- История создания и развития ТФЗ
- Особенности росписи фарфоровых изделий
- Клейма Ташкентского фарфорового завода
До 50-х годов двадцатого века узбекского фарфора как вида декоративного прикладного искусства не существовало. Однако мастера и в старину изготавливали посуду, постоянно совершенствуясь в технике и декоре. Только в 1953 году в Ташкенте была основана фабрика фарфоровых изделий, которая функционирует до сих пор и является одним из крупнейших фарфоровых заводов страны.
Завод традиционно выпускал чайники, пиалы, косы и ляганы, которые украшены восточным орнаментом (изображения граната, коробочек хлопка, миндаля, вьющихся побегов и др.). Часто узбекскую посуду украшает и золоченый узор. А надглазурная и подглазурная росписи подчеркивают утонченность керамических изделий.
История Ташкентского фарфорового завода (ТФЗ)
В течение многих веков фарфор в Среднюю Азию завозился из Китая. В 20 веке в Азию стала поступать посуда от советских фарфоровых заводов. В 1953 году по указу правительства СССР был основан первый в Центральной Азии завод по производству фарфоровых изделий. На завод была возложена важная миссия - обеспечить посудой пять республик (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизию и Казахстан).
Среднеазиатский фарфоровый завод был построен в старом районе Ташкента, на улице Сагбан. С тех времен в том районе есть остановка общественного транспорта, которая носит одноименное название - «Фарфоровый завод». О том, когда и как зародился узбекский фарфор, споры ведутся до сих пор. Даже на официальном сайте завода на разных страницах присутствуют две даты основания: одна из них - 1953 год, другая - 1952.
Для запуска предприятия в Ташкенте были командированы лучшие специалисты со всего Советского Союза. Мастера советского фарфора умело совместили свои технологии с декором местного колорита, наняв в штат опытных технологов и талантливых художников.
На старте своего существования на Ташкентском фарфоровом предприятии выпускались изделия по образцам других советских фабрик. Позже местные мастера стали выпускать посуду в традиционном азиатском стиле.
Помимо посуды, завод экспериментирует, выпуская сосуды в виде памятников самаркандской архитектуры (медресе Улугбека, мавзолей Гур-Эмир, Шир-Дор и др.). Мини-скульптуры пользовались высоким спросом на Всемирной Монреальской выставке в 1967 году во время Дней узбекского искусства.
В лучшие годы своего развития спрос на продукцию Ташкентского фарфорового завода намного превышал предложения. За самобытность и в то же время неповторимость узбекскую керамику полюбили во всем Советском Союзе. Приобрести фарфоровые сервизы желали многие советские семьи.
Особенности ташкентского фарфора не ограничиваются изысканностью форм и восточном дизайне. Во многом посуда приобрела свою популярность за счет высококачественного сырья, из которого была изготовлена. Между тем наличие качественного сырья всегда было проблемой для Республики Узбекистан. А все потому, что белизну фарфору придавал каолин, содержащийся в исходном материале. Сама добываемая в Узбекистане глина содержит окись железа, из-за которой без добавления каолина на посуде появляются темные мушки и фактура теряет чистоту. Для сохранения однородной структуры поверхности изделий каолин обогащали и тщательно очищали от примесей.
В итоге глину для фарфоровых изделий стали завозить с территории Украины и других районов СССР. А Дулевская фабрика обеспечивала Ташкентский фарфоровый завод высококачественными красителями.
В конце 80-х мир охватил бум костяного фарфора. Тогда химики и технологи Ташкентского завода начали разработку нового состава фарфора, в который добавлялась костная мука. Эта мука придавала изделиям дополнительную прочность и белизну. Позже специалисты завода изобрели ноу-хау. Вместо костной муки стали добавлять в сырье затвердевшие стебли хлопчатника. Тем самым добились еще более высокого качества.
В 1982 году была выпущена пробная партия посуды из состава с добавлением хлопчатника. И это произвело настоящий фурор в мире фарфора. Посуда была белоснежной, легкой и светящейся. Но была одна незадача. Для массового выпуска такой посуды требовались серьезные вложения, что в годы перестройки составляло огромную проблему.
После развала СССР в 1991 году на Ташкентском ФЗ прошла приватизация. Однако новые руководители не смогли “вдохнуть” новую жизнь в производство, и вскоре деятельность завода была приостановлена.
