Табакерка

Raritetus
Поделиться

  1. Как появились табакерки
  2. Российские табакерки
  3. Табакерки с музыкальным механизмом
  4. Чёрт из табакерки
  5. Какие бывают коллекции табакерок

Не было бы табака, не появилось бы и её – табакерки. Мы помним её с детства, ещё из сказки Одоевского «Городок в табакерке», где предмет для хранения табака превращён в музыкальную шкатулку со сложным устройством. А кто-то сюда непременно добавит и табакерку, в которой прятался тролль, погубивший стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину из сказки Андерсена.

Табакерка серебряная с резным узором

Отправьте фото удобным вам способом

    Появление табакерок и пути их развития

    Общеизвестному названию предмета дало французское слово «tabatière», под которым оно начало распространяться по Европе. Посвящённый табаку и связанным с ним предметами сборник французских авторов, изданный в русском переводе в 1863 году под заглавием «Торжество табаку. Физиология табаку, трубки, сигар, папирос, пахитос и табакерки», заверяет: «Еще во Франціи не считалось 20 нюхателей, а уже стали дѣлать табакерки или ящички для нюхательнаго табаку». Поэтому, говоря о табакерках, надо помнить: использовали коробочки эти именно для хранения нюхательного мелкого порошка. Крупный же табак, которым набивали трубку, чаще держали в мешочке-кисете или брали шкатулку-порттабак. Табакерка – атрибут деления общества на два непримиримых лагеря: «курителей» и «нюхателей». Нюхательный табак вошёл в моду, когда с подачи Жана Нико, чья фамилия породила слово «никотин», его получила королева Франции Екатерина Медичи. На то время монополия поставок нюхательного табака принадлежала Испании и Португалии. Из последней Нико и доставил подарок, который заставил королеву сильно прочихаться и почувствовать, что мучавшая её головная боль заметно ослабла. То же целительное свойство признавал за нюхательным табаком её сын – Карл IX, а Людовик XIII уже не ждал поставок из-за границы, а сам готовил для себя понюшку. Вслед за правителями мода на нюхательный табак распространилась по всему высшему свету.

    Табакерка, инкрустированная драгоценными камнями

    Нюхать табак считалось привилегией знати. И неудивительно, что табакерки делались из дорогих материалов: слоновой кости, черепахового панциря, перламутра, благородных металлов, драгоценных камней и редких пород деревьев. Если табак изначально поставляли с Пиренейского полуострова, то золотые табакерки парижских мастеров, напротив, находили хороший сбыт и в Испании, и в Италии, и в Португалии. Они быстро стали одним из ценных подарков, которым правитель награждал за подвиг или верную службу (у Людовика XIV для этого был создан специальных цех). Получить от короля подобную табакерку считалось высшим благословением. Разумеется, распространение французских табакерок породило их аналоги и в других странах. Например, женевские мастера выделялись оформлением своих изделий эмалью. А в Германии на протяжении нескольких десятилетий табакерки выпускали из рога и вишнёвого дерева.

    Табакерка овальной формы, украшенная рельефным декором, латунь, серебрение, Wurttembergische Metallwarenfabrik (WMF)

    Говорят, что Великая французская революция поставила прежнее общество с ног на голову, перевернув устои. Как это коснулось табака? Во-первых, если до революции число «нюхателей» заметно превышало число курильщиков, то в XIX веке табак больше стали курить, чем нюхать. Во-вторых, нюхательный табак перестал быть атрибутом знати, а это повлияло и на производство табакерок. Наряду с продолжавшими выпускаться дорогими предметами теперь изящные табакерки изготавливаются и из простейшего сырья. Так, в Страсбурге большим спросом пользовались дешёвые берёзовые шкатулочки, затейливо украшенные соломой (для оформления товар отвозили в предместья Парижа, где были соответствующие мастерские). Большим шагом для распространения табакерок в народе стало разрешение применения медных сплавов, позволивших имитировать драгоценные металлы.

    Табакерки бутылочной формы

    Табак хранили не только в ящичках и шкатулках, но и пузырьках. Такой тип пришёл из Китая, где подобные сосуды вырезали из камня, украшая резьбой, или делали из многослойного цветного стекла. Подобную китайскую табакерку, выпущенную в XVIII веке и оформленную эмалевой росписью, купили на аукционе за 80 000 евро. Во Франции их чаще именовали не «tabatière», а «secouettes» от слова «встряхивать», ведь здесь надо было не подцепить щепотку кончиками пальцев, а вытряхнуть порцию из горлышка. Зато такое хранение избавляло драгоценные сорта табака от касания чужих пальцев, к которому многие относились очень щепетильно. Например, по легенде прусский король Фридрих II, заметив, что из его табакерки порой подцепляет щепотку-другую паж, просто подарил ему этот предмет со словами: «Возьмите же её, ибо я думаю, что она мала для двоих». Ущербом для короля такое одолжение не стало, ведь он унаследовал шесть сотен табакерок, а своим потомкам уже оставил собрание в полторы тысячи. И всё же табакерку нельзя называть исключительно личным предметом. Во время пика моды на нюхательный табак появились большие общественные табакерки, размещавшиеся в присутственных местах. Например, одна из них сохранилась в палате общин Великобритании, хотя табаком её, конечно же, уже не заправляют.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Проникновение табакерок в Россию

