейзажи и мотивы.
Выдающиеся мастера
Очень большую роль в становлении и развитии производства Сысертского завода художественного фарфора играли мастера и художники. Они развивали уникальный художественный стиль сысертского фарфора. Среди них выпускники Абрамцевского училища, скульпторы и художники Н.С. Иноземцев и Н. Ф. Малышев, создательница большинства образцов мелкой пластики С. И Синявская, скульптор В. Н. Прокопченко, создавший потрясающие сказочные композиции и художник-живописец М. Я. Рачгус.
Визитной карточкой фарфора Сысерти стали статуэтки по сказам П.П. Бажова, родившегося в поселки Сысертский завод. К творчеству Павла Петровича обращались многие художники-керамисты ЛФЗ, Дулево, Гжели. Однако, сысертские скульпторы и художники смогли наиболее тонко прочувствовать самобытность местного фольклора и передать его в фарфоре уральские традиции.
Стиль росписей
Несмотря на то, что сысертский фарфор не смог конкурировать с такими крупными производителями как ЛФЗ, Дулево или Вербилки, мастерами было создано много выдающихся фарфоровых изделий с прекрасными росписями. 1960-70-е годы в СССР характеризовались бурным развитием декоративно-прикладного искусства, поиском новых орнаментов и техник росписи. С первых лет работы Сысертского завода на предприятии создавали различные образцы для производства новых форм, росписи и декора фарфоровых изделий. В начале 1970-х годов в росписях появилась «Сысертская роза», ставшая «изюминкой» уральского фарфора. Считается, что на ее создание художника В. А. Барадулина вдохновила разновидность местного растения махрового шиповника - ругозы. Роспись используется художниками по сей день. Цветок пишется одним движением кисти – с поворотом и разной степенью нажима от края к центру.
Цены на сысертский фарфор
Советский сысертский фарфор можно купить сегодня – он отличается высоким качеством и яркими росписями. Цена фарфора зависит от состояния сохранности, количества предметов, редкости. Чайную пару или отдельно чайник/сахарницу можно купить по цене от 500 рублей, цена полного сервиза будет выше - от 4-5 тыс. рублей. Большой популярностью среди ценителей старинного фарфора пользуются фигурки – герои сказов П.П. Бажова: Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы – цена таких фигурок может достигать 3 тыс. рублей. Особо редкими считаются фигурки лисы, медведя, лягушки, мышки и зайца из набора «Теремок», созданного в 1965 году. Отлично выполненная серия фарфоровых фигурок является одной из самых редких для коллекционеров – цена всех пяти героев вместе может достигать 50-60 тыс. рублей.
Клейма
Определить самостоятельно ценность фарфора бывает сложно, лучше доверить это профессионалам. Чтобы не ошибиться, узнать точную цену и выгодно продать фарфор сысертского завода, можно обратиться к специалистам компании «Raritetus». Наши эксперты проведут профессиональную и быструю оценку предметов антиквариата. Оценку можно провести a формате онлайн: отправить фото по почте или в мессенджере. Вы также можете приехать к нам в офис или воспользоваться услугой выезда нашего специалиста по указанному адресу. При выкупе вы получите деньги наличными или переводом на банковскую карту, а сделка будет оформлена официально.