Даже в годы упадка в заводском музее фарфоровых изделий хранились все образцы выпускаемой ранее продукции. Среди них есть знаменитые сервизы “Золотой олень”, “Пахта”, “Атлас”. Однако закрылся завод, закрылся и музей, а часть сервизов было передано другому музею.
Позже, в годы независимости Республики, руководство предпринимало несколько попыток возродить узбекский фарфор. Но дефицит хорошего сырья, утеря уникальных технологий и недостаток квалифицированных кадров не позволили воплотить планы по восстановлению завода в жизнь.
И только в 2019 году по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева решено было взяться за реконструкцию завода. Мирзиёев твердо решил выпускать современную узбекскую фарфоровую посуду. К этому времени производство было в плачевном состоянии. Но президент сдержал слово. На реконструкцию производственных цехов было выделено 87 миллиардов сумов (661 278 300 рублей), созданы рабочие места, налажено производство не только посуды, но и сувенирной продукции. Примечательно, что теперь производство работает только на сырье, добываемом в Узбекистане.
Роспись узбекского фарфора
Узбекский фарфор узнаваем во всем мире по уникальным росписям Ришан и Пахта. Пахта представляет собой цветки хлопка, нарисованные вручную, как правило, на белом фоне синим или черным цветом и декорированные позолотой. Рисунок Ришан представляет собой национальные узоры и другие цветочные орнаменты, расписанные цветными красками. Роспись наносилась с внешней и с внутренней стороны изделия.
Еще одним узнаваемым изделием гордился завод - чайным сервизом “Золотой Олень”. Здесь была та же хлопковая роспись, но ее дополнительно украшала позолоченная фигурка оленя.
Из всей продукции завода чайный сервиз “Чинар” выпущен самой маленькой партией. Блюдца и чашки этого сервиза были украшены листьями и шариками Platanus orientalis, выполненными на зеленом фоне. Но партийное руководство завода запретило выпуск серии “Чинар”, так как сочло зеленый цвет отголосками ислама, против которого, как и против церкви, в те времена яростно боролись. Зеленый цвет было решено заменить на синий, который позже и сделал знаменитым узбекский фарфор. Однако использование зеленого цвета не было под категоричным запретом, просто такая посуда выпускалась значительно меньшими партиями.
Ташкентский завод тесно сотрудничал с другими заводами СССР, что привело к “рождению” нового сервиза “Дворцовый”. Сервиз отличался щедрой позолотой и был выполнен исключительно из глины, привезенной из Украины и Советского Союза. Узбекскую глину для изготовления сервизов серии “Дворцовый” категорически не использовали.
Каталог клейм ТФЗ по годам
В доперестроечные годы Ташкентский фарфоровый завод клеймо ставил также, как и сейчас, на нижнюю часть изделий с внешней стороны. Вот только дизайн клейма был незамысловат и соответствовал эпохе того времени.
Ниже представлены типовые клейма, которые ранее ставились на изделия ТФЗ.
В поздние советские времена на изделия ставили клейма с изображением птички, которая определена местными жителями района как легендарная птица Анка (или Анко) из арабской и мусульманской мифологии.
Иван Гольский в своем каталоге «Торговые марки и знаки советской керамики» опубликовал вариант еще одного клейма, на котором изображены коробочки хлопка в раскрытом виде. Такие клейма ставились на посуду, предназначенную на экспорт, и были дополнены надписью «Made in USSR».
Изначально название города производителя на клейме было написано согласно правилам советской грамматике Tashkent. После того как республика обрела независимость, стали писать Toshkent, что соответствовало уже национальным нормам.
Действующий сегодня в Ташкенте современный фарфоровый завод использует многозадачные клейма. Но, разглядывая изображение изгиба волны, на новом клейме можно увидеть в ней ту самую птицу Анко.
Завод и сегодня является особой гордостью Узбекистана. Но знатоки особенно ценят не современную продукцию, а коллекции завода, изготовленные в ранний период развития.
Если вы желаете продать фарфор производства Ташкентского завода, мы будем рады у вас их приобрести и предложим хорошую цену. Специалисты клуба “Раритетус” имеют возможность провести бесплатную оценку стоимости изделий по фото.