- Довоенные игры Советского Союза
- Военные настольные игры и стратегии
- Спортивные игры
- Азартные игры СССР
- Игры издательства «Малыш» и игры в журналах
- Игры на логику 1970-1980-х годов
- Советская "Монополия"
- «Заколдованная страна» - единственная ролевая игра в СССР
Настольные игры сопровождают человечество уже семь с половиной тысячелетий. Развитие массового производства двадцатого века дало огромный толчок этой отрасли, сделав счастливыми огромное количество советских детишек. Игры несли не только развлекательную, но и воспитательную ценность, а по их сюжетам можно было отследить историю Советского Союза по десятилетиям.
Настольные игры сопровождают человечество с древнейших времен, не теряя популярность и в наши дни. Расцвет разнообразия настольных игр на территории нашей страны пришелся на времена советского союза, благодаря появившейся возможности массового производства. Издательства выпускали удивительное разнообразие настолок для всех возрастов.
К категории настольных игр того периода относятся как игры с полем, карточками, кубиками и фишками, так называемые «ходилки», так и более интерактивные игры, — настольный хоккей, настольный футбол. В более позднее время у некоторых игр начали появляться и электронные аналоги.
Большое количество детских игр имело как развлекательную, так и воспитательную ценность, а иногда и идеологическую – такие игры затрагивали геополитику, военные и экономические стратегии. По истории настольных игр Советского Союза можно проследить и основные вехи развития государства – переход к массовому производству, электрификация, развитие различных отраслей промышленности, спорта, покорение космоса, начало Перестройки.
Более того, игры подлежали цензуре Главного управления по делам литературы и издательств. Целью большинства из них было показать советскому ребенку, как стать образцовым гражданином. Игры показывали, как выполнять и перевыполнять планы по всем фронтам, как защищать страну от внешних и внутренних врагов, на кого равняться. Головоломки развивали мышление и смекалку, игры с шариком – ловкость и мелкую моторику, игры с фишками и кубиками помогали пошагово изучить специфику различных тематик, от аграрной промышленности до выхода в открытый космос.
Первые довоенные игры Советского Союза
Одна из первых массово выпущенных настольных игр в СССР - "Перелет Москва-Китай". (1925) Эта игра с кубиками и полем, по сути, была составной частью рекламной кампании Акционерного Общества «Добролет», основанного в первой половине двадцатых годов для содействия развитию воздушного флота страны. Деятельностью организации были пассажирские и грузовые перелеты над территорией России и Средней Азии. Механика игры «Перелет Москва – Китай» проста – игроки по очереди бросают кубик, делают ходы и смотрят, кто быстрее доберется от аэродрома Москвы до Пекина.
В 1928 появилась игра «Электрификация», также «рекламировавшая» знаковое событие того времени. Сама игра по структуре была уже чуть более сложная. Игра включала в себя большие и маленькие карточки с картинками. На больших было четыре объекта – деревня, город, аул и порт. Эти карточки обозначали объекты, которые нужно электрифицировать, и должны были соответствовать количеству игроков. Маленькие карточки перемешивали и раздавали игрокам. Игрок вытягивал карточки у соседа и складывал картинки по парам. Определенное число таких карточек открывало закрытые кружками объекты, подводя к ним электричество. Побеждал игрок, который первый электрифицировал свою часть поля.
Середину Первой Пятилетки (1930) можно обозначить появлением еще одной советской настольной игры с говорящим названием - «Дадим сырье заводам». Игроки кидали кубики и ходили по полю, собирая вторсырье. Цель игры, как не сложно догадаться из названия, – обеспечить свои заводы максимальным количеством сырья.
Военные стратегии
Ближе к середине 30х над СССР нависла угроза новой мировой войны, что также отразилось и на настольных играх. Основная тематика игр сместилась в сторону «варгеймов» (настольных военных стратегий). Именно в это время на прилавках начало появляться большое разнообразие военных игр, таких как морской бой, воздушный бой, бой танков и других. Многие из этих старых игрушек оказались долгожителями, они выпускаются и по сей день.
Например, всем известный морской бой. Можно найти довольно много разных вариантов этой игры.
В бумажной версии были расчерчены поля под фишки. Поле для сражения можно было легко нарисовать и самому на тетради в клеточку, поэтому появились более сложные модификации. Чуть более основательная версия – две коробки с магнитными досками, открывавшиеся как современный ноутбук. На «экран» нужно было примагнитить свои корабли, вместо «клавиатуры» - поле противника. Таким образом было уже проще спрятать свое поле от оппонента, и в целом играть было намного удобнее. Были подобные игры, в которых корабли противника нужно было по-настоящему потопить, стреляя по ним крошечными шариками.
Уже в семидесятых появился электронный вариант игры. Выглядело это следующим образом: игроки садятся каждый за свою половину аппарата и выставляют корабли на своем поле. Для совершения хода необходимо поставить фишку на нужное поле и нажать на кнопку. Нажатие сопровождалось ревом вылетающей торпеды. Если игрок попадал по вражескому кораблю, раздавался звук взрыва и силуэт корабля на экране снизу подсвечивался красным. Побеждал игрок, первый потопивший корабли противника.
