Советские карикатуры

Raritetus
Поделиться

  1. Зарождение карикатуры в России. Начало XX века
  2. Карикатуры 20-30-х
  3. Политическая карикатура военного времени
  4. Карикатура "оттепели". 50-60-е
  5. Холодная война. Борьба с Западом
  6. Перестройка: новый курс. 80-е

Способность отнестись с юмором к любой проблеме – ценное качество, которое помогает преодолеть жизненные трудности и по-иному взглянуть на события. Газетная заметка, статья становится привлекательнее, если её украшает рисунок или картинка, которая создает акцент и раскрывает смысл всего текста. Яркая иллюстрация – часто первое, что привлекает внимание, а в сочетании с сатирой или юмором становится серьезным средством воздействия на формирование взглядов читателей. Карикатура - жанр популярный, доступный и понятный массовому зрителю, во все времена была действенным средством пропаганды. Карикатура (от ит. caricare преувеличивать) – изображение с намеренным преувеличением характерных черт, создает комический эффект. Карикатура — это исторический памятник эпохи, своеобразная летопись, которая отражает международные конфликты, политические события, социально-культурные проблемы.

Истоки карикатуры восходят к Древнему Египту, античной культуре. В Средневековье среди простых малограмотных людей были популярны картинки, гротескно и смешно изображавшие человеческие пороки. В России развитие карикатуры произошло под влиянием традиций русского народного лубка.

Отправьте фото удобным вам способом

    Лубок. Шут Фарнос верхом на свинье. XVIII век

    Сатира в России. Начало XX века

    Отправной точкой развития сатирической журналистики в России стал 1905 год. До этого времени выходили юмористические издания «Стрекоза», «Шут», «Будильник», в них политических тем касались довольно осторожно. Революция 1905 года показала необходимость в остром политическом обличительном комментарии событий. Количество изданий стало расти быстрыми темпами. Появились журналы «Зритель», «Пулемет», «Жупел», «Сатирикон», позицию которого определял А. Аверченко, над иллюстрациями работали художники А. Бенуа, И. Билибин, Б. Кустодиев, М. Добужинский.

    Журнал «Сатирикон». 1908. №30. Рис. И. Билибина

    Октябрьская революция 1917 года радикально изменила жизнь общества. Для защиты завоеваний социализма требовалась мощная идеологическая платформа. С каждым днем сильнее нарастало противостояние «мы» и «они»: трудящиеся и эксплуататоры, враждебный капиталистический мир и молодая советская республика. В воздухе витало ожидание постоянной внешней угрозы или внутренней контрреволюции. Издания, которые не поддерживали власть большевиков, ликвидировались, остались только те журналы, которые беспрекословно поддерживали линию партии. Сатира становится официальной.

    В декабре 1917 выходит в свет первый советский сатирический журнал «Соловей», карикатура на обложке говорила о победе рабочих и крестьян и обреченности буржуазии на провал. Позднее в Петрограде издаются журналы «Гильотина», «Красный дьявол», «Мухомор». Популярностью пользовался также «веселый и ядовитый крестьянский журнал» «Лапоть». 20-е годы отмечены бурным ростом периодики, появляются журналы "Бегемот", "Кипяток", "Пушка", "Ревизор", "Дрезина", "Смехач". В первые годы становления новой власти на советскую карикатуру возложена задача пропаганды борьбы с разрухой, голодом, капиталистическими пережитками. Героями политической сатиры становились лодыри, пьяницы, хулиганы, спекулянты, бракоделы и подхалимы.

    Журнал «Смехач». 1927, № 28 - «Специальный модный номер»

    Крупнейшим сатирическим изданием в СССР был журнал «Крокодил», выходил три раза в месяц тиражом 6,5 млн. экземпляров. Он издавался с 1922 года как бесплатное воскресное приложение к газете «Рабочий». Первый номер открывался стихотворением Демьяна Бедного «Красный Крокодил – смелый из смелых! – против крокодилов черных и белых». Вскоре «Крокодил» выходит самостоятельным изданием, которое быстро набирает известность в рабочей среде. В редколлегию входили талантливые литераторы, опытные сатирики и художники: Д. Бедный, Д. Моор, М. Черемных, чуть позднее приходит В. Маяковский, читателям полюбились работы советских карикатуристов Ю. Ганфа, В. Дени, К. Гольца, К. Ротова.