      Считается, что первые поставки табака на русскую землю пошли из Крыма с подачи местных татар. Поветрие быстро захватило широкие слои населения, хотя увлечение это не одобряли ни церковь, ни государь. Меры борьбы с табаком порой были весьма суровы, и замеченным за его употреблением то рвали ноздри, то даже отрезали носы.

      Табакерка Петра I

      Положение дел стало легче при Петре I. В 1697 году была разрешена продажа заморского зелья. Теперь иностранные купцы уже на законных основаниях повезли в Россию не только табак, но и связанные с ним принадлежности. Среди трубок и чубуков затесались и табакерки в виде богато изукрашенных шкатулок. Как и в Европе, представители высшего света стали покуривать табак и нюхать его, для чего начали пользоваться табакерками-коробочками. Сохранились табакерки и самого Петра Великого. Наиболее примечательно хранилище в виде корабельного корпуса, чей нос украшен фигурой льва. Однако и другая принадлежавшая царю табакерка может захватить внимание вдумчивого исследователя. На её крышке запечатлена панорама Санкт-Петербурга, которую мы сразу опознаем по силуэту Петропавловской крепости. По чёрной Неве плывут золотые корабли, окутанные пушечным дымом. А если эту крышку откинуть, на её внутренней стороне мы увидим картину Иоганна Годфрида Таннауэра, где между видом на парусник и портретом Петра сидит его сын в младенческом возрасте. Пётр, осваивая токарное дело, самостоятельно вытачивал подобные предметы из слоновой кости, которые преподносил в подарок. Так что встретить табакерки в руках «птенцов гнезда Петрова» было неудивительно.

      Табакерка в форме «комода» с изображением играющих мопсов, мастер Д.И. Виноградов, роспись А.И. Черного

      При последующих правителях России церковь по-прежнему считала табак бесовским зельем, что отразилось в елизаветинском Указе «О неупотреблении табаку в Церквах во время отправления службы». Однако сама Елизавета Петровна к табакеркам относилась благосклонно. Созданная исследованиями Дмитрия Виноградова «Невская порцелиновая мануфактура» занялась в том числе выпуском фарфоровых шкатулок для табака. Наиболее известна из ранних работ табакерка с мопсами. Конечно на фоне поздних аналогов с богатой ювелирной отделкой предмет смотрится скромно. Но нельзя забывать, что рецепт российского фарфора разработан лично Виноградовым, а декором табакерок заведовал уже не иностранец, а обученный росписи русский мастер, причисленный к мануфактуре – будущему Императорскому фарфоровому заводу.

      Табакерка Позье с портретом императрицы Елизаветы Петровны

      Говоря об императорских табакерках, можно вспомнить, что уже при Елизавете Петровне восходит звезда Жереми (Иеремии) Позье, долгое время занимавшего должность придворного ювелира. Прославит мастера Большая императорская корона Российской империи, сотворённая им в сотрудничестве с Георгом Фридрихом Экартом для коронации Екатерины II. Но и во время царствования Елизаветы Позье весьма искусно создавал табакерки для императрицы. А она не только постоянно расширяла своё собрание предметов для нюхательного табака, но и весьма щедро вознаграждала ими за различные заслуги. И герою дня из числа придворных вручали дорогую табакерку.

      Табакерка «Чесменская». Мастер Жан Пьер Адор (1771 г.)

      В непримиримой битве «курителей» и «нюхателей» сменивший Елизавету Пётр III и его супруга оказались в разных лагерях. Новый правитель России не только не одобрял увлечение жены нюхательным табаком, но и запрещал напрямую: на обедах ей приходилось усаживать рядом князя Голицына, который тайно угощал её понюшкой. После свержения Петра III увлечение Екатерины II расцвело с новой силой. Это подтверждают две сотни затейливых табакерок, принадлежавших императрице. Кроме того, один из маленьких, но уютных залов Большого Екатерининского дворца, сделанный в синих тонах, прозвали «Табакерка». А ещё кроме иноземных марок для императрицы Екатерины в Царском Селе выращивали специальный сорт табака. Как и Людовик XIII, царица собственноручно растирала в порошок высушенные листья. Мода на табак распространилась по всей России, и многие девицы по примеру Екатерины Великой пристрастились к табаку. От той поры осталось немало искусных предметов. Например, кроме Позье, в этом деле блистал Иоганн Готлиб Шарф. В числе прочих им создана табакерка, на которой тщательно выписана Лизетта – левретка императрицы. Не отставал от него в мастерстве и Жан-Пьер Адор. Для группы военных, которые возвели Екатерину II на трон, ему заказали три десятка табакерок в виде медалей с портретом императрицы в облачении древнеримской богини Минервы. Наиболее значительной работой Адора называют «Чесменскую табакерку», чья роспись не только прославляет победу русского флота, но и символически возвеличивает царицу.

