- Предшественники советских открыток
- Период Гражданской войны и 1920-х
- Период Индустриализации
- Военный и послевоенный периоды
- Открытки 1950-х гг.
- Нелегальные открытки 1930-1950 гг.
- Период освоения космоса
- Период застоя
- Период Перестройки
- Период развала СССР и становления новой России
Советские открытки, с одной стороны, очень сложный материал для коллекционирования из-за воистину огромных тиражей, а с другой - один из самых распространенных по той же причине.
Истоки формирования советских открыток
"Прекрасная эпоха" Ар Нуво подарила миру классическую открытку, завоевавшую популярность во всем мире. Маленькие карточки из плотной бумаги с ХХ столетием были явлением феноменальным и повсеместно распространенным. В большинстве своем они тяготели к китчу и лишь некоторые из них поднимались до уровня высокого искусства, как например билибинские работы или силуэты Елизаветы Бем. Собственно, производители открыток ориентировались на вкусы потребителя, а как сказал один известный писатель: "Когда речь заходит об искусстве, вкусы кухарки и министра мало чем отличаются". Поэтому о дореволюционных почтовых карточках можно сказать, что они были символом китча, но также и символом эпохи.
К началу ХХ века определились основные темы и жанры открыток: поздравительные (одни из самых востребованных), виды городов (вторые по значимости популярности), репродукции (освещающие музейные коллекции и, разумеется, Парижский салон, балансирующий на грани всё того же пресловутого китча), театральные (здесь следует упомянуть не только звезд театра, оперы, балета и сценические постановки, но и фотопортреты известных содержанок Европы), художественные (потрясающее разнообразие от слащавых томных дев, юмористических и сатирических образов до высокого искусства И. Билибина), рекламные (сигареты, мыло, конфеты, духи и прочее), агитационные (всегда отвечающие веянию времени, особенно на фоне потрясений ХХ столетия), портреты членов императорской семьи (своеобразное жизнеописание селебрити того времени).
Уже тогда открытки становились предметами коллекционирования, уже тогда можно было говорить о зарождении филокартии.
Советская власть не могла отказаться от, казалось бы, мещанского культурного феномена, и открытка, как один из видов масс-медиа своей эпохи, продолжила свое развитие и существование в новом для себя мире.
1920-е годы
В годы Гражданской войны в ходу были открытки дореволюционной поры. Жители молодой Советской России еще слали друг другу почтовые карточки с пасхальными яйцами и видами городов. Однако наряду с этим разворачивается борьба за умы населения. Открытка становится неразрывна с агитационным плакатом, зачастую дублируя его.
На смену изящным дамам Прекрасной эпохи, на смену курсисткам, медсестрам, офицерам и солдатам Первой мировой приходят совсем другие герои. Пролетарий, красноармеец - вот главный персонаж советской открытки.
Завершение гражданской войны не уменьшило агитационного накала. Наряду с плакатами открытка продолжает призывать к решительным действиям. Курс на коллективизацию и индустриализацию взят, и задача почтовых карточек - эти события освещать.
Так же на протяжении 1920-х годов выпускаются по примеру дореволюционных старых открыток новые почтовые карточки с видами городов. Иногда на них мелькают “типажи” жителей пост-имперского пространства. И по эстафете, полученной от царской России, тиражируются портреты новых медийных лиц новой эпохи.
Следует отметить, что открытки раннего советского периода откровенно плохого качества, так как нормальное производство качественной печатной продукции еще не было налажено.
1930-е годы
Качество старых советских открыток не улучшилось и с приходом нового десятилетия. Впрочем, тематика стала разнообразнее. Появляются наборы открыток с репродукциями картин из собраний музеев СССР. Продолжают печатать виды городов. Особенно популярны столицы советских республик и главная здравница Советского Союза - Крым.
Масштабные стройки, развернувшиеся в Советском Союзе, так же нашли отображение в почтовых карточках. Титанический проект века - Беломорканал (Беломоро-Балтийский канал) запечатлен на открытках того времени, являясь своеобразным памятником труда заключенных Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).