    «Крокодил» на протяжении всех лет издания живо откликался на события в мире, высмеивал общественные злободневные проблемы и частные недостатки. Это был главный сатирический журнал нашей страны, в меньшей степени развлекательный, который опирался на идеологию и пропаганду.

    Журнал «Крокодил». 1922. №1. Художник И. Малютин

    В суровые годы гражданской войны (1918 - 1922) становится очевидной необходимость наглядной агитации и популяризации действий правительства. Сотрудники Российского телеграфного агентства выступили с новым видом пропагандистской деятельности – «окна РОСТА». Полиграфическая промышленность испытывала трудности, поэтому бюллетени большого формата выполнялись от руки, тиражировались при помощи картонных трафаретов.  Плакаты выставляли в витринах пустующих магазинов. «Окна РОСТА» сообщали новости с фронта, рассказывали о событиях в мире и обществе, несли агитационный пафос в поддержку партии, пропагандировали социалистический тип культуры. 

    Главным средством визуального воздействия «окон РОСТА» на зрителя было соединение изображения и подписи. Рисунок выполнялся в духе авангарда, демонстрировал экспрессию и лаконизм русского лубка, композиционно противопоставлял врагов и героев, сатирически высмеивал неудачи противника. Главными авторами являлись В. Маяковский, М. Черемных и И. Малютин. Маяковский писал: «Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесяти миллионного народища…»

    Отправьте фото удобным вам способом

      Окна сатиры РОСТА. Автор В. Маяковский

      Первые «окна РОСТА» выполнил один из талантливых мастеров советского плаката Михаил Черемных. За два с половиной года работы над «окнами» он создал несколько сотен рисунков, оттачивал мастерство и индивидуальный стиль, его произведения стали узнаваемы. Плакаты Черемных отличает ясность, простота и легкость, чтобы рисунок можно было быстро воспроизвести с помощью трафарета, но при этом не терялась выразительность образа, гротескность, сатирический аллегоризм. 

      Карикатуры 20-30-х. Борьба с пережитками

      История СССР представляет собой период судьбоносных потрясений. Тоталитарные, авторитарные и демократические черты политических режимов регулировали степень свободы в обществе. В демократическом обществе карикатура чаще выполняет развлекательную функцию, в тоталитарном становится служанкой власти. Нельзя было критиковать высшие эшелоны власти, но указывать на недостатки руководителей низшего звена, такие как бюрократия, взяточничество, некомпетентность было допустимо.

      Советские карикатуристы изображали бюрократию наглядно и убедительно. Кто такой бюрократ? Человек, который обладает властными полномочиями, имеет право на резолюцию – разрешить или отказать, и этим пользуется. Обычно это солидный мужчина средних лет, с брюшком, усиками. Чиновника окружают предметы, которые отражают его канцелярскую сущность.

      Печатая шаг. Рис. А. Елисеева и М. Скобелева

      Антирелигиозная пропаганда занимала важное место в строительстве нового общества. Карикатуры на церковь печатались в массовом и популярном сатирическом журнале «Безбожник у станка». Издание становится обязательной принадлежностью рабочих изб-читален. Художник Дмитрий Моор увлеченно работал над иллюстрациями, создал идеологического героя журнала – атеиста Антипку. Истории с его участием появлялись на протяжении долгих лет в каждом номере. Карикатурист откровенно издевался над изображениями церковных служителей, Бога, чувствами верующих. Такое отношение было продиктовано требованиями советской власти.

      Журнал «Безбожник у станка». 1924 г. Худ. Д. Моор.

      Еще одна тема, которая нашла отражение в работах советских художников – борьба с буржуазией. Буржуи для новой власти - враги, капиталисты- собственники, эксплуататоры народа. На многих карикатурах буржуй изображался в виде безукоризненного одетого толстяка с сигарой, цилиндре, который сидит на мешке украденных денег со злобным выражением лица. Такой вид вызывал ненависть, презрение и насмешку. «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй», - В. Маяковский.

      В ходе «упорной воспитательной работы» советские люди освобождались от пережитков: бюрократизма, частнособственничества, подхалимства и лодырничества, религиозных суеверий, низкопоклонства перед буржуазной культурой.