Игра «Воздушный бой», появившаяся раньше морского, пропала к середине сороковых. В состав игрового набора входило расчерченное на квадраты поле и фигурки различных самолетиков. Разным самолетам были прописаны разные траектории движения.
Уже позже, в 1970, ранние события происходящего в советском союзе найдут отражение в любопытной игре «Ленин идет в Смольный». Игра была приурочена к столетию со дня рождения В.И. Ленина. Это была игра-лабиринт, где Ленин, преодолевая опасности ночного Петербурга, перемещался из штабной квартиры в Смольный. Позднее игра была расширена до многопользовательской. Побеждал игрок, «Ленин» которого первый доберется до Смольного, минуя патрули и конных юнкеров.
Спортивные настольные игры
Благодаря проведенному в 1948 году исследованию советского физиолога Николая Бернштейна, обосновавшего связь тренировки мелкой моторики рук с развитием когнитивных навыков у детей, в 50х годах по всему советскому союзу началось распространение детских игрушек, которые могли бы стимулировать развитие мелкой моторики.
В те же годы СССР становится активным участником международных спортивных соревнований, и этот период очень удачно совпал с началом производства подобных игр.
Одной из самых популярных игрушек стал настольный хоккей, который постепенно стал приближаться к реалистичному изображению хоккея с игроками и шайбой. Из подобных это была самая динамичная и азартная игра. В 1961 году даже вышел телесюжет, в котором настоящие хоккеисты играли в настольный хоккей с Юрием Гагариным.
В 1964 году вышел мультфильм «Шайбу! Шайбу!», где главными персонажами были ожившие фигурки игроков. Настольный хоккей с такими фигурками выпускался еще 15 лет, а сама игра до сих пор вызывает неподдельный восторг у детей и взрослых.
Футбольные настольные игры также были весьма разнообразны, но пользовались гораздо меньшим успехом. В ней было сложнее изменить траекторию ударов, из-за кривизны поля мяч часто даже не попадал к некоторым игрокам.
Была также версия, где на поле были не игроки, а лунки с молоточками. Когда мячик скатывался в лунку, нужно было быстрее соперника нажать на молоточек, и мяч летел в определенную сторону. Игра помогала развивать скорость реакции.
Вскоре появилась и игра «Баскетбол» в различных модификациях. По технике взаимодействия с мячом баскетбол был похож на предыдущую игру. Первые версии игры было довольно просто сделаны, их можно было сложить в небольшую коробочку и взять с собой, чтобы поиграть с ребятами во дворе. Правда, из-за того, что у игрушки не было никаких бортиков, шарик часто терялся. У более поздней и «продвинутой» версии игрушки над полем был защитный плафон, благодаря которому мяч оставался на поле. Такие игры можно было встретить и в парках отдыха в павильонах с игровыми автоматами. Еще была разновидность игры в баскетбол, в которой было два игровых поля, отдельных для каждого участника игры. В такую игрушку можно было с увлечением играть и в одиночку.
Азартные игры: от мини-рулетки до ботанического лото
Несмотря на то, что азартные игры большую часть существования СССР были под запретом, среди советских детских игр встречались аналоги азартных игр. Например, игрушка, имевшая официальное название «Карусель-лото» являлась уменьшенной копией всем известной «рулетки».
Был и детский бильярд, отличавшийся от взрослого размером и пластмассовым кием с пружинкой внутри, которую нужно было оттягивать на себя.
Не только разрешенной, но и одной из самых популярных азартных игр в советском союзе было лото. Интерес к игре распространялся на все возраста. Взрослые, бывало, играли не только «на интерес», но и на деньги. Игра включала в себя поля для заполнения, деревянные бочонки в мешочке и алюминиевые кругляшки. В более дешевой версии игры бочонки были пластиковые, а кругляшки из картона.
Среди детской аудитории были популярны и различные варианты лото – с картинками по тематикам или по мотивам различных сказок. Вместо сухих цифр на игровых карточках были живописные иллюстрации. С 30 по 50е годы продавалось лото «Сказки Пушкина» - это была красивая большая коробка, включавшая в себя большие красочные карточки со сказками и маленькие с отрывками из них. Найти сейчас такую коробку советской эпохи с полным набором карточек – большая удача и редкость.
Игры издательства «Малыш» и игры в журналах
В 1963 году постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета министров РСФСР было создано издательство «Малыш», подарившее советским детям большое количество развивающих настольных игр для детей. В ассортименте издательства были и игры для самых маленьких – Теремок, Домики, Шесть картинок, Золотой ключик, Ботаническое и Зоологическое лото, и игры, связанные с различными профессиями. Были игры про водителей, сборщиков урожая, капитанов дальнего плавания и, конечно, про космос. Какой советский ребенок не мечтал стать космонавтом? Особенно, когда тебе на твой пятый день рождения подарили целую коробку цветных веселых картинок.