      Табакерка графа Зубова

      Павел I, как и Пётр III, не любил ни нюхательный табак, ни тех, кто его употреблял. И хотя сохранилась роскошная табакерка работы того же Адора, с крышки которой на нас взирает портрет великого князя Павла Петровича, царь не переносил даже запаха табака. Словно в отместку за столь явную нелюбовь одним из орудий переворота, который привёл к убийству императора, считается золотая табакерка. Изящный предмет, принадлежавший графу Зубову, ударил в висок Павлу I после того, как тот отказался подписать документ об отречении. Сейчас этот предмет с приметной вмятиной хранится в Эрмитаже. Хотя смерть наступила не от удара, а от удушения шарфом, слухи, поползшие по России, называли причиной кончины императора «Апоплексический удар табакеркой». Последующие правители России словно в память об этом происшествии нюхательный табак не жаловали. Можно сказать, что в XIX веке курильщики окончательно взяли верх над теми, кто нюхают табак. Но это не означало, что век табакерки закончился. Напротив, постепенно табакерки перестали считаться атрибутом высшего света и превратились в предмет быта. Открывались фабрики, производящие их на любой кошелёк или вкус.

      Любитель табака

      Появление папирос, а затем и сигарет сделало экзотичным даже курение трубки. Но и тогда остались любители нюхательного табака. Среди них можно назвать великого писателя Льва Толстого, мечтавшего отучить Россию от курения табака. Барышни, получившие образование до революции, тоже остались верны прежним привычкам и продолжали носить с собой небольшую коробочку с понюшкой и в советское время, хотя число их год от года уменьшалось. Табакерки уступали место портсигарам. Впрочем, заставшие даже позднесоветский период, наверняка помнят продававшиеся в магазинах кубики оранжевого цвета – пачки нюхательного табака стоимостью десять копеек штука. Из того же времени нюхательная мятная махорка. Всё это надо было где-то хранить при переноске.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Музыкальные табакерки

        Отдельное направление получили предметы, где хранилище табака было совмещено с заводным механизмом, проигрывающим мелодию. Вернёмся к сказке Одоевского и вспомним её персонажей: мальчик-колокольчик и его друзья, дядьки-молоточки, надзиратель-барабан и царевна Пружинка. Оказывается, писатель достаточно хорошо показал части музыкального устройства. Подобные предметы распространились в XVIII веке. Изначально их называли «carillons à musique» («музыкальные перезвоны»). Их частями как раз были крошечный барабан или колокольчики, а то и более сложный механизм, включавший все элементы, описанные Одоевским. Обычно мелодия начинала играть, когда откидывали крышку.

        Табакерка с музыкой

        Когда мода на нюхательный табак сошла на нет, ящички со встроенными мелодиями тоже утратили актуальность. Такие табакерки превратились в обычные музыкальные шкатулки, выпуском которых занялись фабрики по всей планете. Впрочем, выражение «Иногда они возвращаются» уместно и здесь. В Советском Союзе выпускали музыкальные портсигары. И многие, наверное, вспомнят советский «космический трёхтомник», который наигрывал «Широка страна моя родная» или «Не слышны в саду даже шорохи». Преемственность музыкальной шкатулки от табакерки интересно показана в мультфильме «Шкатулка с секретом». О табаке там уже ни слова, однако путешествие внутри механизма в целом соответствует сюжету Одоевского. Хранителям табака с музыкой посвящены пьесы А.К. Лядова и Т.П. Николаевой, которые так и называются «Музыкальная табакерка».

        Табакерка и чёрт

        Вспомнив Одоевского, обратимся и к Андерсену. Листая советские издания и добравшись до строчек о табакерке, мы узнаем, что там «табак никогда не держали, а сидел в ней маленький чертёнок». Куда же делся тролль, и как чертёнку удалось занять это насиженное место? Оказывается, переводчики просто сажали сюжет Андерсена на русскую культурную почву, где давно есть укоренившееся выражение «чёрт из табакерки», означающее внезапное появление крайне неприятной личности или столь же внезапное и неприятное событие. В нём переплелись немецкая игрушка, известная ещё с XVI века, где из коробочки выпрыгивал страшный чёрт, и поверье. По нему от чёрта можно было добиться исполнения любого желания, если запереть его в табакерке.