      Политическая карикатура 1941 – 1945

      Создание «образа врага» - ключевая задача информационной борьбы во время Великой Отечественной войны. Пропаганда приобрела небывалый размах. Главной идеологической задачей становится утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры в победу, напоминание о величии предков. Карикатуристы молниеносно откликнулись на призыв государства к борьбе с немецкими захватчиками. Образы врагов Бориса Ефимова, Юрия Ганфа, Кукрыниксов приобрели широкую известность в советском обществе. Кукрыниксы - творческий коллектив трех советских живописцев и графиков Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Кукрыниксы практически с первых дней войны создали плакаты, которые стали символом сопротивления. На советском плакате солдат Красной Армии разоблачает коварство вероломно нарушившего пакт о ненападении Гитлера.

      Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 1941 год

      Образ Гитлера в работах Кукрыниксов представляет собой милитариста с манией величия и мечтой о мировом господстве, длинный нос, щеточка усов, повязка со свастикой на рукаве, нелепые галифе. Типично для образа присутствие атрибутов смерти. Он несет разрушение, но его ждет неминуемое наказание. Из ближайшего окружения фюрера частым героем карикатур был Геббельс.

      Во время войны Кукрыниксы вместе с Борисом Ефимовым создали мастерскую «Окна ТАСС». Борис Ефимов – художник-график, выдающийся мастер политической карикатуры. Он родился в 1900 году и явился ровесником века, отразил в своем творчестве все знаковые события. Символ Америки – дядюшка Сэм, образы Гитлера и участников Нюрнбергского процесса составляют золотой фонд советской печати. Гитлер объявил Бориса Ефимова личным врагом, а послы западных стран выражали ноты протеста на изображения зарубежных представителей власти. Карикатура Ефимова хлесткая, едкая, запоминающаяся.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Оттепель. 50-60-е

        Информация в СССР о внешнем мире была серьезно ограничена, и её подача строго регламентировалась властью. Узнать о жизни за границей было возможно только по официальным источникам, которые создавали образ угнетаемых капиталистами рабочих, писали о безработице и расовой дискриминации. После победы в 1945 году в СССР попали трофейные предметы и вещи по лендлизу. Советские люди знакомились с иностранным журналами, кинематографом и музыкой. Ветер перемен подул совсем ненадолго, потом его остановил поток репрессивных мер, связанных с борьбой против «прихвостней западной морали».

        В 50-60-е годы возникает субкультура, которая поддерживала яркий индивидуализм, свободу самовыражения – стиляги. В карикатурах стиляг представляли морально деградирующими детьми обеспеченных родителей, которые прожигают жизнь на танцах и в погоне за гламурной одеждой, разговаривают на модном жаргоне.

        Худ. Л. Худяков. 1959 г.

        «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?…» Темы послевоенной карикатуры стали более мирными, в основном касались бытовой проблематики. Внимание художников журнала «Крокодил» к вопросу алкоголя не ослабевало на протяжении всего времени его существования, практически в каждом номере была хотя бы одна карикатура. После периода относительного затишья, в 70-е годы наблюдается увеличение интереса к этой сюжетной теме, иллюстрации по борьбе с пьянством появляются на обложках журналов «Крокодил». Государство начинает активные действия, ограничивает производство крепких алкогольных напитков, позднее запускает антиалкогольную кампанию.

        На страницах сатирического журнала высмеивается традиционное распитие «на троих», самогоноварение. Карикатуры на темы семейного пьянства, картинки с изображением алкоголя как символа традиционного мужского досуга обличали пьянство и пропагандировали трезвый образ жизни. Интересный факт, что рисунки чаще носили юмористический, а не сатирический характер, алкогольная зависимость подавалась как слабость, свойственная мужской части общества.

        Журнал «Крокодил». 1970. №9

        Борьба с Западом. 50-е - 80-е

        Отсутствие гражданских свобод и суровая экономическая политика, жесткая изоляции населения выглядят оправданными перед возможными опасностями. В таких условиях пропаганде достаточно легко внедрять в массовое сознание мифы о загранице и внушать правильные идеологические установки о счастливой и справедливой жизни в СССР.

        Противостояние СССР и западных стран после Второй мировой войны обретает новые обороты. Формируются новые военные блоки, разгорается Карибский кризис, начинаются войны во Вьетнаме и Афганистане, возрастает угроза применения атомного оружия. Власть использовала политическую карикатуру для создания образа Запада в гротескной и комичной форме.