Такие игры хорошо помогали в дополнительном образовании советских детей. Например, ботаническое лото не только позволяло запоминать название и внешний вид растений по красочным акварельным карточкам, но и переводило их названия на английский, французский и немецкий язык, что прекрасно стимулировало школьников получать дополнительные знания.
Были у издательства и семейные игры развлекательного характера, например, «Цирк» - ходилка на 90 клеточек. Это был адаптированный вариант британской игры «Змеи и лестницы», но с яркими клеточками по бокам и рисунками разодетых животных на велосипедах и ходулях, как во всеми любимом советском цирке.
Издательство «Правда» также публиковало настольные игры в своем журнале «Пионер» в 1989-90х годах. Это были ходилки и лабиринты с интересными игровыми сюжетами, придуманные еще в середине 1930х художником-иллюстратором того же журнала Владимиром Голицыным.
Среди них были такие приключенческие игры, как «Пираты» и «Захват колоний». Была и игра с довольно нетипичным сюжетом под названием «Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», которая рассказывала о трудностях крепостных крестьян, бежавших от Кирилло-Белозерского монастыря через всю русскую землю на вольный Дон. Игра была довольно простой, но познавательной и азартной. В ней нужно было выбирать между более долгими и более опасными путями. Игра продолжалась до тех пор, пока отважные беглые крестьяне не станут донскими казаками.
Логические игры 1970-80х
С 1970х стали набирать популярность игры, направленные на логическое мышление, работу с числами и абстрактными понятиями. В стране вовсю развиваются компьютерные технологии, а в мире настольных игр для самых маленьких появляются бумажные аналогии электронно-вычислительной техники. Издательство «Малыш» выпускает игру «ЭВМ Малыш», представляющую собой большую электровикторину, а ПО «Вятка» - детский компьютер, в карточках которого можно было найти много информации по математике и естествознанию.
В то же время начала продаваться одна из классических лингвистических игр «Эрудит». На расчерченном квадратном поле выстраивалось первое слово, к которому игроки пристраивали буквы и создавали новые слова. За каждое слово игроку начислялись очки.
В 1980м была выпущена настольная игра «Йога». Это древняя индийская игра, помогающая держать концентрацию внимания и тренировать смекалку. Советская версия представляла собой коробочку с отверстиями, в которые вставлялись фишки двух цветов. И с помощью «прыжков» нужно было «съесть» все фишки противника. В игру можно было играть не только вдвоем, но и одному. Правила игры в этом случае немного отличались. Эту логическую игру можно было с легкостью носить с собой в кармане, главное, — не растерять фишки!
Экономические игры времен перестройки
В середине 80х в стране началась «перестройка». Характер настольных игр тоже заметно перестроился – появилось много игр, связанных с экономикой. Например, Монополия, известная в США еще с 30х годов, наконец-то дошла до советских любителей настольных игр под названиями «Менеджер», «Империя» и «Бизнесмен». В процессе игры у каждого была возможность почувствовать себя миллионером, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране.
Еще одним популярным аналогом «Монополии» была «Конверсия». Однако у этой игры были свои отличия. Каждому игроку давался стартовый капитал, который можно было тратить на покупку производственных материалов, промышленных площадок, транспортных средств. В игре можно было конвертировать рубли в доллары для торговли на внешнем рынке (реальная экономика в то время была лишена этой возможности).
Первая ролевая игра в СССР
Первая (и последняя) ролевая игра СССР – «Заколдованная страна», появилась в самом начале 90х, за год до распада Советского Союза. В том же году в СССР прошла и первая полигонная ролевая игра «Хоббитские игрища». Началась эпоха ролевых игр, которая впоследствии окажет большое влияние на мир настолок, компьютерных игр, а затем перейдет в онлайн.
Всего было выпущено 40 000 экземпляров игры. «Заколдованная страна» была переводом польской игры, которая в свою очередь была переделкой популярной среди ролевиков и в наше время Dungeons & Dragons, вышедшей в США в середине 1970х. Сюжет игры отправлял игроков в волшебную страну, населенную полулюдьми, драконами, магами и всевозможными чудовищами. В коробке с игрой были шестигранные и трехгранные кубики с необычными обозначениями, карточки замков, целая книга правил и многочисленные карточки с характеристиками противников.
Если вы увлекались в детстве всякого рода настольными развлечениями, то почти наверняка у вас остались какие-то из них на даче или на антресолях. Среди них даже могут быть ценные редкие экземпляры. Цена также зависит от состояния сохранности игры – некоторые игры в полной комплектации могут стоить до 10 000 рублей. Если Вы хотите продать старые советские настольные игры, воспользуйтесь услугами антикварного клуба «Raritetus» для профессиональной оценки стоимости игры. Наши специалисты могут осуществить оценку онлайн и выкупить советские настольные игры по выгодной цене.