Особый интерес вызывают карточки, встречающиеся в некоторых коллекциях, с изображениями не свершившегося проекта Дворца Советов. Задуманный Б. Иофаном, как самое высокое здание в мире, символ победившего социализма так и не был построен. Однако сохранились открытки в полной мере передающие грандиозные замыслы, вошедшие в историю изобразительных искусств
Продолжают тиражироваться и образы членов ЦК ВКПб. На передний план выходит фигура Иосифа Виссарионовича Сталина. “Отец народа” на десятилетия становится самым популярным персонажем медийного пространства того времени. Рядом с ним звучат имена героических летчиков, стахановцев, видных партийцев.
На театральных подмостках и на экранах кинозалов блистают новые звезды, становясь кумирами поколения. Их фотокарточки разлетаются по альбомам, где потом бережно и с любовью хранятся.
И именно в 1930-е появляются самые первые поздравительные открытки. Настоящие теплые, живые, личностные. Началось всё с новогодних праздников, вошедших в дома простых граждан. Уже не Рождество, а вполне светский Новый год становится одной из главных тем поздравительных открыток.
Интересны почтовые карточки, прославляющие, по сути, молодую советскую армию, стоящую на страже СССР.
Когда попадается большая коллекция советских открыток, то глаза могут разбежаться от самых разных жанров, что возродились и появились в 1930-х гг. Бодрые физкультурники, знатные трактористы и сталевары, героические летчики и ученые, вечная дружба соединившихся союзных республик, города бескрайнего Союза и его стройки столетия, мудрые партийцы и почти нереальные звезды экрана - насаждение культуры через карточки с произведениями искусств и безграничная светлая вера в нашу великую Советскую Родину.
С окончанием 1940 года страна вступала в новое десятилетие с новыми надеждами. В 1940-е радостно входило лучшее поколение всего советского периода.
1940-е годы
Печатная продукция 1940-х годов освещала самую главную тему десятилетия - Великую Отечественную войну. Страшная трагедия переломавшая, но не сломившая советский народ, сохранилась не только в виде черно-белой кинохроники, не только в официальных документах, но в трогательных посланиях, летящих с фронта в тыл и обратно.
Открытка, наряду с плакатом, в годы войны приобретает особый смысл и особый статус. Она - связующая нить между бойцом Красной Армии и домом. Хранимая, желанная, почтовая карточка вдохновляла, вселяла надежду, укрепляла силу духа.
Новогодняя открытка несет новый посыл. Дед Мороз, благодаря советскому художнику, становится похож на сурового партизана, который на ряду с советскими солдатами защищает свою Родину. Вообще, вся новогодняя тематика пронизана высокой героикой и верой в скорую победу.
В сложные послевоенные годы открытка, призванная поддерживать дух советского человека, вынужденного в нечеловеческих условиях восстанавливать страну, наполняется радостным звучанием. Красочными и праздничными выглядят почтовые карточки, призывающие идти на выборы.
Искренним ликованием звучат открытки с изображением праздничных демонстраций на Красной площади в Москве.
Задача советского художника того трудного тяжелого десятилетия - создать праздничный светлый мир, которого, без сомнения, был достоин народ-победитель.
1950-е годы
1950-е можно смело окрестить рассветом советской поздравительной открытки. Наконец-то был налажен выпуск больших тиражей, и открытка обрела высокое качество. Над разработкой макетов для почтовых карточек работала плеяда прекрасных художников: В. Иванов, Е. Гундобин, Л. Рыбченкова, К. Лебедев и др.
Помимо поздравлений с 8 марта, Новым годом, 1 мая и очередной годовщиной Октябрьской революции, на открытках середины ХХ века появляется Фестиваль молодежи студентов в Москве 1957 года.
Кустарные открытки
Как упоминалось выше до 1953 года официальные (выпущенные государственными издательствами) поздравительные открытки еще не получили широкого распространения. Однако и комсомолкам, и учителям, и даже суровым сталеварам отчаянно было нужно хоть что-то сентиментальное, душевное… китчевое. А на спрос, как мы помним, всегда находится предложение.
