Ювелирные украшения, сувенирные изделия с декоративными вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней Свердловского ювелирного завода отличает безупречное качество работы с камнем и металлом. Уральские мастера любят, знают и понимают особенности каждого камня, умеют подчеркнуть его достоинства красивой огранкой, создать достойное обрамление из золота, серебра. Изделия с уральскими самоцветами с красивым дизайном обладают благородным блеском, глубоким цветом, создают настроение, дарят энергию света своим владельцам.
Уральский край богат самоцветами, на протяжении почти ста километров тянется вдоль уральских гор узкая лента месторождений минералов, названная Самоцветной полосой Урала. Аметисты, топазы, изумруды и другие ценнейшие драгоценные камни ювелирного качества подарила эта земля людям.
Добывать красивые уральские камни начали еще первые русские поселенцы. В 17 веке, согласно указу Петра Первого, было разрешено заниматься добычей камней на Урале, количество заводов стало стремительно расти. О становлении художественной обработки камня можно говорить со времени основания Екатеринбургской гранильной фабрики в 1751 году. На фабрике начали изготавливать чаши и вазы из твердого камня, а после того, как фабрику передали под патронаж Академии художеств, творческий потенциал и уровень камнерезной школы значительно вырос. По эскизам, присланным из Петербурга, создавали произведения из камня для украшения императорских интерьеров.
О самостоятельности ювелирного искусства Урала в это время сложно говорить. Существовали местные мастерские, каждая из которых изготавливала определенный вид ювелирных изделий. Мастера знали тонкости и сложности работы с местными камнями, бережно хранили семейные секреты по огранке, чтобы придать самоцвету наиболее выигрышный вид – усилить блеск, сделать цвет ярче и насыщеннее.
В конце 19 века входит в моду коллекционирование минералов. Уральское общество любителей естествознания организовало в г. Екатеринбурге Минералогическую мастерскую, где выпускали специальные обучающие коллекции. Считается, что с создания мастерской на Урале зарождается история завода.
Состав наборов камней был разнообразный и подробный, насчитывал до трехсот пятидесяти наименований. Коллекции минералов с гордостью демонстрировали гостям, редкие и ценные образцы уральских камней были прекрасным дорогим подарком. Интерес к минералогии проявляли и в Европе, екатеринбургские коллекции получили широкое распространение.
Свердловский ювелирный завод в советское время
Зарождение стилистических традиций камнерезного искусства Екатеринбурга началось на Урале после 1917 года. Постепенно стали отказываться от производства минералогических коллекций. Ассортимент 1920-30-х годов ограничивался простейшими лаконичными золотыми кольцами, брошами из серебра, запонками с уральскими самоцветами.
В 1939 году приступили к огранке камней, фабрика стала называться Гранильно-минералогической. Во время Великой Отечественной войны образовали Свердловскую ювелирно-гранильную фабрику. На Урал была эвакуирована из Киева ювелирная фабрика. Мастера советской школы помогли наладить работу цеха по производству часов. Ювелирный цех состоял из нескольких участков: работали с заготовками, корпусами и браслетами, совершенствовали процесс изготовления золотых и серебряных украшений.
В это время востребовано производство часовых механизмов для военнослужащих, наградных изделий, футляров для хранения сигарет. Несмотря на сложные условия, проводят инновационные разработки, например, внедряют полуавтомат инженера А. Моргунова для огранки драгоценных камней.
Формирование уральской ювелирной школы связывают с именем Владимира Рощина. Он был приглашен в Свердловск в качестве преподавателя. Бесценный опыт мастера, полученный у Фаберже, передавался молодым ювелирам. Образцы и эскизы Рощина послужили основой для серийных украшений и авторских моделей из драгоценных металлов.
В послевоенное время повышением образования кадров занималось собственное художественно-ремесленное училище, открытое в 1945г. В производственных цехах запускают электрическую печь, совершенствуют технологии обработки драгоценных металлов. Открытие Якутских алмазов позволило уральским ювелирам А. Чижикову и Е. Андрееву проявить мастерство по огранке и сделать первые в России бриллианты. Бриллиантовые изделия запускают в производство, это направление быстро получило широкое распространение.
Высокохудожественные произведения Свердловской ювелирной фабрики из белого золота с бриллиантами, изумрудами, аметистами были высоко оценены международным сообществом на выставке в Италии.
Еще одно новшество связано с заменой чешского стекла на поделочные камни. Неповторимость каждого камня позволяла создавать уникальные оригинальные ювелирные изделия.
В это время творческий процесс на предприятии распределяют на два течения, это серийное производство и заказы на эксклюзивные, выставочные, экспортные модели. Работы, созданные художниками-ювелирами Л. Устьянцевым, В. Храмцовым, Н. Кузнецовой украшают коллекции музеев России. В своем искусстве художники творчески переосмысляли историческое наследие, старинные технологии такие как скань, грануляция, ковка. Основным материалом для работы становится недорогой поделочный камень. Рисунок, фактура поверхности камня, цвет стали основой творческого эксперимента. Изделия из малахита, яшмы, кварца благодаря мастерству ювелиров обретают художественную ценность.