        АкардеООН. Журнал «Крокодил». 1951. №7

        На международной арене СССР декларировал борьбу с расовой дискриминацией, создавал в пропаганде образы врагов – колонизаторов, расистов, подчеркивал сочувствие угнетенным. Карикатуры художника Юлия Ганфа - одни из самых известных на тему милитаристских настроений США.

        Ю. Ганф. У атомного штурвала.

        Отправьте фото удобным вам способом

          Курс на новую жизнь. 80-е

          В 1956 году на XX съезде КПСС Н. С. Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях». До этого времени И. Сталина можно было изображать только в положительном ключе, как борца с врагами советской власти. С наступлением «оттепели» репрессии и преступления сталинской эпохи были предметом дискуссий, но во времена застоя эту тему замалчивали. В западных странах появлялись карикатуры на Сталина, там он воспринимался как диктатор.

          В средствах массовой информации сатирические изображения вождя появляются только с началом перестройки. Советские архивы были рассекречены, информация о событиях тех лет стала публичной. Журнал «Крокодил» высмеивал любовь к вождю и сталинские лозунги, с болью сообщал о жертвах репрессий и ГУЛАГа.

          Журнал «Крокодил». 1989. №35

          «Крокодил» реагировал на события на мировой арене. Карикатуры на военные действия в Афганистане выходили в изданиях 80-х годов. Они обличали США и их союзников в пособничестве моджахедам, осуждали материальную поддержку, участие Пакистана в военной подготовке солдат.

          Журнал "Крокодил". 1980. №22

          В 1989 году состоялся вывод советских войск из Афганистана. Политика Горбачева была направлена на мирное урегулирование военных конфликтов. Курс на перестройку общества по демократическим принципам был избран М.С. Горбачевым как основной для развития страны. Политика гласности, экономические реформы коренным образом меняют жизнь общества. Для карикатуристов это было время творческой свободы. СМИ широко освещали тему перестройки и публиковали острые сатирические зарисовки на тему дефицита, инфляции, политических просчетов.

          Очевидными проблемами в истории советской политической карикатуры являлись идеологический диктат и отсутствие свободы творчества. Власть строго определяла цели и задачи по формированию «правильного образа мыслей». Художники – карикатуристы выбирали каждый сам путь компромиссов и творческой реализации. Они оставили читателям богатое наследие рисунков, по которым можно изучать историю нашей страны.


          Если у вас дома сохранились подборки журналов, плакаты, рисунки, карикатуры советского периода, и вы желаете их продать, обратитесь к специалистам антикварного клуба Raritetus. Они проведут профессиональную экспертизу и оценку, предложат выгодную сумму выкупа. Оценить экземпляры можно в режиме онлайн по присланным вами фотографиям.

          Отправьте фото удобным вам способом

             

            Оставить комментарий

             

            Комментарии (всего: 0)



            Похожие статьи
            Значок МОПР: цена, разновидности знаков МОПР, как выглядели, история общества 29.07.2022 в 12:19
            Канделябры - фото, история, виды канделябров и их отличия 28.07.2022 в 12:42
            Фотоаппараты СССР: лучшие советские фотоаппараты и камеры, плюсы и минусы, история фототехники 26.07.2022 в 12:54
            Открытки Зарубина “С Новым Годом”: как создавал Зарубин новогодние открытки в разные годы 25.07.2022 в 02:28
            Как избавиться от ненужных вещей: список сервисов, где принимают старые вещи 22.07.2022 в 04:13
            “Ну, погоди!” - электронная игра СССР Электроника ИМ-02 волк ловит яйца 01.08.2022 в 02:19
            За сколько можно продать «Гжель» и где: цены, какие изделия «Гжели» ценятся 01.08.2022 в 03:00
            За сколько можно продать фотоаппараты ФЭД: цены на модели ФЭД 2, 3, 4, 5, 10, 11 01.08.2022 в 04:01
            Как и где продать советские значки, от чего зависит цена, плюсы и минусы продажи 02.08.2022 в 02:42
            Сколько стоят ценные и редкие монеты России в 2022, как их можно дорого продать 29.07.2022 в 02:59