По всему Советскому Союзу были разбросаны кустарные мастерские, производящие фотооткрытки, но совсем не платящие налоги. Сюжеты глянцевых почтовых карточек, зачастую раскрашенных вручную, были незамысловаты, почти всегда “про любовь”, а грамотный идеологический настрой, столь нужный цензуре, отсутствовал у кустарной продукции напрочь. На обороте таких открыток не было указаний ни на тираж, ни на издательство, да и адресных строк не замечалось. Обычно её либо дарили из рук в руки или отправляли по почте в конверте.
Возникшие, как культурные феномен в 1930-е, нелегальные открытки постепенно сошли на нет в 1950-е годы, с приходом массовых тиражей, высокого качества печатей и первых “спецэффектов” - тиснения и фольгирования. Официальная открытка, таким образом, по всем статьям обыграла кустарную.
1960-е гг.
В 1960-е гг., рассматривая советские открытки, можно можно наблюдать становление и развитие нового стиля, который отразится не только на изобразительном искусстве, но и дизайне предметов интерьера и даже на архитектурном планировании городов.
Именно в это время начинает проявляться тяготение к упрощению формы и минимализму.
По жанрам все остается традиционно: поздравительные (начинают печататься в огромном количестве открытки к празднику 8 марта, 23 февраля и тд, что существенно понизило их ценность для коллекционеров), видов городов, репродукции и музейные коллекции, советские актеры.
Добавляются интересные наборы иллюстраций к детским книгам и сказкам, а также наиболее дорогие экземпляры в филокартии этого десятилетия - космонавтика. Первые карточки на тему космоса появились еще в конце 50-х гг.. и на них были изображены первый спутник земли, а также милейшие собаки Белка и Стрелка.
Первый полет человека в космос принес повальное увлечение звездными путешествиями и космической тематикой. Деды Морозы и Новые года на ракетах, фотографии первых космонавтов, и появление новой мечты, связанной с покорением далекого неизведанного пространства.
Традиционные жанры почтовых карточек, по сути, не представляют особого интереса. Возможно, отдельно стоит упомянуть о художнике В. Зарубине. Иллюстратор и мультипликатор - он создал собственный уникальный стиль поздравительных открыток, по которым его неизменно узнают. Работы Владимира Зарубина есть в каждом советском альбоме с советскими почтовыми карточками. Его сказочный мир, наполненный добрыми и наивными персонажами, был близок каждому ребенку и взрослому.
1970-е гг.
Собственно, начиная с конца 1960-х, можно говорить об упадке художественной открытки. Если архитектура, живопись, скульптура могли пойти по пути нонконформизма, отправиться на поиски более интересных решений монументальных форм или расширить восприятие сюрреализмом, то многотиражная печатная художественная продукция (офорт и литографию мы, разумеется, в контексте не рассматриваем) могла идти только в застой.
Интерес может вызывать по-прежнему космонавтика, особенно, если на открытках есть подписи самих космонавтов.
1980-е гг.
80-е годы двадцатого века интересны, пожалуй, двумя факторами. Во-первых, появлением голографической открытки. А во-вторых, ожидаемым признанием китча в печатной художественной продукции. Качество этого китча было таковым, что открытки со слащавыми красавицами дореволюционной эпохи стали считаться образцом высокого вкуса.
1990-е гг.
Значительное новшество - рекламные карточки. Как ни странно именно эти открытки порой представляют интерес, как символ эпохи.
Также 90-е годы отметились своеобразное “реставрацией”, выпуская копии, реплики старых дореволюционных открыток или делая репринты советских агитационных плакатов, наборы которых были востребованных иностранными туристами во время всплеска интереса ко всему “советскому”.
По всему миру люди не перестают поздравлять друг друга с праздниками. Сначала в письмах, потом в открытках с обилием почтовых марок. Затем поздравления стали отправляться электронной почтой или посредством электронных мессенджеров. И всё же… всё же тепло и искренность открытки трудно заменить коротким сообщением со смайлом.
Филокартия один из наиболее стабильных рынков винтажа и антиквариата. Иногда бабушкина коллекция в старом альбоме может оказаться неплохим источником дохода.
Если вы хотите продать открытки СССР, то компания “Raritetus” поможет оценить и выкупить ваши советские открытки, представляющие интерес на коллекционном рынке.