В спектр освоенных технологий уральцев входило выращивание искусственных изумрудов, внедрение ультразвуковых устройств по нанесению рельефов на поверхность камня.
С 1972 года фабрика называется Свердловский ювелирный завод. Постепенно формируется художественный стиль Свердловского ЮЗ. Ему присущи обыгрывание в изделиях природных особенностей камней, пластичность, использование серебра с замысловатой филигранью.
Уральские украшения выглядят весомо, внушительно. Образ часто дополняет яркий крупный цветной камень в центре. Серьги, броши, колье, подвески из драгоценных металлов, украшенные великолепными уральскими камнями, дарят своим владельцам красоту, энергию сияния, внушают уверенность и приносят удачу.
Уральскую ювелирную продукцию продавали в СССР через торговые сети. Изделия выглядели роскошно, подчеркивали вкус владельца, служили великолепным подарком.
Художница завода И. Гузенберг создала колье с якутскими бриллиантами «Папоротник», которое стало в 1988 году обладателем первого приза в Японии. Красота, высокий уровень исполнения, гармоничное сочетание драгоценных камней позволяли изделиям Свердловского ювелирного завода завоевывать достойные места на международных выставках, конкурсах. Украшения уральских мастеров из драгоценных металлов в сочетании с аметистами, топазами, сапфирами и бриллиантами, выполненные в художественных направлениях от классики до авангарда, привлекали красотой формы, оригинальностью замысла, демонстрировали национальный колорит.
Свердловский ювелирный завод после распада СССР
В постсоветский период Свердловский ювелирный завод смог выжить в непростых экономических условиях. После прошедшего в 1992 году акционирования предприятие сменило форму собственности и название, образовалось ОАО «Ювелиры Урала». Новое руководство сумело создать условия для выхода на качественно новый уровень. Это касалось не только технической модернизации предприятия, но и предоставления средств на посещение крупнейших выставок, на творческие командировки и эксперименты в области художественных ювелирных изделий. Успехи не заставили долго ждать. В число победителей конкурса «Алмазные премии мира» компании «Де Бирс» 1996 года вошла Елена Опалева с колье «Гизехский сфинкс», которое украшали 664 специально огранённых бриллианта. Это было грандиозное событие в истории завода, так как российским ювелирам впервые удалось завоевать столь престижную премию.
В 2000-м году «Ювелиры Урала» получили более тридцати дипломов на крупных выставках. Колье «Капель» и серьги «Эдем» художника-ювелира А. Кутырева удостаивались высших наград. Авангардные работы молодых мастеров Д. Попова и М. Алферьева также завоевали дипломы. Особых почестей добилась Е. Лавренова, получив самое большое количество дипломов и побед. Кольца «Хризантема», «Осень», брошь «Юла», кулон «Третий глаз» были высоко отмечены лучшими представителями ювелирной отрасли.
Заслуженный художник Российской Федерации Борис Харитонов за уникальные по красоте работы для «Ювелиров Урала» был награжден орденом Карла Фаберже. Харитонов создал сувенир «Русская традиция», который Б. Ельцин вручал на встрече России, Германии и Франции на высшем уровне. При участии Харитонова завод выпустил подарочные ювелирные виолончели для Мстислава Ростроповича.
В 2003 году ОАО «Ювелиры Урала» входят в состав группы «ЯВА».
«Ювелиры Урала» занимались выпуском орденов, значков, сувениров и столовых предметов из серебра, золота, с вставками из самоцветов. На заводе выполняли индивидуальные заказы, занимались производством ювелирных подарков к знаменательным датам, для вручения победителям различных конкурсов.
Новые технологии, такие как 3D-моделирование, прототипирование открывали новые возможности в области ювелирного искусства. Они позволяли увидеть будущее произведение во всех мельчайших деталях еще до его воплощения в материале. Эксперименты с материалами, с неклассическими формами и конструкциями являются сегодня творческими тенденциями современных художников-ювелиров.
Ювелирное искусство уральских мастеров высоко ценится и в России, и за ее пределами. В музее камнерезного и ювелирного искусства можно увидеть замечательные образцы, созданные на Свердловском ювелирном заводе.
Клеймо Свердловского ЮЗ
Дату создания ювелирного изделия можно определить по клейму (именнику). В состав советского именника Свердловского ювелирного завода входил буквенный шифр предприятия – СЮ, а также цифра, обозначающая год выпуска. В пробирное клеймо с 1958 года включили советскую звезду.
Начиная с 1969 года цифра, обозначающая год выпуска, ставится перед шифром СЮ. На фотографии 1977 год
С 1979 года перед цифрой года появляется «точка». На фотографии 1982 год
Проставлять код пробирной инспекции начали в 1989 году. С 1990 перед обозначением года ставят две точки.
С 1994 года на пробирном клейме изображают девушку в кокошнике.
С 2001 г. – год выпуска шифруют буквой, затем ставят код Госинспекции пробирного надзора, и далее шифр изготовителя. Уральская инспекция ставит букву «С». Именники проходят ежегодную регистрацию.
1 – шифр года
2 – шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности, которой находится изготовитель
3 – шифр изготовителя
Если Вы желаете продать ювелирные изделия Свердловского ювелирного завода, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если хотите проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.