        Кадр из м/ф «Стойкий оловянный солдатик»

        Невыносимый запах табака обязывал чёрта идти на любые условия. Однако надо было зорко следить, чтобы чёрту не удалось покинуть маленькую коробочку до заключения договора. Иначе он начинал злобно мстить. Такой механизм более известен в качестве игрушки, получившей название «Jack in the Box» («Джек в коробке» или «Попрыгунчик»), где чёртика сменил ужасного вида клоун. Но в сети можно найти упоминание и о табакерках с подобным секретом. Их специально выставляли на видное место, и выскочивший чёртик изрядно пугал гостя, охочего зачерпнуть чужой табак без спроса.

        Коллекционирование табакерок

        Табакерка Позье для Екатерины Великой

        Роскошные собрания из драгоценных материалов, подобные тем, которыми владели Фридрих Великий или Екатерина II, имеют только музейные фонды. Частные коллекции обычно используют табакерки в качестве иллюстрации быта определённой эпохи. Однако тематическая подборка табакерок может представлять огромный интерес. Конечно, единицам удастся объединить в экспозицию хотя бы несколько предметов авторства Карла Густава Клингштедта, которого почтительно именовали «Рафаэль табакерки», но это направление достаточно перспективно.

        Изделия Баланова

        Хорошо раскрывает тему комплект предметов, вышедший из одной мастерской. Например, весьма интересны серебряные табакерки, сделанные О. Балановым (их определяют по характерному клейму из литер «О» и «Б»). Они украшены изысканными гравюрами с чернением. Собрав несколько подобных табакерок, можно сделать экспозицию, показывающую знаковые места Санкт-Петербурга, Москвы или Парижа. Формируя коллекцию, учитывайте, что табакерки ценятся, когда они без вмятин, царапин, потёртостей и прочих дефектов.

        Подарочная табакерка Наполеона (1797 г.)

        На аукционах огромные суммы уходят за право обладания предметами, принадлежавшими известным историческим личностям. Конечно, далеко не все могут раздобыть артефакт, который когда-то носил вице-адмирал Нельсон, политик Талейран или сам Наполеон Бонапарт. Но владельца затейливой шкатулки с изящно выгнутой «N», выложенной бриллиантами, возможно будет греть мысль, что такой же предмет сыграл большую роль в развитии сюжета истории «Табакерка императора», написанной Джоном Диксоном Карром. То же самое относится и к любой табакерке, которую касались пальцы какого-нибудь из правителей России.

        Табакерка с часами

        Оставив на этот раз в стороне музыкальные табакерки, можно обратить внимание на шкатулки со сложным устройством. Простейшая табакерка – это обычный ящичек. Но ряд из них имеет свои секреты. Например, интересны широко представленные в частных коллекциях табакерки с несколькими отделениями. Их владелец активно угощал ближних низкосортным табаком, приберегая для себя душистую высококачественную понюшку, скрываемую в той части, которая открывалась потайной кнопкой. Необычно смотрятся табакерки, куда встроен не музыкальный, а часовой механизм.

        Табакерка с изображением писем (Пакетовая табакерка)

        Не менее интересно коллекционировать карманные табакерки определённого типа. Например, пакетовую табакерку расписывали под запечатанный конверт. Шкатулки в виде затейливых посланий были одними из ранних предметов производства «Невской порцелиновой мануфактуры»: их начали выпускать ещё при жизни Дмитрия Виноградова. Такую табакерку использовали и для передачи тайных посланий. Адресат не только подцеплял щепотку табака, но и спрятанную в его глубине свёрнутую записочку. А затем уже сам раскрывал свою табакерку, чтобы нужное лицо извлекло оттуда ответ. Внушительную коллекцию подобных предметов собрал Сергей Николаевич Казнаков, отразив их особенности в книге «Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода». Так что от небольшой коллекции можно проложить путь в глубину исследований, которые будут иметь ещё и историческую ценность.

        Табакерка для нюхательного табака, декорированная гильошированной эмалью, латунь, Российская империя, 1890-1910 гг.

        Собрания старинных табакерок остаются популярными в среде коллекционеров и в XXI веке. Если у вас есть подобные предметы из фарфора или серебра, и вы хотите продать старинные шкатулки и другие антикварные предметы, обращайтесь в нумизматический клуб Raritetus. Здесь вам проведут бесплатную предварительную оценку с учётом сохранности, а также обеспечат безопасность при выкупе, ведь деньги выплачиваются либо сразу на банковскую карточку, либо выдаются наличными в охраняемом офисе. 

        Отправьте фото удобным вам способом

          Оставить комментарий

           

          Комментарии (всего: 0)